Главная / Математика / Опыт преподавания математики крупными блоками

Опыт преподавания математики крупными блоками

hello_html_590b5126.gifhello_html_5b91c0b9.gifhello_html_m39954e59.gifОпыт реализации индивидуального подхода к учащимся при изучении математики крупными блоками

План.

  1. О преимуществах блочного метода изучения материала

  2. Возможности применения этого метода

  3. Организация работы по этому методу.

  4. Приложения: конспекты – опоры по Алгебре -9.

  5. Литература

hello_html_3f80c43f.gif

hello_html_1b206dce.gif

hello_html_m397f69fe.gif

hello_html_1a60cc7.gif

hello_html_m3cb9db4a.gif

В нынешних школьных программах и учебниках за коротким теоретическим изложением сразу же следует практический этап: решение задач, упражнений. «Параграфное» изучение материала плохо тем, что оно не дает ученику представления обо всей теме, ее целостности и жизненном применении, а дает отрывочные знания, которые быстро забываются. При таком прохождении программы ученику не приходится выбирать: за него выбор сделал автор учебника. А при блочном изучении материала уже на первом уроке ученик получает знание о том, какое место занимает эта тема в курсе математики, какое значение и применение оно имеет в других науках и жизни, и даже узнают то, как человечество пришло к сегодняшним знаниям по теме.

В своей книге «Учит всех, учить каждого» В.Ф. Шаталов пишет: «Изложение материала большими блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные теоремы, правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди».

Идею блочного изучения материала я позаимствовала у В.Ф. Шаталова, перечитала массу литературы по этому вопросу и поняла, чтобы работать по такой системе, во-первых, нужно хорошо знать свой предмет, психологию учеников, иметь большой объем дополнительной литературы, наглядного и раздаточного материала. Начала работать по методу блочного изучения математики в 2003 году, проработав молодым специалистом 3 года. По мере продвижения класса в котором я работала по этому методу к более старшим классам замечала, что у меня не хватает знаний по истории математики, возникают трудности при решении прикладных задач. Пополняла свои знания самообразование. Сейчас при вхождения во все сферы жизни Internetа стало намного проще находить необходимую информацию и готовить наглядный материал.

Но самое главное, я увидела, что такой метод преподавания дает широкие возможности работать с каждым ребенком индивидуально, учитывая его особенности, наклонности и желания, активно развивать разговорную речь детей, знаково-символическую грамотность, грамотность чтения и письма информационных текстов; развивать контрольно - оценочную самостоятельность, готовность действовать совместно с другими. ,

В чем же преимущество данного метода? При блочном изучении узловых тем можно достичь гораздо лучших результатов во почему: высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории при организации исследовательской работы по решению разнообразных задач, выработку умений работать не только индивидуально, но и в группах. Успеху дела способствует то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы. К урокам готовятся все ученики, если ученик не готов сдать теорию по какой-то причине на сегодняшнем уроке, или он отсутствовал во время объяснения материала, все равно должен сдать конспект, так как в графе журнала должна стоять оценка у всех учащихся. Поэтому если ученику все понятно, он переписывает опорный конспект у кого-то из одноклассников и сдает позднее. Но если же ученик слабый и не может понять сам, то в перемену или после уроков ему объясняет материал учитель или товарищ.

Развитию, каких качеств и способностей способствует этот метод?

Чувство ответственности вырабатывается очень быстро, где-то, через полгода почти не остается учащихся, которые откладывали бы сдачу конспекта на более позднее время. А при традиционном опросе большинство учащихся придерживаются правила: «Авось не спросят».

Быстро и сильно развивается зрительная память, так как нужно запомнить все до мелочей и воспроизвести.

Развивается речь, обогащается словарный запас. Ведь отвечает и проговаривает тему каждый.

Развивается знаково-символическая грамотность, так как создание опорного конспекта это текстовое и модельно-графическое описание объекта, понятий и связей между ними.

Развивается грамотность чтения и письма информационных текстов, ведь учитель и ученики связывают единицы информации в целостную картину.

Развивается готовность действовать совместно с другими, ведь ребята учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Весь теоретический материал алгебры 9 класса, например, укладывается в 13 конспектов. У большинства учащихся тетрадь с опорами на весь год одна и та же. Это облегчает подготовку учащихся к урокам–практикумам.

Как я организую работу над темой по этому предмету?

К началу изучения темы я подбираю весь самый яркий материал по теме. Начинаю объяснения с какого-нибудь интересного факта, эпизода, связанного с этой темой. Дальше излагаю материал развернуто, эмоционально. После чего в слабых классах даю готовый конспект и по нему излагаю материал сжато, в сильных классах сжатый конспект составляется вместе с учащимися. Выбираем самое главное, важное. На следующем уроке каждый ученик должен воспроизвести конспект на столько, насколько он его запомнил (на это уходит 10-15 минут), на следующем этапе каждый ученик должен произвести разъяснение по конспекту, то есть ответить. Кто из учащихся хочет получить «5» отвечают учителю (они обычно готовы и сдают конспект первыми), а остальные могут отвечать своим одноклассникам, уже сдавшим конспект не ниже чем на «4». После того, как теория усвоена, перехожу к урокам-практикумам.

Литература:

В.Ф. Шаталов «Точка опоры, Москва «Педагогика», 1987 год.

Учебник : Алгебра под ред. Теляковского.

Приложение.

Конспект №5
Тема: Геометрическая прогрессия



1) 1;2;4. Геометрической прогрессией называется … (вn)
hello_html_m35a9d6be.gif

q- знаменатель.

q=hello_html_40231b0d.gif



2) в1,

в2= в1*q,

в3= в2*q= в1* q2,
в
4= в1*q3,
………….

вn= в1*qn-1

Формула n-го члена геометрической прогрессии



3) Sn= в12+…+вn
Sn*q= в1*q2*q+…+ вn*q

Sn*q= в23+…+вn+ вn*q

Sn(q-1)= вnq1

Sn=hello_html_2c8b0c02.gif

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

4)|q|<1 Убывающая.

Sn=hello_html_m5ba3af93.gif=hello_html_198a721e.gif=hello_html_19e5a1a8.gif=hello_html_392b6440.gif-hello_html_7230c642.gif

При n->∞; qn ->0 => |S=hello_html_392b6440.gif|



Опыт преподавания математики крупными блоками
  • Математика
Описание:

        При переходе к ФГОС развитие знаково-символической грамотности один из аспектов развития у ребёнка умения структурировать информацию, проговаривать её вслух в группе из двух и более учеников.

        Система конспектов Шаталова как нельзя лучше раскрывает суть применения конспектов на уроках.

       В работе представлен конспект по теме : "Геометрическая прогрессия"

       Также  мною  составлены  ещё 12 конспектов по математике 8  и 9 классов. Надеюсь, что учителя работающие по методике Шаталова не будут умалчивать свои наработки и поделятся опытом.

Автор Дулова Светлана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 543
Номер материала 28989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓