Главная / Физика / Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании

Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ г.ЗАРИНСК

МБОУ СОШ №1

Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании

НАПРАВЛЕНИЕ - ФИЗИКА

КОНКУРС «БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»


hello_html_m4f838dfe.jpg

Выполнил: ученик 8 класса

Швецов Максим

Руководитель Фадеева Г.Э



Г.Заринск , 2013


Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

А.С.Пушкин.

Пространственные иллюзии – это «фокусничество» в архитектуре. Стремление удивить было присуще зодчеству изначально. Красивая «рама» для солнечного луча Стоунхенджа, направленные на закат погребальные камеры Луксора и Карнака предназначались для создания визуальных эффектов, иллюзий и, в конечном счете, для укрепления веры народа в «светлое будущее», предсказываемое жрецами.

Эмилио Амбаш утверждает, что архитектура начинается тогда, когда удовлетворены утилитарные функциональные потребности человека. Иными словами, обманки в русских усадьбах с бесконечной перспективой аллеи возникали от «сытости» жизни и «пресыщенности» в мировоззрении романтизма.

Современная ландшафтная архитектура как творческий акт соединения с природой использует все возможности подчеркнуть свою экологическую сущность – на уровне символов, визуальных предпочтений, оптических эффектов. Современная мозаичная картина мира представлена в широчайшем диапазоне: от тотальной урбанизации к природо-эквивалентной архитектуре, от глобализации к самообеспечению, от информационной интернет-зависимости к свободе самообольщений.


hello_html_48307557.jpg

Рис.1

Рис.1. а) Париж. Авеню Георга. Инсталляция «Кривой дом».б) Творчество художника Джулиана Бивера.в),г) «Курьезы» современной архитектуры.

hello_html_302b0c82.jpg

Рис.2. Оптические игры с пространством.


Стремление показать архитектурный объект на гармоничном природном фоне или акцентирование природного элемента в современных стесненных условиях города приводит к появлению примеров искусственного регулирования «взгляда» наблюдателя, приемов визуальной коррекции пространства, таких как фиксированные точки обзора, скрытие нежелательных компонентов вида, выделение природных элементов, сценографические эффекты искусственной перспективы, тиражирования пространства, оптические иллюзорные эффекты и других. Наряду с традиционными приемами все больший интерес у архитекторов вызывают возможности интерактивной архитектуры, которая развивается вслед за компьютерными технологиями.



Освоение отечественного и зарубежного опыта в проектировании открытых и замкнутых пространств с применением приемов дематериализации, оптических иллюзорных эффектов; формирование практических навыков проектирования с использованием метода пространственных иллюзий.

Пространственные иллюзии, приемы визуального расширения или углубления пространства, стремление показать архитектурный объект на гармоничном фоне или акцентирование природных элементов в современных стесненных условиях города являются сегодня актуальными и востребованными среди архитекторов. Дефицит пространства, перенасыщенность современной городской среды приводят к появлению примеров искусственного регулирования «взгляда» наблюдателя, приемов визуальной коррекции пространства, таких как фиксированные точки обзора, скрытие нежелательных компонентов вида, акцентирование природных элементов, сценографические эффекты искусственной перспективы, тиражирования пространства, оптические иллюзорные эффекты и других. Приемы визуальной коррекции пространства оригинально решаются в творчестве архитекторов, использующих зеркала, ширмы, сценографические эффекты перспективных искажений.


Выделено восемь приемов применения метода пространственных иллюзий: искусственная перспектива, виста, оптическая иллюзия с фиксированной точкой обзора, дематериализация, эфемерида, тиражирование, слайд-картина, цифровая вода.


1. Прием «Искусственная перспектива»

Применение Палладио искусственной перспективы в Театро Олимпико в Виченце, где постоянная архитектурная декорация представляла собой Фивы, продолжает традицию «коррекции размера», известную по агоре в Ассосе. Эффект перспективы протяженной улицы достигается на небольшом пространстве сужением стен, поднятием пола, ритмическим уменьшением ширины арок.

Барельефы с перспективными изображениями украшают церковь Скуола-гранде-ди-Сан-Марко в Венеции (1437), скульптор Пьетро Ломбардо.

Иллюзия бесконечной аллеи была выстроена при помощи обманок-зеркал в парках русских усадеб, разновысокими арками в частном владении Романовых в Подмосковье, за счет ритма и длины светильников в интерьере кафедры «Ландшафтная архитектура» МАрхИ. Трапециевидный внутренний двор дома Пашкова в Москве визуально кажется глубже при входе со Староваганьковского переулка.

hello_html_773b1264.jpg

Рис.3.

Рис.3. Искусственная перспектива. а) А.Палладио. Театр Олимпико в Виченце. б) Садовые обманки в русских усадьбах. Усадьба Нескучное. в) Андреа-дель-Поццо. Роспись плафона. Рим.

hello_html_3509f8c8.jpg

^ Рис.4 Барельефы собора Скуола-гранде-ди-Сан-Марко в Венеции. 1437 год.

2. Прием «Виста»

Для многих современных архитекторов актуальным становится создавать висты, «фиксированные точки обзора», когда взгляд наблюдателя направляется аллеями, колоннадами, коридорами, рамами, в конце или внутри которых зритель видит эталон, акцент, картину, выхваченную из хаоса. Дани Караван в проекте Белой площади в Тель Авиве создал геометрические бетонные формы, прорезанные «вистами» - видами на Дерево, Море и Горы. Свою работу он назвал «Дорога на закат». По этому же принципу построена так называемая «Дорога Света». [ 1 ] Стеклянный дом Филипа Джонсона невозможно представить без его природного окружения. Отсутствие гармоничного пейзажа-фона компенсируют природным компонентом «в раме» внутри здания – зимний сад, внутренний дворик с фонтаном и растениями, часто искусственными. Таков атриум центрального офиса фирмы «Мегафон» в Москве.

hello_html_m6763bc15.jpg

Рис.5

Рис. 5. Виста. Д.Караван. Проекты «Дорога на закат» (а) и «Дорога Света»(б).

hello_html_m2dc0faf9.jpg

Рис.6

Рис.7. Виста. Нэнси Холт (США). Финляндия, 2000. Висты в парке Черной звезды.


3. Прием «Оптическая иллюзия с фиксированной точкой обзора»

Идеи «обманок», послойного многопланового прочтения увиденного вдохновляют авторов ОП-АРТА. Франциско Инфанте в инсталляциях с зеркалами, стеклянными экранами и «графическими маячками» зафиксировал эстетику «вида» как самоценного произведения искусства. Исчезновение из повседневной жизни горожанина природного вида подтолкнуло его к работам с пафосными названиями: «Визуальные метафоры бесконечности», «Проект реконструкции звездного неба», «Спонтанные игры на природе», «Артифицированные пространства», «Вывернутая перспектива». [ 2 ] Диалоги Инфанте со зрителем звучат в унисон с высказыванием Пикассо о культуре 20 века: «Красота будет скандальной (провокационной), или ее не будет вовсе». Ф.Инфанте, фантазируя на тему преображения Собора Парижской Богоматери, предвосхитил расцвет «искусства» баннеров, загораживающих строительную площадку или работы по реконструкции фасадов в Москве. Его проект загораживания Нотр-Дама пришелся бы кстати вместо поставленной сейчас фанерной ширмы перед Большим театром с имитацией реального портика.


hello_html_107d20c8.jpg

Рис.8 .

Рис. 8. Оптические иллюзии с фиксированной точкой обзора. Ф.Инфанте. Проекты: а) «Визуальная реконструкция пространства». б) «Ящики Джада». Роберт Смитсон. Инсталляция с зеркалами . 1960 год.

hello_html_m1d264fe4.jpg

Рис. 9.

Рис.9 Оптические иллюзии с фиксированной точкой обзора. а), б) Джулиан Бивер (Англия). «Трехмерное искусство тротуара». в), г) рисунки на газонах, Франция, сад замка Сен Жармен Лае.

4. Прием «Дематериализация»

Оптическая дематериализация объекта происходит при «размывании» ощущения плоскости стены здания путем применения суперграфики или зеркального фасада. Создание первого в мире зеркального фасада относят к проекту здания школы Согэцу в Токио архитектором Кендзо Танге. Другой пример дематериализации посредством зеркального фасада – административное здание IBM (Косель, Гемпшир, Англия, арх. Общество Фостер, 1960 г.) Прорыв стены в суперграфике создается за счет искусной имитации перспективы улицы, реалистических «объемных» изображений или оптических обманок.

hello_html_m1185131d.jpg

Рис. 10

^ Рис.10. Дематериализация. Суперграфика – роспись на стенах. Зеркальная ширма в парке. Зеркальная стена в парке.

5. Прием «Эфемерида»

Иллюзорный, призрачный, нереальный… Такие слова уместны при описании парка или сада, но могут употребляться и в отношении других архитектурных объектов. Обычно они звучат в контексте сезонных изменений, освещения, погодных метаморфоз или специально созданных эффектов, рассчитанных на восприятие в короткий промежуток времени. Луч солнца в дни летнего солнцестояния в храмах Древнего Египта и кельтской архитектуре проникал в специальную комнату в глубине ансамбля, тем самым указывая на священное культовое место. Привлечение к архитектуре нематериальных или недолговечных компонентов – таких как запах, звук, эхо, туман, радуга, отражение, световой луч – усиливает эмоциональное звучание, эстетическую ценность объекта и, иной раз, создает главный элемент в его образе.

В ландшафтной архитектуре к ряду иллюзорных, недолговечных и эфемерных затей присоединились всевозможные «обманки» и «шутовские затеи»: бутафорские имитации, как, например, роспись под руину Пиль-башни в Павловском парке, создание искусственных бесконечных перспектив с помощью зеркал, неожиданно включающиеся фонтаны и пр. Все эти элементы в словаре терминов ландшафтного дизайна объединяются определением «эфемериды». Привычные и неотъемлемые составляющие парков барокко и классицизма, эфемериды были незаслуженно забыты в практике садового строительства. В ландшафтных проектах часто используется возможность создания водяными струями различных неожиданных эффектов – начиная от создания радуги, имитации тумана до физической способности воды образовывать материальную преграду – прозрачную стену-ширму. «Арка-радуга», фонтан «Занавес», фонтан «Виста» (организованная картина-вид в водной раме), фонтан «Туман» - примеры включения водяных спецэффектов в ландшафтную композицию. Зимняя ностальгия по прозрачным искристым струям фонтанов подтолкнула в 2002 году к проведении акции в Москве - «Вторая жизнь фонтанов». Представился в новой зимней красе фонтан на Театральной площади скульптора А.И.Витали (1835 г., архитектор О.И.Бове). Скульптурные группы этого фонтана окружили стеклянным «стаканом», имитирующим воду, с искусно выполненной вечерней подсветкой [9].

hello_html_m47e6cd7c.jpg

Рис. 11

Рис. 11. «Эфемерида». Фестиваль ландшафтной архитектуры в Шомоне. 1992.

«Передвижная архитектура». Красный сад. 2000 год «Через фильтр». Смотрим через световые фильтры – сад меняет цвет.


6. Прием «Тиражирование»

Умножение, тиражирование впечатлений и ощущений Палладио закладывал в своей вилле «Ротонда». Не просто театральная сцена, но четыре одинаковых сцены, обращенные на разные стороны света, к любым ветрам, ко всем временам года. В интерьере Палеонтологического музея в Москве (архитектор Ю. Платонов, 1976 г.) заложена аллюзия бесконечности жизни в композиции «Древо жизни или колодец времени». При помощи зеркал сверху и снизу достигается эффект бесконечности пространства по-вертикали. Интерес к неожиданным визуальным эффектам проявляется также в современных проектах и исследованиях. «Оптические фокусы» Сальвадора Дали с зеркальным цилиндром, на котором отражается изображение, получили название «аноморфного изображения». [ 7 ] Увидеть картину без искажений, отраженную на цилиндре, можно лишь с одной фиксированной точки наблюдения. Этот принцип был предложен в проекте памятника Венедикту Ерофееву в парке при заводе Кристалл в Москве (дипломный проект МАрхИ). Цилиндрическая графика Андрея Топунова основана на методе показа фотоизображения на цилиндрической поверхности. [ 8 ] Им разработана компьютерная программа, которая повышает достоверность ощущений, возникших при наблюдении изображений пространственных объектов. Таким образом, создается иллюзия объема, так как мы имеем дело с реальной глубиной, которая продолжается дальше в пространство и грозит замкнуться за спиной зрителя.

hello_html_m72b423f.jpg

Рис.12

^ Рис 12. «Тиражирование». а) А. Топунов. «Аноморфный объект». Государственная

Третьяковская Галерея. 2009. б), в) Цилиндрическая графика. Германия.

г) «Колодец времени» в Палеонтологическом музее в Москве.


7. Прием «Слайд-картина»

Коммерциализация и прагматичность современной жизни создают невозможность архитектору выразить «нерентабельное» предложение в вечном материале – камне. Эпоха создания грандиозных ансамблей отступает из-за отсутствия незанятых природных пространств (и цены на землю). Актуальными становятся минималистические «уловки» архитектора, временные оптические эффекты, виртуальные объекты. Лазерные шоу, возможности светового преображения ночного города раздвигают рамки привычного вместе с развитием и доступностью электронных технологий. Фестиваль света Fete des Lumieres во французском Лионе демонстрирует возможности дематериализации и преображения архитектурных объектов, когда улицы и площади исторического центра города надевают «фотофасады». При помощи лазерных установок, линз и специальных проекторов привычные днем виды яркими слайд-картинами и световыми иллюзиями ночью превращаются в новый виртуальный город-фентези. Немецкие архитекторы Х.Тонн, Ф.Петцольд и Д.Донат используют цифровые технологии для визуального расширения пространства, «разрушения» плоскости и моделирования различных видов. У зрителя возникает иллюзия окна, колоннады, вида на парк там, где на самом деле глухая стена комнаты. [ 5 ]

hello_html_5a8f3ac6.jpg

Рис. 13

Рис.13. «Слайд-картина». а) Москва. Праздничное оформление города. 2009.

б) Моренама (Япония). Слайд-картины. Архитектор Исама Нагати. 2000.

в) Архитектура «света» инсталляция в японском парке.


8. Прием «Цифровая вода»

Компьютерные технологии трехмерного отображения объектов все активнее проникают в архитектуру. Этому способствует изобретение различных видов 3d-дисплеев, 3d-киоска. Устройства нового поколения методом вибрации волн «рисуют» на воде, в огне и тумане, поднимают изображения в воздух, позволяют вращать руками. Компьютерный инструментарий CAD предлагает целый ряд новинок, обеспечивающих создание контактных и бесконтактных виртуальных моделей. Корпорацией Toshiba созданы жидкокристаллические экраны, которые располагаются горизонтально, а изображаемые предметы, как кажется наблюдателю, парят над ними, как над столом. Японский национальный институт передовых прикладных наук и технологий (AIST) продемонстрировал новый тип дисплея, который способен физически генерировать объемное изображение прямо в воздухе. «Цифровая вода» (туманный экран) – это устройство, создающее из мельчайших капелек воды плоскую поверхность для демонстрации изображений. Туман, извлекаемый из обычной воды, растворяется в течение нескольких секунд после выключения, не оставляя никаких следов. Многие музеи мира используют Туманный экран для демонстрации инсталляций. [ 3 ]

hello_html_m38ecb6d1.jpg

Рис. 18

Рис. 18. Цифровые технологии. Павильон со стенами из «цифровой воды


Имена самых виртуозных художников, рисующих объемные рисунки на асфальте.

Объемные рисунки на асфальте - это особое направление стрит-арта, основанное на перспективе и обмане зрения. Такую картину - анаморфоз - можно увидеть лишь с определенной точки, только с нее преднамеренно искаженное изображение принимает правильный вид.

Исторически первая графика на асфальте появилась в Италии в XIV веке, тогда художники-самоучки кочевали из города в город, развлекая народ изображениями различных религиозных сюжетов прямо на средневековых площадях.

Сегодня технику создания трехмерных и одновременно плоских изображений на основе искажения и перспективы широко используют и в рекламных целях, что заставило нас обратить внимание на самых известных всему миру художников, работающих в этом жанре.

Эдгар Мюллер

44-летний Эдгар Мюллер (Edgar Mueller) родился и живет в Германии. В 25 Эдгар понял, что хочет полностью посвятить свою жизнь стрит-арту. С тех пор иллюзорные рисунки на асфальте - это для художника и хобби, и профессия, и способ зарабатывания на жизнь. Эдгар Мюллер рисует свои 3D рисунки масляной и аэрозольной краской. Площадь его картин может достигать 400 м2 (практически площадь баскетбольной площадки). Создание одного шедевра 3D-искусства занимает у художника в среднем 5 дней.

Ледниковый период

hello_html_d91f797.jpg

hello_html_m48927d20.jpg

hello_html_3fd142a4.jpg

Водопад

hello_html_22ee36.jpg

hello_html_3d5d2015.jpg

hello_html_36b569e8.jpg

Лава

hello_html_m39fdf738.jpg

Таинственная пещера

hello_html_7976cbfb.jpg

Эдуардо Ролеро

Эдуардо Ролеро (Eduardor Relero) - аргентинский художник, временно проживающий в Испании - создает фотореалистичные картины на улицах города. В отличии от рисунков Эдгара Мюллера или Джулиана Бивера работы испанского коллеги несут большую социальную и политическую нагрузку. Каждый рисунок художника наполнен смыслом, сатирой, критикой или философским подтекстом, заставляющим задержать взгляд на картине и задуматься.

Большие озорники

hello_html_6f097ec5.jpg

Нелепость

hello_html_m3d353045.jpg

Великий гуру

hello_html_12fda4c7.jpg

Мир сверху






hello_html_m4b7c36c1.jpg
























Заключение


Цвет – достаточно мощный инструмент, который без труда меняет размеры участка. Зеркальная гладь воды визуально добавляет глубины протекающему ручью, хотя на самом деле последняя может составлять каких-то 10-15 см. Для достижения подобного эффекта дно ручья искусно выстилается материалом особого цвета для достижения эффекта подводной глубины.

Вода превосходно отражает свисающие цветы из кашпо, расположенные вдоль ручья, создаёт симметричного иллюзорного дублёра из перголы, скамейки или же мостика, размещенных на берегу, тем самым визуально расширяя пространство.


Чтобы придать участку объём, можно воспользоваться хорошо освоенными приёмами, к примеру, – вертикальное озеленение и террасирование. Причём в случае создания террас достигается зонирование участка. Но самое главное, с каждой террасы вид пространства преображается и здесь довольно просто добиться оптической иллюзии.


hello_html_296261a8.jpgПервый вариант предполагает изменение размеров помещённых в пространство предметов. К примеру, желаете подчеркнуть красивый вид, который открывается с террас? Тогда поставьте скамейку для отдыха на короткой стороне созданной лужайки, и вы удивитесь перспективе собственного сада.

Второй – создание визуальных экранов, которые обеспечивают не что иное, как визуальную изоляцию. В качестве экранов может быть использована древесно-кустарниковая группа или пергола, увитая клематисом. Интересным решением является создание свода в живой изгороди, последняя, обеспечивая визуальную изоляцию, легко создаёт оптическую иллюзию продолжения пространства.

Удлинить перспективу и создать иллюзорный простор на участке помогут зеркала. Однако их применение требует грамотного подхода, к примеру, это могут быть зеркальные шары, которые эффектно размещены в садовую декорацию. Существующие приёмы оптической иллюзии помогут даже небольшой участок в шесть соток увеличить пусть не до шести гектаров, но до десяти соток – с лёгкостью!





Оптические иллюзии в ландшафтном проектировании
  • Физика
Описание:

 Данная работа является очень интересным дополнительным материалом для учащихся как старших классов так и  для тех, кто только начинает интересоваться наукой.

 Оптические иллюзии в проектировании начинают занимает одно из самых интересных мест в современной жизни. Как это происходит, как раждаются очень интересные проекты, эти занимались мои ученики. 

 Они сами с большим интересом выполняли такие работы. Совместно с преподавателями политехнического университета мы делали  данные разработки.

 Так же данная работа очень интересна учащмся начальной школы на внеурочной деятельности.

Автор Фадеева Галина Эдуардовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1106
Номер материала 40421
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓