Главная / Начальные классы / Определение и различие падежей. 4 класс 3 урок

Определение и различие падежей. 4 класс 3 урок

Тема урока: «Определение и различие падежей»

Цель: научить детей различать падежи по совокупности их признаков, распознавать винительный и предложный падежи.

Задачи: - формирование умения распознавать винительный и предложный падежи;

-развитие внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности, умения классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

-воспитание организованности, привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора.

Ход урока

Орг момент

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.

Чистописание.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Ш…стнадц..т…е …ктября.

Кла…ная р…бота .

- Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение строчных букв ( Дети прописывают)

Показ учителем или презентация правильного написания букв.

дооод доаод ……..

- Дайте характеристику этой букве. ( БукваД , звук [ Д], согл., звонк., мягкий)

- Теперь переходим к работе со словарными словами.

Словарная работа.

Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Библиотека, учитель, пенал, директор, дежурный, карандаш

Что общего между этими словами? (на тему школа)
Найдите в словаре новое слова, которые по смыслу подходят к этой группе.
(класс)

- Что такое класс? (Выслушать мнения детей)

- Что общего в словарных словах? (все слова существительные,

Грамматический рассказ об имени существительном по плану:

1. Что такое имя существительное

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Примеры.

3Нарицательные и собственные. Примеры.

4. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры.

5. Изменение существительных по числам. Примеры.

6. Каким членом предложения бывают имена существительного. Примеры.

Создание проблемной ситуации.

Мы продолжаем изучать эту часть речи.

Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.

Определите тему урока:


У него дело из рук валится.

Без дела жить – только небо коптить.

Делу время, потехе час.

За правое дело стой смело.

За делом и день пролетит незаметно.

Пора поговорить и о деле.


-Да, сегодня мы будем упражняться определять падеж у имён существительных.

На что обратили внимание?(В каждом предложении есть форма одного и того же слова “дело”)

Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание.)

Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания.

И.п Что? дело

Р.п Без чего? без дела

Чему? делу

За что? за дело

За чем? за делом

О чем? о деле


Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)

Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.)

Какой вывод можно сделать?… Верно, имена существительные могут изменяться. Как называется такое словоизменение

Давайте вспомним, какой падеж не употребляется без падежа?

Предлоги о, в, на, при служат для образования предложного падежа; без предлогов этот падеж вообще не употребляется.

А у винительного?

В предложениях: Я положил тетрадь на стол. Я положил тетрадь в стол. Я уронил тетрадь под стол – предлоги на, в, под уточняют значение винительного падежа, указывая, куда именно направлено действие: на поверхность предмета – на стол; внутрь предмета – в стол; ниже предмета – под стол.

Предлоги, употребляющиеся с двумя падежами:

с винительным и предложным: в(во), на, о(об, обо); сравните: войти в лес (вин.) – быть в лесу (предл.), положить на стол (вин.) – лежать на столе (предл.), говорить о ноже (предл.) –порезаться о нож (вин.);

- Как же быть, если в предложении встретится существительное с такими предлогами??

Легко ли будет узнать падеж?

Сообщение темы урока и целей

- Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (

- На какие вопросы отвечает предложный падеж, винительный падеж?

- Какие предлоги относятся к предложному, винительному падежу?

- Каким членом предложения является?

Итак, нас интересуют винительный и предложный падеж.

- Что можно сказать о роли предлогов?(По предлогу определить нельзя, т.к они одинаковые)

Как же поступить в том случае?

Наблюдение и различение предложного и винительного падежа существительных с предлогом В.

Во что? В.п. В чем?П.п.

Уронила в речку, не утонет в речке.

- С каким предлогом существительное в первом словосочетании, во втором словосочетании? В каких падежах может быть предлог В?

Физкультурная минутка.

Работа по теме.

Я положил тетрадь на стол. Я положил тетрадь в стол.

Тетрадь лежит на столе. Моя тетрадь лежит в столе.

:войти в лес (вин.) – быть в лесу (предл.), положить на стол (вин.) – лежать на столе (предл.), говорить о ноже (предл.) –порезаться о нож (вин.);

Работа в группе по карточке.

1 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ГУЛЯЛИ В ЛЕСУ.

Подчеркните предлог.


2)На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

4 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ПЛЫВУТ В НЕБЕ.

Подчеркните предлог.


2)Какими членами предложения являются существительные в предложном падеже?

2 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ.

Подчеркните предлог.


2)Какое слово - помощник в предложном падеже?


5 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

СТОИТ НА ПОЛКЕ.

Подчеркните предлог.


2)Назовите вопросы предложного падежа.

3 группа.

1)Определите падеж существительного в словосочетании

РАССКАЗАЛ О КНИГЕ.

Подчеркните предлог.


2)С какими предлогами могут быть существительные в предложном падеже?

6 группа

1)Определите падеж существительного в словосочетании

ПРОЧИТАЛ ОБ ОСЕНИ.

Подчеркните предлог.


2)Назовите предлоги предложного падежа.



Карточки для самостоятельной работы.(Резерв)

1 вариант

Определи и укажи падеж существительных в словосочетаниях.

Блестит на траве, проехал по улице, играл в футбол, нарисовал в альбоме.

2 вариант

Определи и укажи падеж существительных в словосочетаниях.

Прочитал в книге, сидит на дереве, играл в хоккей, подошел к столу.

Домашнее задание.

С 49 упр128

Итог урока.

- Над какой темой урока мы работали?

- Как распознать предложный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?)







Определение и различие падежей. 4 класс 3 урок
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Определение и различие падежей»

Цель урока:научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.

Задачи:

1.Учить сравнивать формы одушевлённых имён существительных в именительном, родительноми винительном падеже

2.Учить находить способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, родительноми винительном падеже

3.Развивать умения определять падежи склонение имён существительных в косвенных падежах.

Планируемые результаты

  • называть признаки имён существительных в именительном, родительноми винительном падежах
  • знать способы распознавания одуш. существительных в имен.,родит. и винит. падежах
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
  • делать выводы на основе сравнения
  • находить дополнительную информацию в разных источниках,преобразовывать и представлять её
  • проявлять уважительное отношение труду.

Оборудование:учебник «Русский язык», опора с падежами, таблица спадежами, словарь, карточки.

ХОД УРОКА

Автор Беспрозванных Юлия Владимировна
Дата добавления 17.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2915
Номер материала MA-062354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓