Главная / Школьному психологу / Опыт работы по профессиональной ориентации школьников

Опыт работы по профессиональной ориентации школьников

Информация о проведении месячника по профориентации в МОУ «ТШИ СОО»

2014-15 учебный год

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии, проблема профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник школы. Важным выступает то, что учащийся, не обладая необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Педагогический коллектив Толькинской школы считает актуальной работу по организации в школе эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

С этой целью в МОУ «ТШИ СОО» в ноябре-декабре был проведён месячник профессиональной ориентации. 17.11.14 в «МОУ ТШИ СОО» состоялось открытие Месячника профориентации. В ходе открытия ребята в интересной форме рассказали всем присутствующим о важности правильного выбора будущей профессии, представили небольшие сценки, раскрывающие значимость каждой профессии. В конце линейки девочки 8 класса исполнили песню о том, что самая важная профессия на свете – быть человеком! В холле 1 этажа школы для учащихся старших классов был оформлен информационный стенд «Самые востребованные профессии», где был представлен материал о пяти самых востребованных профессиях в России, а также подробная информация о востребованных профессиях ЯНАО. Учащиеся 5-9-х классов выпустили стенгазеты об одной из востребованных профессий ЯНАО, где раскрыли суть профессии, требования к специалисту, необходимые знания и умения, а также, где можно выучиться на данного специалиста и какова заработная плата. На стенде 1 этажа были представлены разнообразные профессии: воспитатель, каменщик, машинист буровых установок, повар, врач, водитель.

Для того чтобы привести учащихся по окончании школы к осознанному и обоснованному выбору профессии и путей ее получения целесообразно подготовку к выбору профессии начинать уже в младших классах. Для осуществления данной задачи для учащихся начальных классов педагогом-психологом Ореховой О.А. был организован и проведён конкурс «Профессии моих родителей, профессия моей мечты». Конкурсанты от каждого класса представили презентации с информацией о том, кем работают их родители, а также рассказали о своей профессиональной мечте. Учащиеся 4 класса под руководством классного руководителя Иваницкой Т.М. провели исследование профессий родителей своего класса и оформили результаты исследования в виде презентации. Носков А. не просто познакомил с профессиями родителей учащихся своего класса, но и распределил профессии по типам (человек-человек, человек-природа и т.д.).

C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\Месячник профориентации\DSC04536.JPGВ ходе конкурса ребятам предстояло ответить на вопросы, разгадать загадки о профессиях. В конце мероприятия членами жюри были подведены итоги и вручены грамоты и небольшие подарки. С 01.12 по 03.12 в школе был проведён конкурс рисунков «Профессия, которую я выбираю» для учащихся 1-5-х классов. Все классы приняли активное участие и представили на конкурс рисунки с разнообразными профессиями. В холле начальной школы был оформлен стенд с рисунками ребят, тут и врачи, и пожарные, водители и учителя, балерины и космонавты, полицейские и ветеринары.

Очень важным и значим моментом профориентационной работы являются встречи с профессионально успешными людьми. Информация о профессиональной деятельности специалистов, связанных с экономикой была представлена на встрече учащихся 8-9 классов с экономистом ОАО агрофирмы «Толькинская» Максимовым Владимиром Олеговичем. Интересно и познавательно прошла встреча учащихся 9-11 классов с заместителем главы МО Толькинское Булатовым Рустамом Анатольевичем. В ходе беседы были освещены вопросы вакансий рабочих мест по Красноселькупскому району. Особое внимание Булатов Р.А. уделил требованиям к соискателям рабочих мест, а именно, таким качествам как ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, инициативность, добросовестность, воспитанность.


C:\Documents and Settings\Елена\Рабочий стол\ОБМЕННИК\Васикова Дильбар Нурихановна 210\DSC_0105.jpg

Фото 1. Встреча учащихся 9-11 классов с Булатовым Р.А.

Социальным педагогом Сапыцкой Е.А. представлена презентация с подробным сравнительным анализом в потребности специалистов за 2013 и 2014 год не только по специальностям отраслей, но и по городам ЯНАО. Также представлена информация о профессиях, которые будут пользоваться спросом на рынке труда через 5-10 лет. До обучающихся доведены понятия рынка труда, его составляющих. На встрече также были обсуждены вопросы государственной поддержки поступающих в ВУЗы, ССУЗы. Учащиеся 3-5-х классов встретились с участковыми полиции Харченко В.Н. и Султаншиным А.К. Участковые рассказали ребятам о профессии «полицейский», о трудностях в работе, а также провели беседу по профилактике правонарушений. Ну и , конечно, главная гордость школы – его выпускники, многие из которых стали успешными людьми. Нынешним выпускникам есть с кого брать пример! И очень важно, что состоявшись в жизни и профессии бывшие выпускники школы могут поделиться своей историей с будущими выпускниками. Выпускница Тюменской государственной медицинской академии Петрова Л. рассказала о работе хирурга. В своей беседе значительное внимание уделила особенностям получения профессии врача, высокой моральной ответственности за жизнь человека. В ходе беседы Людмила акцентировала внимание обучающихся на востребованности медицинских работников, специфике работы, возможности трудоустройства.

10 декабря для учащихся 10-11-х классов была проведена встреча со Смирновой С.М., выпускницей Толькинской школы, золотой медалисткой, которая не так давно окончила факультет менеджмента Владимирского государственного университета. В своей беседе Смирнова Светлана опиралась на свою технологию проектирования личностного и профессионального роста в лизинговой компании «Европлан». Для учащихся был интересен рассказ об опыте обучения с целью повышения уровня владения английским языком Светланы в Англии, в путешествии по Индии, Европе. Значительное внимание было уделено современным требованиям, предъявляемым к специалистам – владению иностранным языком, а, в частности, английским языком.

Обучающимися был выполнен и защищен проект «Мои жизненные планы». Но после звонка встреча не окончилась. На перемене ребята продолжали задавать вопросы, интересоваться спецификой работы. Светлана Михайловна поделилась адресами сайтов, компаний, осуществляющих организацию обучения учащихся, студентов направленную на повышение уровня владения английским языком.

В своем выступлении Светлана подчеркнула роль школы, семьи, педагогического коллектива в своем развитии и становлении, выразив при этом большую благодарность педагогам, у которых она училась.

Педагогом-психологом Ореховой О.А. для учащихся 5-6-х классов была проведена беседа-викторина «Исчезнувшие профессии», где ребята в интересной форме познакомились с профессиями, которые исчезли из нашей жизни в связи с развитием науки и техники, а также смогли ответить на вопросы викторины по теме. Библиотекарем школы Смирновой В.Н. в зале школьной библиотеки была оформлена выставка литературы по теме «Выбор профессии», где представлены книги и журналы с информацией, помогающей учащимся определиться с выбором будущей профессии, а также лучше узнать себя.

C:\Documents and Settings\Орехова\Мои документы\ФОТО\СЛУЖБА\2014-15 учебный год\Месячник профориентации\DSC04490.JPG

Для учащиеся 7-11-х классов был организован просмотр видеофильма «Ты и твоя будущая профессия», где в доступной форме было рассказано о типах существующих профессий, а также о важности правильного выбора будущей профессии. Классными руководителями в рамках месячника были проведены тематические классные часы, на которых ребята познакомились с огромным миром профессий, обсудили ошибки в выборе профессии, а также помечтали о своём будущем.

Ну и, конечно, экскурсии! Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, т.к. оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, потому что сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Девочки 8 класса под руководством классного руководителя Мухачёвой Л.И. сходили на экскурсию в детский сад «Берёзка», понаблюдали за деятельностью воспитателей и другого персонала, взяли интервью у Булатовой С.З. и Бояриновой О.П., где поинтересовались, что необходимо знать, какими качествами надо обладать, чтобы стать воспитателем. С учащимися 1АБ классов была проведена экскурсия в пожарную часть села Толька. Бойцы пожарной части рассказали ребятам к какими трудностями сталкивается пожарный, какими качествами он должен обладать; показали пожарные машины, различные приспособления, помогающие в борьбе с огнем.

16.12.14 г. в лекционном зале школы состоялась тематическая встреча «Профессия пожарного» работников ПЧ и учащихся 5-7-х классов. Ребята в непринуждённой обстановке побеседовали с бойцами, задали бойцам интересующие их вопросы. Работники ПЧ не только рассказали о своей профессии, о том, почему её выбрали и где получали соответствующее образование, но и провели инструктаж по технике безопасности, а также небольшое соревнование на скорость одевания пожарного обмундирования. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Педагогический коллектив школы продолжит целенаправленную работу в этом направлении, т.к выбор профессии подросток должен сделать осознано, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить. Не каждому молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь: кто-то ошибается и изменяет свой выбор, а кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов.


Педагог-психолог МОУ «ТШИ СОО» ОРЕХОВА О.А.

Опыт работы по профессиональной ориентации школьников
  • Школьному психологу
Описание:

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии, проблема профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник школы.

Важным выступает то, что учащийся, не обладая необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Педагогический коллектив Толькинской школы считает актуальной работу по организации в школе эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

Автор Орехова Ольга Александровна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 781
Номер материала 58302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓