«Юный
исследователь»
N
|
Название работы
|
Ф.И.автора
|
Год рождения,
класс
|
Образовательное
учреждение, телефон
|
Ф.И.О.
руководителя
|
1
|
Определение
физического развития учащихся 4 класса
|
Фатеев Виктор
|
2004 год, 4
класс
|
МОУ
«Малощербединская СОШ»,
8-845-44-3-41-30
|
Щербинина Елена
Юрьевна
|
Декабрь 2014 год
Введение
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно
остро. Человек, безусловно – абсолютная ценность общества.
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из
актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким
распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др.
Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое
развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих
в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
По данным статистики в последние годы происходит резкое
ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа
здоровых выпускников по окончанию школы. В настоящее время к так называемой
«первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14%
школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы.
В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит
или избыток массы тела.
После
изучения раздела «Здоровье человека» по окружающему миру, я поставил перед
собой задачу, узнать как можно больше : какое соответствие между весом и ростом
должно быть и если его нет , то как быть?
Цель исследовательской работы:
оценить
гармоничность физического развития учащихся 4 класса по антропометрическим
показателям.
Исходя из поставленной цели, для решения были выдвинуты следующие
Задачи:
1. Провести антропометрические измерения.
2.Определить степень физического развития
с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе).
3.
Проанализировать полученные результаты исследования и сравнить их
соответствия возрастным нормам (антропометрические таблицы).
4.Сделать вывод о гармоничности физического развития учащихся 4 класса.
5. Разработать
необходимые рекомендации, направленные на физическое развитие учащихся.
Объект исследования: физическое
развитие учащиеся 4 класса.
Предмет исследования: весо - ростовой
показатель
Методы
исследования:
1
Метод нахождения индекса Кетле
(весо-ростовой показатель).
2. Метод сравнения соответствия
возрастным нормам по антропометрическим таблицам)
3. Обработка данных, выводы.
Новизна исследования: я считаю, что
тема моего исследования нова для нашей школы .
Практическая значимость работы: состоит в
подготовке информации о некоторых показателях учащихся 4 класса и их
соответствии среднестатистическим данным, а также в разработке практических
рекомендаций группе риска.
Ожидаемый результат: моя работа поможет обратить внимание учащихся,
родителей на проблемы связанные с гармоничностью физического развития, как
важного показателя здоровья и социального благополучия.
Данную работу мы проводили на уроках окружающего мира.
Влияние экологических факторов на здоровье населения
Мир
находится в начале XXI века, имея как несомненные достижения в науке, так и
трагические неудачи (природные катаклизмы, смена политических и экономических
режимов, смертоносные войны, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний
и т. д.).
Неоспоримо,
что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической
устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен
активно жить, успешно преодолевать трудности.
Известно,
что здоровье зависит от биологических возможностей человека, социальной среды,
природно-климатических условий. Многочисленные исследования отечественных и
зарубежных специалистов показа что влияние экологических факторов на здоровье
человека оцениваем примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют
биологические (наследственные) факторы.
Ежегодно
в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний..
Растет
число больных новорожденных детей, 20% детей дошкольного возраста страдает
хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются практически
здоровыми. За последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ уменьшилось
с 28,3% до 6,3%, т. е. более чем в 3 раза. Соответственно с 40% до 75%
увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие
матери .
За последние 6 лет годность к воинской службе при
призыве упала почти на 20%.
Показатели
здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и
неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.
Пренебрежительное
отношение к здоровью, незнание и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о
болезни общества, экологии, быта и здравоохранения. Чтобы сохранить главную
ценность жизни - здоровье человека, его надо оберегать смолоду.
Исследования по оценке здоровья детей и подростков позволяет пони мать и
находить причины наступления болезней. Участие в исследовании поможет формированию
у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление
не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение - детей,
внуков и правнуков.
Исследование
физического развития учащихся
Одним
из важных показателей здоровья является физическое развитие человека.
Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и
условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной
связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной
смены фаз и периодов развития.
В
первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию
опорно-двигательной системы. Антропометрические исследован к включают измерения
длины тела (роста), массы, и определение антропометрических показателей
физического развит. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и
коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.
Антропометрия (работать с этой информацией нам
помог учитель)
Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на
измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и
дополнительные антропометрические показатели. K первым относят рост, массу
тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном
выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Kроме того, к основным
показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и
«пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и других
показателей состава тела. K дополнительным антропометрическим показателям
относят рост сидя, окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча,
сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким
образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров,
окружностей и др.
Рост стоя и сидя измеряется ростомером . При измерении роста стоя пациент
становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и
межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.
Что такое норма роста и веса, и как ее определить.
В настоящее время средним ростом мужчин считается 176 см, женщин - 164. Девушки
растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост
наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10
до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от
10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет.
Известно, что колебания роста наблюдаются в течение дня. Наибольшая длина тела
регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1 - 2 см.
Основными факторами развития являются полноценное питание (для роста нужно
питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8
часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму -
чахлое тело).
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
1.
В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет ) происходит скачок роста. Т.е. один
человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего
окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут
медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки
начинают расти раньше мальчиков.
2.
Часто в процессе роста организм не успевает набрать достаточные вес, или
наоборот, сначала набирается вес, а потом тело вытягивается в рост. Это
нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.
3.
Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий
организм, особенно мозг, нуждается в ресурсах для роста и развития. И
недоразвитый мозг потом труднее вылечить, чем недоразвитое тело.
ДЛЯ ТОЛСТЫХ И ХУДЫХ
Прежде всего : ВЕС и ОБЪЕМ - не одно и тоже. Потому что МЫШЦЫ ВЕСЯТ 4 РАЗА
БОЛЬШЕ ЖИРА при одинаковом объеме. . Поэтому, если вес вроде в норме или ниже
нормы, а выглядит толстым - это потому что жира много, мышц мало. Тут
понадобятся правильное питание и физические усилия, чтобы превратить жир в
мышцы - вес не изменится, в пухлость исчезнет. Это же касается и тех, у кого
вес ниже нормы - а выглядит это нормально, ну разве что мышц не видно.
Также, если вес ниже нормы и выглядит худым - это также недостаток мышечной
массы. Такое часто бывает в период активного роста , когда скелет растет
быстрее мышц. В общем, это нормально и пройдет само, если нормально питаться.
Исследуемые и методы исследования
Мы провели исследования направленные на изучение гармоничности
физического
развития учащихся, так как известно, что здоровье человека зависит от его
физического развития.
Свои
исследования мы провели среди учащихся 4 класса, которым соответствует возраст 10-11
лет, 3
мальчика.
Для своего исследования мы использовали методику индивидуальной оценки
физического развития(длина и масса тела) методом индексов При выполнении и
оформлении работы использовал методы исследования, предусмотренный в
методическом пособии под редакцией Ашихминой Т.Я. Школьный экологический
мониторинг
Время
проведения: работу проводили в конце первой и начало 2 четверти 2014 – 2015учебного
года.
Правила
выполнения антропометрических измерений
1. Измерения
желательно проводить в утренние часы в одни и те же месяцы года. Учащиеся
работают в парах. Исследуемый находится в верхней
одежде (при подсчетах приблизительно вес ее отнимается) и без обуви.
2. При
измерении роста обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись
и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и
затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и
верхний край козелка уха находились на одной вертикальной линии.
3. Масса
тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными
весами.
2.2.
Определение индекса Кетле (индекс массы тела , вычисления
помогал проводить учитель)
Для этого используйте формулу. Формула
расчета индекса массы тела (ИМТ).
ИМТ = Масса /
(рост)2
где:
масса тела измеряется в кг, рост – в метрах.
Таблица 1
Величина индекса Кетле
Возраст
|
Юноши
|
Девушки
|
6-8 лет
|
16
|
16
|
9-10 лет
|
17
|
17
|
11-12
лет
|
19
|
19
|
13-14
лет
|
20
|
20
|
15-16
лет
|
20
|
21
|
Сравнение роста и
веса учащихся
Таблица изменения
роста и веса ребенка от 10 до 11 лет
Рост мальчиков от
10 до 11 лет (см)
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
10
|
<130
|
|
|
130
- 145
|
|
|
|
11
|
<130
|
|
|
130
- 145
|
|
|
|
Вес мальчиков от
10 до 11 лет ( кг )
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
10
|
<30,9
|
30,9-33,8
|
33,8-38,0
|
38,0-50,6
|
50,6-56,8
|
56,8-66,0
|
>66,0
|
11
|
<34,3
|
34,3-38,0
|
38,0-42,8
|
42,8-56,6
|
56,6-63,4
|
63,4-73,2
|
>73,2
|
Результаты исследования
Антропометрические
измерения проводили в утренние часы (на первом уроке) в медицинском
кабинете школы. Исследуемый находится в верхней
одежде (при подсчетах отнимали приблизительный вес одежды) и без обуви. При измерении роста использовала ростомер, массу тела
определила с помощью напольных весов. Все данные занесла в таблицу 1(
Результаты антропометрических измерений учащихся)
Таблица 1
Результаты
антропометрических измерений учащихся
Ф.И.учащихся
|
возраст
|
Рост, см
|
Вес, кг
|
Ланкин Андрей
|
10
|
110
|
30
|
Фатеев Виктор
|
10
|
121
|
52
|
Щербинин Никита
|
11
|
118
|
40
|
Таблица 2
Величина индекса Кетле учащихся 4 класса
№ п\п
|
Ф.И.учащихся
|
Индекс Кетле
|
Должная величина
Индекс Кетле
|
Результат
|
1
|
Ланкин Андрей
|
14
|
20
|
Дефицит массы тела
|
2
|
Фатеев Виктор
|
23
|
20
|
Избыток массы тела
|
3
|
Щербинин Никита
|
19
|
20
|
Нормальная масса тела. Развит
гармонично, масса тела соответствует росту
|
В результате с помощью индекс Кетле (весо-ростовой
показатель) выяснилось,
что 33% мальчиков развиты гармонично, масса их
тела соответствует росту, а у 66% мальчиков наблюдается отклонения
в физическом развитии, так как 33% мальчиков с избытком
массы тела, 33% с недостатком массы тела.
Таблица изменения
роста учащихся от 10 до 11лет
Рост мальчиков 4
класса (3уч-ся)
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
10-11
|
-
|
-
|
10%
|
60%
|
30%
|
-
|
-
|
Расчёт индекса
массы тела
показал, что у 1 мальчика нормальная масса тела.
Индекс массы тела у 1 высокий показатель масса тела, это обусловленном
заболеванием с нарушением гормонального фона (эндокринологического- по
результатам мед.осмотра),а у1 низкий показатель массы тела.
Вес мальчиков 4класса
(3уч-ся)
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
10-11
|
-
|
33%
|
-
|
33%
|
-
|
33%
|
-
|
На основе поставленных задач в
соответствии с результатами исследования можно сделать следующие выводы:
Степень
физического развития с помощью индекс Кетле (весо-ростовой
показатель) у33% мальчиков соответствует норме гармоничного
физического развитие, а у 33% мальчиков не соответствует норме, с избытком
массы тела, 33% с недостатком массы тела.
Заключение
.
Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, из этого
вытекает важнейшая роль воспитания у каждого школьника отношения к здоровью как
к главной человеческой ценности.
Литература
1.
Ашихмина Т.Я. Школьный
экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.
2.
Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.
3.
Колесов Д.В. Здоровье
школьников: новые тенденции. Ж.Биология в школе №2\1996
4.
Макеева А.Г. О формировании
основ культуры здоровья у подростков. Ж.Биология в школе №1\2008
5.
http://familyandbaby.ucoz.ru/publ/zdorove/ocenka_sostojanija_zdorovja/55-1-0-287
-Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц
6. http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm
- Антропометрия (соматометрия)
7.
http://www.ourbaby.ru/img/article_top.gif-
Использование центильных таблиц для оценки физического развития ребенка
8.
http://smartnsmall.com/ves/Calculator_normalnogo_vesa_rebenka.php-
Как определить норму веса ребенка?
Приложение 1
Таблица изменения
роста и веса ребенка от 7 до 17 лет (Антропометрические (центильные) таблицы)
В таблицах роста и веса деление показателей на "низкие",
"средние" и "высокие" очень условно.
Средний рост и вес должны находится в
пределах зеленой и голубой величин
(25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту человека для
указанного возраста.
Рост, величина которого находится в пределах желтой величины тоже нормальный,
но свидетельствует о тенденции к опережению (75-90 центилями) или к
отставания (10 центилей) в росте, и может быть обусловленным как особенностями,
так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического
или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание
педиатра.
Рост, величина которого находится в красной зоне
(<3 или >97 центиля) свидетельствует про патологию
роста. В данной ситуации необходимо проконсультироваться с
соответствующими специалистами: педиатром, терапевтом, эндокринологом.
Как пользоваться таблице?
Сначала в таблице Роста находим в левом столбике свой возраст и в
найденной строке ищем соответствующий своему рост.
·
Если
ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но
показатель роста в норме.
·
Если
ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания"
и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если - красная, просто необходимо
сходить к эндокринологу.
Далее в таблице Веса находим в левом столбике свой возраст и в найденной
строке ищем соответствующий своему вес.
·
Если
ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но
показатель веса в норме.
·
Если
ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания"
и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если - красная, просто необходимо
сходить к эндокринологу.
ЕЩЕ
НЕ ВСЕ. Теперь надо посмотреть соответствует ли показатель роста показателю
веса. И привести Вес в соответствие.
Таблица изменения
роста и веса ребенка от 13 до 14 лет
(Антропометрические
(центильные) таблицы)
Рост мальчиков от
13 до 14 лет (см)
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
13
|
<141,8
|
141,8-145,7
|
145,7-149,8
|
149,8-160,6
|
160,6-166,0
|
166,0-170,7
|
>170,7
|
14
|
<148,3
|
148,3-152,3
|
152,3-156,2
|
156,2-167,7
|
167,7-172,0
|
172,0-176,7
|
>176,7
|
Рост
девочек от 13 до 14 лет (см)
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
13
|
<143,0
|
143,0-148,3
|
148,3-151,8
|
151,8-159,8
|
159,8-163,7
|
163,7-168,0
|
>168,0
|
14
|
<147,8
|
147,8-152,6
|
152,6-155,4
|
155,4-163,6
|
163,6-167,2
|
167,2-171,2
|
>171,2
|
Вес мальчиков от
13 до 14 лет ( кг )
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
13
|
<30,9
|
30,9-33,8
|
33,8-38,0
|
38,0-50,6
|
50,6-56,8
|
56,8-66,0
|
>66,0
|
14
|
<34,3
|
34,3-38,0
|
38,0-42,8
|
42,8-56,6
|
56,6-63,4
|
63,4-73,2
|
>73,2
|
Вес девочек от 13
до 14 лет ( кг )
Возраст
|
Показатель
|
очень
низкий
|
низкий
|
ниже
среднего
|
средний
|
выше
среднего
|
высокий
|
очень
высокий
|
13
|
<32,0
|
32,0-38,7
|
38,7-43,0
|
43,0-52,5
|
52,5-59,0
|
59,0-69,0
|
>69,0
|
14
|
<37,6
|
37,6-43,8
|
43,8-48,2
|
48,2-58,0
|
58,0-64,0
|
64,0-72,2
|
>72,2
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.