Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой
Тема урока:
Определенно-личные предложения.
Цель урока:
ü расширить
представления учеников о предложении;
ü дать
понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым, об
определенно-личных;
ü формировать
умения различать односоставные и двусоставные предложения;
ü повторить
правописание –Н-НН- в суффиксах слов разных частей речи.
Оборудование:
интерактивная доска, м/м проектор, презентация,
раздаточный
материал
Ход
урока
I. Организационный
момент.
II. Сообщение
темы и цели урока. Оформление тетрадей.
III.
Словарно-орфографический диктант.
Объяснить –Н-НН-.
(СЛАЙД №1)
Каменный,
удивленно, закрученный, решенный, груженый, утиный, кипяченая, торжественная,
ветреный, кованый, израненный, груженный песком вагон, пустынный, румяный,
старинная, овчинный, подписано, девушка воспитанна, уверенно.
-
Назовите слово исключение
-
Назовите слова, которые соответствуют правилу « Пишется столько –н-, сколько и
в прилагательном от которого оно образовано».
IV.
Подготовка учащихся к восприятию новой
темы.
-
Перед вами восточные мудрости. (СЛАЙД №2)
-Обозначьте
грамматическую основу в предложениях. (Предложения записаны на доске)
1. Человеку со слабым умом нельзя сообщать высоких
и глубоких принципов.
2. Самое большое богатство -
разум.
Самое большое наследство -
воспитанность.
3. Талант и знанья -
яркий свет,
Без них из тьмы исхода нет.
4. Познать истину - ещё не значит научиться
жить.
-Из данных предложений выберите односоставные
предложения.
- Запишите одну из восточных мудростей.
Зачитайте.
-Почему вы выбрали именно это изречение.
V. Изучение нового
материала. ( К доске выходят два человека, первый записывает предложения, в
которых оба главных члена имеется, второй – только один.)
1. Запись под диктовку.
1. Я сердце по свету рассеять готов.(двусост)
2. Послужи мне верой и правдою.(односост.)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном
сиянии.(односост.)
4. Но судьба моя уж решена. (двусост.)
5. Мне накинули на шею петлю.(односост.)
6.Жители начали присягать. (двусост)
2. Беседа по вопросам:
- Являются ли предложения, в
которых присутствует только один главный член, незавершёнными по смыслу?
-Какой можно сделать вывод? =(Их
грамматическая основа состоит только из одного члена)
-Дайте определение предложениям,
грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
Односоставными
называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только
из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.
1А Одновременно
1 ученик работает на компьютере
с интерактивным тестом.
2. Запись
предложений под диктовку. Найдите сказуемое и определите, к какому лицу
относится обозначаемое им действие, укажите их грамматическую форму.
1. Гляжу в озера синие, в полях ромашки
рву, зову тебя Россиею, единственной зову. 2. Пойдем, любимая моя, березкой
полюбуемся. 3. Одной молодостью счастлив не будешь. 4. Вот так и живем, не ждем
тишины. 5. Она забыла, что дома ждут её давно. 6. Моё письмо тебе свезут и
позвонят с аэродрома.
- Какими формами выражены
сказуемые в односоставных предложениях? (СЛАЙД№3)
-Почему предложения называются
определенно-личные?(СЛАЙД№4)
2А Одновременно 1 ученик работает с тестом онлайн (Сайт Захарьиной)
VI. Работа с учебником.
П.25, стр. 176; П.27, стр. 186.
Два
ученика по очереди читают материал учебника.
VII. Обратная связь.
Закрепление изученного. Тест (устно) (СЛАЙД №5-7)
VIII. Самостоятельная работа.
Подготовка к ОГЭ.
Тест
Вариант 1
1. Замените
разговорное слово «вышибает» в предложении 34 стилистически нейтральным
синонимом (Сила течения , кажется, так велика, что вёсла едва не вышибает их
рук).
2. В каком
слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется
в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с
основой на -Н-"?
1) невиданного
2) деревянный
3) божественным
4) длинной
3.Замените
словосочетание «школьный двор», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Но край света
был далеко, а школьный двор - вот он, рядом.
4.Выпишите
грамматическую основу из предложения.
На реке было
еще прохладно, тихо.
5. Укажите
количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.
Достаточно
порыва ветра, чтобы сосна рухнула вниз и перегородила дорогу, как шлагбаум.
Вариант 2
1. Замените
разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным
синонимом. (На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку
молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и
страшно гордился собой.) Напишите этот синоним.
2. В каком
слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких
страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?
1) грустно
2) больно
3) главного
4) приручён
3. Замените
словосочетание «подошвы гор», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
Подошвы гор
противоположного берега стоят в воде.
4. Выпишите
грамматическую основу из предложения.
Меня потянуло в
темную чащу лип.
5. Укажите
количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
У Тимофея
была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса
казалась необыкновенным, божественным наслаждением.
Вариант3
1.Замените
просторечное слово «сперва» в предложении 34 стилистически нейтральным
синонимом. (Сперва сядь вон там, поодаль.) Напишите этот синоним.
2. В каком слове
правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном,
образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого
заканчивается на Н, пишется НН"?
1) странном
2) неожиданно
3) опущенным
4) сонным
3.Замените
словосочетание «дыхание лошадей», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
Порой все
стихало, и снизу доносилось судорожное дыхание лошадаей.
4. Выпишите грамматическую основу из предложения.
Хозяин, волнуясь и потирая руки, стал раздеваться.
5 . Укажите
количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я
открою тебе один секрет.
IX. Итог урока. Продолжите
предложение.
- Сегодня на уроке я понял…..
-Сегодня я узнал….
- Думаю, что после сегодняшнего урока мне…
X.
Дома : п.27, упр. 369.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.