Главная / Музыка / Описание системы работы учителя музыки

Описание системы работы учителя музыки

Группа 76

Описание системы работы.



Музыка - великая глыба общечеловеческой

культуры. Она, как и литература,

помогает воспитывать человека,

формировать его характер.

Р. Ширма.



Работая учителем музыки в системе образования 17лет с общим педагогическим стажем 15лет, я всегда была уверенна, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

Преподавание музыки надо рассматривать во всем объёме её существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является её длительное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности.


Приоритетами учебного предмета « Музыка» являются:

  • Эмоционально-целостная деятельность - личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя.

Познавательная деятельность- наблюдение, выявление интонационной основы изучаемых музыкальных произведений, импровизация и сочинение и тд.

  • Информационно-коммуникативная деятельность - адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки, освоение знаний о музыкальном искусстве, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, использование различных источников информации.

  • Рефлексивная деятельность- оценивание процесса и результата собственной деятельности и деятельности других товарищей, осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.


Всем известно, что основа основ любой программы по музыке – ее тематическое строение, это стержень содержания программ всех классов – с 1 по 8. Многие из педагогов ведут уроки по программе Д.Б.Кабалевского именно потому, что только этим педагогом, композитором, музыкантом была написана такая программа с поурочными планами и соответствующей фонотекой. Но время идет, меняется отношение ко многому, что раньше запрещалось и отвергалось. Было время, когда учителям давали право вносить свои коррективы в программы, утвержденные министерством образования, менять песенный репертуар, добавлять разработки уроков по региональному национальному компоненту, т.е. приобщать учащихся к любви своей малой Родины посредством музыки.

Основной формой музыкального воспитания в школе является урок. Я работаю по программе 1-8 класс « Музыка», авт. Е.Критская, Г.Сергеева, Т.Шмагина.

Именно эта программа по предмету «Музыка» для 1 -8 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.


Основными задачами музыкального обучения являются:


  • Выработать у детей понимание искусства и умение ценить искусство, воспринимать красоту окружающего мира.

  • Удовлетворять творческие стремления детей.

  • Развивать личность.

  • Научить понимать сложные явления культуры других народов.

  • Развитие музыкальных творческих способностей учащихся.

  • Развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, умение слушать и воспринимать эмоциональное содержание музыки.


Вся моя система обучения опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объединение всех видов деятельности музыкальными темами.

Целостный подход включает в себя: исполнение, слушание и импровизирования музыки. Каждый из этих видов деятельности имеет своё линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение материала и навыков освоения.

Все виды музыкальной деятельности, которые я использую в своей работе направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творчески познавательный процесс, в ходе которого раскрываются возможности ребёнка, проявляется его творческая активность.

Моя система работы направлена на творческое развитие, т.е. развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей учащихся и их творческой активности.

Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности, творческое мышление и воображение, музыкальную память.

В начальных классах мы вместе с учениками учимся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку классического направления. На основе этого происходит воспитание у ребят глубоких нравственных чувств, умение сопереживать эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Для поддержания устойчивого интереса к музыке я применяю нетрадиционные формы обучения: урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-кроссворд, интегрированные уроки.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д.. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.


В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

  • Программы для пения караоке

  • Музыкальные проигрыватели

  • Музыкальные энциклопедии.

Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представления о музыкальной жизни России и других стран».

Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся, несомненно, приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Уроки, особенно в младших классах, начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до меня, в мой урок. Я убеждена, что в программе заложено самое главное, что касается вокально-хоровой работы, как любой исполнительской деятельности - это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение.

Хоровое пение- это хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разный. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребёнок поёт звонким, лёгким, естественным звуком, интонационно правильно.

Поэтому моя главная задача – развивать у учащихся вокальный слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно.


Детям интересно послушать произведение в исполнении преподавателя и самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром в игре на синтезаторе, а особенно учащимся очень нравиться играть на различных музыкальных инструментах.


Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся на уроке.


На своих уроках музыки я использую различные музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольники и др.


  • Выработать навыки коллективного оркестрового музицирования

  • Научить исполнять фрагменты популярной музыки (симфонической, вокальной, классической.)



Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

Есть еще одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения. Считаю, что ритмика должна являться составной частью урока.


В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Давайте же вникнем в смысл слова "ритмика" и ее значение в жизни ребенка.

Итак, ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.

Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства.


Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.


В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее.


Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка. При разучивании песенного материала мы занимаемся в классе, а для его обыгрывания отправляемся в зал. Вот здесь и раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности, точность певческих и музыкально – ритмических навыков.

На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать, используя для этого атрибуты костюмов, танцуют пляски. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.


Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке так же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся – я буду считать, что труды мои не пропали даром.


На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаиньского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.


Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям;

  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

  • изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности;

  • формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

  • созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.


В целом моя система работы предусматривает музыкально-творческое развитие в различных формах музыкальной работы, а так же на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическими освоениями навыков в разных видах музыкальной деятельности.


УРОК


Берег. Мостик недалечко.

Убедится, кто пройдёт,

Что малюсенькая речка

На два голоса поёт!


Тонет звук у камня справа,

А коряга где лежит,-

Голосок её октавой

Выше прежнего дрожит.


Речка трепетно струится,

Говорливо гомонит:

Камень трогает водица,

Под корягою звенит…


И доносится весёлый

И певучий голосок,

Как из моей школы,

Когда там

Идёт урок.










Описание системы работы учителя музыки
  • Музыка
Описание:

 Описание системы работы.

 

 

 Музыка - великая глыба общечеловеческой

                                                                            культуры. Она, как и литература,

помогает воспитывать человека,                                                                                                                                                

                             формировать его характер.

Р. Ширма. 

 

 

 

Работая учителем музыки в системе образования 17лет с общим педагогическим стажем 15лет, я всегда была уверенна, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

 Преподавание музыки  надо рассматривать во всем объёме её существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является её длительное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности.

 

Автор Ожегова Ирина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 892
Номер материала 34000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓