Главная / Русский язык и литература / Описание предмета (5 класс)

Описание предмета (5 класс)

Урок развития речи: «Описание предмета»

Класс: 5

Тип урока – интегрированный (русский язык, литература)

Форма работы – в группах по 4-5 человек

Цели и задачи:

  1. показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому; познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле; показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

  2. развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

  3. воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.






Предмет – всякое

материальное явление, вещь.

С.И. Ожегов

1. Вступительная беседа по теме урока:

- назовите предметы в вашем классе, которые привлекают внимание. Попробуйте объяснить, чем именно (красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма, постоянное использование и т.д.). Ответы учащихся записываются на доске.

- какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда я задала вопрос?

- когда вы называли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (описание)

- на какой вопрос отвечают описательные тексты? Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой? Основным содержанием имеют описание словами признаков предмета в зависимости от цели. Самые разные предметы окружают человека. Одни необходимы в хозяйстве, другие в обучении, третьи в общении. Какие-то предметы остаются для нас незаметными, а какие-то откладываются в памяти навсегда – они связаны с определенным событием.

- цель урока – учиться описывать такие важные для вас предметы в художественном стиле. Открывайте тетради, записываем тему урока. Сегодня знакомимся с художественными текстами, содержание которых – описание какого-либо предмета.

2. Проверка домашнего задания (дети искали отрывки из произведений с описанием предмета без его названия, выдаются жетоны за текст и за угадывание предмета).

- для чего авторы в произведениях используют описание предмета?

3. Вспомним строение текста описания

Задание: Прослушайте текст. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

Вопросы после прослушивания текста:

  1. О чем говорится в этом тексте?

  2. На сколько частей по содержанию он распадается?

  3. О чем говорится в каждой части?

Запись на доске и в тетради:

План текста описания

  1. Начало (что это за предмет? кому он принадлежит?)

  2. Основная часть (признаки предмета)

  3. Отношение к предмету (основная мысль)

- по каким признакам рисуется предмет? (на доске: величина, объем, форма, цвет, материал, строение, необычные стороны, детали).

Минутка отдыха!

Закройте глаза и представьте себе подарок, какой бы вы хотели получить на Новый год. Напишите в воздухе, не открывая глаза, название этого предмета.

4. Работа с текстом на карточке (отрывок из рассказа Е. Носова «Телефон»). Задание: Вставьте в текст имена прилагательные, чтобы получилось описание предмета.

Один раз мы с Мишкой были в ……….магазине и увидели…………игрушку – телефон. В ………. ………….. коробке лежали два ………….аппарата, две

…………..трубки, в которые говорить и слушать, и …………..катушка ……….проволоки.

- ………….штука! – сказал Мишка. Это не какая-нибудь ………..игрушка. Это ………..вещь!

Зачитывание получившихся описаний, сравнение с текстом Е.Носова.

5. Работа над корректировкой текста

- чем неудачен отрывок из сочинения-описания вашего сверстника: «Моя любимая вещь»?

Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

- послушайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных вашими ровесниками:

Ковер, как поляна с живыми цветами, раскинулся на полу.

Машина, словно стремительная ракета, скрылась за углом.

Какие средства языка используются в предложениях?

6. Творческая письменная работа

У всех на столах лежат небольшие предметы-сувениры. Опишите предметы в мини-сочинении (3-5 мин.).

Прочесть несколько работ вслух.

7. Домашнее задание:

Упражнение 295 или описание новогоднего подарка

Описание предмета (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Обучение особенностям описания с выражением отношения к изображаемому; знакомство с языковыми средствами изображения признаков   предмета в художественном стиле; показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Развитие наблюдательности, способности видеть признаки   предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

Воспитание внимательного, вдумчивого отношения к предметам окружающего мира. 

 

 

Автор Хламова Светлана Григорьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5089
Номер материала 8129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓