Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОписание предмета (5 класс)

Описание предмета (5 класс)

Скачать материал

Урок  развития речи: «Описание предмета»

Класс: 5

Тип урока – интегрированный (русский язык, литература)

Форма работы – в группах по 4-5 человек

Цели и задачи:

1        показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому; познакомить с языковыми средствами изображения признаков   предмета в художественном стиле; показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

2        развивать наблюдательность, способность видеть признаки   предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

3        воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира. 

 

 

 

 

 

                                                                       Предмет – всякое

                                                                       материальное явление, вещь.

                                                                                       С.И. Ожегов

1. Вступительная  беседа по теме урока:

- назовите предметы в вашем классе, которые привлекают внимание. Попробуйте объяснить, чем именно (красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма, постоянное использование и т.д.). Ответы учащихся записываются на доске.

- какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда я задала вопрос?

- когда вы называли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления? (описание)

- на какой вопрос отвечают описательные тексты? Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой? Основным содержанием имеют описание словами признаков предмета в зависимости от цели. Самые разные предметы окружают человека. Одни необходимы в хозяйстве, другие в обучении, третьи в общении. Какие-то предметы остаются для нас незаметными, а какие-то откладываются в памяти навсегда – они связаны с определенным событием.

- цель урока – учиться описывать такие важные для вас предметы в художественном стиле. Открывайте тетради, записываем тему урока. Сегодня знакомимся с художественными текстами, содержание которых – описание какого-либо предмета.

2. Проверка домашнего задания (дети искали отрывки из произведений с описанием предмета без его названия, выдаются жетоны за текст и за угадывание предмета).

- для чего авторы в произведениях используют описание предмета?

3. Вспомним строение текста описания

               Задание: Прослушайте текст. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

Вопросы после прослушивания текста:

1.            О чем говорится в этом тексте?

2.            На сколько частей по содержанию он распадается?

3.            О чем говорится в каждой части?

Запись на доске и в тетради:

                                   План текста описания

1.     Начало (что это за предмет? кому он принадлежит?)  

2.     Основная часть (признаки предмета)

3.     Отношение к предмету (основная мысль)

- по каким признакам рисуется предмет? (на доске: величина, объем, форма, цвет, материал, строение, необычные стороны, детали).

Минутка отдыха!

Закройте глаза и представьте себе подарок, какой бы вы хотели получить на Новый год. Напишите в воздухе, не открывая глаза, название этого предмета.

 4. Работа с текстом на карточке (отрывок из рассказа Е. Носова «Телефон»). Задание: Вставьте в текст имена прилагательные, чтобы получилось описание предмета.

Один раз мы с Мишкой были в ……….магазине и увидели…………игрушку – телефон. В ……….    ………….. коробке лежали два ………….аппарата, две

…………..трубки, в которые говорить и слушать, и …………..катушка ……….проволоки.

 - ………….штука! – сказал Мишка. Это не какая-нибудь ………..игрушка. Это ………..вещь!

Зачитывание получившихся описаний, сравнение с текстом Е.Носова.

5. Работа над корректировкой текста

- чем неудачен отрывок из сочинения-описания вашего сверстника: «Моя любимая вещь»?

Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

- послушайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных вашими ровесниками:

Ковер, как поляна с живыми цветами, раскинулся на полу.

Машина, словно стремительная ракета, скрылась за углом.

Какие средства языка используются в предложениях?

6. Творческая письменная работа 

У всех на столах лежат небольшие предметы-сувениры. Опишите предметы в мини-сочинении (3-5 мин.).

Прочесть несколько работ вслух.

7. Домашнее задание:                                                                                                                 

Упражнение 295 или описание новогоднего подарка

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Описание предмета (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обучение особенностям описания с выражением отношения к изображаемому; знакомство с языковыми средствами изображения признаков   предмета в художественном стиле; показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Развитие наблюдательности, способности видеть признаки   предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;

Воспитание внимательного, вдумчивого отношения к предметам окружающего мира. 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 357 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 2558
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хламова Светлана Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хламова Светлана Григорьевна
    Хламова Светлана Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 42864
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 198 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе