Главная / Другое / Оптимизация деятельности учителя и учащихся на уроке

Оптимизация деятельности учителя и учащихся на уроке


МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»


hello_html_22c4d48e.gif


Оптимизация деятельности учителя

и учащихся на уроке

(заседание методического объединения гуманитарного цикла

«Форма урока как способ организации деятельности учителя и учащихся»)




Подготовила: Синицына О.А.









2014 г.


Каждый педагог, основываясь на определенных принципах, правилах и сложившихся у него традициях, организует как свою учебно-воспитательную деятельность, так и учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок, как правило, начинается с опроса учащихся по материалу предыдущего урока. Отсутствие опроса рассматривается некоторыми методистами как нарушение правил. Между тем, как указывает Симонов В.П., опрос не всегда вызывается необходимостью, а в ряде случаев он мешает применению других столь же эффективных и целесообразных методов обучения.

Очень часто введение новых, сложных теоретических понятий у учителя, придерживающегося этой структуры урока, приходится на время наименее благоприятное для осмысления и усвоения нового, ранее неизвестного материала, то есть на конец урока, когда накапливается естественная утомляемость. Более того, организуя комбинированный урок, учитель вследствие затянутости двух первых моментов(оргмомента и проверки домашнего задания) часто не успевает реализовать все остальные этапы в должной мере. Урок заканчивается объяснением нового материала без проверки степени понимания его учащимися, без закрепления этого материала без применения теории на практике, без отработки новых умений и навыков, сформировать которые такой учитель поручает учащимся самостоятельно дома.

Исследования П. Урбетиса и В. Валентинавичуса, а так же И.П. Волкова позволили выявить общие тенденции в восприятии и усвоении учебного материала учащимися в ходе урока1, которые кратко можно выявить так:

- с 1-й по 4-ю минуту учащиеся могут усвоить максимально около 60% получаемой информации;

- с 5-й по 43-ю минуту – около 80% получаемой информации;

- с 24-й по 34-ю минуту – около 45-50%;

- с 35-й минуты к 45-й идет спад (снижения возможности восприятия и усвоения информации до 6%.


hello_html_5306fb92.gifhello_html_7270734a.gifhello_html_73e71596.gifhello_html_b19bf10.gifhello_html_63b043b.gifhello_html_3f6af7c1.gifhello_html_m415b6697.gifhello_html_5627616a.gifhello_html_m440d9ad.gifhello_html_m2c3760d5.gifhello_html_m133d34d8.gifhello_html_2df8099a.gifhello_html_m6186f3db.gifhello_html_m3d7022d3.gif



% усвоения новой информации










80


















60






50






























6






0

4


34

45

мин.

Понижение общей работоспособности учащихся к концу 34-й минуты урока, зафиксированное исследованиями, отнюдь не означают, что в это время невозможно эффективная учебно-познавательная деятельность.

Результаты наблюдения позволяют сделать вывод, что повышение (возбуждение) интереса и специальные приемы, рассчитанные на привлечение внимания учащихся после 35 минуты, являются фактором, помогающим активизировать их учебно-познавательную деятельность, в это казалось бы, малопродуктивное время.

Рассмотрим более подробно проблему чередования и смены видов деятельности в ходе урока. Известно, что при интеллектуальной деятельности человека имеют место так называемые «кризисы внимания». В начале они следуют друг за другом через 14-18 минут; когда человек немного устанет (второй кризис внимания) – через 11-14 минут; третий – через 9-11 минут; четвертый и все последующие – через 5-6 минут. Вот почему в ходе урока необходимы повторы, неоднократное акцентирование внимания на самом существенном, самом важном, постоянное подчеркивание этого существенного, главного.

Исследования показывают, что необходимая частота смены видов деятельности зависит от зоны работоспособности, в которую попадает данный урок. В среднем она составляет 4-9 раз за 45-минутный интервал времени. Около четырех раз, если это время в зоне слабой утомляемости, и ближе к девяти, если это время в зоне сильного утомления учащихся плюс учет возрастных особенностей учащихся.


1 Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности, с 60


Оптимизация деятельности учителя и учащихся на уроке
  • Другое
Описание:

«Оптимизация  деятельности учителя и учащихся на уроке» сообщение подготовленное для заседания методического объединения  гуманитарного цикла  «Форма урока как способ организации деятельности учителя и учащихся»

Каждый педагог, основываясь на определенных принципах, правилах и сложившихся у него традициях, организует как свою учебно-воспитательную деятельность, так и учебно-познавательную деятельность учащихся.

 

Исследования показывают, что необходимая частота смены видов деятельности зависит от зоны работоспособности, в которую попадает данный урок. В среднем она составляет 4-9 раз за 45-минутный интервал времени. Около четырех раз, если это время в зоне слабой утомляемости, и ближе к девяти, если это время в зоне сильного утомления учащихся плюс учет возрастных особенностей учащихся.  

Автор Синиацын Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 345
Номер материала 51348
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы