Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МОУ Степановская СОШ им. Н.К.Иванова
Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе
Автор: учитель математики Елесина Г.В.
2 слайд
3 слайд
Реализация деятельностного подхода в обучении – ключевая идея нового образовательного стандарта
ФГОС
4 слайд
5 слайд
ФГОС второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным.
Обучение математике в 5 классе осуществляю по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович издательство «Мнемозина» 2013.
Характеристика учебника
ФГОС
6 слайд
Учебник полностью соответствует требованиям стандарта математического образования (ФГОС ООО 2010г.) и опирается на тот минимум содержания, который является общим для существующих комплектов учебников начальной школы. Это позволяет использовать учебник в качестве продолжения любого из них. Методический аппарат учебника «Математика 5 класс» выстроен в соответствии с требованиями психологической теории деятельности, в его основу положен принцип предметной деятельности учащихся в обучении.
Остановлюсь на особенностях построения основной структурной единицы учебника – параграфа.
Так, введение нового материала в учебниках начинается с учебно-познавательных заданий. В каждом случае последовательность этих заданий (задач, вопросов) представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие
ФГОС
7 слайд
В качестве примера приведу систему учебно-познавательных задач из учебника для 5 класса, которая предлагается при введении основного свойства дроби. С. 99 §21
ФГОС
8 слайд
№341 Запишите, какая часть фигуры закрашена оранжевым, какая желтым и какая зеленым цветом. Постарайтесь найти разные способы.
9 слайд
№342 Запишите, какая часть фигуры закрашена, а какая не закрашена. Найдите разные способы.
№342 Запишите, какая часть фигуры закрашена, а какая не закрашена. Найдите разные способы.
10 слайд
Что можно сказать о дроби, у которой числитель равен знаменателю?
№343 Отметьте на координатном луче числа: 3 3 , 4 4 , 5 5 , 12 12 .
11 слайд
Используя результаты своей работы, сравните дроби 𝟐 𝟑 и 𝟒 𝟔 , 𝟖 𝟏𝟐 и 𝟏𝟔 𝟐𝟒 .
В обоих случаях числитель и знаменатель второй дроби получается умножением соответствующих компонентов первой дроби на одно и то же число.
№344 Длина отрезка MN равна 12 см. Начертите отрезки, длины которых составляют 1 3 , 2 3 , 1 6 , 4 6 , 1 12 , 8 12 , 16 24 длины отрезка MN.
12 слайд
№345 Длина отрезка AB – 8 см. Начертите отрезки, длины которых составляют 3 4 , 6 8 , 12 16 , 24 32 длины отрезка AB. Сравните дробь 24 32 с дробями 3 4 , 6 8 , 12 16 .
13 слайд
Из рисунка, который получается в результате выполнения задания , учащиеся видят, что в этом случае числитель и знаменатель второй дроби получаются делением соответствующих компонентов первой дроби на одно и то же число.
14 слайд
До этого учащиеся знали, что одну и ту же величину, выраженную обыкновенной дробью, можно записать разными способами. Сейчас им предлагается проанализировать результаты последних двух заданий и установить закономерность, связывающую равные дроби, записанные по-разному. Практика показывает, что после такой работы учащимся нетрудно сделать вывод, соответствующий основному свойству дроби:
если и числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же число, ее величина не изменится;
если и числитель и знаменатель дроби разделить на одно и то же число, ее величина не изменится.
15 слайд
𝒂 ∗𝒏 𝒃 ∗𝒏 = 𝒂 𝒃 ;
𝒂 :𝒎 𝒃:𝒎 = 𝒂 𝒃 .
это правило даётся как в словесной формулировке, так и в виде двух равенств:
16 слайд
Далее следуют учебные задачи, решая которые учащиеся знакомятся с терминами «сокращение дроби» и «приведение дробей к общему знаменателю».
№346 Замените дроби 3 12 , 15 25 , 8 16 , 9 15 равными им дробями с меньшими знаменателями. Какое свойство дроби для этого можно использовать?
17 слайд
№ 355 Запишите дроби 1 3 , 2 3 , 3 4 , 1 6 , в виде дробей со знаменателем 12. Какое свойство дроби для этого можно использовать?
18 слайд
Очевидно, что момент, когда школьники будут готовы к тому, чтобы сделать вывод, неоднозначен и будет зависеть от состава класса.
Задача учителя – правильно уловить такой момент.
Поэтому формулировка вывода в тексте параграфа даётся не вслед за упражнениями, подводящими к данному выводу, а позже – после ряда тренировочных упражнений.
19 слайд
При изучении темы «Развертка прямоугольного параллелепипеда» в 5-м классе (§51, стр. 236-237) рассматривается классическая задача о пауке и мухе:
«На рисунке изображен стеклянный куб. На верхней грани этого куба сидит муха (точка М), а на боковой грани – паук (точка Р). Изобразите маршрут, по которому должен двигаться паук, чтобы добраться до мухи как можно быстрее».
20 слайд
21 слайд
Как правило, учащиеся предлагают неоднозначно определенный маршрут:
22 слайд
Для проверки этой гипотезы им предлагается мысленно разрезать куб по ребрам боковой грани, на которой сидит паук, отогнуть её и изобразить предполагаемый маршрут. Выясняется, что кратчайший путь найден неверно, т.к. он представляет собой ломаную, а отрезок, МР, соединяющий паука и муху, короче её.
23 слайд
24 слайд
В итоге, кратчайший маршрут будет выглядеть следующим образом:
25 слайд
По завершении работы над задачей, учитель подчеркивает, что наши выводы, сделанные на основе наблюдений, требуют обоснования.
26 слайд
- формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей;
- формирование коммуникативных УУД: умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Организация работы по выполнению таких заданий обеспечивает:
27 слайд
Среди заданий, способствующих развитию универсальных учебных действий, имеются задания, цель которых – формирование умений давать определения понятиям.
Это, например, задание № 73 из §4. Прямая. Отрезок. Луч., или задание на стр. 135 к рисунку 86 из §27. Определение угла. Развернутый угол.
28 слайд
Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи учащихся, их способности грамотно излагать свои мысли. Например, при введении понятия степени числа §44 учащимся предлагается проанализировать содержание двух таблиц, сравнить их и объяснить, как связаны левый и правый столбцы каждой таблицы:
29 слайд
30 слайд
Такая работа способствует не только развитию речи, но и формированию коммуникативных способностей учащихся, таких, как умение слушать другого человека, понимать его, вникать в обоснование его точки зрения на тот или иной факт.
31 слайд
Формирование регулятивных УУД, таких, как целеполагание, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности, обеспечивается, в частности, возможностью выбора индивидуальной траектории обучения, чему способствует наличие в учебниках в системах задач и упражнений заданий разного уровня сложности (4 уровня), снабженных специальной системой обозначений.
32 слайд
В конце каждого параграфа имеется рубрика «Контрольные вопросы и задания», цель которой – дать ориентир учащемуся в плане освоения материала на минимальном уровне, достаточном для изучения последующих тем. В конце учебника приводятся «Домашние контрольные работы». Они ориентируют ученика на более высокий уровень достижений, соответствующий получению оценок «4» и «5».
33 слайд
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий обеспечивается:
1) наличием мультимедийных приложений к учебнику на компакт-диске (в учебниках ссылки на задания, расположенные на компакт-диске, отмечены специальным значком);
2) наличием заданий для осуществления проектной деятельности учащихся (формулировки тем для организации проектной деятельности даются в конце учебника).
34 слайд
Обеспечение всех требований ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
только средствами учебника математики в 5-6 классах труднодостижимо, поэтому , я считаю, можно рассмотреть в этом плане роль других компонентов учебно-методического комплекта.
35 слайд
Так, обеспечение возможностей учащихся контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности реализуется наличием в мультимедийных приложениях к учебникам (дисках для учителя) заданий с ответами и решениями, которые в ходе урока демонстрируются с помощью проектора на большой экран, и учащимся предоставляется возможность сравнить свое решение с эталоном и проанализировать характер допущенной ошибки (если таковая имеется). Такие же образцы имеются на диске для ученика.
36 слайд
Формированию ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, социальные компетенции, основы гражданской идентичности, способствуют материалы из опыта работы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Аннотация. Реализация деятельностного подхода в обучении – ключевая идея нового образовательного стандарта. В презентации представлен материал работы по учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г. "Математика 5" 2013 года.
ФГОС второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта.
6 654 986 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Елесина Галина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.