Главная / Классному руководителю / ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.



Алпысбаева Гульжан Саркеновна

Учитель биологии, средняя школа №2 г.Костанай,

специалист высшего уровня квалификации

второй категории



Опыт проведения ролевой и рефлексивно –деловой игры с младшими подростками.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы особый акцент сделан на формирование социальных компетенций учащихся, способностям выпускника школы к социальному взаимодействию и толерантному поведению в обществе.

Младший подростковый возраст является благодатной средой для формирования социальных компетенций, потому что подростки 10 – 13 лет характеризуются лёгкостью пробуждения энергии , повышенной активностью, расположенностью к стремлению постоянно испытывать свои возможности и выполнению самостоятельных практических заданий. Реализовать данные потребности подросток может ,если учебный процесс и внеклассная работа построена как взаимодействие личностей, групповой коммуникации и разнообразной игровой деятельности.

Спросим малышей и подростков , любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!»

Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности. В практике нашей работы есть опыт использования различных игр: сюжетных (сказка, фантастический рассказ); ролевых (аукцион, ролевая игра); деловых (конференция); имитационных (подражание телевизионным передачам); драматических (спектакль, инсценировка).

Использование игр, начиная с 6 – 7-х классов, позволяет вводить на уроках групповые методы работы как с новым материалом, также для повторения и контроля знаний. Игровая и групповая деятельность привносит эмоциональное оживление в работу учащихся , повышает внимание и интерес как к конечному результату , так и к процессу обучения. Ближе всего к возрастным особенностям младшего подростка – различные виды ролевых игр.

Ролевая игра — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Рефлексивно - деловая игра - это современная активная форма работы с младшими подросткам, в которой каждый ученик приобретает новый конгитивно – поведенческий опыт и становится автором собственного личностного развития и развития своих одноклассников.

Описанные типы ролевых игр были апробированы нами в работе с учащимися 6-х классов. Ролевая игра «Про речку Протоку» была подготовлена и проведена в рамках предметной недели химии и биологии. Цель игры – воспитание экологического сознания и поведения младших подростков, развитие положительных эмоций по отношению к природе .Герои игры: водолей, капелька, рыболов, рыба –мутант, диоксин, хлор и вирус. Учащиеся вживались в образ , эмоционально передавали свою роль, черты характера сюжетных героев. В ходе игры было видно, что для ребят - это привлекательная форма. Учащиеся, не ограниченные строгими рамками урока, проявляли творческую фантазию и свои индивидуальные возможности в представлении ролей.

В своих комментариях по итогам игры ребята написали: «Было очень интересно, занимательно. Мы в игровой форме донесли до учащихся, что нельзя загрязнять природу, по улыбающимся лицам детей были видны их восхищение и восторг от увиденного, каждый понял для себя, что нужно беречь природу».

«Я увидел и попробовал себя в роли рыбы – мутанта, мне не хотелось играть, но я победил это чувство страха и когда я исполнял эту роль, понял, что я правильно донёс идею своего героя»

«Участвуя в мероприятие, я узнал много о таких животных, как сайгак, снежный барс, занесённых в Красную Книгу Казахстана. Мы видели улыбки детей, которые понимали нас, ведь мы старались. Было всё слаженно и собрано, я волновался, но мне очень понравилось быть в роли Вируса» .

Другой опыт проведения коллективной игры с подростками – это организация ролевой игры во внеурочной деятельности. Нами был выбран формат рефлексивно – деловой игры , а содержанием игры стали: толерантность , толерантное поведение и сознание школьников. Выбор нами темы и типа игры был основан на возрастных потребностям учащихся к активному общению. При подготовке рефлексивно – деловой игры важно было не только выстроить ход игры , но и отобрать её содержание , поэтому ситуации были предложены из повседневной жизни класса.

  1. уговорить учителя не ставить ему «2» за неподготовленный доклад;

  2. уговорить товарища подежурить за себя;

  3. повлиять на учителя так, чтобы он не вызывал родителей в школу;

  4. попросить ученика ,чтобы дал списать домашнее задание по математике;

  5. чтобы учитель не писала в дневник «поведение – неудовлетворительно».

Было некоторое опасение , что форма проведения сложновата для младшего подросткового возраста. Однако оценка самими учащимися процесса и итогов игры показала их удовлетворённость . Обсуждение проблемы в микрогруппах, проигрывание в различных ролях, анализ групповой работы, индивидуальная рефлексия игры – всё это видимый результат и практическая ценность рефлексивно – деловой игры. По итогам игры ребята написали: Она, игра – «интересна своим весельем, мы в ней учимся понимать друг друга»;«вопросами, смехом, добротой, пониманием»; «тем, что учимся уважать окружающих, уметь договариваться»; «мы лучше узнали друг друга»; «тем, что нам было весело и мы стали намного ближе , чем были раньше».

Практика показала, что игровые формы в работе с подростками требуют от учителя специальных навыков режиссирования игры и умений игротехника. Безусловно, готовность педагога к проведению этих и других игр во внутришкольной практике требует развитие и в самой педагогической среде ценностей сотрудничества: уважения, принятия, творчества. Именно эти ценности и установки педагога способствуют ценностно-личностному развитию школьников, что и соответствует целям и задачам Национального плана действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016год.



Список использованной литературы.

1.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016год.

2.Рефлексивно-ролевые игры в управлении школой и образовательной практике. Ерхов М.В. М,2008.

3.Статья: Использование коллективных игр, тематических схем – блоков (моделей) в процессе изучения курса биологии.Журнал «Биология» №13 июль 2005год.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ И РЕФЛЕКСИВНО – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ.
  • Классному руководителю
Описание:

Опыт проведения ролевой и  рефлексивно –деловой игры с младшими подростками.

В Национальном плане действий по  развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы особый акцент сделан на формирование социальных компетенций учащихся, способностям выпускника школы к социальному  взаимодействию и толерантному поведению в обществе.

Младший подростковый возраст является благодатной средой для формирования социальных компетенций, потому что подростки 10 – 13 лет характеризуются лёгкостью пробуждения энергии , повышенной активностью, расположенностью к стремлению постоянно испытывать  свои возможности и    выполнению самостоятельных практических заданий. Реализовать данные потребности подросток может ,если учебный процесс и внеклассная работа построена как взаимодействие личностей, групповой коммуникации и разнообразной игровой деятельности.

Автор Алпысбаева Гульжан Саркеновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 49708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы