Главная / Начальные классы / Опорная схема на уроках окружающего мира как средство формирования прочных теоретических знаний младших школьников

Опорная схема на уроках окружающего мира как средство формирования прочных теоретических знаний младших школьников


Опорная схема на уроках окружающего мира как средство

формирования прочных теоретических знаний младших

школьников.


В современной школе все сильнее заметно противоречие между обществом и природой. В настоящее время большую роль играет работа школы по формированию экологической культуры у младшего школьника, усвоению прочных теоретических основ. Однако представленный учебный материал плохо усваивается учащимися. И тогда на помощи приходят различные типы схем

схема-чертеж

схема-блок

схема-таблица

с помощью которых:

- развивается умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;

- формируются не просто точные образы, а простейшие понятия и даже система этих понятий с разнообразными взаимосвязями;

- создаются ситуации моделирования конкретных понятий, их анализ на основе выявления частных или общих характерных свойств;

- обеспечивается наиболее разносторонняя проверка содержания каждой учебной темы окружающего мира;

- разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты;

- в процессе изучения родной природы у детей постепенно расширяется круг представлений о живой и неживой природе;

- обеспечиваются условия, позволяющие младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.

Схема-чертеж.

Как правило, опираются на содержание текста, иллюстраций, проведенных практических работ, выполненных наблюдений и т.п.


Утро (осень) День (лето)



| |


Холодно Тепло



Схема-блок.

Важным средством развития действенного отношения учащихся к природе служит проблемное обучение. Включение схемы в условие проблемной задачи помогает не только зримо ощутить характер задания, но и определить с научных позиций направление его решения.

При изучении понятий неживая и живая природа очень хорошо помогла схема, которую составляли сами дети:


ПРИРОДА


| |

ЖИВАЯ


НЕЖИВАЯ

| | | | |

растения


животные


вода


земля


воздух


Для выяснения различий между живым и неживым тоже помогает схема:



Различия

| |

ЖИВОЕ


НЕЖИВОЕ

| |

Растет

Развивается

Воспроизводит потомство


Не растет

Разрушается

Не воспроизводит потомство


При изучении комнатных растений необходимо вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Дети делают вывод, что любое растение есть хрупкий живой организм, которому необходимы определенные условия.

И здесь помогает схема.


тепло

|

свет

__

растение

__

воздух

| |

вода


питание


В разрешении проблемной задачи «как создать растительному организму все условия для жизни и развития» схема пополнится правилами ухода за комнатными растениями и приобретет следующий вид:

правильное размещение

__

тепло


удаление пыли рыхление

| | |

свет

__

растение

__

воздух

| |

вода



питание


|


|

полив

подкормка


Значительная часть схематических средств наглядности служит для того, чтобы проследить важнейшие связующие звенья среди компонентов неживой природы, а также цепи единства неживого и живого в окружающем нас мире.

Солнце ниже


Дни короче

| |

ПОХОЛОДАНИЕ

| | |

Почва замерзает


Водоемы

остывают,

замерзают


Дождь

сменяется

снегом



При сравнении летних и осенних дождей хорошо видно следующее:


ДОЖДИ

| |

ЛЕТО


ОСЕНЬ

| |

Теплые

Кратковременные

Тучи не заволакивают небо


Холодные

Идут долго

Тучи закрывают все небо


В схемах природных взаимосвязей школьники легче заметят важнейшие экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды. Например, в схеме «Жизнь диких животных зимой» прослеживаются как физиолого-морфологические, так и поведенческие особенности приспособления животных к новым условиям.



зима

| |

пушистая шерсть

___

морозы


снег

___

изменение окраски

|


Нет корма

|

спят


используют запасы


ищут

корм



При изучении птиц, обитающих на территории нашей страны, очень хорошо помогает такая схема:


ПТИЦЫ

| |

Зимующие


Перелетные

| |

оседлые


кочующие


Учащиеся 1 классов с большим вниманием работают на тех уроках, где используются схемы. Им очень важен сам процесс участия в составлении схемы. Каждый стремиться ответить правильно, быстро и оригинально.

Важным дополнением к беседам о закаливании, охране и укреплении здоровья в разные времена года служит короткая по объему, но емкая по содержанию схема, моделирующая образ жизни и поведения здорового человека. В схеме заключены четыре основных правила сохранения здоровья, которые приемлемы всегда, независимо от сезонов. Поэтому с ней можно работать в течение года, лишь дополняя из урока в урок арсенал приемов укрепления организма.

ЗДОРОВЬЕ

| |

Режим

дня


Закалива-

ние


Правильное питание


Выбор

одежды


Схема-таблица.

Немного сложны в исполнении, но прекрасно систематизируют полученные знания, схемы-таблицы. Так при изучении плана местности и карты родного края очень хорошо сравнивать их именно в схеме-таблице.

План

Карта

Небольшая местность

Большая территория

Масштаб крупный

Масштаб мелкий

Направления по сторонам горизонта указаны стрелкой.

Направления по сторонам горизонта показаны параллелями и меридианами (линиями).

Предметы обозначены условными знаками.

Предметы обозначены условными знаками, условными цветами.

Это лишь некоторые из обучающих схем. Задача учителя, работающего с ними, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создать определенные представления, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Методика работы со схемами очень проста и разнообразна. Конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями или отрывками из прочитанного.

Навыки мыслительной деятельности не появляются с рождением человека, не развиваются сами собой. Толчок к пробуждению мысли делается в семье, но расширение, усиление работы ума – задача школы. Развитие, как известно, совершается в деятельности, а значит, развитию интеллектуальных способностей открывает дорогу умственная деятельность. И в этом большую помощь оказывают природоведческие схемы.


5. Результативность опыта.

В данном опыте решены следующие задачи:

- описана технология применения схем на уроках окружающего мира;

- младшие школьники получили первичное умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;

- сформированы не просто точные образы, а простейшие понятия и даже система этих понятий с разнообразными взаимосвязями;

- созданы ситуации моделирования конкретных понятий, их анализ на основе выявления частных или общих характерных свойств;

- у детей расширился круг представлений о живой и неживой природе;

- младшие школьники используют имеющиеся знания в нетипичных условиях.









  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА

    1. Условия функционирования опыта.

Опыт функционирует в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 89 Дзержинского района г. Волгограда. Школа работает в две смены. Автор опыта преподает уроки окружающего мира в трех классах с различными системами обучения: по Л.В. Занкову и Школа 2100. В классах обучаются дети с микроучастка школы. Дети не проходили специального отбора. Классы формировались по желанию родителей.

Кабинеты оснащены аудиотехникой, оформлены сменными стендами по предметам. Автором собран необходимый дидактический материал по окружающему миру, который соответствует современным требованиям.


    1. Научно-практические основы опыта.

В последнее время в периодической педагогической печати появилось очень много описаний учительских находок. Развитие компьютерных технологий не стоит на месте: большое количество иллюстративного и демонстрационного материала помогает учителю работать хорошо и творчески. На подготовку к уроку уходит меньше времени, что способствует реализации личности педагога. Работа приносит радость. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся (по Л.В. Занкову), опора на самостоятельность ребенка, его умение сотрудничать, сопереживать являются приоритетными в моей работе. Однако, ближе всего мне идеи Школы 2100. Авторы постарались облегчить работу учителя великолепными методическими рекомендациями. Что делает понятными и приемлемыми принципы работы в этом направлении. Поэтому уроки окружающего мира во всех своих классах веду, используя технологию Школы 2100.


3. Рекомендации последователям опыта.

Данный опыт может быть использован учителями начальных классов любой школы. Опыт универсален и вписывается в любую систему обучения. Единственным условием проведения таких уроков должна быть совместная деятельность учителя и учащихся. Однако стоит учитывать возраст младших школьников. В первом и втором классах учитель постоянно помогает своим ученикам, моделирует схемы, а дети дописывают необходимые звенья. В третьем классе педагог направляет деятельность детей в нужное русло, частично предлагая свои модели, но основную работу оставляет учащимся. В четвертом классе учитель выполняет функции наблюдателя, дети сами моделируют схемы, предлагают способы решения различных проблем. Учитель лишь умело наталкивает их на ту или иную идею, организовывает взаимодействие учащихся между собой в процессе учебной деятельности. Все дети индивидуальны по своему характеру и стилю общения. Необходимо учитывать это. Дети должны поверить в свои силы и тогда уроки будут проходит ярко, насыщенно и результативно.




















Приложение 1

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе

«Луг – природное сообщество».

Цели:

  1. познакомить детей с новым природным сообществом – луг;

  2. расширить и обогатить знания учащихся об окружающем их животном и растительном мире;

  3. развивать наблюдательность, мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи;

  4. воспитывать у учащихся бережливое отношение к природе.


  1. Самоопределение к деятельности.

1.Стихотворение

Внимание! Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

2. Самопроверка домашнего задания:

- Какие загадки о грибах вы подобрали? (Отгадываем)

- Какое задание вы получили добавочно? (Разбить грибы по группам на съедобные и несъедобные)

Проверьте правильность выполнения домашнего задания по образцу:

Съедобные грибы

Несъедобные (ядовитые) грибы

Белый гриб

Мухомор красный

Подосиновик

Бледные поганки

Лисички


Дождевики


Опята осенние


Шампиньон обыкновенный


- Дома вы разбили грибы на две группы по их ценности для человека. Но ведь эти же грибы можно распределить и по месту обитания? Какие природные сообщества мы уже знаем? (Хвойный и лиственный лес).

- А как бы вы назвали леса, в которых произрастают деревья разных пород? (Смешанный лес).

Белый гриб – боровик, беловик, буравик, коровка, глухарь, печура,- это все названия белого гриба. Растет он в еловых, сосновых, березовых, дубовых лесах.

Подосиновик – бывает желто-бурый и красно-бурый. Растет в основном под осинами. Но может разместиться и под березами, елями, соснами.

Лисички – растут в хвойном и смешанном лесу. Самый урожайный и распространенный вид.

Дождевики – известно много разновидностей: жемчужный, гигантский, грушевидный, умбровый, шиповатый. Для питания используются только молодые грибы. Произрастают в различных лесах, на полянах, на навозных кучах, в садах, на лугах.

Опята осенние – Широко распространены по всей территории страны, где есть леса. Растут на стволах, корнях лиственных и хвойных деревьев.

Мухомор красный – произрастает в хвойных, смешанных, лиственных лесах, особенно березовых рощах.

Бледная поганка (другое название мухомор белый) – в основном растет в смешанных, лиственных, реже в хвойных лесах.

Хвойный лес

Лиственный лес

Смешанный лес

Белый гриб

Белый гриб


Подосиновик

Подосиновик


Лисички


Лисички

Дождевики

Дождевики

Дождевики

Опята осенние

Опята осенние


Мухомор красный

Мухомор красный

Мухомор красный

Бледные поганки

Бледные поганки

Бледные поганки

- Посмотрите на таблицу. Что интересного вы заметили? (Грибы растут практически везде. Шампиньон обыкновенный не поселили никуда).

- Вы много нового узнали о грибах? Идем дальше и по ходу урока мы сможем определить место обитания этого гриба.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. – Вы заметили, что грибы растут в разных природных сообществах. А что такое природное сообщество? (Все растения, животные, грибы и микроорганизмы, совместно населяющие участок суши или водоёма.)

- Как связаны между собой животные, грибы и растения в природном сообществе? (В цепи питания или составляют пищевые связи.)

- Приведите пример, используя схему:

Растение – растительноядное животное – насекомоядное или хищное животное.

- Какие природные сообщества вы изучили? (Хвойный лес, лиственный лес)

4. Работа по парам.

- Расселите растения, животных и грибы (используйте в помощь таблицу) по природным сообществам: хвойный лес и лиственный лес. Сосна, папоротник, черника, соболь, дятел, белка-летяга, белый гриб, дождевик, лисица, тетерев, пеночка, осина, малина, береза, калина, зверобой, одуванчик, клевер, божья коровка, мышь-малютка, пчела, стрекоза, шампиньон обыкновенный.

Хвойный лес

Лиственный лес

Сосна, папоротник, черника, дятел, соболь, белка-летяга, белый гриб, дождевик

Лисица, тетерев, пеночка, осина, малина, калина, белый гриб, дождевик.

(По итогам работы таблица заполнена, дети зачитывают свои ответы, но остаётся несколько наименований, не распределенных по столбцам.)

  1. - Какие трудности возникли? (Не смогли распределить несколько растений, гриб и животных: зверобой, одуванчик, клевер, божья коровка, жаворонок, мышь-малютка, стрекоза, пчела, шампиньон обыкновенный).



  1. Постановка учебной задачи.

6. - В чем причина затруднений? (Не знаем, куда поселить эти растения, животных и гриб).

- Тогда послушайте, какую загадку вам приготовила Геля. (Шампиньон обыкновенный имеет несколько названий: коровий гриб, навозник, печерица. Любит унавоженную почву. Обитает только на ровных участках, покрытых травяной растительностью.)

- Какую важную информацию вы услышали, что это за поверхность? (Если дети не сразу ответят на вопрос, то можно провести беседу о том, что гриб не случайно называю навозником, а что такое навоз, какие животные его производят, где обычно пасутся такие животные. В общем, подвести к названию – луг)

7. – Попробуйте сформулировать тему урока. (Природное сообщество – луг.) Выставляется таблица «Природное сообщество – луг».

- Запишите тему урока в тетрадях.

- Какую цель поставим себе на уроке? (Познакомиться с этим сообществом.)

  1. Открытие нового знания.

8.- Луг – это уникальное природное сообщество. Только здесь можно встретить разнообразие трав. Многие растения прекрасные медоносы. И именно поэтому пчеловоды обустраивают пасеки недалеко от лугов.

Луга по своему назначению бывают заливные и суходольные. Как вы думаете, какие это луга? (Предположения детей по названию: разбираем по составу слова заливные и суходольные и даем пояснения: заливные – значит, заливаются водой, суходольные, т. е. сухой дол – сухая долина, удлиненная впадина по берегам рек). Немного позже вы узнаете, правы ли вы в своих предположениях.

Многие луга сейчас распахивают и засевают зерновыми культурами, кормовыми травами. Так получаются поля. Поле – тоже природное сообщество, только искусственное, созданное человеком.

- Как вы думаете, это плохо или хорошо, что человек распахивает луга? (Две точки зрения)

- Да, из-за деятельности человека многие растения попали в Красную книгу (Показываю книгу).

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

9. – Подумайте, в чем различия между луговой и лесной растительностью?

- Можем ли мы назвать луг природным сообществом? (Ответы детей могут быть разнообразны, если они придут к выводу, что нет, так как не установлены цепи питания, то это будет наметками следующего урока. Могут составить первичную цепь питания: клевер – пчела - птица).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

10. – Прочитайте учебник на стр. 151-152 и выпишите информацию:

1 вариант – о заливных лугах, 2 вариант – о суходольных.

Фиксируем результат в тетрадях: (сами растения можно увидеть на стр. 152)

Проверьте то, что у вас получилось, и сверьте с образцом. (На доске готовая таблица)

ЛУГ

Заливной

Суходольный

Расположен в речных долинах. Весной в половодье заливается водой.

Растения:

ценные кормовые травы: мятлик, тимофеевка;

цветущие: тысячелистник, клевер, мышиный горошек, василек, чина луговая.

Расположен на равнинах и на склонах речных долин. Весенними водами не заливаются. Влагу получают от выпадающих дождей.

Растения: лютик едкий, Иван - да - Марья, погремок, одуванчик, нивяник (ромашка), колокольчик, зверобой.

- Вы были правы в предположениях, когда устно описывали луга?

- А как вы думаете, почему клевер растет на заливных лугах, а лютик едкий – на суходольных? Сравните растения по внешнему виду и объясните, в чем разница? Показываю гербарий.

- Определите на каком лугу произрастает лютик едкий. Почему вы так думаете?.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

11. – Какое значение имеют луга в жизни человека?

- Как человек использует луговые травы?

- Как вы думаете, почему нельзя сжигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?

  1. Рефлексия деятельности.

12. - Оцените, как вы сегодня работали?

- Какую задачу перед собой ставили? (Познакомиться с природным сообществом – луг)

- Решили поставленную задачу?

- Какую информацию не услышали? (Какие животные обитают на лугах).

- Попробуйте сформулировать тему и цель следующего урока. (Животные луга. Изучение животных луга).

Домашнее задание: Подготовить сообщение о любом лекарственном растении.

Приложение 2

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе.

«Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное».

Цель:

1. познакомить детей со свойствами воды;

2. развивать наблюдательность, мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. учить работать в группах.

    1. Самоопределение к деятельности.

1) До урока дети получают карточки с цветными кружками и рассаживаются в соответствии со своими цветами. Так происходит деление на 3 группы.

- Проверьте свои рабочие места. Оставьте только самое необходимое.

2) Самопроверка домашнего задания:

Дополните предложения:

1.Все предметы, все живые существа, в том числе и человека, называют ___________ (телами).

2.Все тела состоят из ________________________ (веществ).

3. Вещества бывают в _________________________________состояниях.

(твердом, жидком и газообразном)

Сверьте ответы с образцом. (На доске) Оцените себя.

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3)- Какое вещество самое распространенное на земле? Оно составляет 65 % от всего тела человека? ( Если дети отвечают: «Вода», то см. далее. Если ответить не смогут, то необходимо их подвести к данному ответу наводящими вопросами).

- Я предлагаю вам посмотреть учебный фильм о воде. (Демонстрируется учебный фильм «Вода»).

    1. Постановка учебной задачи.

4)- Какую информацию вы получили, посмотрев фильм?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Вода.)

- Какие цели поставим перед собой? (познакомиться со свойствами воды)

- И еще сегодня мы попробуем поработать в группах.

- Запишите тему урока в тетрадях. (В химии, которую вы будете изучать с 8 класса, вода представлена в виде формулы НО. Это соединение 1 части кислорода и 2 частей водорода)

    1. Открытие нового знания.

5) На партах у каждой группы стоят стаканы с водой, снегом и льдом. В процессе работы учащиеся должны будут заполнить таблицу о свойствах воды. Инструкция перед работой.

- Посмотрите внимательно на воду, снег, лед и опишите их основные свойства, занося данные в таблицу. По итогам работы мы проверим все, что вы вывели (несколько минут группам дается на выполнение задания). Второй столбик пока не заполняйте.

вид

состояние

запах

цвет

прозрачность

вода


-

-

+

лед


-

-

+

снег


-

белый

-






- Попробуем заполнить общую таблицу? (На доске - таблица. Обсуждая свойства, обнаруженные наглядно, дети заполняют строки)

- Скажите, все ли свойства мы описали? (Да, их три).

6) - Вы уверенны? Заполним второй столбик.

вид

состояние

запах

цвет

прозрачность

вода

жидкое

-

-

+

лед

твердое

-

-

+

снег

твердое

-

белый

-






- Я предлагаю вам продолжить просмотр учебного фильма. (Описывается три состояния воды)

- Так какие состояния описаны в фильме? (Твердое, жидкое и газообразное)

- Как авторы назвали газообразное состояние? (пар).

7) - Я предлагаю вам закончить заполнение таблицы.

вид

состояние

запах

цвет

прозрачность

вода

жидкое

-

-

+

лед

твердое

-

-

+

снег

твердое

-

белый

-

пар

газообразное

-

-

+


- Ребята, на самом деле пар невозможно увидеть. С научной точки зрения, мы видим туман. А когда обычно появляется туман? (Утром)

- А что происходит с травой после исчезновения тумана? (Появляется роса)

- Почему? Хотите узнать причину?

8) Учитель демонстрирует опыт с кипящей водой. Только на учительском столе в стакан наливается кипяток и все накрывается металлической крышкой.

Крышка снимается и сразу же ставим сверху крышки стакан со льдом. Пар превращается в капельки воды.

- Теперь понятно, почему появляется роса? (При соприкосновении с холодом, туман превращается обратно в воду)

- Кто уже слышал, как называется переход из жидкого состояния в газообразное? (Испарением)

- А только ли на траве можно увидеть росу. В повседневной жизни, где можно увидеть испарения? А ваш пот? Это тоже результат испарения воды из организма.

9) - Я предлагаю вам посмотреть продолжение фильма о воде (Круговорот воды в природе).

- Какую новую информацию получили? Более подробно с круговоротом воды в природе мы познакомимся через урок.

    1. Первичное закрепление во внешней речи.

10) – В каких состояниях встречается вода в природе? (Сообщение о трех состояниях воды).

- Переходит ли вода из одного состояния в другое?

- Исчезает ли вода с поверхности земли или же ее цикл непрерывен?

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

11) - Как вы думаете, любую воду можно пить безбоязненно?

- А где вы чаще всего встречаетесь с водой? (На кухне)

- А сырую воду из под крана можно пить? (Да)

- Не буду с вами спорить, а предлагаю поработать над этой темой самостоятельно. После чего мы продолжим беседу.(«Экологическая азбука», стр.14. Тема «Вода» 1,2 абзацы)

- Так все же, стоит ли очищать воду, попадающую в наш водопровод? Почему? (Отвечают)

12) – Вы сами можете познакомиться с процессом очищения воды, прочитав дополнительный материал на ваших партах («Экологическая азбука», стр.14. Тема «Вода» 3 абзац)

- Попробуйте составить схему очистки воды.

- Сравните свою схему со схемой в учебнике на стр. 18-19. Похожи ли ваши схемы?

13) - А почему родниковую воду можно пить сырой? (Если дети отвечают, хорошо. Если нет – сама говорю: «Она проходит через природный фильтр: слой почвы, песка, глины. И поэтому кристально чистая. Но более подробно об этом мы узнаем на следующем уроке»)

    1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

14) - Какое значение имеет вода в жизни человека?

- Как человек использует воду?

- Как вы думаете, почему нужно беречь воду?

    1. Рефлексия деятельности.

15) - Оцените, как вы сегодня работали?

- Какую задачу перед собой ставили? (Познакомиться с тремя состояниями воды)

- Решили поставленную задачу?

- А теперь поиграем. Закончите цепочку (на доску вывешиваются таблички и нужно их сложить в следующем порядке: ключ – ручеек – река – море – океан)

- Как вы думаете, какой будет тема следующего урока?

16) Домашнее задание: прочитать книгу «Моря и реки», стр. 3-6

Приложение 3

ТЕМА: О чём рассказывает глобус.

ЦЕЛИ:

1. Определить понятие «география» как древнейшая наука о поверхности Земли;

2. Ознакомить с суточным и годовым движением Земли, сменой времён года, дня и ночи.


ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, физическая карта полушарий, теллурий, настольная лампа.

ХОД УРОКА

  1. Наука «география».

Вспомните начало некоторых сказок:

«За морями, за горами, за далёкими лесами

в тридевятом царстве, в тридесятом государстве..»

Как сложились эти строки?

Какая наука сложилась на основе описаний поверхности Земли?

Что вы знаете о географии?

(Для учителя: География - одна из древнейших наук. Она изучает поверхность Земли, где существует жизнь и откуда человек получает всё необходимое для своего существования.)

С незапамятных времён в людях жила потребность узнать, что там находится за далёкими лесами. Потом появилась необходимость описать близкие и далёкие земли. Недаром название этой науки включает два слова из языка древних греков: «гео» - Земля и «графо» - описываю. В настоящее время география стала не просто наукой, а целой системой наук, объединённых общим названием. Словно раскидистое дерево, делится она на множество ветвей, и каждая такая ветвь - самостоятельная наука.




  1. Модель Земли.

(Наблюдения осуществляются по глобусу и физической карте полушарий.)

Вам уже приходилось рассматривать глобус.

Почему глобус называют моделью Земли?

Что изображено на глобусе?

Как называется самая северная точка планеты? Самая южная точка планеты?

Весь глобус покрыт сеткой горизонтальных и вертикальных линий.

Есть ли они на поверхности самой планеты?

Для чего необходимы эти линии? (для более точного ориентирования)

Найдите горизонтальную линию, которая обозначена толще остальных.

Как она называется?

Экватор делит Землю на два полушария - Северное и Южное.

Длина экватора 40 тыс. км.

  1. Суточное движение Земли.

Почему глобус легко рассматривать со всех сторон, не двигаясь с места? (он вращается)

Вращается ли Земля?

Рассмотрим сначала влияние вращения Земли вокруг своей оси на жизнь на планете.

Покажите на глобусе стороны горизонта.

Земля вращается вокруг оси с запада на восток. (Учитель демонстрирует на глобусе)

Учитель включает настольную лампу и подносит ближе к ней глобус.

Может ли свет лампы равномерно осветить весь глобус?

Что заметили?

Доказано, что лучи света распространяются прямолинейно.

Почему половина глобуса освещена, половина остаётся в тени?

Представьте, что лампа - это Солнце, глобус - это Земля.

вращается вокруг своей оси с запада на восток.

Поверхность Земли освещается попеременно. Таким образом происходит смена дня и ночи.

Учитель специальными значками отмечает на глобусе местоположение Москвы и Владивостока и продолжает вращать глобус.

Где раньше наступит утро, в Москве или во Владивостоке?

Почему мы не ощущаем вращения Земли?

За какой промежуток времени Земля совершает один оборот вокруг своей оси? (23 часа 56 минут 4 секунды)

Какова причина смены дня и ночи?

Как вы думаете, можно ли изобразить это с помощью схемы? (начертить в тетради). В итоге получаем вариант.

hello_html_55797a74.jpg

hello_html_13a58118.jpg

свет
Солнце Земли

Годовое движение Земли.

Рассмотрите рисунок.

Обратите внимание на ось Земли.

Что заметили?

Имеет ли значение наклон оси для самой планеты?

(Для учителя: Земля вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси. Угол наклона земной оси является оптимальным для создания благоприятных условий для жизни на Земле. Из-за того, что Земля наклонена к плоскости орбиты, на нашей планете происходит смена времён года.)

Чередование зимы и лета, как думают многие, не зависит от удалённости Земли от Солнца или приближённости к нему. Причиной смены времён года является наклон земной оси.

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. При этом ось Земли не меняет своего положения. Большую помощь в усвоении знаний о смене времён года оказывают упражнения с использованием теллурия. Основные части теллурия: электрическая лампочка, изображающая Солнце, и глобус - модель Земли.

Учитель медленно двигает глобус теллурия против часовой стрелки и обращает внимание учащихся на неизменное положение его оси по отношению к плоскости орбиты, объясняет, что при движении земного шара вокруг Солнца его воображаемая ось также занимает наклонное положение и этот наклон в течение всего года остаётся почти неизменным. Опыт повторяется несколько раз.

Затем учитель предлагает обратить внимание на то, как при движении глобуса изменяется положение северного полушария по отношению к Солнцу. Учащиеся видят, что на одном отрезке пути оно наклоняется к Солнцу, а на другом - отклоняется от него. Аналогично проводятся наблюдения за положением южного полушария.

Вывод: Земной шар совершает один оборот вокруг Солнца за 365 суток, и за этот период каждое его полушарие один раз отклоняется от него. В тот период, когда оно наклонено к Солнцу, хорошо освещается его лучами и лучше нагревается, наступает лето.

Зима наступает в тот период, когда полушарие отклоняется от Солнца. Солнечных лучей тогда на него падает меньше, и оно обогревается слабее.

  1. Итог урока, фиксация результатов.

Задание на дом:

с. 9-13, продумайте, как можно изобразить на бумаге ваш путь из дома в школу.



Опорная схема на уроках окружающего мира как средство формирования прочных теоретических знаний младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

В современной школе все сильнее заметно противоречие между обществом и природой. В настоящее время большую роль играет работа школы по формированию экологической культуры у младшего школьника, усвоению прочных теоретических основ. Однако представленный учебный материал плохо усваивается учащимися. И тогда на помощи приходят различные типы схем:

схема-чертеж

схема-блок

схема-таблица

с помощью которых:

·         развивается умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;

·         формируются не просто точные образы, а простейшие понятия и даже система этих понятий с разнообразными взаимосвязями;

·         создаются ситуации моделирования конкретных понятий, их анализ на основе выявления частных или общих характерных свойств;

·         обеспечивается наиболее разносторонняя проверка содержания каждой учебной темы окружающего мира;

·         разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты;

·         обеспечиваются условия, позволяющие младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.

Автор Сулацкова Елена Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 614
Номер материала 30565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓