Главная / Другое / Опыт работы "Профессиональная компетентность дошкольного педагога, как стратегия повышения качества образования"

Опыт работы "Профессиональная компетентность дошкольного педагога, как стратегия повышения качества образования"

Профессиональная компетентность дошкольного педагога, как стратегия повышения качества образования МАДОУ детский-сад №7 «Семицветик» комбинированного вида

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования.

В педагогическом процессе бесспорно на первый план выходит педагог, воспитатель и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит и качество его работы, его профессиональный рост.

Современному дошкольному учреждению нужен образованный специалист:

  • Обладающий высоким творческим потенциалом,

  • Владеющий гибкостью мышления

  • Постоянно развивающаяся конкурентно способная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности – это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.

По мнению большинства, ученых и практиков, наиболее эффективное влияние на развитие ребенка оказывает личностно-ориентированная позиция педагога, направлена на обучение и воспитание, коррекцию поведения без насилия, уважение личности и развития его способностей и склонностей.

Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействий с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находится высокопрофессиональные педагоги.

Важным звеном целостной системы повышения квалификации педагогических кадров, качества педагогического процесса является методическая работа.

Работая старшим воспитателем вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время и требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные педагоги- мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения.

В связи с этим перед нами встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование педагогической компетентности у педагогов нашего детского сада.

Цель работы: развитие личностной ориентации, мотивов и профессиональных потребностей профессионально значимых знаний умений и качеств личности педагогов детского сада.

Задачи методической работы:

  1. Изучение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, программ.

  2. Оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы методической работы.

  3. Внедрение новых форм общения и распространение опыта работы: создание творческих групп.

Решая задачи развития профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ мы стремимся:

- обеспечить индивидуальное обучение на основе учета особенностей проявления уже имеющейся профессиональной позиции у педагога;

- организовать мыслительную деятельность, в ходе которой происходит осмысление педагогом собственных профессиональных действий, своих установок на восприятие ребенка, отношение к нему как к человеку.

В основу деятельности ДОУ была положения следующая модель.


hello_html_m51ee388f.gif



Сердцевина модели обозначает ребенка.

Лепестки направления работы творческих групп: приобщение к национальным истокам, внедрение программы «Детский сад 2100», формирование здорового образа жизни, развитие детей с особыми возможностями здоровья.

У цветка есть три листа:

  1. материально-техническая поддержка, которая обеспечивает оснащение предметно-развивающей среды, служит интересам и потребностям ребенка, способствует его развитию;

  2. Психологическая сопровождение, которая направлена на оптимизацию условий для развития творческого интеллектуального потенциала путем социальной интеграции воспитанников и педагогов;

  3. Методическая поддержка – это организация более эффективной методической работы, направленной на формирование педагогической компетентности у педагогов нашего детского сада.


Почва , на которой растет цветок – это среда обитания ребенка: в первую очередь это семья, которая является системой социального развития ребенка, затем идет детский сад – предстартовая позиция в будущее, который в сотрудничестве с семьей всесторонне развивает ребенка доводит его до сознания собственной значимости как маленького гражданина, помогает ребенку легко и свободно «войти» в первый класс, формирует у него содержательный образ школьника, готовить к новому типу отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой – учебному сотрудничеству. И вот ребенок идет в школу, которая организует учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, полученное ребенком в детском саду, семье. Все лучшее, что дали ребенку семья и детский сад, школа делает своим достоянием и использует в своем учебно-воспитательном процессе. Так в своем путешествии ребенок двигается дальше и дальше: родной город, его история, достопримечательности, природный ландшафт. И вот он уже настоящий гражданин нашей замечательной страны.

Кроме благодатной почвы, цветку необходима влага. И для ребенка, для его успешного развития и воспитания столь же необходимы: любовь, терпение, забота, уважение, понимание, наши знания и опыт.

В течении всей этой работы проводился всесторонний анализ образовательного процесса, профессиональных и творческих возможностей педагога, изучение особенностей профессиональной позиции педагогов ДОУ: «Творческий потенциал», «Мотивационная деятельность педагога», «Карта личностной перспективы», «Готовность к саморазвитию», «Профессиональное мастерство».

В соответствии с полученными данными была спланирована последующая работа.

В планировании соблюдался комплексный подход, который решает задачи педагогического процесса через различные формы методической деятельности. В этом году мы опробовали план состоящий из блоков. Тема блока – это годовая задача и тема творческой группы, которая в течении 2 – 3 месяцев решалась в различных формах (консультации, семинары, открытые просмотры, тематический контроль, мастер – класс, недели профессионального мастерства) и в завершении педагогический совет.

Работа творческих групп проходила под девизом: «Собраться вместе это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе - это успех»

С целью развития профессиональной компетентности использовались разнообразные формы. (Обучающие семинары, консультации, семинары практикумы, информационно-практические занятия, мастер – классы, тренинги, смотры конкурсы, педсоветы, участие в МО города и т.д. (областных конференциях, самообразование, курсы повышения квалификации, аттестация, участие в конкурсах профессионального мастерства, недели педагогического мастерства, участие в выставках детского творчества, работа в творческих группах.)

Остановимся на некоторых из них.

- обучающие семинары, которые являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимое условие - это посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В нашем учреждение такие семинары проводятся ежегодно. Так, в прошлом году были проведены семинары

«Педагогическая диагностика в системе дошкольного образования», «Использование метода проекта с педагогическими кадрами», «Взаимодействие со специалистами», «Учимся играя», «Организация самообразования».

- следующая форма – это консультации: Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка буклетов, пособий, проспектов, компьютерных презентаций. В нашем ДОУ прошли такие консультации как, «Педагогические основы планирования», «Теоретические основы инновации», «О здоровье в серьез», «Создание художественно-культурной развивающей среды», «Прогулка с детьми летом»

- семинар -практикум «Пропаганда здорового образа жизни в семье», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Одним из путей наиболее эффективной работы является уход от традиционных педсоветов и консультаций и использование в методической работе новых форм. В этом году были проведены: педсоветы в интерактивной форме «Педагогический пробег», «Интеллектуально-творческая игра», «Ярмарка», неделя профессионального мастерства (семинары, самоанализы, мастер – классы, занятия, праздники, развлечения, фотовыставки, оформление стендов, презентация педагогических идей, игр, методик) использование ИКТ.), мастер класс «Изготовление народной игрушки».

Обще известно, что только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно получены, обдуманы и пережиты. А это возможно только в результате самостоятельной работы по самообразованию. С целью методической помощи педагогам в процессе самообразования была проведена консультация «Организация самообразования», где мы рассмотрели вопрос организации самообразования, оформление портфолио, сбор информации и его систематизация, так же были проведены индивидуальные консультации. Самообразование в нашем детском саду профессионально перспективное. Педагоги в течении года проводят работу по определенным психолого – педагогическим или методическим проблемам таким как: «Русская народная национальная культура в современном обществе», «Нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм», «Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления», «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве», «Организация предметно игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста», «Влияние развитие мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Социокультурное развитие», «Развитие творческого воображения у дошкольников», выявленными в результате педагогического самоанализа и осознанными в качестве необходимой для глубокого изучения.

Наши педагоги на протяжении всего учебного года активно участвовали в работе городских методический объединений, на заседаниях которых изучался передовой педагогический опыт педагогов города. Четыре городских методических объединения было проведено на базе нашего детского сада по программе Образовательная система «Школа 2100» Детский сад 2100» педагогами: «Внедрение инновационной программы «Детский сад 2100» (для методистов города), Презентация раздела программы «Детский сад 2100» «Синтез искусств», воспитателями «Ознакомление с окружающим миром «Здравствуй мир!» (для воспитателей города), психологом социально личностное развитие «Познаю себя» (для психологов города). Так же педагоги принимали участие в городской ярмарке идей «Новое поколение: возможности и проблемы самореализации молодежи в современном мире», областной конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовательном учреждении» и др.

Еще одна из форм методической работы это организация смотров – конкурсов, которые планируются относительно задач годового плана работы, приоритетных направлений развития, интересов педагогов, результатов изучения педагогического процесса Участие педагогов в конкурсах позволяет им реально, на практике использовать и применять те знания и практические умения, которые они получили в ходе тех же семинаров, консультаций, коллективных просмотров. То есть – это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможностей для его самореализации. В нашем ДОУ прошли смотры – конкурсы «Мини музей», «Создание развивающей среды», «Лучший физкультурный уголок», «Лучший зимний участок», «Лучшей цветник», «Лучший психологический центр»

Педагоги нашего детского сада принимали активное участие в городских конкурсах, что способствует активизации работы педагогов по внедрению в работу новых технологий, выявление положительного опыта, развитию творческого потенциала, развитию режиссерских умений и навыков, стимулирование творческого поиска.

Воспитанники старшей и подготовительной группы под руководством инструктора по физкультуре приняли участие в спортивных соревнованиях «Веселые старты», «Веселая карусель». Под руководством хореографов воспитанники приняли участие в Фестивале детского творчества «Звездный дождь» и были награждены диплом лауреата III степени, в номинации «Юный художник» под руководством воспитателя по изодеятельност диплом. Также по руководству воспитателя по изодеятельности приняли участие дети детского сада в выставке детского творчества «Рождество Христово» и получили диплом I и II степени, участие в конкурсе «Мама милая моя» награждены благодарственным письмо и диплом. Приз газеты «Бердские новости». Под руководством воспитателей I младшей группы. и поддержке родителей приняли участие в городском конкурсе кормушек, где получили диплом за I место в номинации «Фантазия и творчество».

Дошкольное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющим самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов ДОУ в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения курсов повышения квалификации

По итогам курсов «Социокультурное развитие» на базе школы №12, детского сада №15 и детского сада №7 организована Лаборатория «Социокультурное развитие детей в едином образовательном пространстве», что-то же является одной из форм развития профессиональной компетентности педагогов.

Успешность воспитания дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетентности, нацеленности на результат и другие. Однако работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и родителями.

Мы постарались обеспечить психологический комфорт педагогам, создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать условия для сохранения и укрепления здоровья.

Это стало возможным благодаря тренингам, которые проводил психолог детского сада. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы, работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи, проведение деловой игры. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

Таким образом, организация разнообразных форм методической работы помогла повысить общую культуру педагогов, их профессиональную компетентность, освоить культуру получения, отбора и обработки необходимой информации, творчески использовать ее в работе с детьми, выйти на аттестацию. За период работы нашего детского сада увеличилось количество педагогов имеющих аттестационную категорию.

Наряду с этим, было выделено поле проблем и противоречий в ДОУ. Это:

  • недостаточность развития аналитических механизмов профессиональной деятельности педагогов,

  • необходимость обеспечения личностно-ориентированного сопровождения с учетом индивидуального стиля деятельности педагогов,

  • затрудненность выбора и использования технологического инструментария в практической деятельности.

Перспектива деятельности нашего коллектива в этом направлении – это разработка рефлексивно – творческой модели в обеспечении развития педагогического мастерства воспитателей МДОУ, которая будет включать в себя:

  • Создание личной сбалансированной системы показателей воспитателей и административного персонала ДОУ

  • Создание организационной системы сбалансированных показателей воспитателей и административного персонала

  • Реализация компетентностного подхода в деятельности воспитателей и административного персонала

  • Создание системы управления знаниями педагогов ДОУ

  • Создание системы эффективного коученга. (группового, индивидуального)

Коучинг – осознанный путь к успеху.

И закончить хочется словами народной мудрости : «Если знаешь куда плыть, то любой ветер может стать попутным».



Опыт работы "Профессиональная компетентность дошкольного педагога, как стратегия повышения качества образования"
  • Другое
Описание:

Работая старшим воспитателем вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время и требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные педагоги- мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения.

В связи с этим перед нами встала проблема организации более эффективной методической работы, направленной на формирование педагогической компетентности у педагогов нашего детского сада.

Автор Откидушева Наталья Валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1442
Номер материала 28657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓