Главная / Русский язык и литература / Описание системы опыта работы

Описание системы опыта работы

Описание системы опыта работы



Профессия учителя - одна из самых важных и трудных. Но я выбрала ее, потому что именно она приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и доверчивые, которые смотрят с любовью и безграничным уважением.

      В 2007 году я окончила ТГПУ им. Л.Н.Толстого и сразу же приступила к работе в МБОУ «Лицей №1»в должности учителя русского языка и литературы. Мой педагогический стаж в данном учебном заведении составляет 7 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

      Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённой для классов общеобразовательных учреждений. Обучение по русскому языку веду по программе под редакцией М.Т. Баранова Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, по литературе - по программе под редакцией В.Я.Коровиной. Каждой программе соответствуют учебники.

     Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык:

УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», 2013 г., рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» в двух частях - Москва, «Просвещение», 2013 г.; » Г.А. Богданова «Тестовые задания по русскому языку - Москва, «Просвещение», 2012 г.

Литература:

УМК В.Я. Коровина «Литература» - «Просвещение»; Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX века» – «Просвещение»; В.П. Журавлев «Русская литература XX века». - «Просвещение».

Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Одна из главных задач современной школы - повышение профессионализма учителя. Каждый прогрессивно мыслящий педагог ставит перед собой цель: активно включиться в поиски новых наиболее эффективных приемов и методов преподавания уроков, в освоение инновационных педагогических технологий в учебном и воспитательном процессах. Исходя из вышесказанного, определялись основные цели моей деятельности:

·  обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных технологий;

·  воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

·  формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования;

·  оптимизация системы оценивания.

Задачи:

·  совершенствовать методы и формы обучения, осуществить реализацию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

·  освоить новые технологии и активизировать учебный процесс;

·  повысить уровень преподавания предмета;

·  работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;

·  выстраивать индивидуальные траектории развития личности через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития.

Решение данных задач невозможно без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету, а также и в воспитательной работе. Их реализация позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Всегда стремлюсь совершенствовать свою деятельность, делать ее творческой, увлекательной, вовлекаю в этот процесс детей, особенно с низкой познавательной мотивацией. Особую помощь в этом оказывает использование ИКТ в учебной деятельности. Администрацией лицея созданы все условия для реализации данного направления работы. В кабинетах имеется необходимое компьютерное оборудование: ноутбук, проектор, экран. Вместе с тем имеется возможность осуществлять учебный процесс в компьютерном кабинете, где есть интерактивная доска и доступ к сети Интернет. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Индивидуально подхожу к слабым, старюсь поднять качество их знаний, подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, Adobe Photoshop CS2, Ulead Photo Express 4.0 SE и др., использую мультимедийные диски по предмету. С помощью этих программ создаю собственные презентации и дидактический материал для урока. При необходимости обращаюсь на страницы педагогических сообществ и использую информационные интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/ http://pedsovet. ru http://metodisty.ru/ http://infourok.ru/  http://www.k-yroky.ru/ и др.

На данном этапе мною изучены и успешно применяются следующие технологиитехнологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии тестового контроля ЗУН учащихся, технология проектного обучения, технология игровых методов, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

Для активизации познавательной деятельности часто использую:

1) необычное начало урока (музыкальное сопровождение, презентация);

2) кроссворд;

3) тематические уроки (создание мультимедийных презентаций);

4) межпредметные связи;

5) урок – исследование;

6) уроки развития речи и уроки творчества;

7) использование компьютерной техники на уроке для получения дополнительной информации с ресурсов Интернета.

Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.     Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. В своей педагогической работе использую также традиционные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.

За последние четыре года наблюдается стабильная динамика качества обучения по русскому языку и литературе. При 100% абсолютной успеваемости качественная успеваемость составила от 62% до 71% в 2009-2010 учебном году, от 77% до 100% в 2010-2011 учебном году, от 91% до 94% в 2012-2013 учебном году, от 84% до 92% в 2013-2014 учебном году.


Занимаюсь подготовкой одаренных детей к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

Победителями и призерами ВОШ стали следующие учащиеся: Кульпина К. (5 класс) – 1 место муниципального этапа ВОШ по русскому языку в 2008 году, Трегулова Д. (7 класс) – 3 место муниципального этапа ВОШ по литературе, Суббота К. (5 класс) – 2 место муниципального этапа ВОШ по русскому языку в 2012 году.

Дипломами участников и призеров литературных конкурсов отмечены работы Зайцева Д. (8 класс) (3 место в районном конкурсе чтецов «Во имя Родины стихи живут средь нас по праву» 2010 год) и Сасалиной К. (8 класс) (2 место в областном творческом конкурсе «Мой Пушкин» 2010 год).

Ежегодно учащиеся принимают активное участие в конкурсе «Русский медвежонок».

Сертификатами и дипломами 1, 2 и 3 степени награждены участники Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку проекта «Инфоурок» в 2013-2014, 2014-2015 уч. г.


Своим опытом работы делюсь 

на заседаниях НМО учителей русского языка и литературы («Оригинальное начало урока» 2008 год, «Формирование речевой культуры лицеиста на уроках русского языка и литературы» 2010 год);


педагогических советах: «Итоги первого года педагогической деятельности» 2008 год, «Молодой учитель в едином лицейском образовательном пространстве» 2009 год, «Урок как важный фактор повышения качества знаний учащихся» 2010 год, «Творческая мастерская инновационных педагогических и методических приемов: опыт, достижения, проблемы» 2013 год, «Школа «Успех» - кузница лучших учителей» 2013 год);


на страницах СМИ (регулярно представляю накопленный опыт в виде статей в изданиях муниципального («Лицей на Пушкинской»), федерального («Четвертые Жуковские чтения», - Великий Новгород, 2009; «Пятые Жуковские чтения», - Великий Новгород, 2011) и международного («Русское слово и диалог культур в современном мире», - Румыния, Бухарест, 2013) уровня),

в публикациях собственных учебно-методических материалов (учебно-методические пособия для учителей-предметников «Говорите правильно» и «Орфоэпия грамматических норм» 2009г.).

на научных конференциях (являюсь участником Международной научно-методической конференции «Русское слово и диалог культур в современном мире» (Румыния, Бухарест, 2013);


на школьном сайте : http://lyceum-1.ru/;


на страницах педагогических сообществ: http://nsportal.ru http://infourok.ru/ 

http://metodisty.ru/ и др.;


на ежегодных открытых уроках:

«Описание предмета (Тульский пряник)» в 5 классе 2008 год

«Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По изученным произведениям русской литературы ХХ века)» в 5 классе 2009 год

«Условное наклонение» в 6 классе 2009 год

«Раздельное и дефисное написание частиц» в 7 классе 2009 год

«Сочинительные союзы» в 7 классе 2010 год

«Односоставные предложения» в 8 классе 2011 год

«Словообразование и орфография. Повторение» в 6 классе 2013 год

«Степени сравнения имен прилагательных» в 6 классе 2013 год.


Имею грамоты и благодарности за успехи в профессиональной деятельности и высокую результативность по подготовке учащихся-победителей и призеров ВОШ и других олимпиад. Награждена Почетной грамотой управления образования администрации города Тулы за активное участие в реализации национальной образовательной программы «Наша новая школа» и достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2011 г.).

Часто выступаю в качестве участника в лицейских педагогических конкурсах и являюсь победителем конкурса молодых учителей «Урок как важный фактор повышения качества знаний учащихся» 2009г., призером конкурса профессионального мастерства «Учитель года» 2011г. и победителем лицейского конкурса «Лучший учитель» 2014 г.

В связи с множеством проблем, существующих в образовании, появляется непреодолимая потребность в поиске нового, интересного, рационального. Поэтому я вношу изменения в свою педагогическую деятельность, посещая курсы повышения квалификации:

- прошла подготовку к введению ФГОС ООО с 01.10 2012 по 30.04.2013 в рамках сетевой городской творческой лаборатории «Новые подходы в обучении: системно-деятельностный метод» и являюсь тьютором;

- прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС» в ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», сентябрь-декабрь 2013 г.

За время работы в качестве учителя русского языка и литературы я определила для себя минимальный ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

-применение наглядности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-организация проблемно-поисковой деятельности на уроке;

-осуществление промежуточного, тематического и итогового контроля ЗУН учащихся;

-эмоциональное стимулирование.

  В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

-серьёзно и обстоятельно готовиться к каждому уроку;

-применять на уроках элементы современных технологий;

-обустраивать свой рабочий кабинет, создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

Ребёнок, как правило, приходит в школу с огромным желанием учиться. Задача учителя – удержать в нём это чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Занимаясь именно этим, я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети – моя радость.

Описание системы опыта работы
  • Русский язык и литература
Описание:

За время работы в качестве учителя русского языка и литературы я определила для себя минимальный ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

-использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

-индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

-применение наглядности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-организация проблемно-поисковой деятельности на уроке;

-осуществление промежуточного, тематического и итогового контроля ЗУН учащихся;

-эмоциональное стимулирование.

      В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

-хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

-серьёзно и обстоятельно готовиться к каждому уроку;

-применять на уроках элементы современных технологий;

 

-обустраивать свой рабочий кабинет, создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
-работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

Автор Лактюхина Анастасия Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 369
Номер материала 31300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓