Главная / Русский язык и литература / Опорный конспект "Мягкий знак - показатель мягкости"

Опорный конспект "Мягкий знак - показатель мягкости"

ОК-2

Ь ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

Ь знак пишется

(показывает мягкость согласного)

примеры

На конце слова


После мягкого согласного (кроме шипящих)

ко[н,]ь, ого[н,]ь

В середине слова


  1. После мягкого [л?] перед любой согласной

[л,] Ь – [любой согласный]

ма[л,]ь[ч,]ик, [л,]ь[д]ышка, се[л,]ь[д,]ь

  1. После мягкой согласной перед твёрдой

[согл,] - ь – [тв.согл]

Ку[з,]ь[м]а, ме[н,]ь[ш]е

  1. Между двумя мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым

в бо[р,]ь[б,

Сравни: бо[р,]ь[б]а



Ь знак не пишется

примеры

  1. Между двумя мягкими согласными

ви[н,][т,]ик, ба[н,][т,]ик, гво[з,][д,]ик

  1. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ, НЩ

(т. к. [Ч] и [Щ] всегда мягкие)

речка, нянчить, фонарщик

  1. [л,] [л,]

аллея, иллюзия, Алла

  1. Перед суффиксом СК- прилагательных, образованных от существительных с основой на НЬ-, -РЬ


рязанский (Рязань), рыцарский (рыцарь), казанский (Казань)

Исключения: все названия месяцев (сентябрьский, октябрьский, февральский, апрельский и т. д.), кроме слова январский

  1. В Р.п. мн.ч. существительных на –НЯ


Вишен (вишня), спален (спальня)

Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь



Опорный конспект "Мягкий знак - показатель мягкости"
  • Русский язык и литература
Описание:

Опорный конспект "Мягкий знак - показатель мягкости"

Опорные конспекты (таблицы) используются на протяжении всего курса изучения русского языка в школе. Учащиеся записывают их в тетрадь (или папку с файлами) по мере изучения отдельных тем. Таким образом постепенно создается своеобразный справочник по русскому языку в таблицах. Наличие такой тетради (папки) позволяет учащимся повторять изученный в предыдущих классах материал, т.к. учебники выдаются только на один учебный год. Кроме того, известно, как важно для запоминания зрительное восприятие. Воспроизводя опорный конспект в своей тетради, используя различные цвета и выделения, учащиеся лучше запоминают материал. Подача материала в виде таблицы учит их понимать язык в системе

Автор Шахина Ольга Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 486
Номер материала 23972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓