Главная / Другое / Опыт работы Формирование информационных компетенций читателя через внедрение новых технологий в практику работы школьной библиотеки

Опыт работы Формирование информационных компетенций читателя через внедрение новых технологий в практику работы школьной библиотеки

ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов














«Формирование информационных компетенций читателя через внедрение новых технологий в практику работы школьной библиотеки»









Чиркова Любовь Ивановна,

заведующая библиотекой

муниципального общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 18»













Белгород

2009









Содержание





Информация об опыте …………………………………………….. 2


Технология опыта……………………………………………………8


Результативность опыта…………………………………………….17


Библиографический список…………………………………………20


Приложение к опыту………………………………………………...21






























1.Информация об опыте.


Условия возникновения опыта. Изменившаяся социально-экономическая и культурная ситуация в России определила необходимость кардинальных структурно-функциональных изменений всех общественных институтов, в том числе и школьных библиотек. Библиотека, как структурное подразделение гимназии, способствует созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач. Основным направлением в работе является информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Библиотека преследуется цель: способствовать формированию мотивации ребенка к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Существенным компонентом функционирования библиотеки гимназии является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.

В гимназии обучается 668 учащихся. Число классов комплектов - 29.

Число учащихся, охваченных углубленным изучением отдельных
предметов и билингвальным обучением, - 73%

Число учащихся, охваченных ранним изучением иностранного языка, 100%

Число учащихся, охваченных различными формами внеурочной учебной и воспитательной работы, – 100%

В гимназии 6 классов с углубленным изучением английского языка, углубленным изучением литературы 1 класс, 1 класс математики, 1 класс право, 3 класса информатики.

В гимназии 3 отделения эстетического профиля: музыкальное, хореографическое, художественное.

Введено обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипке, флейте, аккордеоне, баяне, гитаре). В 2 классах с углубленным изучением изобразительного искусства преподается рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

В гимназии осуществляется деятельность по следующим направлениям:

  • раннее изучение иностранного языка

  • билингвальное обучение

  • внедрение развивающих технологий обучения

  • работа научных обществ «Биотоп», «Краевед», «Клуб любителей математики», «Клуб филателистов «Гермес», «Клуб юных психологов», студия «Открытие», фольклорный клуб «Родничок»

  • работа по комплексным целевым программам: «Преемственность», «Одаренность», «Здоровье», «Лидер», «Мир красоты и гармонии», «Информатика», «Иностранный язык»

  • работа в режиме по обновлению структуры и содержания образования

  • работа по внедрению теории саморазвития личности школьников (автор Г.К. Селевко).

Гимназия - учебное заведение повышенного уровня обучения, где используются развивающие программы, поэтому и к библиотеке особые требования.

Библиотека гимназии №18 - структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного процесса. Она располагает абонементом, читальным залом, книгохранилищем. Библиотека как научно – методический и справочно – информационный центр организована в 1992 году, открыт читальный зал (с современным дизайном и оборудованием) на 30 посадочных мест.

Процесс автоматизация библиотечных процессов был начат в 2003 году. За этот период библиотека была оснащена техническими средствами: 5 компьютеров, которые подключены к сети Интернет, принтеры (цветной, черный, штрих-кодовый), ксерокс, сканеры, включая штрих-кодовый, медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD – рекордер. Автоматизированные рабочие места, расположенные в читальном зале библиотеки, входят в локальную компьютерную сеть гимназии.

Структура библиотеки многофункциональна: здесь и библиотечный фонд, фонд учебников, периодика, фонд видео и аудио - кассет, цифровые носители информации (компакт диски, дискеты). Располагает библтотека прекрасным художественным и научно – популярным книжным фондом - 15359 экз., пробел в недостатке литературы восполняется за счет информации, получаемой из периодической печати. Под постоянным контролем находится комплектование видеофонда, аудиофонда, фонда цифровых носителей.

Контрольные показатели стабильны.

За 2007/2008учебный год:

количество читателей – 601, количество посещений – 7272,

книговыдача – 13342 экз., читаемость составила – 22,2 книги

посещаемость– 12,1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

В 2003 году было проведено первоначальное исследование «Состояние информационной культуры учащихся гимназии». Разным возрастным группам было предложено анкетирование для того, чтобы впоследствии проследить изменения и динамику информированности школьников, а также выяснить, удовлетворены ли читатели теми услугами, которые представляет библиотека гимназии.

В анкетировании принимали участие 42 учащихся 8-х классов и 35 учащихся 10 класса (необходимо отметить, что все учащиеся являются читателями библиотеки, поэтому вопросы анкеты не вызвали у них трудностей). При проведении анкетирования можно было наблюдать особый интерес учащихся к данной теме.

Анализируя исследования, можно заметить, что большинство обучающихся на момент проведения исследования не владело азами информационной культуры, не могло четко сформулировать свои запросы, не использовало при поиске информации вторичные и справочные источники информации.

Был сделан вывод о том, что

-в библиотеке собран хороший справочный аппарат: имеются различные энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, оформляются информационные списки новых поступлений по темам;

-школьная библиотека осуществляет информационное обеспечение учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности обучающихся;

-для повышения информационной культуры учащихся гимназии необходимо разработать специальную программу обучения, больше проводить индивидуальных занятий, создать единую систему работы на основе современных информационных технологий.

Актуальность. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. Определяя своё место в сложившейся библиотечной структуре города, библиотека гимназии делает акцент на удовлетворение и развитие информационных, культурных, образовательных, досуговых потребностей и интересов своих читателей.

Актуальность данного опыта заключается в том, что за счет внедрения современных информационно-библиотечных технологий, программы автоматизации библиотечных процессов происходит становление библиотеки в качестве информационного провайдера, что дает возможность помочь учащимся гимназии в организации получения информации в целях успешного усвоения базового и гимназического компонента образования. Это формирование навыков самостоятельной работы с книгой, электронными носителями, электронными каталогами, стимулирование развития познавательного интереса, творческих способностей учащихся, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Для грамотного использования фондов библиотеки формируется информационная культура как ученика, так и учителя, что включает в себя умение ориентироваться в современных информационных потоках, производить поиск, хранение и переработку информации, вести диалог в информационной среде.

Процесс внедрения новых информационных технологий в практику работы школьной библиотеки значим, во-первых, потому что необходимо сократить путь ребёнка к книге, обеспечить ему доступ к информации и документам именно «здесь и сейчас». Этого требуют возрастные и психологические особенности развития личности. Во-вторых, школьная библиотека закладывает основы той информационной культуры, которая нужна сегодня и будет ещё более необходима завтра.

В связи со снижением интереса к детскому чтению в на­шей стране и повышенными требованиями, предъявляемыми к литературному образованию, школьные библиотеки не могут устраниться от участия в решении этого противоречия. Одним из путей активизации чтения школьниками и повышения роли библиотек в разрешении данного противоречия является внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек, что позволит обеспечить комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов, сформировать полноценные ин­формационные ресурсы с целью повышения читательских интересов и информационной грамотности пользователей.

Практическое значение опыта состоит в активной пропаганде литературы, формировании читательского интереса, повышении информационной культуры. Для достижения поставленной цели можно бесконечно разнообразить структуру и формы мероприятий через внедрение информационных технологий.

Ведущая идея опыта: научить детей рациональным приёмам работы с книгой, оперативному реагированию на изменения, происходящие в обществе, критическому мышлению, умению искать и перерабатывать необходимую информацию, применяя новые информационные технологии, поиску, анализу материала, привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.

Социальные функции, роль, назначение библиотеки за последние годы

не изменились, но меняются возможности их реализации в условиях внедрения и использования современных информационных технологий. Они позволяют увеличить объёмы собираемой и хранимой информации, ускорить поиск, расширить диапазон действия, преодолеть пространственные барьеры и, следовательно, сделать информацию более доступной. Используя новые технологии, библиотеки влияют на качество отношений в обществе и тем самым повышают собственную значимость в системе ценностей современного человека. Дети, как и взрослые, должны иметь возможность реализовать свои права на информацию, саморазвитие, а библиотеки – содействовать этому через организацию широкого доступа к библиотечно-информационным ресурсам.

Длительность работы над опытом. Работа над темой опыта продолжалась с 2002 года, с момента обнаружения противоречий до получения значимых результатов в 2008 году.

2002 год. Обнаружено противоречие, началось целенаправленное пополнение материально – технической базы библиотеки, систематизация документов, внедрение элементов информационного обслуживания.

2003-2004 годы. Создание электронного каталога баз данных, проведение предварительной диагностики «Состояние информационной культуры учащихся 8-х, 10-х классов гимназии». Разработана программа «Информационная культура личности» и начата ее реализация.

2005-2006 годы. Систематическая направленная работа библиотеки как информационного, технически оснащенного центра гимназии.

2007-2008 годы. Увеличение процента охвата читателей информационным обслуживанием через внедрение новых технологий в практику работы библиотеки.

Теоретическая база. Опыт основывался на работах Гендиной Н.И. по формированию информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях и Збаровской Н. по организационным основам деятельности школьной библиотеки. При внедрение новых методов в практику работы использовался обобщенный опыт ГНПБ им. К.Д. Ушинского «Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений»

Степень новизны. По методологическим основам исследования культуры личности Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой, И. П. Осиповой, Н. В. Збаровской разработана и реализуется программа «Основы информационной культуры» через внедрение информационных технологий в практику работы библиотеки.




























2. Технология опыта


Цель опыта: Внедрение информационных технологий и формирование запросов читателя нового поколения, не только осознающего свои потребности в информации, но и владеющего навыками работы с различными источниками, ресурсами, умеющего на основе полученной информации создавать свои информационные продукты.

Библиотека гимназии не просто осуществляет библиотечное обслуживание своих читателей, но и решает стоящие перед образованием задачи:

  • возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надёжным средством сохранения института культуры

  • организация информационной поддержки всего образовательного процесса

  • использование библиотечных технологий в реализации инновационных целей образования

  • формирование информационной культуры личности, воспитание творческого читателя.

Наша главная задача - преобразовать свою деятельность в оптимальном соответствии со сложившимися условиями, сохраняя все наиболее ценные достижения прошлого. Формирование у обучающихся социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе,- все это позволяет детям, ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищёнными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.


Методы, приемы, формы организации работы.

Особое место в подготовке человека к жизни в грядущем информационном обществе отводится формированию информационной культуры личности. Для грамотного использования фондов библиотеки формируем информационную культуру как ученика, так и учителя, что включает в себя умение ориентироваться в современных информационных потоках, производить поиск, хранение и переработку информации, вести диалог в информационной среде. Учителю в данном процессе отводится роль информационного лидера, а функция библиотеки - повышение информационной культуры в процессе информационно-библиотечного обслуживания.

В концептуальной основе создания и развития библиотеки гимназии лежат принципы партнёрства и приоритета интересов наших пользователей, личностно ориентированный, диалоговый стиль обслуживания, поддерживающий самореализацию, самоутверждение, творчество, формирование ценностной ориентации, информационно-поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса.

В библиотечной работе взяты на вооружение те преимущества, которые дают компьютерные технологии. Новые формы библиографического информирования на базе компьютерных технологий приносят ощутимую пользу учащимся и учителям.

Все свои ресурсы библиотека представляет читателям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей. Разработана модель библиотеки гимназии. Конечным результатом модели является улучшение показателя качества образования – ключевые компетенции обучающегося, пользователя школьной библиотеки, которые выражаются в следующих параметрах:

  • формирование навыков независимого библиотечного

пользователя (информационная культура, культура чтения)

  • развитие интеллекта

  • развитие творческого потенциала

  • воспитание гуманного отношения к людям

Разработанная медиальная модель отражает роль библиотечно-информационного центра как сегмента образовательной среды, являющегося необходимым фундаментом образования. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Цель работы библиотеки – сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности. В своей работе выделяем несколько направлений.

Информационная поддержка образовательного процесса заключается в помощи учащимся и учителям при работе со справочно-информационной литературой (энциклопедии, словари, справочники), электронными справочниками, каталогами, картотеками, Интернет - ресурсами при подготовке докладов, рефератов, проектных и исследовательских работ. Для этой цели библиотека гимназии располагает обширным справочным аппаратом как на традиционных, так и на электронных носителях.

Мы работаем над созданием тематических электронных картотек на основе отраслевых газет и журналов: "Вестник образования", "Управление школой", "Народное образование", "Завуч", "Учительская газета". Это очень большая работа, но она необходима, т.к. исходит от читательских запросов учителей и учащихся. Если библиотека не располагает необходимой справочно-информационной литературой, то есть возможность через медиатеку получить необходимый материал в Интернете.
Важна роль библиотеки в методической поддержке образовательного процесса для учителей-предметников и для классных руководителей. С этой целью создана картотека «Информационные технологии в помощь». Это разработки сценариев, вечеров, диспутов, викторин, классных часов, рекомендательные списки литературы (всего более 100 файлов) по самой разнообразной тематике.

Воспитать увлеченного читателя трудно. Здесь главное - организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Этому способствует разрабатываемая в библиотеке творческая программа чтения “Книжный океан”, в рамках целевого комплексного проекта «Мама, Папа и Я - читающая семья».

При оснащении библиотеки компьютерами перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, как с помощью последних привлечь к чтению? Рекомендации книг детьми всегда хорошо воспринимаются их сверстниками. Книжные выставки, организованные по отзывам учащихся, по рекламе учащихся, приходится пополнять по нескольку раз в день. Проведение подобных книжных выставок стало традиционным в нашей библиотеке. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Нам хотелось этот опыт как-то обобщить. Ведь книжная выставка проходит, а интерес у ребят поддерживать необходимо постоянно. Сначала на основе отзывов, буклетов, созданных детьми, начали делать печатный детский рекомендательный указатель. Потом создали мультимедийный путеводитель “Любимые книги”, но уже в электронном виде, в форме презентации.

hello_html_m7dc96e1b.pnghello_html_m1552e742.png

Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным. Использование тематических шаблонов оформления помогает ученику в жанровом определении книги. Структура указателя традиционна по жанрам: фантастика, приключения, детективы, сказки, книги о ровесниках. В проекте – включить разделы «Исторические повести», «Книги о природе». Читатель может познакомиться и с биографиями писателей. Указатель прост в обращении и открыт для доступа «новых поступлений». Ребенок наглядно видит, как надо писать отзывы, а это – стимул прочитать книгу, написать отзыв, который сможет увидеть вся школа. Читатели соревнуются за право попасть на «странички» этого документа, что только «подогревает» интерес к книге. Кроме того эта программа – хорошая иллюстрация к библиотечному уроку «Как написать отзыв». Работа в этом направлении уже дает свои результаты: возрастает книговыдача художественной литературы.

Такие издания помогают формировать информационную культуру ученика, отвечают на его индивидуальные запросы, формируют общеучебные умения и навыки, привлекают к чтению той или иной литературы, являются как бы сопутствующими в образовательном процессе гимназии.

Культурно-просветительская деятельность нашей библиотеки способствует эстетическому и нравственному воспитанию детей. Здесь мы используем такие формы работы, как тематические книжно-иллюстративные выставки, выставки новых поступлений в фонд библиотеки, выставки к знаменательным и памятным датам, инновационные выставки (выставка – конкурс, кроссворд, хобби и другие). В библиотеке организуем музыкально-литературные композиции, вечера, встречи с известными людьми, писателями, поэтами, обсуждение литературных новинок. Практикуем следующие формы внеклассных занятий: дискуссия, коллективное чтение, беседа-"приманка", состязание чтецов, реклама книги, литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, библиотечный час, час "тихого чтения".

Появилась необходимость в «обновлении» и наших литературных вечеров, массовых мероприятий, сделать более привлекательным сам процесс обучения, хотя бы в тех сферах, где это возможно. Все время шел поиск. Когда появилась информация о медиалекториях, нам показалось, что они могут явиться мощным средством приобщения подростков к чтению, создания комфортной библиотечной среды для межличностного общения и развития творческих потребностей. Это было ново, а организация оказалась возможна на основе использования имеющихся на рынке коллекций электронных изданий, к которым так неравнодушны наши подрастающие читатели. Тем более что на рынке мультимедийных продуктов сейчас достаточно большой выбор качественных программ. В частности, нас очень заинтересовала коллекция «Русский Музей – детям», которая призвана возродить систему эстетического и художественного воспитания и является целостной методической образовательной программой. В этой программе мы имеем синтез возможностей отечественной методики формирования читательской культуры с возможностями современных электронных технологий. Обращение к этой коллекции было не случайным. В нашей школе есть классы эстетического развития, в которых проведение уроков по изобразительному искусству требует большой тщательной подготовки. В фонде библиотеки не всегда имеется необходимая литература по искусству. Отсутствие хороших репродукций делает урок в некоторых случаях не эффективным, если не сказать бесполезным. Нас очень хорошо выручали видеофильмы «Сокровища Эрмитажа», «Русская икона». Но появление медиалектория «Русский Музей – детям» выводит работу в этих классах на более высокий качественный уровень. Но это лишь часть достоинства данного лектория. Материал, представленный на дисках, используется и на других уроках (например, литературы, истории), а также на библиотечных мероприятиях. Например, фильм о гравюре делает интегрированный библиотечный урок об иллюстраторах книги по-новому интересным и наглядным. А после просмотра представляется ту печатную продукцию, о которой только что говорилось в фильме. Сами фильмы предполагают обсуждение с учениками рассматриваемого материала. Наличие мозаики дает возможность включать игровые моменты в уроки и мероприятия. Особенно это важно в работе с учащимися начальной школы, где так важны тактильные ощущения. Кроме того, увиденное, благодаря эмоциональному воздействию, даже без специального запоминания остается в памяти, несет заряд духовности, расширяет кругозор, формирует мировоззрение. Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70% информации. Поэтому эффективность использования такой формы работы, как медиалекторий, неизмеримо возрастает. Большой популярностью у обучающихся пользуются виртуальные лаборатории по предметам.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры — игры, построенные на словесном материале: игры и упражнения по развитию речи, литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.), литературные викторины, «стилизованные» игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай").

Традиционными в библиотеке стали такие мероприятия, как урок – игра «У деда Всеведа и у бабушки Забавушки», праздник Матери «Славим женщину – мать», Неделя детской и юношеской книги. Все они сопровождаются презентациями в форме игр. Такие мероприятия позволяют выразить им свою любовь к сказке, книге. Эти праздники с использованием электронных документов делают урок или мероприятие более ярким и запоминаются детям надолго, а самым главным результатом таких встреч является их повышенный интерес к книге. С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Все мероприятия сопровождаются яркими презентациями, проектами. Информация о мероприятиях помещается на сайте библиотеки.

В стенах библиотеки, где происходит интеграция всех ресурсов, информация превращается в знание, рождаются новые идеи, потому столь важной видится задача формирования у школьников информационной грамотности. Подобная компетентность подразумевает не только знание частей компьютера, составление документов с помощью текстового редактора или поиск информации в Интернете, но и направлена на то, «как» использовать компьютер. Здесь собираются вместе различные умения, чтобы научить решать проблемы и поставленные задачи. Личные компьютерные умения получают новый смысл, когда они объединены с умением организовывать, оценивать и перерабатывать информацию. Опыт работы с информацией и технологические приспособления важны не сами по себе, они способствуют обогащению содержания и методов обучения.

Программа «Основы информационной культуры» создана вокруг проектов сотрудничества педагогов и библиотекарей. Ежегодно программа корректируется и дополняется идеями творческой группы, в состав которой входят библиотекари, учитель информатики, преподаватели различных методических объединений. Обучение информационной культуре успешно, потому что оно связано с содержанием учебных программ. Признание библиотекарей получили такие уроки, как: «Список литературы. Методы его составления» (6 класс), «Каталог, как информационно – поисковая система» (7 класс), (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) , «Становление библиографической компетентности старшеклассников через защиту реферата» (11 класс). (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Детей занимает и увлекает библиотечный урок мультимедийным приложением «Структура книги» (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

С 2003 года в практику работы внедряется программа автоматизации библиотеки. Автоматизированная информационная библиотечная система «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек - позволила обеспечить автоматизацию многих библиотечных процессов. Цель этой программы - становление библиотеки в качестве информационного провайдера за счет внедрения современных информационно-библиотечных технологий. С помощью автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС «МАРК-SQL») сформирован электронный каталог библиотеки. Хранение файлов электронного каталога на сервере гимназии позволяет просмотр электронного каталога, поиск и отбор литературы не только в самой библиотеке, но и с любого компьютера сети гимназии. Для пользователей в сети доступны следующие каталоги:

учебников - 7276 экз. (100%), фонда учебников

отраслевой литературы -15359 экз. (100%) книжного фонда

периодических изданий - 33 наименования (100%)

электронных носителей информации 283 экз. (100%)

В стадии доработки находится каталог мультимедийных презентаций, уроков педагогов и библиотечных уроков.

Автоматизация библиотеки – это не только создание электронного каталога, но и выполнение всех технологических процессов на специализированных автоматизированных рабочих местах. В библиотеке автоматизированы следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа, просмотр новых поступлений за последний месяц, выдача литературы в читальном зале), заказ на литературу, управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).

Одна из задач библиотеки - помощь учащимся гимназии в организации получения информации в целях успешного усвоения базового и гимназического компонента образования. Это формирование навыков самостоятельной работы с книгой, электронными носителями, электронными базами данных, стимулирование развития познавательного интереса, творческих способностей обучающихся, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности. Становится актуальным не усвоение, какого – либо объема знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя новые информационные и коммуникативные технологии.

Библиотека гимназии постепенно приобретает новый, современный и уверенный вид. Она действительно сегодня и информационный центр гимназии, и центр общения, и место, где рождаются и живут новые идеи. Изменилась библиотека, но изменились ли пользователи? Да, дети первыми оценили преобразования. Теперь и доклады пишутся с большим желанием, т.к. их можно набрать на компьютере и получить в красивом печатном виде, да и блеснуть при этом разнообразием источников. Прокат видеокассет, показ учебных фильмов, внеклассные занятия с применением информационных технологий (создание презентаций, использование дисков, ресурсов Интернета)- это уже реальность.

Считаем, что важно не столько научить учащихся правильно воспринимать и закреплять информацию, но и, главное, научить их самостоятельно добывать знания. Современные информационные технологии позволяют существенно разнообразить формы библиографической информации.

Одной из разновидностей информации являются сайты, которые систематически пополняются и обновляются. Содержание библиографической информации на них определятся приоритетными направлениями развития библиотеки, спецификой работы, информационными потребностями пользователей. Особую ценность представляют краеведческие и духовно – нравственные ресурсы. Содержание сайта «Духовно – нравственное воспитание обучающихся гимназии №18» представляет собой большую работу по теме.

Сhello_html_7482f11d.pngайт положен на песнопения иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской.








Решение современных задач в учебном процессе связано с умением работать с информацией. Учащиеся нашей гимназии участвуют в олимпиадах, сетевых проектах, конкурсах, где занимают достойные места. Примером этому - сайт «Ямская степь».




hello_html_2ade8123.png

В гимназии ежегодно проходят тематические научно-практическая конференция, к которой подготовка начинается с начала учебного года. Учащиеся определяются с темами своих работ, а кто-то продолжает и далее работать над своей темой (2-й, 3-й год), в течение длительного времени дети ищут материал и в городских, и в школьных библиотеках, используют Интернет, т.е. ведут информационный поиск, изучают литературу, пишут свои работы, проекты, рефераты, затем защищают их. В это время библиотека становится информационно-методическим центром. Библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся. Во время подготовки и проведения научно-практической конференции в библиотеке организуется и начинает действовать книжная выставка. Она способствует как информированию обучающихся об имеющихся изданиях на соответствующую тему, так и подталкивает детей к мыслительным действиям: - вот это я знал, вот это только что узнал, вот это я не знаю, но могу прочитать и узнать.

Библиотекари и учителя различных предметов координируют свою деятельность, работая в тесном сотрудничестве. Информатизация образования предполагает изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, формирует такие коммуникативные компетенции, как: способность провести эксперимент, поиск, сбор, отбор и анализ информации, участие в дискуссии, выступление с использованием мультимедиа. Свидетельство этому - презентация Коршиковой Арины, учащейся 6»А», класса «Преподобный Сергий Радонежский», сделанная после изучения темы «Культура России XIV века».

Библиотека – активный участник в подготовке и проведении единых методических дней в гимназии. Методические дни, во время которых проводятся интегрированные уроки, завершает тематическая научно – практическая конференция. Например, «Основы информационной технологии. Метод проектов». Этому предшествует поэтапная работа с учащимися по созданию проектов (Intel - новаторство в образовании), где за информационное обеспечение отвечает библиотекарь, за консультации по теме - учитель, в итоге создаются презентации. У каждого обучающегося свой информационный продукт, который впоследствии используется как информационный ресурс библиотеки. Таким образом решается несколько задач: гимназисты учатся работать с информацией, накапливается информационная база библиотеки, которая используется как учителями на уроках, так и обучающимися для разработки новых проектов. Практика показывает, что дети, которые мотивированы на поиск информации, приобретают познавательный интерес, увлеченно читают и находят информацию, проявляют и развивают творческие способности.

Метод проектной деятельности в условиях школьной библиотеки способствует росту познавательной активности читателей, раскрытию творческого потенциала, формированию самостоятельности и ответственности, стимулированию самореализации, улучшению качества знаний, повышению мотивации учащихся к чтению, созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем, учителем и учащимися.

Критерии успеха над проектом следующие:

  • достижение конечного результата-продукта

  • создание активной команды читателей-участников проекта, способной продолжить работу в будущем

  • практическое применение конечного результата проекта в учебно-воспитательном процессе школы

  • распространение информации о проекте

  • получение удовлетворения от своей деятельности.

Таким образом, при определении цели библиотечной работы с детьми исходим из понимания потребностей растущего человека, целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения.























Результативность опыта

Ученик не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь”.

К.Д. Ушинский

Учебное содержание, библиотечное обслуживание и новые технологии в свете задач по модернизации образования сведены воедино в общий образовательный контекст. Все преобразования происходят сообразно целям обучения. Компьютеры обогащают, расширяют, интенсифицируют процесс обучения. Обучение информационной грамотности связано с содержательной сферой учебного процесса и заданиями в классе, носит активный характер. Библиотечные программы по информационной грамотности и семейному чтению опираются на профессиональный штат, адекватные информационные ресурсы и новые информационные технологии. Программы не ограничены только стенами библиотеки гимназии. Библиотекари вовлечены в создание методических материалов и информационных ресурсов для всей гимназии, играют ведущую роль в предоставлении педагогам и гимназистам доступа к высококачественным лицензированным базам данных, из которых может быть получена авторитетная информация. Мы квалифицированно связываем цели гимназии, учебные программы и современное многообразие обучающих ресурсов.

Наши предложения об использовании этих ресурсов привлекают учителей, обеспечивают новое содержание процесса преподавания. Говоря о виртуальных библиотеках, об управлении знаниями, о развитии «веба», о мотивации чтения, о навыках информационной грамотности, о сотрудничестве в планировании учебных программ, мы ищем пути к читателю в информационном пространстве библиотеки, используя при этом различные мониторинги, исследования.

Основным инструментом при любом исследования является традиционное анкетирование. Результаты анкетирования школьников «Читатель XXI века» свидетельствуют о том, что

- книга остается значимым источником информации для читателей разных возрастов, но возрастает интерес к коммуникативным информационным технологиям;

- преобладает «деловое» чтение над «досуговым»;

- круг чтения современных школьников достаточно широк: наряду с книгами и периодикой развлекательного характера учащиеся читают серьезные произведения и научно-познавательные журналы;

- с возрастом меняются предпочтения в выборе тематики книг;

- наблюдаются гендерные различия в чтении книг и периодики;

- возрастает роль школьной библиотеки, как информационного центра;

- значительное место отводится семейному чтению.

В 2003 году было проведено первоначальное исследование «Состояние информационной культуры учащихся 8-х, 10-х классов гимназии, которое значительно отличается от исследования по этой теме в 2008 году.

2008 год. Сравнивая результаты исследования 2003 и 2008 годов, следует отметить, что гимназисты учатся работать с информацией, создана и пополняется информационная база библиотеки, которая используется как учителями на уроках, так и обучающимися для разработки новых проектов. Практика показывает, что дети, которые мотивированы на поиск информации, развивают познавательный интерес, увлеченно читают и находят информацию, проявляют и развивают творческие способности.

Вывод: значительный прогресс в изучении основ информационной грамотности.

hello_html_20071d60.gif


( ПРИЛОЖЕНИЕ №7)

В 2005 году при подведении итогов областного Интернет – конкурса «Мир без войны», посвященного 60 – летию Победы в Великой Отечественной войне, II место в номинации «Живая память поколений» занял коллектив учащихся гимназии.

В 2006/2007 учебном году в гимназии проводился конкурс «Дети и книги». На конкурс было представлено 36 работ. Победителями в номинации «Моя библиотека» стали обучающиеся: Трюшникова Елена (литературоведческая работа «Век Достоевского»), Нечунаева Александра (творческая работа «Стихи мои, спокойно расскажите мне про жизнь мою…») и Нечунаева Ксения (творческая работка «Евгений Носов – мой любимый писатель»). Работы дополнены электронными документами (презентациями и сайтами). Они пополнили копилку цифровых носителей библиотеки гимназии.

В 2007 году в областном конкурсе «Дорога в космос», посвященном 100- летию со дня рождения С.П. Королева, в номинации: компьютерные сайты, игры, анимация коллектив учащихся гимназии был награжден Дипломом II степени. (ПРИЛОЖЕНИЕ №8)

Мероприятия, библиотечные уроки информационной грамотности систематически размещаем на сайте «Государство учителей»: intergu.ru.

Библиотечный урок «У деда Всеведа и у бабушки Забавушки» с приложением опубликован в издательском доме «Первое сентября» рубрике «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Все мероприятия библиотеки были и будут демонстрацией богатства духовного мира человека. Думаю, они способствовали, и будут способствовать более глубокому усвоению образовательных и воспитательных программы гимназии, в частности, по предметам гуманитарного и эстетического цикла. Усиление этих направлений в данном опыте – идея инновационности моей работы. Экспериментом в ней считаю часы информационной культуры с применением информационных технологий. Любая форма работы библиотеки связана со словом, а значит, - с чтением. Чтение есть труд души. В этом практическая значимость опыта. Она заключается в том, что для грамотного использования фондов библиотеки формируется информационная культура как ученика, так и учителя, что включает в себя умение ориентироваться в современных информационных потоках, производить поиск, хранение и переработку информации, вести диалог в информационной среде.

Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки. Руководство чтением, как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием.















Библиографический список

1. Антипова, В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков [Текст] / В. Б. Антипова // Школьная библиотека. 2006-№ 4.-С.32-39.
2.Алешин, Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке [Текст]: учебно-практическое пособие. Вып. 10 / Л. И. Алешин. - М. : Либерея, 2004. - 208 с.
3. Антипова. В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США [Текст] / В.Б. Антипова // Школьная библиотека. 2005. № 1-2. С.124-129.
4. Брыкова, О. Медиацентр в образовательном пространстве школы[Текст] / О. Брыкова, Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2005. - № 21. - С. 23.
5. Вохрышева, Е.В. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие. Вып. 17 / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельников. - М.: Либерея-бибинформ, 2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).

5. Гендина, Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина и др. 2-е изд. - М.: Школьная библиотека, 2003.
7. Громова, О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] / О. Громова // Библиотека в школе: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 17 – 21.
8. Збаровская, Н. Организационные основы деятельности школьной библиотеки [Текст]: Миссия школьной библиотеки // Школьная библиотека. - 2002. - №6. - С.9.

9 Зуева, Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной

Среде [Текст] / Е.М. Зуева // Библиотечное дело - XXI век: научно-

практический сборник. - М., 2003. С.79-114.
10. Иванова, Е. Вчера. Сегодня. Завтра. Технологии. Инициатива.

Творчество – ТИТанические усилия по модернизации школьной

библиотеки [Текст] : Информационные технологии в школе

и библиотеке / Е. Иванова // Библиотека в школе: изд. дом Первое

сентября. - 2005.- N3,4,5. – С. 2.

11.Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений

[Текст] / Рос. акад.Образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского; сост. Е.М.

Зуева. – М., 2004. – 106 с.

12. Мяэотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: [Текст] методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. - (Библиотечка "Первого сентября". Вып. 2. Библиотека в школе).

13.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.



Приложение к опыту


1.Приложение №1 - Динамика роста контрольных показателей


2.Приложение №2 - Модель библиотеки гимназии



3.Приложение №3 – Выставочная работа библиотеки


4.Приложение №4 – Библиотечный урок «Каталог, как информационно

поисковая система»


5.Приложение №5 - Библиотечный урок «Становление библиографической

компетентности старшеклассников через защиту реферата»





6.Приложение №6 – Библиотечный урок «Структура книги» с

мультимедийным приложением



7. Приложение №7 - Исследование «Проблемы информационного

обслуживания»


8. Приложение №8 - Копия Диплома за конкурсную работу






Опыт работы Формирование информационных компетенций читателя через внедрение новых технологий в практику работы школьной библиотеки
  • Другое
Описание:

1.Информация об опыте.

 

Условия возникновения опыта. Изменившаяся социально-экономическая и культурная ситуация в России определила необходимость кардинальных структурно-функциональных изменений всех общественных институтов, в том числе и школьных библиотек. Библиотека, как структурное подразделение гимназии,  способствует созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач.Основным направлением в работе  является информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.  Библиотека преследуется цель: способствовать формированию мотивации  ребенка к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Существенным компонентом функционирования  библиотеки гимназии является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.

В гимназии обучается 668 учащихся. Число классов комплектов -    29.

Число учащихся, охваченных углубленным изучением отдельных
 
предметов  и билингвальным обучением, - 73%

Число учащихся, охваченных ранним изучением иностранного языка, 100%

Число учащихся, охваченных различными формами внеурочной учебной и воспитательной работы, – 100%

В гимназии 6 классов с углубленным изучением английского языка, углубленным изучением литературы 1 класс, 1 класс математики, 1 класс право, 3 класса информатики.

В гимназии 3  отделения эстетического профиля: музыкальное, хореографическое, художественное.

  Введено обучениеигре на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипке, флейте, аккордеоне, баяне, гитаре).В  2  классах   с   углубленным    изучением    изобразительного     искусства преподается рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

В гимназии осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Øраннее изучение иностранного языка

Øбилингвальное обучение

Ø внедрение развивающих технологий обучения

Ø работа научных обществ «Биотоп», «Краевед», «Клуб любителей математики», «Клуб филателистов «Гермес», «Клуб юных психологов»,  студия «Открытие», фольклорный клуб «Родничок»

Øработа    по    комплексным    целевым    программам:    «Преемственность», «Одаренность», «Здоровье», «Лидер», «Мир красоты и гармонии», «Информатика», «Иностранный язык»

Øработа в режиме по обновлению структуры и содержания образования

Øработа     по   внедрению   теории   саморазвития личности школьников (автор Г.К. Селевко).

         Гимназия - учебное заведение повышенного уровня обучения, где используются развивающие программы, поэтому и к библиотеке особые требования.

Библиотека гимназии №18 -  структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного процесса. Она располагает абонементом, читальным залом, книгохранилищем. Библиотека как научно – методический и справочно – информационный центр организована в 1992 году, открыт  читальный зал (с современным дизайном и оборудованием) на 30 посадочных мест.

Процесс автоматизация библиотечных процессов был начат в 2003 году. За этот период библиотека была оснащена техническими средствами: 5 компьютеров, которые подключены к  сети Интернет,  принтеры (цветной, черный, штрих-кодовый), ксерокс, сканеры, включая штрих-кодовый, медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD – рекордер. Автоматизированные рабочие места, расположенные в читальном зале библиотеки, входят в локальную компьютерную сеть гимназии.

Структура  библиотеки многофункциональна: здесь и библиотечный фонд, фонд учебников, периодика, фонд видео и аудио - кассет,  цифровые носители  информации (компакт диски, дискеты). Располагает  библтотека прекрасным  художественным и научно – популярным книжным фондом  - 15359 экз., пробел в недостатке литературы восполняется за счет информации, получаемой из периодической печати. Под постоянным контролем находится комплектование видеофонда, аудиофонда, фонда цифровых носителей.

Контрольные показатели  стабильны.

За 2007/2008учебный год:

количество  читателей – 601, количество посещений –  7272,

книговыдача  – 13342 экз., читаемость составила – 22,2 книги

посещаемость– 12,1  (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

В 2003 году было проведено первоначальное исследование «Состояние информационной культуры учащихся  гимназии».Разным возрастным группам было предложено анкетирование для того, чтобы впоследствии проследить изменения и динамику информированности школьников, а также выяснить, удовлетворены ли читатели теми услугами, которые представляет  библиотека гимназии.

В анкетировании принимали участие 42 учащихся 8-х классов и 35 учащихся 10 класса (необходимо отметить, что все учащиеся являются читателями  библиотеки, поэтому вопросы анкеты не вызвали у них трудностей). При проведении анкетирования можно было наблюдать особый интерес учащихся к данной теме.

 Анализируя исследования, можно заметить, что большинство обучающихся  на момент проведения исследования не владело азами информационной культуры, не могло четко сформулировать свои запросы, не использовало  при поиске информации вторичные и справочные источники информации.

 Был сделан вывод о том, что

-в библиотеке собран хороший справочный аппарат: имеются различные энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, оформляются информационные списки новых поступлений по темам;

-школьная библиотека осуществляет информационное обеспечение  учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности обучающихся;

-для повышения информационной культуры учащихся гимназии необходимо разработать  специальную программу обучения, больше проводить индивидуальных занятий, создать единую систему работы на основе современных информационных технологий.

Актуальность. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировало проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня  которого во многом зависит достижение нового качества образования. Определяя своё место в сложившейся библиотечной структуре города,  библиотека гимназии делает акцент на удовлетворение и развитие информационных, культурных, образовательных, досуговых потребностей и интересов своих читателей.

Актуальность данного опыта  заключается в том, что за счет внедрения современных информационно-библиотечных технологий, программы автоматизации библиотечных процессов происходит становление библиотеки в качестве информационного провайдера, что дает возможность помочь учащимся гимназии в организации получения информации в целях успешного усвоения базового и гимназического компонента образования. Это формирование навыков самостоятельной работы с книгой, электронными носителями, электронными каталогами, стимулирование развития познавательного интереса, творческих способностей учащихся, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности. 
Для грамотного использования фондов библиотеки  формируется информационная культура как ученика, так и учителя, что включает в себя умение ориентироваться в современных информационных потоках, производить поиск, хранение и переработку информации, вести диалог в информационной среде.

Процесс  внедрения новых информационных технологий в практику работы школьной библиотеки значим, во-первых, потому что необходимо сократить путь ребёнка к книге, обеспечить ему доступ к информации и документам именно «здесь и сейчас». Этого требуют возрастные и психологические особенности развития личности. Во-вторых, школьная библиотека закладывает основы той информационной культуры, которая нужна сегодня и будет ещё более необходима завтра.

В  связи со снижением интереса к детскому чтению в на­шей стране и повышенными требованиями, предъявляемыми к  литературному образованию, школьные библиотеки  не могут  устраниться от участия в решении этого противоречия.Одним из путей активизации чтения школьниками и повышения роли библиотек в разрешении данного противоречия является внедрение новых информационных технологий в практику работы библиотек, что позволит обеспечить комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов, сформировать  полноценные ин­формационные ресурсы с целью повышения читательских интересов и  информационной грамотности пользователей.

Практическое значение опыта состоит в активной пропаганде литературы, формировании читательского интереса, повышении информационной культуры. Для достижения поставленной цели можно бесконечно разнообразить структуру и формы мероприятий через внедрение информационных технологий.

 

Автор Чиркова Любовь Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1803
Номер материала 48291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓