Жантлеуова Дина Изимбергеновна,
учитель русского языка и
литературы
первой категорий средней школы
имени Мукангазы Сиранова
села Елтай Индерского района
Атырауской области
10 «А» класс гуманитарно-
общественного направления. Русский язык.
Тема: Определительные и указательные местоимения
Лексическая тема: Жемчужины народной мудрости
Цель:
1.Образовательная: повторить, углубить и
обобщить знания учащихся об определительных и указательных местоимениях.
2.Развивающая: формировать навыки творческого
подхода к языку; закреплять умения, связанные с употреблением определительных и
указательных местоимений в устной и письменной речи.
3.Воспитательная: прививать у школьников
эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом, воспитывать интерес
и любовь к красоте, выразительности пословиц и поговорок.
Тип: углубление изученного материала
Вид урока:
урок – практикум с элементами
семинара
Методы:
словесный, частично- поисковый
Формы обучения: индивидуальная,
групповая
Оборудование: интерактивная доска, презентаций к уроку, проекты
учащихся, ресурсы из Интернета, принадлежности для защиты постеров, карточки с
заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
а) Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
б) Постановка целей и задач урока
Эпиграф:
«Пословицы и поговорки - это свод
народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это
житейская народная правда». В.В.Даль
II. Опрос
по домашнему заданию
1.
Повторить правила по теме «Неопределенные
и отрицательные местоимения».
2. Просклонять неопределенное местоимение несколько
и отрицательное местоимение никто.
III. Углубление теоретического материала по теме
«Определительные и указательные местоимения»
Работа в группах
Опережающее задание: защита проектов учащихся по
темам.
1 группа: «Определительные местоимения»
2 группа: «Указательные местоимения»( слайд№1)
IV. Закрепление темы
1. Работа с учебником
Выполнение упражнений
Упр. 306. Спишите пословицы и поговорки.
Подчеркните определительные местоимения как члены предложения. Объясните их
значение путем перевода на родной язык.
Группа 1: 1-4 - предложения
Группа 2: 5-8 - предложения
2. Работа с таблицей (устно)
Задание:
Ознакомьтесь с таблицей. На какую
значимую часть слова падает ударение в местоимениях сам (сама) и самый в
косвенных падежах?
3.
Упр.307. Просклоняйте
словосочетания самая любимая песня, сама природа, самое дорогое, само жюри.
Укажите, куда падает ударение в местоимениях.
Группа 1: Просклоняйте словосочетания самая
любимая песня, само жюри.
Группа 2: Просклоняйте словосочетания сама
природа, самое дорогое.
4.
Упр.313. Просклонять
словосочетания столько километров, столько центнеров. Поставьте ударение в
местоимениях.
Группа 1: Просклоняйте словосочетание столько
километров.
Группа 2: Просклоняйте словосочетание столько
центнеров.
3. Работа по карточкам (слайд№ 2)
Сделать морфологический разбор выделенных местоимений
Группа 1: Что написано пером, того не
вырубишь топором.
Группа 2: Хлеб - всему голова.
·
Разминка. Поэтическая
минутка: Чтение наизусть стихотворения
Абая Кунанбаева « Стихами для забавы не грешу…» (« Мен
жазбаймын өлеңді ермек үшін ...»)
Алтынай Амиргалиевой, призером олимпиады по русскому языку.
4. Работа с ресурсами, защита постеров.
Темы для групп:
Группа 1: - Что такое пословицы и поговорки?
Группа 2: - Каково значение пословиц и поговорок?
Раздаются ресурсы-тексты о пословицах и
поговорках из Интернета.
5. Творческая работа (слайд 3)
Задание: Выпишите
определительные и указательные местоимения, вставляя вместо точек пропущенные
окончания. Укажите их число, род (если есть), падеж.
1. Каковы люди, таков… и
порядки. 2.Человек, что замок: к кажд… нужно ключик подобрать. 3. За всяк…
дело берись смело.4. Кого уважают, т… и почитают.5. Всяк добр, да
не для всяк… .6. Всяк… человек по делу узнается.7. Кажд… человек - загадка.
8. Жизнь вс… научит.
9.Живи и жить давай друг…. 10. Люб… молодцу скромность к лицу.
Ключ: (слайд 4)
1. Таков-ы, мн.ч., и.п.;
2. (К) кажд-ому, ед.ч., м.р., д.п.;
3. (За) всяк-ое, ед.ч., ср.р., в.п.;
4. Т-ого, ед.ч., м.р., в.п.;
5. (Для) всяк-ого, ед.ч., м.р., в.п.;
6. Всяк-ий, ед.ч., м.р., и.п.;
7. Кажд-ый, ед.ч., м.р., и.п.;
8. Вс-ему, ед.ч., м.р., д.п.;
9. Друг-им, мн.ч., д.п.;
10. Люб-ому, ед.ч., м.р., д.п.
6. Выполнение тестовых заданий: (слайд 5)
1. Какие местоимения указывают на предметы, их
признаки и количество?
А. Определительные
В. Притяжательные
С. Указательные
Д. Относительные
Е. Личные
2.Определите разряды местоимений: такой, там,
столько, весь, всякий.
А. Личное, возвратное
В. Притяжательное, вопросительное
С. Указательное, определительное
Д. Относительное, притяжательное
Е. Личное, определительное
3.Какие указательные местоимения склоняются по типу
прилагательных?
А. Такой, этакий, этот
В. Тот, столько, этот
С. Сей, этакий, экий
Д. Тот, этот, такой
Е. Эта, столько, таков
4. Определите синтаксическую функцию указательного
местоимения: Кто платит, тот и заказывает музыку.
А. Подлежащее
В. Сказуемое
С. Определение
Д. Обстоятельство
Е. Дополнение
5. Укажите сложноподчиненное предложение с
придаточным определительным
А. За всякое дело берись умело.
В. Не откладывай на завтра то, что можно сделать
сегодня.
С. Кто не работает, тот не ест.
Д. Все самое дорогое - гостю.
Е. То сердце не научится любить, которое устало
ненавидеть. (Н. Некрасов)
6. Найдите предложение, в котором местоимение
является определением
А. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто
честней.
В. Кто сознался, тот покаялся.
С. Была бы охота, заладится всякая работа.
Д. Всякий родится, да не
всякий в люди годится.
Е. За все берется, да не все удается.
7. Определите, какому разряду соответствуют
местоимения в предложений: Не рой другому яму, упадешь сам в нее.
А. Определительному;
В. Притяжательному;
С. Указательному
Д. Личному
Е. Возвратному
8. Укажите синтаксическую функцию выделенного
местоимения: Нужно всегда помнить, что всему свое время.
А. Подлежащее
В. Сказуемое
С. Определение
Д. Обстоятельство
Е. Дополнение
9. Местоимения какого разряда служат для связи частей
сложноподчиненного предложения?
А. Определительные
В. Притяжательные
С. Указательные
Д. Относительные
Е. Личные
10. Определите, правильный вариант склонения
местоимений:
А. Все, всем, всему
В. Вся, всей, все, всем,
С. Все, всего, всему, все, всем, (обо) всех
Д. вся, всем, всему, всей, все, всем,
Е. всей, все, всем,
(обо) всех
Ключ с ответами
поместить на доске
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
С
|
С
|
Д
|
А
|
Е
|
С
|
А
|
Е
|
С
|
Д
|
Оценки:
За 10 правильных ответов- «5»; за 7-9
–«4»; за 4-6 «3»; за 0-3- «2».
VI. Итог
урока
-На какую тему мы сегодня поговорили на уроке?
(о пословицах и поговорках)
-Какие разряды местоимений повторили?
-Назовите характерные черты данных разрядов.
-Приведите примеры. (Слабым учащимся можно
пользоваться учебником).
Рефлексия
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что пригодится в жизни?
-Как вы оцениваете вашу работу на уроке?
- Нужно ли проводить такие уроки и почему?
VII. Домашнее
задание
1. Повторить правила об определительных и
указательных местоимениях по учебнику.
2. Выполнить упражнения 319,320.
VIII. Комментирование
оценок
10 «А» класс гуманитарно-
общественного направления. Русский язык.
Тема: Определительные и указательные местоимения
Лексическая тема: Жемчужины народной мудрости
Цель:
1.Образовательная: повторить, углубить и
обобщить знания учащихся об определительных и указательных местоимениях.
2.Развивающая: формировать навыки творческого
подхода к языку; закреплять умения, связанные с употреблением определительных и
указательных местоимений в устной и письменной речи.
3.Воспитательная: прививать у школьников
эстетическое наслаждение при работе с языковым материалом, воспитывать интерес
и любовь к красоте, выразительности пословиц и поговорок.
Тип: углубление изученного материала
Вид урока:
урок – практикум с элементами
семинара
Методы:
словесный, частично- поисковый
Формы обучения: индивидуальная,
групповая
Оборудование: интерактивная доска, презентаций к уроку, проекты учащихся,
ресурсы из Интернета, принадлежности для защиты постеров, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
а) Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
б) Постановка целей и задач урока
Эпиграф:
«Пословицы и поговорки - это свод
народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это
житейская народная правда». В.В.Даль
II. Опрос
по домашнему заданию
5.
Повторить правила по теме
«Неопределенные и отрицательные местоимения».
6. Просклонять неопределенное местоимение несколько
и отрицательное местоимение никто.
III. Углубление теоретического материала по теме
«Определительные и указательные местоимения»
Работа в группах
Опережающее задание: защита проектов учащихся по
темам.
1 группа: «Определительные местоимения»
2 группа: «Указательные местоимения»( слайд№1)
IV. Закрепление темы
1. Работа с учебником
Выполнение упражнений
Упр. 306. Спишите пословицы и поговорки.
Подчеркните определительные местоимения как члены предложения. Объясните их
значение путем перевода на родной язык.
Группа 1: 1-4 - предложения
Группа 2: 5-8 - предложения
2. Работа с таблицей (устно)
Задание:
Ознакомьтесь с таблицей. На какую
значимую часть слова падает ударение в местоимениях сам (сама) и самый в косвенных
падежах?
7.
Упр.307. Просклоняйте
словосочетания самая любимая песня, сама природа, самое дорогое, само жюри.
Укажите, куда падает ударение в местоимениях.
Группа 1: Просклоняйте словосочетания самая
любимая песня, само жюри.
Группа 2: Просклоняйте словосочетания сама
природа, самое дорогое.
8.
Упр.313. Просклонять
словосочетания столько километров, столько центнеров. Поставьте ударение в
местоимениях.
Группа 1: Просклоняйте словосочетание столько
километров.
Группа 2: Просклоняйте словосочетание столько
центнеров.
3. Работа по карточкам (слайд№ 2)
Сделать морфологический разбор выделенных
местоимений
Группа 1: Что написано пером, того не
вырубишь топором.
Группа 2: Хлеб - всему голова.
·
Разминка. Поэтическая
минутка: Чтение наизусть стихотворения
Абая Кунанбаева « Стихами для забавы не грешу…» (« Мен
жазбаймын өлеңді ермек үшін ...»)
Алтынай Амиргалиевой, призером олимпиады по русскому языку.
4. Работа с ресурсами, защита постеров.
Темы для групп:
Группа 1: - Что такое пословицы и поговорки?
Группа 2: - Каково значение пословиц и поговорок?
Раздаются ресурсы-тексты о пословицах и
поговорках из Интернета.
5. Творческая работа (слайд 3)
Задание: Выпишите
определительные и указательные местоимения, вставляя вместо точек пропущенные
окончания. Укажите их число, род (если есть), падеж.
1. Каковы люди, таков… и
порядки. 2.Человек, что замок: к кажд… нужно ключик подобрать. 3. За всяк…
дело берись смело.4. Кого уважают, т… и почитают.5. Всяк добр, да
не для всяк… .6. Всяк… человек по делу узнается.7. Кажд… человек - загадка.
8. Жизнь вс… научит.
9.Живи и жить давай друг…. 10. Люб… молодцу скромность к лицу.
Ключ: (слайд 4)
1. Таков-ы, мн.ч., и.п.;
2. (К) кажд-ому, ед.ч., м.р., д.п.;
3. (За) всяк-ое, ед.ч., ср.р., в.п.;
4. Т-ого, ед.ч., м.р., в.п.;
5. (Для) всяк-ого, ед.ч., м.р., в.п.;
6. Всяк-ий, ед.ч., м.р., и.п.;
7. Кажд-ый, ед.ч., м.р., и.п.;
8. Вс-ему, ед.ч., м.р., д.п.;
9. Друг-им, мн.ч., д.п.;
10. Люб-ому, ед.ч., м.р., д.п.
6. Выполнение тестовых заданий: (слайд 5)
1. Какие местоимения указывают на предметы, их
признаки и количество?
А. Определительные
В. Притяжательные
С. Указательные
Д. Относительные
Е. Личные
2.Определите разряды местоимений: такой, там,
столько, весь, всякий.
А. Личное, возвратное
В. Притяжательное, вопросительное
С. Указательное, определительное
Д. Относительное, притяжательное
Е. Личное, определительное
3.Какие указательные местоимения склоняются по типу
прилагательных?
А. Такой, этакий, этот
В. Тот, столько, этот
С. Сей, этакий, экий
Д. Тот, этот, такой
Е. Эта, столько, таков
4. Определите синтаксическую функцию указательного
местоимения: Кто платит, тот и заказывает музыку.
А. Подлежащее
В. Сказуемое
С. Определение
Д. Обстоятельство
Е. Дополнение
5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным
А. За всякое дело берись умело.
В. Не откладывай на завтра то, что можно сделать
сегодня.
С. Кто не работает, тот не ест.
Д. Все самое дорогое - гостю.
Е. То сердце не научится любить, которое устало
ненавидеть. (Н. Некрасов)
6. Найдите предложение, в котором местоимение
является определением
А. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто
честней.
В. Кто сознался, тот покаялся.
С. Была бы охота, заладится всякая работа.
Д. Всякий родится, да не
всякий в люди годится.
Е. За все берется, да не все удается.
7. Определите, какому разряду соответствуют
местоимения в предложений: Не рой другому яму, упадешь сам в нее.
А. Определительному;
В. Притяжательному;
С. Указательному
Д. Личному
Е. Возвратному
8. Укажите синтаксическую функцию выделенного
местоимения: Нужно всегда помнить, что всему свое время.
А. Подлежащее
В. Сказуемое
С. Определение
Д. Обстоятельство
Е. Дополнение
9. Местоимения какого разряда служат для связи частей
сложноподчиненного предложения?
А. Определительные
В. Притяжательные
С. Указательные
Д. Относительные
Е. Личные
10. Определите, правильный вариант склонения
местоимений:
А. Все, всем, всему
В. Вся, всей, все, всем,
С. Все, всего, всему, все, всем, (обо) всех
Д. вся, всем, всему, всей, все, всем,
Е. всей, все, всем,
(обо) всех
Ключ с ответами
поместить на доске
Ключ:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
С
|
С
|
Д
|
А
|
Е
|
С
|
А
|
Е
|
С
|
Д
|
Оценки:
За 10 правильных ответов- «5»; за 7-9
–«4»; за 4-6 «3»; за 0-3- «2».
VI. Итог
урока
-На какую тему мы сегодня поговорили на уроке?
(о пословицах и поговорках)
-Какие разряды местоимений повторили?
-Назовите характерные черты данных разрядов.
-Приведите примеры. (Слабым учащимся можно
пользоваться учебником).
Рефлексия
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что пригодится в жизни?
-Как вы оцениваете вашу работу на уроке?
- Нужно ли проводить такие уроки и почему?
VII. Домашнее
задание
1. Повторить правила об определительных и
указательных местоимениях по учебнику.
2. Выполнить упражнения 319,320.
VIII. Комментирование
оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.