Главная / Математика / Описание системы работы учителя по cохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях современной школы.

Описание системы работы учителя по cохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях современной школы.

Описание системы работы учителя

Гурь-Арья Елены Владимировны по

cохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях современной школы.

В условиях современной природной и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся стала актуальна и для нашего образовательного учреждения. В школе № 81 г.о. Самары была создана временная творческая группа для разработки программы «Здоровье», на базе класса, в котором я являюсь классным руководителем. Основными направлениями этой программы стали:

диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы;

формирование здорового образа жизни;

консультативная работа по созданию условий для сохранения здоровья субъектов образовательного процесса;

валеологизация учебно–воспитательного процесса в целом.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30 – 35 % детей, приходящих в 5- е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Успешность обучения ребенка находится в прямопропорциональной зависимости от уровня состояния здоровья учащегося.

Одним из признаков нежелательного влияния школы на здоровье ученика является утрата интереса ребёнка к учёбе. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое испытание, ежедневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Как член педагогического коллектива, я занимаюсь работой по этой проблеме, близко воспринимаю эту проблему и как человек.

В своей практике решила оптимально сочетать проблемно – диалогическое обучение со специальной организацией комфортного психологического климата для каждого ребёнка на уроке и после уроков. Технология проблемно – диалогического обучения, описана специалистом по проблемному обучению Мельниковой Еленой Леонидовной в статье «Проблемно – диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика». Этот тип обучения, рассчитан на обеспечение самостоятельного и творческого усвоения программного материала посредством диалога учеников с учителем. И не надо считать, что эта технология применима только для школы первой ступени. В книге «Проблемный урок» Мельникова Е.Л. приводит примеры применения данной технологии в основной школе. .Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М. 2006.)

Это и стало ведущей идеей моего педагогического эксперимента.

Комфортный психологический климат – внутреннее пространство урока, система его условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включённости в учебную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребёнка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно – коммуникативные условия внутриклассного климата, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Кроме того, в образовательном процессе важно не только то, кто учит, но и где происходит обучение, то есть важно само «место образования».

Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особый климат, уклад школьной жизни, при котором взаимодействие построено на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых. Ребёнок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и даёт ребёнку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуется такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

Обучение направлено на решение важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребёнка:

- оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;

- пробуждение интереса ребёнка к другим людям и к самому себе;

- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности);

- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

- раскрытие сущности личностной направленности (потребности, желания, цели, смыслы, идеалы, ценностные ориентации);

- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений);

- понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Система работы по избранной проблеме веду в несколько этапов, которые стараюсь не нарушать.

Начальный этап заключается в сборе предварительных данных об учащихся: пакет диагностик, мониторинг, дневник здоровья и другие обследования с соответствующим анализом полученного конкретного материала. (Например, родители ведут записи (утром и вечером в одно и то же время) в специальном дневнике здоровья по факторам: самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит, работоспособность).

Основная работа по программному материалу с составлением психолого–педагогических карт исследования учебной деятельности; необходимо правильно организовывать место и время учебной деятельности, применять здоровьесберегающие технологии, соблюдать принцип педагогического сотрудничества по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Самый важный в педагогическом эксперименте: обработка, анализ результатов работы учителя, детей и их родителей с подведением итогов (% успеваемости, сохранности здоровья и т. д.), с дальнейшим определением задач, определением перспективы в данной проблеме, взятой на исследование.

Ожидаемые результаты: мотивация обучающихся на ЗОЖ; сохранение и укрепление здоровья (сокращение простудных заболеваний, уменьшение числа пропусков по болезни) при стабильных результатах обучения; сформированность общеучебных умений и навыков.

В классных журналах с 5 по 8 классы в «Листке здоровья» отражены группа здоровья и показатели основного заболевания каждого ученика.

Год, класс

Группа здоровья

I

II

III

2005 г. – 5А

15 чел.

10 чел.

3 чел.

2006 г. – 6А

14 чел.

11 чел.

3 чел.

2007 г. – 7 А

14 чел.

11 чел.

3 чел.

2008 г. – 8А

13 чел.

12 чел.

3 чел.


В структуре хронической патологии на первом-втором ранговых местах находятся хронические заболевания нарушения зрения средней и высоких степеней (7 чел.), ЛОР-органов, заболевания опорно-двигательного аппарата и психические расстройства.

Анализ результатов исследования школьной тревожности Филлипса показал, что основными факторами развития тревожности оказались: страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (т.е. родителей и учителей). Исходя из полученных данных, следующим шагом в моей работе был анализ детско-родительских отношений по методике Я. А. Варги, В. В. Столина, который показал, что на детскую тревожность в период начала обучения в 5-м классе в школе повлиял жёсткий контроль со стороны родителей и отношение родителей к неудачам ребёнка. На родительском собрании "Здоровье детей в наших руках", совместно с родителями, был составлен перспективный план по здоровьесбережению учащихся, в который вошли следующие мероприятия:

Цикл классных часов "Я и мои эмоции",

Психологический практикум для родителей "Воспитывающая позиция родителей",

Разработка рекомендаций для родителей по профилактике тревожности детей,

Релаксационные занятия с детьми с повышенным уровнем тревожности.

Но не только от родительского отношения зависит психологическое здоровье учащихся, но и от психологического климата в учебном процессе. Поэтому и мне, как учителю и как классному руководителю, пришлось пересмотреть свою деятельность.

Анализ результатов анкеты «Изучение уровня школьной мотивации» показал, что отличительной особенностью эмоционального состояния учеников моего класса является их явный интерес к учёбе (52 % детей проявили высокий уровень познавательной мотивации и 48 % - средний) в сочетании со спокойным, ровным отношением к учению и низким уровнем негативных эмоций на уроке. Детей, отрицательно относящихся к учению, не оказалось.

Ученики демонстрируют познавательный интерес к интеллектуальным и творческим конкурсам.

Учащиеся моего класса являются активными участниками международных конкурсов – игр «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех», всероссийского конкурса «Обнинская олимпиада», городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку». За последние годы организую работу учеников в рамках проектной технологии.

Таблица участия учеников 5-8 класса в конкурсах-играх, в конференциях в период за 2005-2008 учебные годы.

Год

Название мероприятия

с указанием статуса

(международный, всероссийский,

региональный, городской и пр.)

Количество учащихся, принявших участие

Результат участия

(количество лауреатов, победителей и др.)




2005-2006

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру».

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

«Первые шаги в науку» (районный тур городской межшкольной конференции)

«Первые шаги в науку» (городская межшкольная конференция)


26 чел.



24 чел.



3 чел.




3 чел.


2- место по региону


2-е место в районе



I место, 3 человека в различных номинациях.



2 чел. – лауреаты,

1 чел. – дипломант.




2006-2007

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру».

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

«Первые шаги в науку» (районный тур городской межшкольной конференции)

«Первые шаги в науку»

( городская межшкольная конференция)



25 чел.



23 чел.



3 чел.





3 чел.







1место, 2 место,

место




1 лауреат, 2 дипломанта





2007-2008

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру».

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

«Первые шаги в науку» (районный тур VIII городской межшкольной конференции)

«Первые шаги в науку»

(VIII городская межшкольная конференция)

27 чел.





23 чел.

4 чел.




4 чел.

2-е место по региону



1-4 место по школе



1-3 места




3 дипломанта, 1 лауреат










Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, дифференцированием заданий для разных групп учеников, индивидуальной поддержкой отдельных ребят.

Поддержка интереса является исключительно важным видом развития мотивации, необходимой для успешного интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребёнка в каком – либо виде деятельности (учёбе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве). Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутриклассного климата. В первую очередь это потребности в пище, в воде, тепле и других условий, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятного внутриклассного климата.

В кабинете для создания комфорта поддерживается чистота и соблюдается режим проветривания, освещения, дизайн класса и его озеленение. Во внеурочное время большинство детей класса посещают спортивные и танцевальные кружки. Для родителей, силами школьных специалистов, проводятся беседы о здоровье семьи и детей. Для ребят ведутся занятия, где они обучаются способам сохранения собственного здоровья и навыкам профилактики различных заболеваний.

В целом, состояние комфорта несёт с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведёт к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

Понимая, что само обучение, по его главной сути – это общение учителя и ученика, их своеобразная совместная деятельность, их речевое взаимодействие, это повлияло на мой выбор в пользу технологии проблемно – диалогического обучения. Диалог учителя с учениками, как педагогический инструмент, дополнила диалогами: «ученик - ученик», «учитель – ученик». Такой субъект - субъектный подход потребовал и новых (для моей практики) форм обучения. Кроме традиционной фронтальной работы с классом, использовала индивидуальные, парные и коллективные формы. Коллективизм в обучении – главный резерв качества и эффективности в учебно-воспитательной работе в классе. Отсюда применяю различные виды уроков: урок – игра, урок – дискуссия, урок - соревнование, урок – взаимообучение, урок – консультация, урок – обобщение, урок - экскурсия и т. д.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов здоровьесбережения, которые сформулировал профессор Н.К.Смирнов:

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

- Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном и в процессуальном аспектах.

- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соотвествовать возрасту учащихся.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

- Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

- Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

- Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Передо мной, как перед учителем математики, стоит задача качественного обучения по предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этих задач и помогает мне технология проблемно – диалогического обучения.

Краткие выводы и заключение:

Создав, организовав, определённые условия психологического комфорта на уроке, мы сохраняем здоровье ученика.

Применив технологию проблемно – диалогического обучения, мы получаем заметное продвижение детей в развитии, даём более качественное образование, что является основной целью в педагогической работе каждого современного учителя.
















hello_html_4977ea7.gif



Описание системы работы учителя

Гурь-Арья Елены Владимировны по

cохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях современной школы.




Описание системы работы учителя по cохранению и укреплению здоровья учащихся в условиях современной школы.
  • Математика
Описание:

В условиях современной природной и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в том числе и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся стала актуальна и для нашего образовательного учреждения. В школе № 81 г.о. Самары была создана временная творческая группа для разработки    программы «Здоровье»,  на базе класса, в котором я являюсь классным руководителем. Основными направлениями этой программы стали:

диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы;

формирование здорового образа жизни;

консультативная работа по созданию условий для сохранения здоровья субъектов образовательного процесса;

валеологизация  учебно–воспитательного процесса в целом.

Автор Гурь-Арья Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 570
Номер материала 24371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓