Главная / Начальные классы / Опыт работы по теме "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"

Опыт работы по теме "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"


Гhello_html_ca2ce3e.pngОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2015»



КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Соколова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

негосударственного общеобразовательного учреждения

«Общеобразовательная школа-интернат № 17

среднего (полного) общего образования» им. Д.М. Карбышева

ОАО «РЖД»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всех системах и учебно-методических комплектах, будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.  Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (Слайд 2)

Задача учителя сегодня —  включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои обучающиеся, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы: (Слайд 4)

  • изучение методической литературы;

  • изучение опыта коллег;

  • активное участие в работе школьного методического объединения.

Деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода:

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип целостности;

  • принцип минимакса;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип вариативности;

  • принцип творчества.

Главным отличием деятельностного метода от традиционного «демонстрационно – наглядного» метода является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а обучающихся.

Проблема опыта:

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Гипотеза:

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Цели опыта:

- определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень обучения младшего школьника.

Основные задачи:

- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.

Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. (Слайд 3)

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы обучающихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Таким образом деятельностный метод –это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

Характерной чертой технологии деятельностного метода является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом. (Слайд 5)

Основными положениями технологии деятельностного метода являются :

  • Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

  • Сам процесс должен быть творческим и поисковым.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно – познавательную деятельность группы обучающихся под «скрытым» руководством учителя, т.е. обучающиеся выполняют роль «исследователей». Опыт можно применять в начальной и основной школе всех уровней. Он будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, психологами, практикующими в начальной школе, родителями, имеющими потребность в саморазвитии. (Слайд 6)

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Исходя из этого, уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.     уроки открытия нового знания(ОНЗ)

2.     уроки рефлексии(УР)

3.     уроки общеметодологической направленности;

4.     уроки развивающего контроля.

Деятельностный   подход   на своих уроках я осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. (Слайд 7)

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, то системно-деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока. (Слайд 8)

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.). Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»).

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.

На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. 

            Итак, подведём итоги работы. Я выдвигала гипотезу, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом. Выдвинутая гипотеза доказана. Доказательством являются: (Слайд 9)

- мониторинговые исследования уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов. (Слайд10)

- анализ анкетирования родителей 4 класса. (Слайд11)

- анализ результатов выполнения итоговой комплексной работы. (Слайд12)

-участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах. (Слайд13)

            В результате у обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Федерального Закона "Об образовании в РФ".

Список литературы.

  1. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова – «Учебная литература», 2011

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

  3. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…» 2005.

  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100.

  5. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. - Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова – Изд. Дом Федоров, 2006.

  6. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.


 



Опыт работы по теме "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"
  • Начальные классы
Описание:

Опыт работы по теме "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе" был представлен на городской конкурс "Учитель года -2015".Задача учителя сегодня —  включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного  обучения, так как мне хотелось, чтобы  мои обучающиеся, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. На возникновение и становление данного опыта оказали влияние следующие факторы: 

·  изучение методической литературы;

·  изучение опыта коллег;

·  активное участие в работе школьного методического объединения.

Автор Соколова Татьяна Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 52368
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓