Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОпыт работы по теме «Проектная деятельность в начальной школе»

Опыт работы по теме «Проектная деятельность в начальной школе»

Скачать материал

 

Опыт работы по теме

«Проектная деятельность

в начальной школе»

учителя начальных классов

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

Новобирюсинской СОШ

Вологжаниной Надежды Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

Актуальность темы:

 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

 

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

 - способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

       - способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

      - выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

1 этап:

Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность  учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД

(по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД.

2 этап.

   На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.   Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных мероприятий.

     Так  проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием приносили  материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».

   Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.  При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

  На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков,  так и с использованием компьютерных презентаций.

3 этап.

На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы…», посвящённую 115-летию нашей школы. Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.

Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.

2.Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

4.Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

5.В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

6.Тесно сотрудничать с родителями.

7.При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

 

Ожидаемые результаты:

  -повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной        мотивированности;

 - развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

 - приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Опыт работы по теме «Проектная деятельность в начальной школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

 

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать чтоудалось и чтонет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся?Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 168 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 368
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дмитриева Ирина Анатольевна
    Дмитриева Ирина Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3441
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек