Главная / История / Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:

Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:

ДИСКУССИЯ

Правила проведения дискуссии

  • Выбор модератора (ведущего).

  • Роли распределяются при обсуждении в малых группах.

  • Спикер выбирается (по необходимости) согласованно в группе.

  • Строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии.

  • Каждый участник имеет право высказать свое мнение.

  • Точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами.

  • Высказывание только по теме.

  • Диалог строится на этических нормах.

  • Не повторять формулировок.

  • Не прикрываться за мнение других.

  • Стремиться разностороннему исследованию проблемы.


Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:

1. «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.

2. «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

3. «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.

4. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за соблюдением правил. Работа проходит в три этапа:

Первый этап. Класс или группа рассаживается на стульях, расположенных по контуру большого круга. Учитель излагает проблему, которую следует решить.

Второй этап. В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый участник круга излагает свой проект решения, группа выслушивает без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение, которое постепенно фиксируется на доске (или на листе ватмана).

По завершению сотрудничества по выработке общего решения проблемы его проект озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участниками «круга».

Прием «большого круга» эффективен в тех случаях, когда существует реальная возможность быстро найти решение проблемы или основные элементы данного решения. С помощью приема «большой круг» можно, например, разрабатывать какие-либо нормы, правила, памятки или инструкции и пр.

«Аквариум» – форма диалога, когда школьникам предлагается обсудить проблему внутри группы непосредственно, напрямую, а затем опосредованно, через представителя в рамках класса. В ходе работы групп наиболее ярко прослеживается взаимосвязь, сплоченность между участниками группы, их умение доверить, делегировать, отстаивать свою точку зрения своему доверенному лицу - «спикеру». Тем самым, дискуссия по технике "аквариум" планируется в том случае, если материал основывается на противоречивых подходах к какому-либо вопросу.

Организационные процедуры:

  • По ходу изучения (закрепления) учебного материала учитель предлагает продискутировать обозначившуюся проблему.

  • Класс делится на группы, которые в кабинете располагаются по кругу (круг в середине – условный аквариум).

  • В каждой группе выбирается ведущий (спикер), который должен излагать и защищать согласованную позицию группы по данному вопросу.

  • Группам предлагается 3-4 минуты на обсуждение, после чего спикеры выходят в середину круга – в «аквариум» и самостоятельно поочередно презентуют позицию своей группы.

  • Все другие партнеры (участники групп) не имеют права высказываться.

  • За нарушение хода дискуссии между спикерами штраф – 5 баллов.

  • Возможны консультации с группой с помощью записок. Для устной консультации спикеру следует взять "тайм-аут", но тогда он пропускает на это время свою очередность выступления.

  • Обсуждение вопроса в "аквариуме" завершается по сигналу учителя или по достижению общего согласованного решения. (Через 7-минут).

  • Оценивают дискуссию спикеров в «аквариуме» эксперты, которые выбираются предварительно, оценивают работу в группах пока идет обсуждение, а затем дают оценку дискуссии между спикерами групп. Эксперты выделяют наиболее удачные и правильные идеи, мысли в каждой из групп. Предлагают их авторам озвучить для всего класса. Модератор подводит окончательный итог дискуссии в «аквариуме».


Критерии экспертизы групповой работы (для школьников):

1. Активность всех членов группы – 3 балла

2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы –3 балла.

3. Уровень диалоговой культуры - 2 балла

4. Логика ответов – 5 баллов

5. Полнота ответов – 5 баллов

6. Глубина ответов – 5 баллов

7. Умение слушать товарища – 2 балла

Возможны штрафы по пунктам 1, 3, 7 на указанное количество баллов.

Дискуссия по технологии "дебаты".

Организационные процедуры: Класс делится на две соперничающие команды, выбираются по три их представителя ("спикеры"). Команды ведут дебаты вокруг ясно сформулированного тезиса, который защищает одна команда и опровергает другая. Выбираются эксперты (3), которые отслеживают работу участников дебатов, начиная с этапа подготовки, затем оценивают аргументацию перекрестных вопросов оппонентов, речь и заполняют "Лист оценки участника дебатов" (см. ниже). Если диспут организуется впервые, учитель берет на себя роль модератора (ведущего) и следит за соблюдением регламента дискуссии. В последующих дебатах это следует поручать отдельному учащемуся.

Краткое описание технологии: основное содержание данной техники дебатов – конфликт мнений, фактов. Учитель предварительно предлагает участие в дебатах, обозначая проблему. Группам (командам) отводится время для обдумывания, формулировки тезисов, аргументации собственной позиции. Одна команда, которая формулирует ответ по данной проблеме совместно со "спикерами" формулирует утверждающий ответ в форме тезиса. Его излагает один из "спикеров". Второй "спикер" должен привести подтверждающие аргументы; третий – формулирует окончательный ответ соперникам, опровергая их доказательства. В свою очередь три "спикера" опровергающей стороны (команды) формулируют отрицающие аргументы, усиливают отрицательный ответ; причем третий "спикер" представляет заключительный ответ соперникам, опровергает их доводы. В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников и экспертов в верности своей позиции.

План дебатов:

1. Изложение проблемы.

2. Дебаты.

3. Заключительное слово экспертам, лучшим участникам.


Вопрос для обсуждения в ходе дебатов 9 класс):

Нередко россияне становятся свидетелями правонарушений на улице, производстве, в системе торговли и услуг. Однако очень мало случаев обращения этих граждан в соответствующие органы с целью пресечь, наказать виновных. Можно ли квалифицировать подобные действия как несоблюдение законов со стороны граждан, наблюдающих правонарушение? Подвергаются ли подобные действия какому-либо виду ответственности?

Лист оценки участника дебатов

Ф.И. спикера

Оценка аргументации

Оценка перекрестных вопросов

Оценка логичности и связности речи

команды







Способы организации диалоговых форм деятельности

- «Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).

- «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.

- «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума, вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).

- «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

- «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.

- «Судебное заседание» – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).


5


Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:
  • История
Описание:

ДИСКУССИЯ

Правила проведения дискуссии

  • Выбор модератора (ведущего).

  • Роли распределяются при обсуждении в малых группах.

  • Спикер выбирается (по необходимости) согласованно в группе.

  • Строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии.

  • Каждый участник имеет право высказать свое мнение.

  • Точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами.

  • Высказывание только по теме.

  • Диалог строится на этических нормах.

  • Не повторять формулировок.

  • Не прикрываться за мнение других.

  • Стремиться разностороннему исследованию проблемы.

 

Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии:

1. «Лесенка»: группы (пары) учащихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.

2. «Микрофон»: в рамках согласованной помощи, учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

3. «Карусель»: все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.

 

4. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 минут. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Модератор следит за

Автор Чикова Лилия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 571
Номер материала 42879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓