Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Описание системы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике

Описание системы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике

  • Математика
Описание:

 Система работы по формированию универсальных учебных действий Волковой Нины Владимировны(МБОУСОШ №37 г. Смоленск) при подготовке учащихся к единому государственному экзамену и ОГЭ


                                                                           Школа не должна научить на всю жизнь,
                                            школа должна научить учиться всю жизнь».
Агапов И.Г.



         Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через: урочную систему  и внеурочную работу-  элективные курсы
      Моя цель заключается в том, чтобы:
адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;
стремиться к приобретению учащимися универсальных учебных действий, которые пригодятся и в жизни и в приобретении новых знаний по всем предметам, показать способы действий, которые помогут им учить себя всю жизнь  - работа просто с  книгой, поиск информации в сети, получение информации при общении с людьми, практикумы с широкой организацией диалогического общения,  систематический контроль обученности учащихся; мониторинг выполнения типовых заданий.
   Что делаю чтобы эту цель  увидели и прочувствовали мои ученики и родители. Основные три слона на которых строится успешное достижение цели- успешная сдача экзаменов и конечно формирование универсальных учебных действий при этом- это учитель, ученик и информационные технологии. Причём учитель, не как авторитарная личность(как я сказала так и будет),а учитель помощник, организатор учебного процесса. Ученик- не чан который просто надо наполнить знаниями, а активная личность, которая способна грамотно поставить себе цель и реализовать её различными способами. Информационные технологии как помощники в достижении цели.
      На первом родительском собрании в 5 классе- показываю демонстрационные версии экзаменов(или в печатном виде или презентация или сразу на сайте Фипи) и рассказываю о их содержании, откуда берутся задания(открытый банк ФИПИ, открытый банк заданий по математике http://mathege.ru), кто составляет, материал каких классов выносится на экзамен.  Детям демонстрационные версии ЕГЭ и ОГЭ вывешиваю на стенд вместе с бланком , который они будут заполнять на экзамене. И посильные задания ЕГЭ выполняем в спец тетради. За счёт этого у учащихся цель всегда перед глазами. То есть подготовка к экзамену начинается задолго до экзамена.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
        Вычислительные навыки. Обязательное знание правил и формул, теорем. Постоянное совершенствование универсальных учебных действий  на практике. Проверка знаний и умений учащихся.
  Вычислительные навыки, формулы удобно проверять с помощью, так называемой матрицы- в начале урока 5 заданий даю, тут же проверяем или сами или товарищ по парте или учитель- быстро, так как в матрицу вписывают только ответы. Среднее арифметическое всех оценок за 5 работ – выставляю в журнал, удобно.
   Обязательное знание теории. Прежде всего всю теорию собираем в теоретическую папку (существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ, уже давно на экзамене, например нет формул сложения, усечённые конусы и .т.д.) и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти. Проверяю теорию очень строго- на парте листок и ручка (в начале урока, когда ещё на парту ничего не положили).
     Формируем регулятивные учебные действия уже с 5 класса, цель обучения и для ученика и для родителей должна быть ясна. Поэтому на первом же родительском собрании показываю с помощью презентации или в бумажном варианте демонстрационные варианты ОГЭ и ЕГЭ. Поясняю с  материалов каких сайтов составляются кимы к экзаменам. Это сайт Фипи, «Открытый банк заданий по математике», «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА».Перечисляю фамилии разработчиков КИМОв, что бы дети и родители могли ориентироваться - какие печатные материалы надо покупать для подготовки к экзаменам.
      
      Продолжаем формировать познавательные УУД. Весь программный материал проходим до нового года. Потом сразу идёт повторение.  Перед повторением вывешиваю план для учащихся, но каждый из них определяет для себя когда какие задания сдавать. С начало идёт тематическое повторение- объединяю в группы задания ЕГЭ- например по теме  « Тригонометрия» это №ЕГЭ 10,11,14, 15.Готовимся с помощью обучалок и закреплялок и тренировки по заданиям на сайте «Решу ЕГЭ», на 4 компьютерах, потом когда ученик готов – даю листок , ручку и он сдаёт. Если не удалось с первого раза сдать, можно по желанию сдать после тренировки ещё раз. Физмат сдаёт карточку на оценку «4» до тех пор пока не будет ни одной ошибки, а общеобразовательные классы- пока не будет три верных задания.  Учащиеся сами регулируют процесс подготовки к экзамену  добиваются успеха каждый на своём уровне, могут верно оценить свои силы. Если не работает интернет, то на помощь придут обучалки, если вообще нет света(или все компьютеры заняты)- в кабинете по всем номерам ЕГЭ есть печатные  тренировочные материалы. С этих печатных материалов и начинали готовиться к ЕГЭ , когда в кабинете ничего не было. В процессе повторения проходит активное общение  между учащимися, т. е коммуникативные универсальные действия формируются как нельзя лучше. Три человека за одним компьютером  разбирают какие то задания ЕГЭ и общаются., объясняют друг другу. Не редко  можно наблюдать ситуацию когда учащиеся увлечённо спорят по какому то вопросу и забывают про перемену- дел много. При этом учатся вести диалог на математическом языке с разными группами учащихся. Есть где блеснуть своими личными знаниями и этим самоутвердиться среди сверстников, доказывают свою точку зрения.(Объяснил как решается С6!).Ученик становится активным познавательным элементом в процессе учёбы.
     Учитель регулирует учебный процесс, ведёт учёт сданных заданий, проверяет. Карточки для проверки знаний я составила из «Открытого Банка»(много заданий Фипи там и заданий на настоящем экзамене), к ним в конверте ответы, поэтому проверяю очень быстро- если даже сдают задания по разным темам. Все выполненные задания вношу в листок учёта- фамилии напечатаю и сверху № заданий  .В начале урока учащиеся смотрят листок учёта- что зачтено, что не зачтено и решают сами что им делать на уроке дальше, т.е. регулятивные учебные действия вырабатываются и на каждом уроке. Такая работа приносит самим учащимся чувство самоудовлетворения, а если только сидеть и списывать с доски, то толку мало- надо весь материал прорешать самому. Учащиеся учатся искать нужную информацию самостоятельно- знают где. В «Решу ЕГЭ» по всем предметам так можно работать! Приходим к метапредметному результату!
 Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Образовательные ресурсы Интернета - Математика(http://www.alleng.ru )
Страницы сайта: "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия".
В разделе ЕГЭ-2010 - математика размещены демоверсии ЕГЭ 2010 и прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
Онлайн-школа "Учительской газеты" (http://school.ug.ru/)
Учащиеся 11 класса МОУ СОШ № 6 проходят подготовительный курс к сдаче ЕГЭ по математике в онлайн-школе "Учительской газеты". Всего 10 занятий. Окончание 25 мая. Подготовка к ЕГЭ в данной школе - не экзамен. Здесь можно не бояться сделать ошибку. Учащимся нравится, что никто не видит их ошибок, кроме них самих, что они самостоятельно находят свои ошибки. Когда ученик находит ошибки в своей работе без посторонней помощи, он лучше усваивает необходимые способы решения заданий. У каждого есть возможность укрепить свои знания, разобраться в сложностях и преодолеть их!
    Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
         Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

    С сайтом «Решу ЕГЭ» я сама сотрудничаю (есть обратная связь с ними- через  «Вопрос –Ответ» на сайте) с момента его  создания. Работать очень удобно и интересно , можно прикреплять карточки с домашним заданием к домашним заданием, можно тренироваться  по любым заданиям ЕГЭ- и базовый и профильный уровень есть, они постоянно идут в ногу со временем, можно ответить на любой вопрос ученика моментально, можно сделать достаточно быстро раздаточный материал. Можно задать детям вариант ЕГЭ на дом и система сама проверит- вам останется только оценку в журнал поставить, а если надо , то и разобрать тут же ошибки- учителю все решения покажут. Я имею достаточно большое количество задач для отработки заданий  второй части. Работа по формированию умений и навыков решения этих задач проводится по той же схеме, что и с заданиями части 1 части. А именно: сначала повторяется теория – формулы, теоремы. Вся теория разбирается на уроках, затем пишутся работы,  направленные на проверку этих знаний. Дальше  начинаем решать всем классом, причем не только на элективном курсе, но и обязательно на уроках, когда изучается соответствующая тема.
     Сам основатель этого сайта «Решу ЕГЭ» Дмитрий Дмитриевич Гущин является разработчиком контрольно измерительных материалов  к экзаменам, поэтому все материалы достаточно приближены к реальным экзаменационным заданиям. Большая помощь самому учителю в работе, если даже в школе невозможно воспользоваться на уроке, всегда будет подспорьем дома, да и карточки учащимся домой печатать затратное дело сейчас, а ведь надо целыми вариантами для тренировки задавать. Я составила подробные инструкции по работе с сайтом- это презентации по поэтапной работе с ним – инструкции в картинках и вордовский документ(см. приложение), создатели сайта обещали опубликовать мои материалы на сайте. , в помощь пользователям. А пока эти инструкции можно найти в моём курсе 404.
    Таким образом с сайтом  «Решу ЕГЭ»вам будет полегче работать, а моё сотрудничество  с этим сайтом    органично вписывается в мою систему работы по формированию УУД при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.  
    

                    Приложения


*
Рекомендации ученику

ПОМНИТЕ! Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.
Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал на уроках.
Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики. Не допускайте формального усвоения программного материала.
Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
Выполняйте все домашние задания самостоятельно, и своевременно выясняйте непонятные моменты.
Составьте свой личный план подготовки к экзамену. Покажите его учителю или другому квалифицированному специалисту для подтверждения его правильности и соответствия вашим индивидуальным способностям.
Регулярно занимайтесь дополнительно по личному плану, не реже 1 раза в неделю.
Запомните: вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
*
Рекомендации родителям

Уважаемые папы и мамы! Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
 Ознакомьтесь с « Рекомендациями ученику» и помогайте ребенку их выполнять. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации). Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов).
*
*
Рекомендации учителю
Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной форме. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самостоятельной деятельности,
*
Самообразование учителя
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, которая включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экаменационной работы, который является основой содержания КИМов. Кроме того, с целью самообразования, необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах.
Индивидуальная работа участника ЕГЭ
В процессе подготовки к ЕГЭ довести до абсолютного совершенства навыки работы с бланками: предельно точно, в полном соответствии с образцами начертания символов, заполнять все поля бланка регистрации; правильно заполнять поля ответов и вносить исправления; строго следовать указаниям КИМ при внесении ответов на  все задания  .

При выполнении работы надо очень внимательно читать не только УСЛОВИЕ задания, но и ФОРМУЛИРОВКУ задания (что именно требуется сделать), и ИНСТРУКЦИЮ по выполнению задания (как записать ответ).




Сайты, которыми я пользуюсь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ


1.«Федеральный институт педагогических измерений- www.fipi.ru (30% заданий ЕГЭ и ОГЭ берутся из этого открытого банка  )
2.Открытый банк задач ГИА по математике  http://mathgia.ru (часть экзаменационных заданий из этого источника)

3.Открытый банк задач ЕГЭ по математике  http://mathege.ru/(часть экзаменационных заданий и из этого источника)

4.ЕГЭ — 2012: математика. Задачи. Ответы. Решения. Обучающая система Дмитрия Гущина «РЕШУ ЕГЭ»   http://reshuege.ru/(можно найти решение заданий из предыдущих двух источников)

5.Открытый банк задач ЕГЭ по математике 2012. Просмотр заданий (Все)  http://live.mephist.ru/(задания и ответы к заданиям первых трёх источников)

6.Школьный портфельчик. Учебные материалы по всем школьным предметам - SLOVO.ws http://slovo.ws/urok/ (презентации к урокам)

7.Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор.  http://alexlarin.net/(все самые свежие новости по экзамену и масса тренировочных вариантов)

8.http://yourtutor.info/Вступитекльный экзамен математика МГУ

9.http://school-collection.edu.r   Единая коллекция цифровых образовательный ресурсов

10.Образовательные ресурсы Интернета - Математика(http://www.alleng.ru )- бесплатное скачивание пособий к экзаменам

11.Видеоуроки Ольги Себедашь.







Инструкции по работе с сайтом «Решу ЕГЭ» курс 404 – в картинках и текстом(составитель Волкова Н.В.)
 
1.Алгоритм составления контрольной работы учителем
1.Зарегистрироваться на сайте «Решу ЕГЭ».
2.На главной странице(по своему предмету)- левой кнопкой мыши(ЛКМ) 1 раз нажать
                       «Учителю» (панель слева).
3.ЛКМ нажать а) стандартный тест
                                  или
                         б) задания 1 части
                                  или
                        в) задания 2части
                                  или
                        г) очистить поля и заполнить окошечки с заданиями по своему желанию
                                     или
                        д) создать тематическую контрольную (темы ниже), нажав ЛКМ на «+» слева от тем, можно выбрать и конкретные задания, указав их количество в окошечке справа(ЛКМ), а выбрать- поставив в окошечках рядом с заданиями галочки.
4.ЛКМ нажать «Составить контрольную работу».
   На экране появится составленная вами работа, вам останется сообщить  номер варианта учащимся .

2Алгоритм составления домашней работы учителем
1.Зарегистрироваться на сайте «Решу ЕГЭ».
2.На главной странице по своему предмету- левой кнопкой мыши(ЛКМ) 1 раз нажать
                       «Учителю» (панель слева).
3.ЛКМ нажать а) «Стандартный тест»
                                  или
                         б) «Задания 1 части»
                                  или
                        в) «Задания 2части
                                  или
                        г) «Очистить поля» и заполнить окошечки с заданиями по своему желанию
                                     или
                        д) создать тематическую контрольную (темы ниже), нажав ЛКМ на «+» слева от тем, можно выбрать и конкретные задания , указав их количество в окошечке справа(ЛКМ), а выбрать- поставив в окошечках рядом с заданиями галочки.
4.ЛКМ нажать «Составить домашнюю работу».
   На экране появится составленная вами работа, вам останется сообщить  номер варианта учащимся ( можно в разделе «Школа», создав свой курс).

3.Создание раздаточного материала
1.Зарегистрироваться на сайте «Рещу ЕГЭ».
2. Левой кнопкой мыши (ЛКМ)1 раз нажать на слово «Учителю»
3.ЛКМ «Очистить поля»
4. ЛКМ Поставить в окошечки количество заданий
5.ЛКМ СОСТАВИТЬ «Домашнюю работу»
6. ЛКМ «Версия для печати»
Карточка готова. При желании можно открыть самому эту домашнюю и скопировать в ворд решение.



4.Алгоритм составления своей контрольной работы
1.Зарегистрируйтесь на сайте «Решу ЕГЭ».
2.Щёлкнете левой кнопкой мыши 1 раз по названию своего предмета

3.ЛКМ «Каталог» и запишите номера из какие вы хотите видеть в будущей работе.
4.На главной странице левой кнопкой мыши (ЛКМ)1 раз нажать «Учителю)(панель слева).
5.ЛКМ «Создать тест из подобранных заданий»
6.Лкм «Создать пустую контрольную работу».
7.Навести курсор на заголовок и написать его.
8.Написать инструкцию
9.Сохранить заголовок и инструкцию.
10.Написать в окошко «Добавить» выбранный номер», если надо и ещё аналогично набрать номера в окошечке.
11 .Номер варианта сообщить учащимся

5.Сообщить информацию о домашнем задании детям.
1.Зарегистируйтесь на сайте  «Решу ЕГЭ».
2.На главной странице левой кнопкой мыши (ЛКМ) 1 раз нажмите «ШКОЛА».
3. «Создать свой курс»
4.ЛКМ «Редактировать».
5.Записать в окошечке название курса и краткую аннотацию
6.ЛКМ «Сохранить».
7. Можно прикрепить в  задания документ с своего рабочего стола, для этого набрать номер своего курса , нажать «Перейти к курсу», и «Написать сообщение», «Обзор» выбрать и «Отправить».
Детям сообщить номер курса и они у себя дома увидят всю информацию
6.Алгоритм проверки учителем контрольной работы
1.Зарегистрируйтесь на сайте «Решу ЕГЭ»
2.На главной странице (по своему предмету) левой кнопкой мыши(ЛКМ) нажмите 1 раз «Учителю».
3.ЛКМ «Статистика по написанным работам»
4.ЛКМ № варианта
5.ЛКМ фамилия ученика
6.ЛКМ выставьте оценку в «Комментарий для учащихся»
7.ЛКМ «Сохранить»
8.Если нужно просмотреть решение и содержание номера, то ЛКМ по номеру задания.
При необходимости задания можно распечатать ЛКМ «Версия для печати»
7.Действия ученика по выполнению заданий составленных учителем.
1.Зарегестрироваться на сайте «РЕШУ ЕГЭ»
2.Выбрать предмет
3. «Ученику»
4.В окошко «Вариант составленный учителем» ввести номер варианта
5.Вписать в окошки под заданиями ответы
6.  «Отправить учителю»
Детям сообщить номер курса и они у себя дома увидят всю информацию в «ШКОЛЕ»
Инструкции составила Волкова Н.В. МБОУСОШ №37г Смоленск

Скачать материал
Автор Волкова Нина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 5775
Номер материала 28964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.