Главная / Обществознание / Опыт работы по самопознанию

Опыт работы по самопознанию

Интеграция предмета «Самопознание»


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

КГУ «УВК «Лицей» Хряпина Вера Максимовна

Во времена экономических перемен и господства технократической идеологии внимание к воспитанию духовности и нравственности ослабевает на наших глазах. Вырастают целые поколения, вызывающие беспокойство в области нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности, в основе которых лежат народные традиции, делают личность духовно богатой, внутренне свободной, независимой и одновременно социально зрелой, ответственной. К вопросам духовности обращали свои мысли и идеи такие классики педагогики, как: Я.А. Каменский, И. Песталоцци, К. Ушинский и другие. Сегодня эта проблема не только не потеряла своей актуальности, но и стала, пожалуй, еще острее.

Президент Казахстана Н. Назарбаев в проекте «Интеллектуальная нация - 2020»   обозначил цель новой национальной идеи – превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.  Одним из направлений проекта является духовное воспитание молодежи. Дальнейшее развитие данные идеи получили в последнем Послании Президента, где особый акцент был сделан на усиление воспитательной работы с учащимися, на формировании  общечеловеческих ценностей.

По инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию «Самопознание». Она дает возможность педагогам реализовать важнейший принцип гуманистической педагогики, принцип диалога взрослого и ребенка, детей между собой, сотрудничества педагогов с родителями.

От профессионализма учителя самопознания, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Анализ личностных и профессиональных особенностей педагогов лицея , мониторинг педагогической деятельности, был проведен заместителем директора по УВР совместно с психологом.

Для этого были использованы следующие методики:

  • Диагностика стилей педагогического общения

  • Измерение уверенности в себе

  • Диагностика уровня саморазвития и профессионально- педагогической деятельности.

Это позволило нам выделить группу педагогов с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, преподающим различные учебные предметы: русский язык и литературу, английский язык, биологию, учителя начальных классов. Именно им было предложено осуществлять обучение по самопознанию. Все учителя прошли курсы повышения квалификации при ВКИПК.

Но работа по программе «Самопознание» постоянно требует совершенствования технологий обучения и воспитания детей, внедрения инновационных технологий с учетом специфики занятий по самопознанию. С этой целью в лицее создано МО учителей, ведущих предмет «Самопознание» под названием «Созвучие сердец», для оказания методической помощи в профессиональном росте педагогов, обмена информации по интересующим их вопросам.

Определилась проблемная тема ОИР «Интеграция предмета «Самопознание» в образовательно-воспитательное пространство как условия личностного развития школьников». Актуальность данной проблемы состоит в том, что «Монологическая» система образования утратила свою эффективность, стало явным, что интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Так для многогранного познания личностью своего Я и окружающего мира в процессе обучения самопознанию, возникла потребность осуществления межпредметных связей в таких дисциплинах, как самопознание и русский язык, самопознание и математика, самопознание и литература, самопознание и история и др.

В рамках работы МО учителя изучили теоретические вопросы интеграции самопознания. Из целого ряда существующих определений интеграции мы используем одно: Интеграция – это соединение процесса обучения и воспитания в единую целостную систему. Основа интеграции – понимание целостности мира и осознание себя в этом мире, его взаимосвязях. (Якименко С.И.)

Проанализировав структуру интеграции, мы сумели выделить следующие ступени интеграции:

  1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему)

  2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов).

  3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

  4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»: «...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...» 
Природа человека интегральна  в своей сущности и эта интегральность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки (взаимодействующие химические, физиологические, духовные процессы), и на уровне осознания личности, и на уровне мышления- логического, образного, ассоциативного. Следовательно, интеграция- естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов.

Это целая область науки. Современная система образования позволяет учителю творчески подходить к вопросу интеграции, не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать представление о единстве окружающего нас мира.

Интегративные методы используются нашими педагогами в составлении интегрированных занятий по различным учебным дисциплинам с предметом «Самопознания»

В их числе:

метод конструирования правил. Он позволил педагогам «открыть» некоторые новые требования к организации занятий;

метод сравнения позволил сопоставить разные точки зрения педагогов в подготовке и обсуждении занятий;

метод гипотез развивает у педагогов навыки прогнозирования собственных действий.

При решении этих задач использовались интерактивные методы:

  1. мозговой штурм позволяет собрать большое число идей, способов решения чего-либо, освобождая педагогов от стереотипов (этот метод мы использовали в решении проблемы формирования умений у детей достигать согласованных действий в диапазоне «хочу – надо - могу»).

  2. Ролевые игры «Легко ли быть учеником?», «Разговор с собой»

  3. Групповое взаимодействие «Мир вокруг нас», «Виртуальная реальность»

В нашем лицее самопознание уже фактически вышло за рамки одного предмета и стало постепенно переходить на другие учебные предметы и внеурочную деятельность. Это не просто уроки, а совместная деятельность и творчество, где учитель и ученики активно слушают, слышат, ищут возможные варианты решения и разрешения проблемных ситуаций.

Тема

Предмет

Учитель

1

Быт и традиции родного края

Казахский язык, история Казахстана

Каниева Г. М. Какаулина Л. Н.

2

«Легкое дыхание»

Биология

Маторина Л. А.

3

«Грамматика любви»

Русский язык

Попова Ю. В.

4

«Школа здоровья»

ОБЖ

Шмурыгина О. В.

5

«Части речи о добре»

Русский язык

Хряпина В. М.

6

«Музыка моей семьи»

Музыка

Антропова Г. В.

7

«Человек в виртуальном пространстве»

ОИВТ

Родионова Ю. И.

8

«Край, где мы с тобой растем»

Познание мира

Яковлева О. В.

Эти уроки отличаются предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логикой изложения и большой информативной ёмкостью учебного материала.

Процесс самопознания продолжается в лицее на предметных неделях, декадах, ставшими традиционными, под названием «Все начинается с любви», посвященные дню рождения создателя курса по духовно-нравственному воспитанию детей «САМОПОЗНАНИЯ» Саре Алпысовне Назарбаевой. Все мероприятия были направлены на то, чтобы учить детей творить добро, проявлять чуткость и милосердие, дарить людям любовь и радость.  

В результате сами учащиеся сделали вывод, что этот предмет очень важен в школе, о том, что нужно познавать себя с детства, и тогда будет легче шагнуть во  взрослую жизнь. Этот предмет учит любить и дарить добро. А дарить людям радость, любовь  надо всегда, при любых обстоятельствах, тогда твой духовный мир будет богаче, к тебе потянутся люди, будет легче жить, мы научимся переступать свои принципы, прощать обиды. Ведь когда человек проявляет такие прекрасные качества по отношению к другим, за спиной, как будто появляются крылья, тебе хочется творить добро, и люди от этого становятся добрее, тоже начинают проявлять доброту.  А ведь так хочется, чтобы в нашем мире было как можно больше таких людей.

Слайд 11 27 апреля 2012 года согласно Плана Департамента по защите прав детей ВКО, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования ВКО на базе нашего лицея был проведен областной семинар на тему: «Интеграция предмета «Самопознания» в воспитательно-образовательное пространство в УВК «Лицей» Опыт работы педагогов изучен и обобщен.

В семинаре приняли участие представители Департамента по защите прав детей ВКО, ИПК и ПРО, методисты отделов образования, директора школ, завучи УВР и учителя самопознания из 12 регионов области.

На практической части семинара проведены

1) Урок – путешествие (литература + самопознание), «Ценности, которые не увидишь глазами», 7 класс, Попова Ю.В.

2) Интегрированный урок: самопознание + английский язык, «Can we build better world», «Можем ли мы построить лучший мир», 10 класс, Абдиева С.Т.

3) Устный журнал (самопознание + познание мира), «Красота родного края», 4 класс, Феденева А.В.

4) Час нравственности, «Учимся договариваться и уступать», 2 класс, Кирсанова С.В.

5) Урок – творчество (детско-родительская встреча), «Все начинается с любви», 3 класс, Краснобаева М.А.

Нами изучен опыт работы в направлении интеграции предмета «Самопознание» общеобразовательных учреждений Казахстана, наработан собственный опыт по проведению интегрированных уроков самопознания. Издан сборник разработок уроков для использования в практике работы для молодых и начинающих учителей.

Внедрение инновационных технологий с учетом специфики занятий по самопознанию, осмысление имеющегося практического опыта потребовало корректировку структуры методической работы в нашем учреждении по управлению саморазвитием педагогов МО. Эту структуру можно представить следующими блоками:

1. Совершенствование педагогических и психологических условий ориентированных на саморазвитие личности (внедрение и активное применение новых форм и методов – проблемных семинаров, практикумов, специальных тренингов, оказание индивидуальной помощи)

2. Совершенствование разнообразных форм и методов стимулирования творческой деятельности педагогов.

3. Приобщение педагогов к научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе.

4. Содействие обобщению, распространению лучшего педагогического опыта.

Трудности педагога при внедрении предмета «Самопознание» состоят не только в освоении методики развития гармоничной личности (методический аспект), но и в организации совместной деятельности педагога и ребенка на занятии (деятельностный аспект). Меняется характер педагогической деятельности, а, значит, возрастает потребность в развитии, способности учителя к обновлению содержания своей деятельности. Этому вопросу был посвящен круглый стол «Пути формирования нового профессионально - педагогического сознания. Формирование мотивации непрерывного,   профессионального самосовершенствования», под руководством профессора, психолога Литовченко Л. П.

Эффективными формами повышения педагогического мастерства учителей «Самопознания» являются научно-методические советы, семинары- практикумы, заседания творческой группы. Тематика их разнообразна: «Совместная деятельность школы и семьи в формировании духовно-нравственных ценностей школьников», «Расширение кругозора учащихся через творческие задания на уроках «Самопознания», «Роль учителя в развитии у учащихся положительных ценностных ориентаций» и др. Они проводились нами в виде деловых игр, «круглого стола», дискуссии и позволили всесторонне рассмотреть вопросы нравственного развития ребенка.

Основной целью предмета «Самопознания» является формирование положительного отношения человека к самому себе, т.е. формирование адекватной самооценки.

Самооценка выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится. Адекватность самооценки является свидетельством зрелости личности подростка, так как ребенок способен трезво оценить свои поступки, точно знает, чего он хочет, и при этом спланировать этапы достижения своей цели.

Сравнительный анализ результатов исследования уровня самооценки у учащихся 10-11 классов показал, что с момента внедрения предмета «Самопознания» результаты изменились. Если в 2013-2014 учебном году уровень адекватной самооценки составлял 16% в 10 и 23% в 11 классах, то на декабрь 2014 года количество учащихся с адекватным уровнем самооценки стал 42% в 10 и 47% в 11 классах. Значительно снилось количество учащихся с низкой самооценкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция предмета «Самопознания» в УВП оказала положительный эффект на формирование положительного отношения учащихся к самим себе, а как следствие, на повышение уровня знаний учащихся по предметам, проявляющееся в глубине усваиваемых понятий, закономерностей с использованием сведений интегрируемых наук.

Многоаспектная и целенаправленная работа по психологическому сопровождению в лицее обеспечивает высокие результаты личностного развития лицеистов и профессионального мастерства педагогов.

На одном из заседаний МО учителей самопознания лицея разработана модель выпускника, прошедшего обучение по предмету «Самопознание». Это личность, стремящаяся познать себя и гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Интеграция учебных предметов приводит учащихся к заинтересованному, личностно-значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяют эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования повторов, неизбежных при преподавании разрозненных предметов.

Опыт работы по интеграции предмета «Самопознание» позволяет нам педагогам утвердиться в истине, что ученик в процессе обучения обретает духовную и душевную целостность. С.А. Назарбаева говорит в своей книге «Путь к себе»: «Без духовной любви всякое обучение бесполезно». Приведя своих лицеистов в страну Любви, вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленных перед собою задач.

Опыт работы по самопознанию
  • Обществознание
Описание:

В работе описан собственный опыт педагогов самопознания "Школы-лицей№ 1" города Риддера по интеграции предмета в воспитательно-образовательное пространство.

Вы сможете познакомиться с работой над проблемной темой методического объединения учителей, узнать какую поддержку оказывает психологическая служба в этой работе, какие мероприятия проводятся в школе и как это влияет на изменение в сознании учащихся по отношению к окружающему миру. Вас заинтересуют те интерактивные методы, которые используют учителя.

  Опыт работы вызвал интерес у педагогов Восточно-Казахстанской области и был обобщен. Знакомьтесь и вы, коллеги.

Автор Хряпина Вера Максимовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2554
Номер материала 37645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓