МБОУ «Витимская средняя
общеобразовательная школа»
Оптимизация деятельности
учителя
и учащихся на уроке
(заседание методического объединения
гуманитарного цикла
«Форма урока как способ организации
деятельности учителя и учащихся»)
Подготовила: Синицына О.А.
2014 г.
Каждый педагог, основываясь на
определенных принципах, правилах и сложившихся у него традициях, организует как
свою учебно-воспитательную деятельность, так и учебно-познавательную
деятельность учащихся.
Урок, как правило, начинается с
опроса учащихся по материалу предыдущего урока. Отсутствие опроса
рассматривается некоторыми методистами как нарушение правил. Между тем, как
указывает Симонов В.П., опрос не всегда вызывается необходимостью, а в ряде
случаев он мешает применению других столь же эффективных и целесообразных
методов обучения.
Очень часто введение новых, сложных
теоретических понятий у учителя, придерживающегося этой структуры урока,
приходится на время наименее благоприятное для осмысления и усвоения нового,
ранее неизвестного материала, то есть на конец урока, когда накапливается
естественная утомляемость. Более того, организуя комбинированный урок, учитель вследствие
затянутости двух первых моментов(оргмомента и проверки домашнего задания) часто
не успевает реализовать все остальные этапы в должной мере. Урок заканчивается объяснением
нового материала без проверки степени понимания его учащимися, без закрепления
этого материала без применения теории на практике, без отработки новых умений и
навыков, сформировать которые такой учитель поручает учащимся самостоятельно
дома.
Исследования П. Урбетиса и В.
Валентинавичуса, а так же И.П. Волкова позволили выявить общие тенденции в
восприятии и усвоении учебного материала учащимися в ходе урока, которые кратко можно
выявить так:
- с 1-й по 4-ю минуту учащиеся могут
усвоить максимально около 60% получаемой информации;
- с 5-й по 43-ю минуту – около 80%
получаемой информации;
- с 24-й по 34-ю минуту – около
45-50%;
- с 35-й минуты к 45-й идет спад
(снижения возможности восприятия и усвоения информации до 6%.
|
%
усвоения новой информации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60
|
|
|
|
|
|
50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
0
|
4
|
|
34
|
45
|
мин.
|
Понижение общей работоспособности
учащихся к концу 34-й минуты урока, зафиксированное исследованиями, отнюдь не
означают, что в это время невозможно эффективная учебно-познавательная
деятельность.
Результаты наблюдения позволяют
сделать вывод, что повышение (возбуждение) интереса и специальные приемы,
рассчитанные на привлечение внимания учащихся после 35 минуты, являются
фактором, помогающим активизировать их учебно-познавательную деятельность, в
это казалось бы, малопродуктивное время.
Рассмотрим более подробно проблему
чередования и смены видов деятельности в ходе урока. Известно, что при
интеллектуальной деятельности человека имеют место так называемые «кризисы
внимания». В начале они следуют друг за другом через 14-18 минут; когда человек
немного устанет (второй кризис внимания) – через 11-14 минут; третий – через
9-11 минут; четвертый и все последующие – через 5-6 минут. Вот почему в ходе
урока необходимы повторы, неоднократное акцентирование внимания на самом
существенном, самом важном, постоянное подчеркивание этого существенного,
главного.
Исследования показывают, что
необходимая частота смены видов деятельности зависит от зоны работоспособности,
в которую попадает данный урок. В среднем она составляет 4-9 раз за 45-минутный
интервал времени. Около четырех раз, если это время в зоне слабой утомляемости,
и ближе к девяти, если это время в зоне сильного утомления учащихся плюс учет
возрастных особенностей учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.