Инфоурок География Другие методич. материалыОписание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время" (текст и презентация).

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время" (текст и презентация).

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Описание пед. опыта Формирование соц.-лич. компетентностей, 2011г..doc

Казённое образовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

 

 

 

 

 

Васильева Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

КОУ «Ермаковская СОШ»

Тарского муниципального района

Омской области

 

 

 

 

 

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.       Актуальность…………………………………………………………….3

II.    Концепция. Теоретические подходы………………………………….5

III. Цели и задачи……………………………………………………………9

IV.              Направления деятельности……………………………………….10

V.   Этапы реализации……………………………………………………....15

VI.              Результаты деятельности……………………………………….….20

VII.           Библиография ………………………………………………….…..22

VIII.        Приложения ………………………………………………….……23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Система образования  России в настоящее время вступает на новую ступень развития, ориентированную на вхождение в мировое образовательное пространство. В соответствии с государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных  учреждений  являются не сами по себе знания, умения,  навыки,  а  набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах.

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной      социально-мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности.

Большие требования предъявляет общество и к выпускникам школы. Он должен самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Соответственно меняется и роль школы. Она должна создать условия для формирования такой личности. В соответствии с данными требованиями наша школа разработала свою программу развития по теме: «Формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся сельской школы как условие их успешной социализации». 

В Концепции модернизации российского образования говорится о формировании ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования. Это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества. Это исследовательские компетенции (работа с различными источниками, с информацией), социально-личностные (критическое осмысление аспектов развития нашего общества, осознать важность политического и экономического развития), коммуникативные (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично), организаторская деятельность и сотрудничество (способность организовывать свою деятельность, принимать решения, нести ответственность, умение вести переговоры, сотрудничать и работать в команде, вступать в проект).

Исходя из этого, сложилась моя система преподавания истории и обществознания, а именно: формирование  социально-личностных компетенций школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время. Ведь ключевые компетенции (соответственно и социально-личностные) формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы школьник оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является исследовательская деятельность.

История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетентностями. Социально-личностная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом. К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, толерантность и др. Всё сказанное выше  и обуславливает актуальность выбранной темы работы.

II.              КОНЦЕПЦИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

 

В 1992 году термин «ключевые компетентности» впервые появился на официальном уровне в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе». Проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С.Шо, Б.Оскарссон, А.Шелтон, Р.Селман и др.), так и в отечественной (В.И.Байденко, А.М.Новиков, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская, и др.).  В качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я.Лернера, В.В.Краевского, Г.П.Щедровицкого, В.В.Давыдова и их последователей. Такие исследователи, как: В.А.Болотов, В.В.Сериков, С.Е.Шишов, И.Г. Агапов, А.А.Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе.

В последнее время широкое применение  терминов «компетенция», «компетентность»,  «компетентностный подход»  вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н.Болотов, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А.Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий «… практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность» включает собственно личностные (мотивация мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый гуманистическим ценностям образования…»[1].

Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова трактует слово «компетентность» как «осведомленность, авторитетность», знание в какой-либо области, а «компетенция» рассматривается как «1) Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)».[2]

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В.Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».[3]

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями.

Авторская концепция

В современной школе нет более противоречивого и «скользкого» предмета, чем история. Готовясь к урокам, передо мной  часто встает вопрос: «С каких позиций следует рассказывать детям о тех или иных событиях прошедшего XX века: Гражданская война, репрессии, события 1990-х гг.?  В учебниках про то, на чьей стороне правда, ничего не говорится. Ответственность за трактовку прошедших событий ложится на нас, учителей истории.  Поэтому истину исторических событий я стараюсь  найти  вместе с учениками,  используя при этом технологию исследовательской деятельности.  

Исследовательская деятельность  –  деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует формированию социально-личностных компетенций учащихся.  

Технология учебного исследования описана в работах Дж.Брунера, Д.Шваба, Г.С.Альтшуллера, В.Бухвалова, М.В.Кларина и др.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в  науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская деятельность позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему. Она более тесно связана с жизнью, практикой, стимулирующей учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться.

В современных условиях формирование социально-личностных компетенций в процессе исследовательской деятельности широко применяется на практике. Этот вид деятельности становится все более популярным. Причина этого заложена не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Следовательно, передо мной, как учителем,  стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата выполнения этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.          ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Ø Способствовать формированию социально-личностных компетенций в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время.

Ø Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения исследовательской деятельности, его самореализации и рефлексии.  

Ä Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле. Почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения исследовательского задания.  

Ø Развивать у учащихся осознание значимости исследовательской работы (коллективной и индивидуальной)  для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Ä Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.

Ø Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

 

 

 

 

IV.           НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Для того чтобы ученик захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен  ещё в школе учиться мыслить и излагать свои мысли обдуманно, целенаправленно решать проблемы, в точности получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.

Можно ли дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание  делать это? Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя.

Для того чтобы этому научить, необходимо разбудить исследовательский интерес, задор, радость творчества. На это и направлена моя деятельность как учителя истории.

Безусловно, очень важным направлением в деятельности педагога является организационная деятельность учебного процесса.

От того, насколько четко и логично будет организован урок, зависит степень заинтересованности учащихся.

Начиная с 5 класса, я провожу уроки практического характера. Уроки  активизации интереса учащихся к истории родной страны через изучение истории собственной жизни детей их семей (принцип персонификации). Самый первый урок истории в новом учебном году «История моей жизни» посвящается истории жизни самих ребят и их семей, и начинается с беседы о том, что история человечества напоминает «огромную полноводную реку, которая мощно и неудержимо катит свои волны столетие за столетием. А состоит эта река из миллиарда струек отдельных человеческих жизней». Так, что и наши с вами судьбы тоже вплетены в поток истории человечества. Они составляют все то, что мы называем историей стран, континентов, мира вообще. Далее вспоминаем с детьми, что такое «линия времени», для чего она нужна. Затем предлагаю начертить свою «линию времени» (я на доске, а дети-  в тетрадях). На своей «линии времени» я указываю важнейшие даты своей жизни, а дети в тетрадях - свои. Часто ученики не знают многих знаменательных дат собственной жизни. Они получают задание узнать об этом у родителей. После этого я им объясняю, что моя история жизни длиннее их истории, но и она пока застыла на сегодняшней дате. Мы не можем предугадать, что нас ждет в будущем, но планировать свою жизнь нужно. Я предлагаю продолжить  работу над «линией времени» дома, но вписывать они должны уже предполагаемые даты и события.  Обычно ученики оживляются при этом задании. У них появляются свои мечты. В старших классах я предлагаю составить «линию времени» любой  известной исторической личности и подумать над вопросом: «Что  нужно, чтобы достичь таких высот, как,  например, наш президент Дмитрий Медведев?».

Следующим направлением моей деятельности является просветительская деятельность. Главной задачей просветительской деятельности является формирование мотивационно-потребностной сферы школьников, расширение их кругозора, насыщение их полезной и нужной информацией, способной изменить их отношение к собственной учебной деятельности, к самому себе, своим способностям, знаниям и умениям.

Эта деятельность связана с выпуском информационных листовок о каком-либо знаменательном событии. Например, при изучении темы «Россия в XVII в.» в конце урока, когда уже подведены итоги, я говорю детям: «А знаете ли вы, что такое «Белые земли»?

Дети, как правило, заинтересовываются поставленной проблемой. Далее я кратко сообщаю детям появление этого названия и предлагаю к следующему уроку подготовить информационные листовки по данной теме. (Данный вид работы, как правило, выполняют все учащиеся, так как в нашей школе самый большой класс -  7 учащихся и самый маленький - 2 ученика). (см. Приложение №1). Обязательным условием оформления информационного листа является сноска на источник информации.

Третьим направлением является обучающая деятельность. Обучающая деятельность направлена на то, чтобы развить кругозор учащихся, активизировать их мыслительную деятельность и, в первую очередь, развить исследовательские и коммуникативные компетенции. Этой цели служат самые различные приемы обучения учащихся.                           (см. Приложение № 2 )

Четвертое направление - это  исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся будет успешной в том случае, если она будет строиться на принципах:

*доступности;

* естественности;

*осмысленности;  

* культуросообразности;

* самодеятельности.

Принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте.

Принцип доступности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и понятно, для другого – просто и доступно.

Принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоявшей, а значит, реально выполнимой.

Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.

Принцип культуросообразности. Решение его – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи.

Самым главным принципом является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора.

Таким образом, технология исследовательской деятельности в учебном процессе позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, дает уверенность в собственных силах, обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её (на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной научной работе и т.п.).

Учащиеся в процессе обучения исследовательской деятельности вырабатывают алгоритм учебного исследования:

- знакомство с литературой,

- выявление проблемы,

- постановка (формулирование) проблемы,

- прояснение неясных вопросов,

- формулирование гипотезы,

- планирование и разработка учебных действий,

- сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств),

-  анализ и синтез собранных данных,

- сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений,

- подготовка и написание (оформление) сообщения,

- выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы,

- проверка гипотез, построение обобщений,

- построение выводов, заключений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.              ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 

В моей педагогической практике обучение навыкам исследовательской деятельность  можно условно разделить на три этапа.

Подготовительный этап. Учащиеся 5-6 классов.

На данном этапе учащиеся обучаются представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления):

- составляют опорные схемы, таблицы, логические цепочки и т. д.;

- представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;

- составляют презентации и сообщения и др.. (см. Приложение № 3)

Переходный этап. Учащиеся 6-8 классов.

Учащиеся продолжают совершенствовать свои навыки, приобретенные на первом этапе обучения, и знакомятся с новыми видами деятельности.

Учащимся предлагается по желанию принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется Интернет- культура, т.к. ребята активно обращаются к сети Интернет. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетентности. Ребята осваивают навыки работы с литературой различного характера, навыки работы в группе, формируется готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию. Конечным продуктом исследовательской деятельности является оформление своих творческих работ в виде альбомов, брошюр, буклетов и т.д. (см. Приложение № 4)

Заключительный этап. Учащиеся 8 -9 классов. Соответственно 10 – 11 классы.

Учащиеся на данном этапе  пробуют свои силы  над написанием исследовательских работ и принимают участие в различных конкурсах, конференциях, проектах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в исследовательской деятельности, т.к. ребята имеют достаточно стабильные навыки работы с исторической информацией и способны ею оперировать.

Роль учителя.

Роль учителя при выполнении исследовательской работы изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник.  Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:

Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации работы учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над исследовательским проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию исследовательской деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Помогает. Помощь учащимся в результате исследовательской деятельности выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в исследовательской деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках; другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации на различных этапах исследовательской работы. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы, на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).

Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель исследовательского проекта, нацелено на получение им информации,  которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной, коммуникативной и социально-личностной компетентностей учащихся, с другой.

Роль ученика. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над исследовательским проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

не участвовать ни в одном из текущих исследовательских проектов;

участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

В любой момент могут начать новую исследовательскую работу.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости при выполнении работы вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода исследовательских проектов.  При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика  изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в  работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволят освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для своей работы, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В тоже время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в работе над исследовательским проектом, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Технология исследовательской деятельности  – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путем самообразования.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.           РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяются знания учащихся;  учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности. Исследовательская деятельность учащихся дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке, формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

Исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал «мертвым» грузом, а активно использовался и самими учащимися, и преподавателями, как во внеурочной,  так и в урочной деятельности. Так результатом внеурочной деятельности является сбор краеведческого материала учащимися, написание исследовательских работ по краеведению. Учащиеся под моим руководством являются активными участниками конференций, конкурсов  различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского), где неоднократно являлись лауреатами, призерами и победителями. (см. Приложение № 5)

Исследовательские работы учащихся (в кратком содержании) опубликованы в сборниках: «Социально-экономическое и культурное развитие России» (материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием); «Никто не забыт … Ничто не забыто…»  (сборник работ учащихся, посвященный Великой Отечественной войне) (см. Приложение № 6). Имеется две публикации и в Интернете на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (см. Приложение № 7). Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, являются активными помощниками в проведении внеклассных мероприятий по истории. В прошедшем учебном году был проведен урок Памяти, посвященный 65-летию Победы в ВОВ, где учащиеся , наряду со взрослыми педагогами – наставниками,  выступали с докладами, рассказывая  об участии наших односельчан в военных действиях, в тылу и т.д. Не менее ярким прошло внеклассное мероприятие, посвященное дню Памяти жертв политических репрессий, проведенное совместно с заведующей сельской библиотекой Е.А.Лапковской. (см. Приложение № 8).

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества:

·        умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);

·        умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации);

·        умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, вывод, формулировка выводов, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение);

·        умения представлять результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Организация научно-исследовательской деятельности

способствует формированию не только социально-личностных компетенций  учащихся, но и способствует развитию социально-активной личности.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 – р.

3.     Мишина, И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования [Текст] / И.А.Мишина // Преподавание истории обществознания в школе. – 2007 № 6. – С. 25-29

4.     Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении [Текст] / И.С.Сергеев // Преподавание истории обществознания в школе. – 2004 № 3. – С. 29-40

5.     Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под редакцией Д.Н.Ушакова. М.,

6.     Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] /А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.

7.     Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [ Текст] / В.В.Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008 № 10. – с. 39-41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Приемы работы на уроке.

«Пометки на полях».

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника или отдельном листке помечают, что знают, знаком «+», новую информацию - «-», желаемое узнать из дополнительных источников - «!». Только после такого прочтения, обобще­ния всего знакомого учитель останавливается на неизвест­ном, новом материале. Здесь важно то, что этот материал выявлен и предложен самими учащимися. Они анализируют имеющийся у них запас знаний, субъективного опыта, про­водят систематизацию материала и его преобразование в вопросы дальнейшего, более глубокого осмысления.

 «Сокровищница человеческих ценностей».

Завершая ту или иную большую тему, в «сокровищницу» записывается все то положительное, что, возникнув в про­шлом, сохраняет свое значение и поныне.

«Рефлексия себя в уроке».

Ученикам предлагается оценить по десятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело». Заго­товку трех векторов на полях тетради учащиеся осуществ­ляют дома. По итогам урока они оценивают:

- «Я»: как работал: допускал ли ошибки?

- «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я-им?

- «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

Этот самоанализ «на полях» помогает учителю наблю­дать динамику развития критического отношения учащегося к себе, к окружающим, но не с целью подчеркнуть их недос­татки, а е целью коррекции собственных умений. Самооцен­ка учащегося сопоставляется с формой, композицией, со­держанием урока.

Алгоритм осуществления системной рефлексии на учебном занятии:

«Я» - как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой;

«Мы» - насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой;

«Дело» - я достиг цели обучения, мне этот учебный ма­териал нужен для дальнейшей учебы (для практики, просто интересно), в чем я затруднялся, как мне преодолеть свой проблемы.

Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоя­тельной работы учащихся учитель составляет сам или под­бирает из дополнительной литературы (можно использо­вать текст учебника). Текст должен содержать последова­тельное изменение мысли. Учитель разбивает его на от­дельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине или конец абзаца). Затем учитель задает вопросы о дальнейшем раз­витии мысли (Как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочи­танным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно при­крыть чистым листом, чтобы ученики не видели его про­должения).

 «Эссе». Это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

«Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее научаемой проблеме. По форме представляет собой после­довательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке про­исходит добавление/ убавление слова (от 1 до 5 или наобо­рот). Обычно каждая строка описывается конкретной ча­стью речи: 5 существительных, 4 прилагательных; 3 глаго­ла, фраза - кульминация; эмоциональное отношение.

«Атака мыслей» - решение научной или учебной про­блемы посредством объединения творческих мыслей уча­щихся, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов.

«Огонь по стоящим» - вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам; высокое интеллектуальное на­пряжение, осмысление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

«Чудеса света»

Изображе_0

Храм богини Артемиды (Васюкович Н.). Статуя Зевса

в Олимпии (Лаврентьев С). Фаросский маяк (Пестова С).

Пирамида в Египте (Полубоярцев К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Творческие работы учащихся (брошюры, буклеты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

Таблица результатов участия

учащихся в различных конференциях, конкурсах …

 

Учеб

ный

год.

ФИ учащегося,

класс,

название работы,

Рецензия

Наименование

конкурсов,

НПК

Результат

2006-2007

1.

Авсейко А.

10 кл.

«Человек

на Земле»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«…работа посвящена изучению трудов и общественной деятельности передовой доярки А.Д.Кадасюк и ее вклада в развитие животноводства в селе Ермаковка…

Исследовательские задачи решены. Рекомендована для участия в НПК региона.»

 

Районная НПК

НОУ «Эврика»

 

 

 

Почетная грамота

I призовое место

в номинации «Мои земляки».

Удостоверение участника .

Рекомендована для участия на региональной НПК

XXXIX

региональная

НПК

школьников

и учащейся молодежи

Омской области

Почетная грамота.

Свидетельство участника.

I Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы».

Диплом участника

2.

 Ануфриенко О. 11кл.

«Махнев

Александр Родионович –

мастер своего

 дела»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«… особое внимание уделено роли директора колхоза им. Жданова Махнева А.А. Цели и задачи достигнуты и решены…»

 

Районная НПК НОУ «Эврика»

Удостоверение участника

I Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы».

Диплом участника

3.

Бондаренко О.

11 кл.

1). «По следам былого времени» (О тружениках тыла)

 

 

 

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«…работа посвящена актуальной теме участия тружеников тыла в ВОВ и их роли в победоносном завершении… К исследованию проблем темы привлечены материалы периодической печати, воспоминания участников событий того времени… Исследовательские задачи решены»

Районная НПК НОУ «Эврика»

 

 

 

 

 

Почетная грамота

I призовое место

в номинации «Летопись родного края»

Удостоверение участника

I Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы».

 

Диплом участника

2007-2008

1.

Васильева Т.

8 кл.

«Память горьких лет жестока» (об узниках фашизма)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГПУ в г. Таре

Суриков О.Ю.

«…работа содержит богатый фактический материал, написана грамотно и волнующим языком… каждая из глав обладает своими достоинствами, наиболее удачной и значимой в исследовательском плане является вторая глава, посвященная  конкретному человеку и его трагической судьбе. Автору удалось проанализировать проблему отношения к малолетним узникам в разные периоды послевоенной отечественной истории и ее современное состояние…. Работа является самостоятельным исследованием, ее цель достигнута, она отвечает предъявляемым требованиям…»

Районная НПК НОУ «Эврика»

29 февраля 2008г.

Почетная грамота.

Свидетельство участника.

Рекомендована для участия на региональной НПК

Районная  краеведческая

конференция «Летопись сибирских деревень»

29 февраля 2008г.

Свидетельство участника.

 

X областная  краеведческая конференция

«Летопись Сибирских деревень»

24-29 марта 2008г.

Свидетельство участника.

 

IV НПК «Вагановские чтения – 2008»

3-4 апреля 2008г.

Благодарственное письмо.

Свидетельство участника.

 

XXXX

региональная

НПК

школьников

и учащейся молодежи

Омской области,

Апрель 2008г.

Диплом лауреата

XXXX

региональная

НПК

школьников

и учащейся молодежи

Омской области

Свидетельство участника.

2.

Лычкин М.

9 кл.

«Человек тыла. Его трудовая жизнь, культура и быт»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«… работа посвящена одной из актуальных военно-патриотических тем локальной истории… к исследованию привлечена большая источниковая база… это позволило положительно решить поставленные исследовательские задачи и высоко оценить данную работу…»

Районная НПК НОУ «Эврика»

29 февраля 2008г.

Свидетельство участника.

Районная НПК «Летопись сибирских деревень» 29 февраля 2008г.

Почетная грамота.

Свидетельство участника.

 

3.

Патрахина Е.

9 кл.

«Кровавое колесо репрессий»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«… Тема актуальна, но мало изучена, поэтому автор вносит существенную лепту в ее изучение. К исследованию были привлечены …нормативно-правовые и статистические данные… это позволяет высоко оценить практическую значимость работы…»

 

Районная НПК НОУ «Эврика»

29 февраля 2008г.

Почетная грамота.

Свидетельство участника

Районная  краеведческая

конференция «Летопись сибирских деревень»

29 февраля 2008г.

Свидетельство участника.

 

IV НПК «Вагановские чтения – 2008»

3-4 апреля 2008г.

Благодарственное письмо.

Свидетельство участника

2007-2008

4.

Игнатьева Н.

11кл.

«Развитие образования в с. Ермаковка»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОМ ГПУ в г. Таре

Суриков О.Ю.

«… тема научно-исследовательской работы актуальна… написана интересно, отражает личную заинтересованность автора и ее понимание важности сохранения исторической памяти о замечательных людях и их делах. …работа является самостоятельным исследованием, имеет практическое значение и может считаться определенным вкладом в краеведческую науку.

Районная НПК НОУ «Эврика»

29 февраля 2008г.

Свидетельство участника.

 

IV НПК «Вагановские чтения – 2008»

3-4 апреля 2008г

Благодарственное письмо.

Свидетельство участника

5. Васильева Т. 8 класс.

 «За именами даты – за датами история моей семьи»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

« … автор проследила историю своего рода до середины XIX века… о своей семье Таня пишет с теплотой, дополняя образы своих родственников фото из семейного архива…все исследовательские задачи решены… рекомендовать участие работы во всех историко-генеалогических конференциях Сибири»

Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой род» на территории РФ

Диплом III степени.

6. Патрахина А. 8 класс.

«История семьи Патрахиных»

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«…работа посвящена подробному изучению своего генеалогического древа… материал творчески переработан и проблемно-хронологически изложен в работе…аналитическая работа заслуживает высокой оценки…»

Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой род» на территории РФ

Диплом участника

7.

Лаврентьев С.

7 класс.

«Мое родословное древо»

 

Рецензент к.и.н., доцент кафедры истории и гуманитарных дисциплин филиала ОмГАУ в г. Таре

Кудланов В.В.

«… автором привлечен большой и многогранный материал личных архивов семьи его рода … в работе отражены многие аспекты жизнедеятельности рода сибиряков, материал может быть востребован музеями и историками-краеведами…»

 

Областной конкурс «Корнями дерево сильно» в рамках программы «Мой род» на территории РФ

Диплом участника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 – 2009 учебный год

 

Класс

ФИ учащегося, название работы

 

Участие, результат

8

Патрахина Алена

 «По следам исчезнувших деревень» (Ново-Троицк, Глубокая Речка Тарского района)

1.      Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень»     

Грамота 2 место.

2.     XIV муниципальная научно-практическая конференция школьников

Грамота лауреата

3.     XI областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

Сертификат участника

4.     XLI региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи.

Диплом лауреата

9

Васильева Татьяна

 «Поставим памятник деревне» (об исчезнувшей деревне Лифляндка Тарского района)

1.      Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень» -

Сертификат участника

2.     XI областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

Диплом 1 место

3.       XV муниципальная научно-практическая конференция школьников

 Сертификат участника

 

Васильева Татьяна

«Память горьких лет жестока» (об узниках фашизма)

1.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

Благодарственное письмо

10

Патрахина Елена

«Память сердца (к 100-летию д. Новоермаковка)

1.     Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень» -

Сертификат участника

2.       XV муниципальная научно-практическая конференция школьников

 Сертификат участника

3.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

Благодарственное письмо

 

 

 

 

2009 – 2010 учебный год

 

Класс

ФИ учащегося, название работы

 

Участие, результат

8

 

Асташов Алексей «Средний танк Т-3485»

1.     Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам».

Диплом (дипломант конкурса)

Лаврентьев

Сергей

«Автомат

АК-47»

1.     Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам».

Диплом (дипломант конкурса)

Лаврентьев

Сергей

Блестящие победы (Битва на Курской дуге)

2.      Всероссийский  детско-юношеский

литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Полубоярцев Кирилл  «Реактивная система залпового огня БМ-13 "Катюша"»

1.     Областная научно-практическая конференция «Поклонимся великим тем годам».

Диплом (дипломант конкурса)

 

Полубоярцев Кирилл  

Сталинградская битва

2.     Всероссийский  детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

9

Иванюк Мария

«Все для фронта, все для победы»

1.     Всероссийский  детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Карпец Александр  «Битва за Москву»

1.     Всероссийский  детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

 

 

 

 

Патрахина Алена

«А как мы фронту помогали…»

( По воспоминаниям тружениц тыла Ермаковского сельского поселения Тарского района)

1.     Районная научно-практическая

 конференция «Ратные страницы истории Отечества»

Сертификат участника

Патрахина Алена

 «По следам исчезнувших деревень» (Ново-Троицк, Глубокая Речка Тарского района)

2.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

 Почетная грамота + публикация

3.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

Патрахина Алена

«Ермаковские труженики в годы Великой Отечественной войны»

 

5.     Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень»      Грамота лауреата.

6.     XV муниципальная научно-практическая конференция школьников

Свидетельство участника

7.     XII областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

3 место

10

Васильева Татьяна

1. Реферат «Пути и способы привлечения российских и зарубежных туристов к участию в путешествиях по Омской области»

2. Эссе «Разрешите представиться…»

4.     III областной слет «Способная и талантливая молодежь – наше будущее».

Номинация «Клуб краеведов»

 Диплом I место

Васильева Татьяна

 «Поставим памятник деревне» (об исчезнувшей деревне Лифляндка Тарского района)

5.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

Почетная грамота + публикация

6.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

Васильева Татьяна

 «Никто не забыт?!» О погибших в Великую Отечественную войну жителях Ермаковского сельского поселения.

7.     Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень» -

Грамота лауреата

8.     XII областная краеведческая конференция «Летопись сибирских деревень»

1 место

9.       XV муниципальная научно-практическая конференция школьников

 Диплом лауреата

10. XLII региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи.

11. Публикация работы в сборнике «Никто не забыт … Ничто не забыто…» Филиал ОмГПУ

Васильева Татьяна

Областная интернет – олимпиада + презентация «Никто не забыт!»

12. Областная интернет - олимпиада

«По страницам истории»

Диплом (дипломант конкурса)

 

Васильева Татьяна

Областной интернет- конкурс

13.  Областной интернет- конкурс «Помнить, чтобы жить»

Свидетельство участника

Полубоярцева Мария

«900 дней и ночей»

1.     Всероссийский  детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Полубоярцева Мария

Областной интернет- конкурс

2.     Областной интернет- конкурс «Помнить, чтобы жить»

Свидетельство участника

Фрицковский Геннадий Областной интернет- конкурс

1.     Областной интернет- конкурс «Помнить, чтобы жить»

Свидетельство участника

11

Патрахина Елена

«Человек тыла: его трудовая жизнь, культура и быт»

1.     Районная научно-практическая конференция «Ратные страницы истории Отечества»

Сертификат участника

Патрахина Елена

 «Кровавое колесо репрессий»

2.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

Сертификат участника + публикация

Патрахина Елена

«Детство ермаковцев в годы Великой Отечественной войны»

3.     Районная  краеведческая конференция

         «Летопись сибирских деревень»

Грамота лауреата

4.     XV муниципальная научно-практическая конференция школьников

Свидетельство участника

5.     Областная конференция «Летопись сибирских деревень»

Свидетельство участника

Патрахина Елена

Областная интернет - олимпиада

6.     Областная интернет - олимпиада

«По страницам истории»

 

Патрахина Елена

«Память сердца (к 100-летию д. Новоермаковка)

7.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

 

Лычкин Михаил

«Человек тыла: его трудовая жизнь, культура и быт»

1.     Районная научно-практическая конференция «Ратные страницы истории Отечества»

Сертификат участника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011 учебный год

Класс

ФИ учащегося

Участие, результат

9

Лаврентьев

Сергей

1.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

Благодарственное письмо.

Полубоярцев Кирилл  

2.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

Благодарственное письмо.

11

Васильева Татьяна

 «Поставим памятник деревне» (об исчезнувшей деревне Лифляндка Тарского района)

3.     Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Публикация в Интернете

E-mail:portfolio@1september.ru

Диплом

 

 

Васильева Татьяна

 «Никто не забыт?!» О погибших в Великую Отечественную войну жителях Ермаковского сельского поселения.

4.     XI  Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –  XX век» 

5.     Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Публикация в Интернете

E-mail:portfolio@1september.ru

Диплом

6.     Муниципальный творческий конкурс «Это нашей истории строки – 2011»

Почетная грамота – 1 место в номинации «Поисково-исследовательская работа»

Васильева Татьяна

«Память горьких лет жестока» (Об узнице фашизма Яковлевой Г.П.)

7.     Ученическая научно-практическая конференция «Социально-экономическое и культурное развитие России» (ОмГПУ г. Тара)

Сертификат участника

 

7-8 кл

Команда «Внуки Победы»

1.     Телекоммуникационный конкурс «Война в истории народов», посвященная 66-летию Победы.

Диплом 2 место

 

 

 

Таблица результатов участия в олимпиадах муниципального этапа

 

Учебный

год

Предмет

ФИ участника, класс

Результат

2009-2010

История

Полубоярцева М., 10 класс

Призер

2010 - 2011

История

Полубоярцева М., 11 класс

Призер

История

Булыгина Ю., 7 класс

Призер

Обществознание

Ларионова А., 7 класс

Призер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

Публикации работ в сборниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7.

   Заглавная страница    Сайт ИД «Первое сентября» 

№ работы: 

 

РАЗДЕЛЫ

Конкурс «Учебный проект»


Научно-исследовательские работы:

Астрономия, космонавтика и авиация
Биология
География
История, археология
Искусствоведение
Лингвистика
Литературоведение
Математика
Религиоведение
Экономика, социология и право
Физика
Химия
Здоровье человека
Физкультура и спорт
Экология
Художественное творчество
Техническое творчество
Информационные технологии
Литературное творчество
Музыкальное творчество
Краеведение
В помощь учителю


Рекомендуемые программы

"Никто не забыт?!" (О погибших в ВОВ жителях Ермаковского сельского поселения)

Работа, представленная
на фестиваль

№ работы: 589072

Разделы: История, археология, Краеведение

Автор: Васильева Т.Д., 11-й класс, МОУ "Ермаковская СОШ"

Руководитель: Васильева Н.И., учитель истории и обществознания, МОУ "Ермаковская СОШ"

Описание работы:

Работа посвящается погибшим в годы Великой Отечественной войны ермаковцам и их родственникам. В работе систематизированы списки погибших солдат Ермаковского сельского поселения. Эта работа - благодарная дань послевоенных поколений тем землякам и односельчанам, кто отстоял свободу и независимость отечества, мир и счастье на родной земле.

Порядок знакомства:

В начале названия файлов стоит порядковый номер для знакомства.

Контактная информация:

E-mail:

ermakovkaschool@yandex.ru

Архив материалов:589072.zip (9.09 МБ)

 

 

Приложение № 8.

P1080430_0.tmpP1080435_0.tmpP1080428_0.tmpP1080424_0.tmpДень Памяти жертв политических репрессий

 

 

 

 

 

 

 

 

P1080427_0.tmp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День Памяти, посвященный 65-летию Победы в ВОВ

P1060314_0.tmpP1060294_0.tmpP1060315_0.tmpP1060292_0.tmpP1060313_0.tmp



[1] Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

[2] Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под редакцией Д.Н.Ушакова. М.,

[3] Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] /А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время" (текст и презентация)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ формирование социально-личностных.....ppt

Скачать материал "Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время" (текст и презентация)."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КОУ «Ермаковская СОШ»
Тарского муниципального района Омской областиФОРМИРОВАН...

    1 слайд

    КОУ «Ермаковская СОШ»
    Тарского муниципального района Омской области
    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
    Учитель истории и обществознания
    Васильева Наталья Ивановна


    2011 год


  • Ключевые 
компетенцииИсследовательские ОрганизаторскиеКоммуникативные Социаль...

    2 слайд

    Ключевые
    компетенции
    Исследовательские
    Организаторские
    Коммуникативные
    Социально-личностные
    Работа с различными источниками, с информацией
    Критическое осмысление аспектов развития нашего общества, осознать важность политического и экономического развития
    Умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично
    Способность организовывать свою деятельность, принимать решения, нести ответственность, умение вести переговоры, сотрудничать и работать в команде, вступать в проект

  • Теоретические подходыКомпетентность – «1) Круг вопросов, явлений в которых да...

    3 слайд

    Теоретические подходы
    Компетентность – «1) Круг вопросов, явлений в которых данное лицо
    обладает авторитетностью, познанием, опытом;
    2) Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь
    введению вопросов, явлений (право)»

    Д.Н.Ушаков

    «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»

    А.В.Хуторской

  • Цели и задачиСпособствовать формированию социально-личностных компетенций в п...

    4 слайд

    Цели и задачи
    Способствовать формированию социально-личностных компетенций в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время.
    Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения исследовательской деятельности, его самореализации и рефлексии.
    Развивать у учащихся осознание значимости исследовательской работы (коллективной и индивидуальной) для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
    Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

  • Направления деятельности Организационная Просветительская Обучающая Исследова...

    5 слайд

    Направления деятельности
    Организационная
    Просветительская
    Обучающая
    Исследовательская
    Активизация
    интереса учащихся к истории родной страны через изучение истории собственной жизни детей их семей (принцип персонификации)
    Формирование мотивационно-потребностной сферы, расширение кругозора, насыщение полезной и нужной информацией,
    Активизация мыслительной деятельности, развитие исследовательс
    ких и коммуникативных компетенций
    Принципы:
    доступности;
    естественности;
    осмысленности;
    культуросообразности;
    самодеятельно
    сти.

  • Этапы реализацииПодготовительный этап 5-6 класс Заключительный этап 8-9, 10-1...

    6 слайд

    Этапы реализации
    Подготовительный этап 5-6 класс
    Заключительный этап 8-9, 10-11 класс
    Переходный этап 6-8 класс
    - составляют опорные схемы, таблицы, логические цепочки;
    - представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;
    - составляют презентации и сообщения
    - написание исследовательских работ;
    -участие в
    различных конкурсах, конференциях, проектах;
    - формируются навыки работы с исторической информацией
    - осваивают навыки работы с литературой различного характера;
    навыки работы в группе;
    формируется готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.

  • Роль учителяКонсультирует Мотивирует  Помогает   Наблюдает

    7 слайд

    Роль учителя
    Консультирует
    Мотивирует
    Помогает
    Наблюдает

  • Роль ученикаВыбирает 
(принимает решения)Выстраивает Оценивает

    8 слайд

    Роль ученика
    Выбирает
    (принимает решения)
    Выстраивает
    Оценивает

  • Результаты деятельности

    9 слайд

    Результаты деятельности

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 2008 – 2009 учебный год

    12 слайд

    2008 – 2009 учебный год

  • 2009 – 2010 учебный год

    13 слайд

    2009 – 2010 учебный год

  • 14 слайд

  • 15 слайд

  • 16 слайд

  • 2010-2011 учебный год

    17 слайд

    2010-2011 учебный год

  • Публикации работ в сборниках

    18 слайд

    Публикации работ в сборниках

  • № работы: 589072
Разделы: История, археология, Краеведение
Автор: Васильева Т...

    19 слайд

    № работы: 589072
    Разделы: История, археология, Краеведение
    Автор: Васильева Т.Д., 11-й класс, МОУ "Ермаковская СОШ"
    Руководитель: Васильева Н.И., учитель истории и обществознания, МОУ "Ермаковская СОШ"
    Описание работы:
    Работа посвящается погибшим в годы Великой Отечественной войны ермаковцам и их родственникам. В работе систематизированы списки погибших солдат Ермаковского сельского поселения. Эта работа - благодарная дань послевоенных поколений тем землякам и односельчанам, кто отстоял свободу и независимость отечества, мир и счастье на родной земле.
    Порядок знакомства:
    В начале названия файлов стоит порядковый номер для знакомства.
    Контактная информация:

    Архив материалов:589072.zip (9.09 МБ)

  • День Памяти, посвященный 65-летию Победы в ВОВ

    20 слайд

    День Памяти, посвященный 65-летию Победы в ВОВ

  • День Памяти жертв политических репрессий

    21 слайд

    День Памяти жертв политических репрессий

  • СПАСИБО 
ЗА ВНИМАНИЕ!

    22 слайд






    СПАСИБО
    ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Описание педагогического опыта "Формирование социально-личностных компетентностей школьников в процессе исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время".

История, как никакая другая наука, призвана содействовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетентностями. Социально-личностная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом. К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, толерантность и др. Всё сказанное выше  и обуславливает актуальность выбранной темы работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 034 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок географии "Геологическая история и геологическое строение России"
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Тема: § 9. Геологическая история и геологическое строение территории России
  • 30.09.2020
  • 687
  • 7
«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 806
    • RAR 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Наталья Ивановна
    Васильева Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18323
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 20 регионов

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе