Главная / Другое / Опыт работы по теме: Организация художественно- продуктивной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников ДОУ

Опыт работы по теме: Организация художественно- продуктивной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№ 4 «Гномик» Мензелинского муниципального района РТ




















Опыт работы по теме:

Организация художественно- продуктивной

деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников ДОУ














Воспитатель

Чистякова Венера Николаевна




г. Мензелинск


18.02 2015 г.

Слайд 1 «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский

Слайд 2 Актуальность выбранной темы


Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру.

Слайд 4


Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством: - использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности; - взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей; - взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Слайд 5 Цель


Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности

Слайд 6 Задачи


Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов; Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.); Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда; Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус; Формировать позицию художника- творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии; Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа; Согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний; Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности; Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.


Слайд 7 Методологическая основа


В основу опыта положены: - исследования Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной по изучению психологических механизмов развития способности восприятия художественных образов; - теоретические подходы А.А. Бодалева, В. Ясвина, С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развивающей образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольников; - научные труды П.Р. Атутова, А.В. Хуторского, Л.A. Парамоновой, В.Б. Хозиева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер; - современные технологии Г.С. Альтшуллера, Ю. В. Рузановой А.А. Мелик- Пашаева, Е.Л. Яковлевой, Ю.Н. Кулюткина, А.И. Савенкова о развитии творческого потенциала и креативности дошкольников при создании своего личностного значимого творческого «продукта»; - методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц И. А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками.

Слайд 8


Система работы по развитию творческих способностей дошкольников

Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная детская деятельность Повышение компетентности педагогов: консультации; мастер – класс; семинар- практикум; круглый стол и т.п. Взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей; консультации; наглядная информация; открытые занятия для родителей; практикумы для родителей; привлечение родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей; совместные походы в культурные учреждения города (музеи, выставочные залы)

Слайд 9 Этапы работы по теме опыта


I. Подготовительный этап: Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно- творческих способностей дошкольников ; Организация и пополнение развивающей среды; Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста; Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников; Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II. Основной этап: Реализация намеченных мероприятий с детьми ( непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность ); Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап: Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Слайд 10


Создание условий для развития творческих способностей детей - фотографии

Слайд 11 Оснащение уголка изобразительной деятельности


Толстые восковые и акварельные мелки; Цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей; Наборы с трафаретами для аппликации и рисования; Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры; Наклейки; Ткани; самоклеющаяся плёнка; Клейстер; Наборное полотно; Доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф или коврограф; Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др. нестандартное оборудование для изодеятельности ; Развивающие игры; альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства); Книжки-раскраски; иллюстративный материал ; Стаканчики для воды, салфетки для кисточек.

Слайд 12 Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей дошкольников


Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов ; Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения; Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций; Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием; Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ; Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Слайд 13 Перспективный план работы с родителями


Сентябрь Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»»

Октябрь Совместная выставка «Золотая осень»

Ноябрь Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей»

Декабрь конкурс «Игрушка на ёлочку»

Январь Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками»

Февраль Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»

Март Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков)

Апрель Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования»

Май Создание творческих детско- родительских проектов по теме

Слайд 15 Достижения детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :


Эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.

  • Слайд 16 Результаты работы с педагогами и родителями:


    Родители: Проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности; Интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок; Повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников; Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.

    Педагоги: Обогатили предметно развивающую среду в группах, пополнили уголки изодеятельности; Систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в работе с дошкольниками; Используют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.

  • Слайд 17 Рекомендации для педагогов и родителей


    Для развития творческих способностей дошкольников необходимо: Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними; Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру, Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям ; Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.


  • Слайд 18

    Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

  • Слайд 19


    • Развитие интереса к действиям с красками- консультация

    • ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ

    • Перспективный план по нетрадиционному методу рисования

    • Семинар - практикум. «Нетрадиционные методы рисования» ноябрь 2010г.


  • 2012год – консультация «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества» в рамках педагогического часа;

  • 2015г.- обобщение опыта работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивной художественно-творческой деятельности» на педагогическом совете

НА ВСЕРОССИЙСКОМ УРОВНЕ:

  • 2013 г. – Тема конкурса: «Всё, что сердцу дорого» Конкурсное направление: рисунок II Всероссийский конкурс детского творчества

« Таланты с колыбели»

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:

  • 2013 г. - «Активные формы распространения педагогического опыта» при ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально – педагогических технологий и ресурсов»

Как рисуют мальчики? Как рисуют девочки?

2013 г. - Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста «Активные формы распространения педагогического опыта» при ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально – педагогических технологий и ресурсов»






Опыт работы по теме: Организация художественно- продуктивной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников ДОУ
  • Другое
Описание:

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая: - развитию способности нестандартно мыслить; - готовности к активности творческого характера; -умению создавать креативные продукты собственной деятельности; -формированию эстетического отношения к миру.

Автор Чистякова Венера Николаевна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Другое
Подраздел Презентации
Просмотров 3960
Номер материала 59040
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓