Главная / География / Описание педагогического опыта по теме: «Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии»

Описание педагогического опыта по теме: «Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии»

Название документа Описание опыта по теме Урочная проектная деятельность.docx

hello_html_31c1fa48.gifhello_html_31c1fa48.gifОписание педагогического опыта Кузиной И.В.

учителя географии и экономики (высшая квалификационная категория) МБОУ СОШ № 42 п. Решетиха Володарского района Нижегородской области по теме:

«Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии»

  1. Противоречия.

Российскому  обществу  нужны  образованные,  коммуникабельные,  предприимчивые  люди,  которые  могут  самостоятельно  принимать  ответственные  решения  в  ситуации  выбора.  Современное  общество  ставит  перед  школой  задачу  подготовки  школьника  мыслящего,  умеющего  самостоятельно  добывать  и  применять  полученные знания на практике.  В то время как в школе у учащихся низкий уровень проявления познавательной активности, да и самостоятельность мышления, умение планировать свою деятельность и результат работы   выражены слабо. С переходом к ФГОС второго поколения методу проектов отводится особое место. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию учащихся, нормализацию учебной нагрузки, ее индивидуализацию. В настоящее время обучающиеся имеют множество источников информации, поэтому, на уроках основная задача не обеспечить ребенка только знаниями по теме, а научить систематизировать их, применять на практике, самостоятельно мыслить, перерабатывая имеющуюся и полученную информацию в конкретный «продукт».

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  1. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  2. развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  3. толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета, географии, определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой
задачи:

  1. Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;

  2. Способствовать развитию творческого потенциала, познавательной активности учащихся;

  3. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

  4. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.  

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом.


Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  1. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  2. комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

  3. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

  4. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.


Таким образом, противоречия складываются между:

  1. требованиями к новому качеству образования выпускника и его умением получать и применять знания на практике, несовершенством традиционных технологий обучения;

  2. растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;

  3. потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентноспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;

  4. стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

Для разрешения этих противоречий необходимо использовать методику, которая базируется на использовании современных педагогических технологий. Я считаю, что ведущей технологией является проектная деятельность учащихся, которую можно успешно применять на уроках географии.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, география имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к географии снижается у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты географического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Дети плохо ориентируются в карте, не могут показать номенклатурные объекты, не могут осветить события, происхощие в стране и мире в целом.

 В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения географии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их самостоятельную познавательную активность, учат практически использовать географические знания.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Считаю, что наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет именно предмет география.

Проблема развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках географии  специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую и познавательную активность школьника. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития познавательных способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Ожидаемые результаты при использовании проектной деятельности в своей практике:

  1. Активизация интереса к знаниям;

  2.  Развитие представлений о межпредметных связях;

  3. Осознание возможности применения полученных знаний в реальной жизни;

  4. Развитие коммуникативной направленности;

  5. Развитие научного мышления;

  6. Развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности;

Исходя из общей цели системы образования целью данного опыта явилось создание оптимальных условий для развития познавательной активности обучающихся на уроках географии при использовании технологии проектной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены  следующие задачи:

1. Вовлечь детей в проектную деятельность

2. Научить представлять продукты проектов

3. Научить учащихся использовать все средства информации для поиска, обработки и представления информации.

Для этого мною проделана следующая работа:

  •  Отобрала учебный материал по актуальным темам программы.

  • Разработала циклограммы работы над индивидуальными и групповыми проектами и их реализацией, а так же связала с другими темами всего курса географии.

  • Разработала формы фиксации конечных продуктов проектной деятельности.


  1. Сущность опыта, ведущая идея.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?            

        Считаю, что в решении данных проблем может  найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За последнее время мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, разработан алгоритм учебной деятельности по реализации проектной технологии на уроке и внеурочной деятельности по географии. В данном обобщении опыта хотела бы больше уделить внимание именно урочному проекту, хотя без поиска информации вне урока или дополнительной нагрузки на учителя, который должен предоставить определённые сведения ученикам для доказательства или опровержения той или иной выдвинутой гипотезы просто не обойтись.

Используя технологию проектной деятельности, важно помнить, что суть данной технологии, это не игра с детьми, а чёткая установка на повышение уровня сформированности ключевых компетентностей, в том числе и познавательной активности учащихся. Метод проектов позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Метод проектов, получивший в последнее время в России широкое признание, многие считают альтернативой классно-урочной системе. В практике своей работы я очень часто применяю урочные мини – проекты, относящиеся к одной предметной области, в данном случае – географии. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Метод проектов сегодня в основном применяется во внеурочной деятельности, воспитательной работе. Однако требования Федерального компонента ставят перед учителями задачу реализации проекта именно в урочной деятельности учащихся.


Ведущая идея опыта заключается в:

  1. в адаптации приемов технологии проектной деятельности, использования ИКТ, образовательных ресурсов сети Интернет к классно-урочной форме организации учебного процесса:

- применение в 6- 7 классах на уроках географии информационных мини – проектов с возможным их использованием в других параллелях по аналогичным темам;

- использование мини-проектов в 6-7 классах с целью обучения учащихся проектным навыкам;

- создание в 6-7 классах «базовых» мини-проектов, на основе которых в старшем звене создаются проекты более сложного уровня: аналитический и исследовательский.

  1. апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

  2. разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности для разных этапов и форм урока: изучение, повторения и закрепления изученного.


3.Составные части опыта:

С первых лет работы в школе задумывалась над вопросом: какими бы я хотела видеть своих учеников? Какими знаниями, умениями, навыками они должны владеть, чтобы окончив школу, вступив во взрослую жизнь, могли уметь учиться дальше, размышлять, делать правильный выбор. География как наука уникальна тем, что она, пожалуй, единственная из современных наук включает в себя два направления - общественное и природное. К тому же география аккумулирует в себе разные группы наук, и, используя их взаимодействие, объясняет суть многих природных и общественных процессов. В процессе обучения считаю важным не только дать учащимся конкретные знания, а сформировать у учащихся понимание проблемы или явления, влияние каких-либо процессов на окружающий мир, умение пользоваться полученными знаниями в своей практической деятельности.

Отличительные черты нынешней эпохи: динамичность, переход к экономике, основанной на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации - формируют в качестве важнейшей школьной образовательной цели - обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Таким образом, необходимо создать такое образовательное пространство, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. В условиях такого образовательного пространства моя главная функция как учителя, это быть организатором самостоятельной познавательной деятельности ученика. Для достижения поставленных целей и создания нового образовательного пространства в своей работе я использую следующие педагогические технологии:

  • личностно-ориентированное обучение

  • проблемное обучение

  • проектная деятельность

  • исследовательское обучение

  • информационно-коммуникативное обучение

  • использование ситуационных задач

  • технология критического мышления

Работая по проблеме “Активизация познавательной активности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов, подходов и форм обучения на разных этапах урока.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них, т. к. считаю, что они наиболее связаны с проектной технологией:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Почему полюс холода России – город Оймяков находится в Восточной Сибири, а не у берегов Северного Ледовитого океана? Назовите несколько причин и отметьте их схематично в тетради.

2. Дидактические игры:

Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай”, «Брейн ринг» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности. Играть на уроке тоже можно с пользой, например: ребятам предлагается провести такую физкультминутку: если называю горы – руки вверх, реки – ходьба на месте, равнины – руки в стороны.

3. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, в старших классов – с использованием программы Power Point.



4. Использование на уроке дополнительной литературы (работа с текстом) Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, при изучении темы «Ветер» очень удачно вписывается следующий отрывок из произведения А.С. Пушкина: «Ветер – ветер – ты могуч, ты гоняешь стаи туч….». Учащиеся по описанию распознают тему урока и начинают рассуждать о причинах ветра, его видах, положительных и отрицательных воздействиях ветра на хозяйство и население. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

5. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания следующего типа: перечислите горы Южной Сибири, с какими природными объектами граничит Кавказ, какие моря омывают Россию.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по описанию реку: она берёт начало в Уральских горах и впадает в бессточное – море озеро, по ней проходит граница между Европой и Азией» (река Урал) или просто даются контуры рек, а учащийся должен определить, что это за река, куда впадает, где берёт начало, где протекает, каковы её притоки. Или, к примеру: «Сколько стран нужно пересечь, чтобы добраться до Афганистана, с которым наша страна воевала 10 лет». “Покажи равнину, которая больше всего пострадала от установки платины в заливе Кора богаз Гол Каспийского моря”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.


6.Технология опорных конспектов

Опорный конспект – это «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

Тематические опорные конспекты позволяют:

  • четко систематизировать подачу материала;

  • выделять главное;

  • сделать изучение темы наглядным благодаря использованию схем, таблиц, логических цепочек и т.д.

Такое конспектирование является творческим, аналитическим – это переработка исходного материала, придание ему новых жанров, его оценка, возможная перестановка частей и т.д. Аналитическое конспектирование – самое сложное, но и самое продуктивное.

Важным шагом в конспектировании является выделение главных для конспектирующего мыслей. Понятие «главная мысль» (идея, тезис) определяется задачами конспектирования. Ею может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта. Использование опорного конспекта возможно на всех этапах урока, например:

1. Актуализация знаний. Учащиеся на основе опорных сигналов конспекта строят логически связанный ответ, раскрывающий содержание всей темы, либо одного из вопросов темы.

2. Изучение нового материала. При раскрытии новой темы в любой форме: лабораторная работа, работа с текстом, компьютером, таблицами, дополнительной литературой и т.д., учащиеся, под руководством учителя или самостоятельно (получив навык составления опорного конспекта) поэтапно фиксируют основные понятия, мысли, связи понятий. Таким образом, в результате выстраивается структура нового материала в форме текстов, рисунков, схем, образуя единый конспект.

3. На этапе закрепления знаний. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения. Стимулировать такие обращения возможно проведением частых мини-опросов, требующих знаний в определении нескольких (до десяти) уже изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает и делает более увлекательной подготовку кратких тематических сообщений на семинарских занятиях, составление рефератов, выполнение контрольных работ.

Использование тематических опорных конспектов позволяет включать в учебный процесс всех учащихся. Я получаю возможность решить проблему совместимости в одном классе учащихся с различным темпераментом, организовать работу в парах или индивидуально по закреплению усвоенного материала. По сути, опорный конспект является своеобразным «репетитором». Он в любое время может обратиться к конспекту, что позволяет добиться лучших результатов, поднять качество знаний. Обучение на основе тематических опорных конспектов обеспечивает индивидуально-ориентированный подход ко всем обучаемым, открывает широкие возможности для творчества.

В чем же очевидные преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе? Выделим некоторые из них.

1. Составление опорного конспекта стимулирует закрепление учеником полученных знаний одновременно с усвоением нового для него учебного материала, что приобретает особое значение в случаях, когда понимание каждой последующей учебной темы ведется на основе предыдущей. При этом ученик уже в самом процессе обучения воспринимает учебный предмет как выстроенную систему знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.

 2. Краткость в изложении и емкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий обращаться к нему много раз в течение всего периода обучения. Коэффициент полезного действия работы с опорным конспектом повышается «эффектом записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из понятийного аппарата определенной учебной темы возможно восстановление в памяти основного объема материала, изученного по этой теме. Для этого от обучаемого не требуется специальных затрат труда и времени.

3. Конспектировать можно ради любопытства к конкретному знанию, для сдачи экзаменов, для будущей профессиональной деятельности, для написания реферата или научного отчёта...


7.Проектная деятельность, на которой я, опираясь на все предыдущие (описанные выше) технологии и формы работы сделаю основной акцент по обобщению моего опыта.

Главная задача школьного образования - не только знакомство ученика с основами различных наук, но и воспитание человека-гражданина, который, овладев «знаниями-умениями-навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями.

Современному обществу нужны люди, обладающие следующими качествами: предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения как самостоятельно, также и в группе, умение творчески относится к выполнению поставленной задачи, желание постоянно учиться новому. Для воспитания этих качеств и развития необходимых способностей, для того чтобы не отставать от требований времени, современному учителю необходимо использовать разнообразный арсенал учебных приемов и технологий. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Метод проектов относится к педагогическим технологиям, с которыми человечество входит в двадцать первый век. По своей сути он является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

Метод проектов полностью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, главное из которых – осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. Достижение действительно творческого результата практически невозможно без грамотно организованного процесса обучения. Чтобы получить качественные проекты старшеклассников, необходимо начинать работу по проектной деятельности с начального курса обучения географии. В процессе работы над учебным проектом учащиеся создают новое знание, которого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания и общие учебные и предметные умения.

По типологии, предложенной Е.С. Полат, выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Свою педагогическую деятельность я не строю по какой-то одной технологии, а учитываю возрастные особенности, уровень подготовки классного коллектива, темперамент и другие индивидуальные особенности, сочетаю их элементы. В моей работе на пути к достижению цели выработана определенная система обучения, которая позволяет добиваться положительных результатов.

Анализируя свою деятельность как учителя, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе – ребятам трудно самим найти необходимый материал, доказывающий или опровергающий выдвинутую гипотезу;

  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.  

  • Мне как учителю при организации системы проектов не всегда удается обеспечить содержательное единство тем, и конечно существуют ограничения по времени реализации проекта, занятости учащихся во внеурочной деятельности. Поэтому в своей педагогической практике больше стала проводить урочные проектов, где от меня, как от педагога требуется большая предварительная подготовка как в плане материальном (часто приходится распечатывать проект – заготовку для учащихся) и временная занятость для продумывания этапов работы учащихся и поиск интересной и информационной литературы.

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.



4. Составные части концепции:

Прежде чем перейти к проектной деятельности я изучила много практиков, теоретиков, которые написали огромное количество всевозможных трудов и основополагающими тезисами своей концепции выбрала следующие:

Дж. Дьюи предлагал строить  обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Полностью согласна, с данным высказыванием, т.к. считаю, что в нашей работе, самое важное это обеспечить личную заинтересованность учащихся и показать ребятам, где эти знания могут пригодиться им в жизни. Важно создать проблему, для решения которой необходимо использовать уже имеющиеся знания, а также новые, которые еще предстоит приобрести.

Всё это обеспечивает метод проектов, который возник в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Основоположники данного метода Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрик. У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует познавательную самостоятельность учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Е. С. Полат дает такое определение методу (более близко к теме моей работы) проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, а результатом данной деятельности могут быть творческие, ролевые, информационные и практико – ориентированные проекты, выполненные в разных формах с учётом творческих и возрастных способностей выполняющих.


Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Человек, который мыслит и принимает решение самостоятельно легче адаптируется к новым условиям, он не зависим от мнения окружающих, он знает к какой цели идёт и это очень важно.

Это подтверждает и Э.А. Красновский, который  дает познавательной активности совершенно особое определение: «…проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».

        Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся. Первая предполагает жесткую регламентацию деятельности ученика, причем система действий дается в готовом виде (в виде алгоритмов, памяток действий). А вторая форма - направление учащихся на решение поисковых задач, постановка перед ними задач проблемного типа. Именно такая форма управления ведет к воспитанию активности.

Пётр Яковлевич Гальперин отмечает, что механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил, событий в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, естественно, многое забывается. Поэтому необходимо подготовить учащихся, прежде всего психологически к тому, что придётся не зубрить, а искать, работать, делать выводы, творить.

«Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач интегрированного обучения, как считает Е.С. Полат, Соловьёв И.М., Советова Е.В., Бухаркина М.Ю., Никишина И.В. является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи». С этим тоже не поспоришь, метод проектов опираясь на уже имеющиеся знания у учащихся постоянно побуждает искать новые пути решения, новые сведения, не позволяет останавливаться на достигнутом.

В своей работе часто использую информационные проекты в виде конспектов - опор, что позволяет добиваться высоких результатов в обучении. Учащиеся быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается. Они всегда придут на помощь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил. Таким образом, опорные конспекты активизируют познавательную деятельность ребят, развивают их мышление, служат подспорьем в практической деятельности. Этому свидетельствуют и слова Владимир Михайлович Бехтерев, который писал «Анализ печатных или письменных текстов, телепередач, услышанных стихов и песен, высказываний различных лиц у детей школьного возраста, - точнее зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой».

Методические основы применения технологии проектной деятельности в обучении географии рассматривали В.В. Николина, Е.А. Таможняя, И.В. Душина и др. Однако, результаты этих исследований ещё полностью не внедрены в практику массового использования. Все они считают, что уроки географии проводятся в системе развивающего обучения школьников, с чем я полностью согласна.


5.Сущность собственного опыта:

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они ищут новые формы знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Их также привлекает более сложный учебный материал.

Потребность в самостоятельности и взрослости растет с возрастом. Но не так быстро складываются нужные для этого способы самостоятельной учебной работы. Подростки хоть и тянутся к самостоятельности, пока не умеют сами организовать свою умственную деятельность, не владеют в достаточной мере приёмами осмысления материала, его запоминанием, концентрацией внимания. Поэтому, считаю, что моя роль как учителя сводится как раз к тому, чтобы научить ребят познавательной самостоятельности, стремлению не останавливаться на достигнутом результате: искать, учиться, доказывать.

У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует познавательную активность учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Считаю, что проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За последнее время мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, практико – ориентированных, разработан алгоритм учебной деятельности по реализации проектной технологии на уроке и внеурочной деятельности по географии.

Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (надпредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной опорной информации по различным темам курса географии, что впоследствии позволяет мне разнообразить методику проведения уроков, не тратя полезное время на повторение базовых понятий темы.

По сути, мы делаем с учащимися опорные конспекты большой темы (в данном случае информационные мини - проекты) , которые выступают как средство организации материала, а также обратной связи при проверке и повторении знаний учащихся. Ребята быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается. Опорные конспекты оформляются каждым учеником в рукописных справочных тетрадях или в специальных заготовках учителя, которые всегда придут на помощь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил. Таким образом, опорные конспекты активизируют познавательную деятельность ребят, развивают их мышление, служат подспорьем в практической деятельности.


Проектный метод обучения на уроках географии мною используется уже 5 год. За это время, конечно, уже сложилась система работы с проектом. Первый проект ребята делают в 6 классе, и это чаще небольшие информационно – творческие проекты, в 10 классе – это проекты исследовательского характера, которые позволяют учащимся выйти с готовой продукцией на более высокий уровень их представления.

В данном обобщении опыта хотела бы больше уделить внимание роли так называемого урочного информационного мини-проекта, который служит своеобразным фундаментом – мостиком в системе реализации проектной деятельности на уроках географии в разных классах, но по аналогичным темам. Моя работа (алгоритм перехода от класса к классу с созданием тех или иных проектов) строится примерно следующим образом:


Класс

6, 7 класс

7 ,8 класс

9, 10 класс

Используемые виды проектов в параллели

Информационные урочные мини - проекты

Творческие, практико –ориентированные, ролевые, аналитические

Аналитические, исследовательские, творческие

Формируемые умения и навыки учащихся на данных урочных проектах

- учимся оперативно осуществлять поиск необходимой информации, структурируем её, находим оптимальный способ обработки;

-учимся творчески подходить к делу, наглядно и информативно представлять конечный продукт проекта;

- знакомимся с алгоритмом выполнения проекта, проговариваем этапы, обсуждаем, что?, как?, кто? их реализует;

- стараемся формировать адекватную самооценку;

-формируем умения работать в команде.

- учатся планировать конечный результат, видят пути его достижения;

- сами выдвигают гипотезы;

- исходя из проблемы учатся задавать основополагающие вопросы;

-уважительное отношение ко всем участникам проекта, понимание, что от работы каждого зависит общий результат;

-прислушиваются к мнению одноклассников, справедливо распределяют обязанности с учётом возможностей и интересов каждого;

- серьезная работа над литературными источниками.

Все основные умения и навыки сформированы, но требуется небольшая их корректировка и анализ. Работа больше ведётся творческая:

- учимся выдвигать нестандартные решения;

- учимся выполнять проекты, где нужно опровергнуть гипотезу;

- отстаиваем больше именно свою точку зрения, а не оперируем только мнением авторитетных авторов;

-проводим много исследований, опросов, которые требуют выводов;

-Оговариваем, где данные проекты могут пригодиться в будущем.

Конечный продукт проекта

Конспект - опора (схема – памятка, «шпаргалка»)

Создание проекта учащимися с индивидуальной консультацией учителя по поводу тех вопросов, которые вызывают наибольшие затруднения.

Готовый проект при полностью самостоятельном выполнении всех этапов работы. Отличается индивидуальностью и нестандартностью итоговых решений.

Связь проектов между параллелями

Возможное в дальнейшем использование «конспекта – опоры» при повторении материала, или выполнении проекта по близкой к «опоре» темы в следующих параллелях

Самостоятельный «продукт», несущий определённую информацию, которая может служить базой для выполнения исследовательского проекта в старшем звене.

Учащиеся в основном опираются на полученные ранее, в предыдущих курсах, знания, прибавляя больше новые сведения по специфике хозяйства отдельных регионов. Не тратится время на повторение материала – достаточно взглянуть на имеющиеся уже 2 «шпаргалки – опоры» с предыдущих курсов


Конкретные примеры проектов

Информационный проект: «Материки». Цель: узнать больше о материках и их особенностях

Творческий проект: «Австралия – страна наоборот». Цель: Познакомиться с особенностями данного материка, его природой, населением, хозяйством.

Творческо – исследовательский проект: «Эта удивительная Австралия»

Цель: Обобщить имеющиеся данные о стране, показав глубокие познания темы: Австралия.

Задание: Подготовить буклет - рекламу, выполнив следующее задание: «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны составить буклет - рекламу, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить этот материк»



Конечный продукт информационного проекта в 6 классе: «Материки»

Материки (континенты) – огромные участки суши окружённые водой. Их – 6. Общая площадь – 154 млн. кВ. км. Это – 29% всей поверхности Земли.


План описания

Южный материк - Австралия

Южный материк - Африка

Южный материк – Антарктида

Южный материк - Южная Америка

Сев материк – Сев. Америка

Северный материк - Евразия

Основные сведения. S - ?

7 614 тыс.кв. км

30 257 тыс.кв. км

13 177 тыс.кв. км

17 854 тыс.кв. км

24 365 тыс. кв. км.

54 427 тыс.кв. км

Отличие данного материка от других(в чём самый – самый)

Самый маленький, сухой, спокойный, самый удивительный по животному миру

Самый жаркий

Самый высокий, холодный, необжитой, не принадлежит ни одной стране

Самый влажный, мало изученная часть – бассейн реки Амазонка

Самый неспокойный – часты торнадо, ураганы. Состоит из 2 частей – Северной и Южной

Самый большой, состоит из 2 частей света – Европы и Азии, граница по Уральским горам

Крайние точки

С –м Йорк

Ю - м Саут-Ист-Пойнт

В- м Байрон

З- м. Стип - Пойнт

С –м. Бен - Секка

Ю- м. Игольный

В- м.Рас - Хафун

З-м.Альмади

С –м. Сифре

Ю- нет

В- нет

З-нет

С –м Гальинас

Ю- м.Фроуард

В- м.Кабу - Бранку

З-м.Париньяс

С –м.Мёрчисон

Ю- м Марьято

В- Сент - Чарльз

З-м.Принца Уэльского

С –мыс Челюскин

Ю- м Пиай

В- м. Дежнёва

З-м. Рока

Минимальные, максимальные высоты, где?

-16 озеро Эйр

2228 –гора Косцюшко

-157 озеро Ассаль

5895 –влк. Килиманджаро

5140 массив Винсон

- 42 Салинас – Чикас

6960 гора Аконкагуа

-86 долина Смерти 6194 гора Мк -Кинли

-405 уровень Мёртвого моря

8848 гора Джомалунгма

Внешний вид

http://festival.1september.ru/articles/419301/2.GIF

http://festival.1september.ru/articles/419301/5.GIF

http://1.bp.blogspot.com/-khFEL5cMWqk/TuYWHoppn0I/AAAAAAAABl0/X-5m7PEzwPI/s1600/%25D0%2590%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25B0.jpg

http://900igr.net/datai/geografija/Relef-v-JUzhnoj-Amerike/0005-002-Rabota-s-konturnoj-kartoj.jpg

http://festival.1september.ru/articles/419301/1.GIF

http://pics.livejournal.com/l_boris/pic/000a8yrq

Чем омывается? (океаны)

Индийский, Тихий

Атлантический, Индийский

Все кроме Северн. - Ледовитого

Тихий, Атлантический

Тихий, Атлантич. Северн-Ледовитый

Все 4 океана

Крупные формы рельефа

Большой водораздельный хребет, пустыни Песчаная и Виктория

Пустыня Сахара, Намиб, Калахари. П-ов Сомали, река Конго, Нил

Плато Советское, вулкан Эребус

Горы Анды, Амазонская Низменность, Бразильское плоскогорье

Горы Кордильеры и Аппалачи, Центральные равнины, Гудзонов и Мексиканский з.

Гималаи, Тибет Кунь – Лунь. Равн.– Зап. Сибирская и Восточно - Европейская

С чем ассоциируется? Объекты - знаменитости!

Кенгуру, коала, эвкалипт

Сахара, жара, негры, Египет, Нил

Холод, пингвины

Амазонка, кофе, карнавалы, Бразилия

Ураганы, торнадо, макдональдс, Америка

Россия, Китай, тайга, Волга, много ресурсов



Конечный продукт творческого проекта в 7 классе: « Австралия – страна наоборот»


1 группа – физико – геогр. положение

2 группа - рельеф

3 группа – воды, климат

4 группа – природные зоны, Р. и Ж.

5 группа - население

6 группа - освоение

В каком полушарии

южном

В основании лежит

древняя платформа

Пересекает пополам южный тропик

Количество природных зон - 4

Численность населения 20 млн. человек

Официально заявил о материке Абель Тасман (1644) -

Омывают океаны

Индийский, Тихий

Действующие вулканы - нет

Сколько климатических поясов 3, с островом Тасмания - 4

Самые крупные природные зоны пустыня, саванна

Жители Австралии – аборигены, англоавстралийцы

Провозгласил колонией Великобритании Дж. Кук(1770)

Находится по отношению к другим материкам изолированно (отдельно)

Наивысшая точка, высота – г. Косцюшко , 2228

На востоке горы- Большой Водораздельный хребет

Наибольшая площадь в климат. поясе – в тропическом

Сумчатые – коала, вомбат, сумчатый дьявол, кенгуру. Их более 300 видов

Кто преобладает -

англоавстралийцы, аборигенов всего 400 тысяч.

Ведущая отрасль животноводства - овцеводство

Крайние точки

с. – Йорк, в. – Байрон, юж. – Саут-ист-Пойнт, з.- Стип -Пойнт

Низшая точка, её высота – озеро Эйр – Норт – (-16 метров)

Полезные ископаемые – железо, бокситы, золото, уголь, газ

Это самый .. сухой

материк

Яйцекладущие – ехидна и утконос

Столица – Канберра

Язык – английский

Валюта - доллар

Первым вступил на материк В. Янсзон в 1606 г

Страны соседи по воде Индонезия, Папуа–Новая – Гвинея, Новая Зеландия

Отрасли промышленности-

Машиностроение, химическая, пищевая

Крики - это?

Пересыхающие реки

Типичные растения

Эвкалипт, бутылочное дерево, скрэбы – сухие заросли, акации

Сам. крупный и древний город - Сидней

3 волны переселения

1.каторжники

2.золотая лихорадка

3.овцеводство

Протяжённость с сев. на юг. – 3000 км, с зап. на вост. – 4000 км

Растениеводство – культуры – пшеница, ананасы, бананы, сах. тростник

Крупнейшая речн. система – Муррей с притоком Дарлинг

Надо опасаться – змей, пауков, акул, казуаров

Наибольшая плотность населения на… ю-в материка

По экспорту шерсти…1 место в мире

Остров, принадлежащий Австралийскому союзу - Тасмания

S материка? Вывод:

7, 7 млн. кВ. км. Самый маленький

Преобладающие формы рельефа - равнины

Подземные воды ….. засолены, не пригодны для использования

Хищник – собака Динго

Незаселённые территории в пустыне

Поощрение переселенцев - земля под пастбища



Конечный продукт творческо – исследовательского проекта в 10 классе: «Эта удивительная Австралия»

C:\Users\Ира\Pictures\img189.jpg

Учащимся нравится выполнять проекты с экологической направленностью, так называемые практико – ориентированные проекты. Помимо них мы выполняем и другие проекты, например:

Творческие проекты.

Данный тип проектов рекомендую школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений.

Аналитические проекты.

Представляют собой задания аналитического и прогностического характера.

Работа над этими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему.

Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку (одаренные дети).

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются в 6 – 7 классе уроки изучения нового материала, а в 8 – 10 классах повторительно-обобщающие уроки. Мини-проекты удобно использовать при изучении темы  с большим объемом материала, но с небольшим количеством часов.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  1. обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  3. умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  4. умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  5. формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  1. Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

  2. Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

  3. Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

  4. Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 45 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.

Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели отводится примерно 5 – 10 минут, в зависимости от сложности ситуации. Бывают уроки, когда необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае необходимо просто озвучить проблему и предложить готовый алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, обработку информации, выделяется примерно 10 - 15 минут, столько же на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Самое сложное в урочном мини проекте – это научить детей за короткий промежуток времени извлекать недостающие знания для решения проблемы, поэтому часто предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, и им остается только выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме.

После любого проекта должна непременно проводится рефлексия, чтобы каждый ученик нашел в уроке для себя что-то позитивное, сделал открытие в себе, создал положительное впечатление о своих возможностях, ушел с урока с ситуацией успеха. Применение рефлексии  вселяет в учащихся уверенность в своих силах и как следствие - порождает познавательную активность (мотивацию) к предмету географии и ребенок с интересом и желанием идет на следующий урок, где его ждёт не менее интересное «открытие».

Трудоёмкость данного опыта заключается в том, что для данного урока – проекта необходима очень тщательная и большая подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока. Нельзя обойтись без поиска информации вне урока или дополнительной нагрузки на учителя, который должен предоставить определённые сведения - информацию ученикам для доказательства или опровержения той или иной гипотезы.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов не только на 1 уроке, но если учитель планирует поиск дополнительного материала учащимися самостоятельно, то это может быть и 2 и 3 урока.

В результате внедрения в свою практику работы мини – проектов у учащихся повысился интерес к предмету география, лучше стали знать нашу страну и мир в целом.   В процессе поиска информации ребята узнали много интересного о реках и озерах, растительном и животном мире, погодных условиях многих регионов, достопримечательностях. Все дети класса бывают включены в процесс работы. Практически все получают положительные оценки. Слабые обучающиеся усвоили некоторые, «новые» для них, номенклатурные объекты.

Заключение.

В заключение можно сказать, что одним из эффективных способов формирования метапредметных результатов, познавательной активности учащихся являются мини-проекты. Школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления быстро, в течение небольшого ограниченного времени. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Впоследствии собираюсь работать над этой темой, поскольку уже убедилась в эффективности данного метода.

За счёт чего же мы с учащимися получаем столь высокие результаты своей деятельности? Мы не тратим время на повторение базовых понятий темы – у всех учащихся есть свои памятки – опорные конспекты в отдельной тетради, где всегда можно посмотреть то, что забылось. При всё более увеличивающейся с годами предметной нагрузке на ребёнка это очень удобно и актуально. Такие информационные опорные – памятки проекты мы делаем в 6, 7 классах, а затем всё более углубляем свои знания по теме, выполняя уже аналитические, творческие и исследовательские проекты опять же в рамках одного урока. Цель работы не загрузить учащихся поиском информации дома, а вовлечь всех без исключения в работу на уроке. Те учащиеся, кого заинтересовала тема, всегда могут продолжить её дальнейшее раскрытие и изучение, но уже в рамках внеурочной деятельности с выходом на защиту работы в рамках научного общества.

Предлагаю примерные проекты, которые можно провести с ребятами в рамках одного урока.

Опорные конспекты «шпаргалки»

(6-7 класс)

Выход на 7 класс

Выход на 8 класс

Выход на 9 класс

Выход на 10 класс

Открытия и перво -

откры-

ватели

1.Этот известный и неизвестный Христофор Колумб

2. Подтвердил ли своей деятельностью Р.Скотт сказанные им же слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

1.Открытия и освоение территории России

1.Есть ли жизнь на льдине?

1. Есть ли соль в Сибири?

2. Кто первым «погулял» по Сибири – матушке?»


1.Колумбия и Америка – что их объединяет и в чём несправедливость?

2. Есть ли соль там, где холодно?

3. Уголки Земли, куда не ступала нога человека, а чем там заниматься??

Атмосфера

1. Какая она, атмосфера и её составляющие?

1.Еду в командировку на год по городам России – что взять с собой при условии отсутствия «лишних» денег на покупки?

1. Какой дом с учётом климатических условий той или иной местности я построю во всех природных зонах Восточно – Европейской равнины

1.Глобальное потепление: миф или реальность?

Материки

1.Австралия – страна наоборот


Байкал – жемчужина Сибири, какие аналогичные названия вы могли бы дать другим крупным природным объектам России

Создайте туристический маршрут по Камчатке с обзором всех основных достопримечательностей региона.

1.Африка – рай для туристов

2.Тайны ледяного континента

3.«Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию»

4. Что было бы, если объединить все материки в Пангею?

Гидросфера

1. Всё об океанах и то, что с ними связано

1.Путешествуем: вниз по Волге

2.Проект благоустройства зоны отдыха около родника (воплощение лучшей идеи на практике)

1.«Озёра, которых нет на карте»

2. «Возможные последствия затопления прилегающих территорий и эффективность работы Чебоксарской ГЭС в результате подъёма уровня воды до проектной отметки – 68 метров»

1. Океаны – это дороги, дома, кладовые, энергия, мусорные ямы, эмоции, отдых, экстрим… Почему?

2. «Невидимая вода – и её роль в жизни людей»

Литосфера

Роль «опоры» и её составляющие

1.Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия

1. Где в России жить не столько трудно, сколько опасно? (Экологически неблагоприятные территории)

1. Возможность создания антропогенных жилых ландшафтов в районах техногенных пустынь

Биосфера

(население, животные, растения)

Обитатели Земли

1.Проект – выставка: «Народные промыслы России»

2.Составьте бизнес – план развития растениеводства в России»

1.Влияние транспорта на здоровье человека и животных»

2.Достопримечательности своего края

1.»Оценка уровня качества жизни населения в разных странах»

2. «Красная книга людей – кого бы вы хотели сохранить «для потомков»

Ресурсы

Основные виды ресурсов. Где? Как? На сколько?

1.Анализ природно – ресурсного потенциала Нижегородской области для её экономического развития»

1.Морские ресурсы России, их перспектива освоения и причины истощения

2.Какой тип электростанции логичнее было бы построить в городе Нижнем Новгороде»

1.Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных направлений и проблем их экономического развития»

2.Почему в США «заморозили» 7 уже строящихся объектов АЭС?

Природные комплексы и регионы

(страны, природные зоны)

Основная группировка стран, её лидеры.

Природные зоны – Где? В чём особенность?

1.«Родной край – часть большой страны»

2.Где лучше жить?»

3.»Будет ли наш посёлок городом?»

1.«Куда исчезает деревня?»

2.Хочу выиграть в конкурсе землю под дачу, но надо разработать проект посадки с/х культур в разных природных зонах – помогите!

3. «Проблемы АПК и пути их решения»

1.Проект видео – ролика: «Кто сильнее: Человек или Природа?»

1.«Чем заняться людям подсказывает сама территория»




Предлагаю к некоторым проектам краткую аналитическую характеристику, которая поможет реализовать внедрение данных проектов в свою практику работы:

Название проекта

Рекомендации по реализации данных проектов

«Проблемы АПК и пути их решения»

Учащимся предложена проблема: «Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю на территории европейского севера. Выберите из предложенных с/х культур те, которые будете выращивать, обоснуйте свой выбор. Составьте бизнес план развития растениеводства». У учащихся есть в наличии разные информационные тексты, например, текст описание природной зоны тайги, который как бы на первый взгляд, и не связаны с проблемой урока, но именно здесь указываю причины формирования подзолистой почвы и предлагаю варианты её использования в с/х. Учащимся эта информация необходима для письменного составления бизнес-плана развития растениеводства.

При закреплении темы в 6 классе «План местности»

Организую урок мини - проект, где учащиеся, используя текст сказки, например «Красная Шапочка», переводят текстовую информацию в графическую (рисуют дорогу к бабушке). Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений. Знания о масштабе, сторонах горизонта, условных знаках учащиеся применяют для решения столь важной жизненной ситуации - умении составлять план местности.

Озеро «Байкал» в 9 классе

Можно предложить ребятам по готовому тексту от имени туроператора создать рассказ экскурсии, где указать не менее 10 причин того, что это озеро можно назвать самым – самым. Кроме того можно предложить назвать проблемы, с которыми могут «бороться» волонтёры в данном регионе.

«Возможные последствия затопления прилегающих территорий и эффективность работы Чебоксарской ГЭС в результате подъёма уровня воды до проектной отметки – 68 метров»

Работа ГЭС. Положительные и отрицательные стороны работы ГЭС. ГЭС на Волге, роль данной станции для Нижегородской области. В чём суть проблемы: поднятие уровня воды до данной отметки. Кто «за», кто «против», какие проблемы будут решены при реализации данного проекта. Мощность станции, перспективы работы.

«Будет ли наш посёлок городом»

Исследование населения своего населённого пункта. Нужно узнать условия, при которых населённый пункт называют городом, выяснить существование данных факторов для конкретной местности. Повлияла ли на рождаемость населённого пункта программа правительства направленная на повышение рождаемости. В каких годах был минимальный и максимальный уровень числа жителей.

«Почему умирает деревня»

Роль города, села. Преимущества и недостатки жизни в городе и на селе. Что можно сделать людям и правительству по возрождению сельской местности, что уже делается. Проблемы сельской местности. Предложить пути по возрождению села.

«Занятие людей подсказывает территория»

Изучить природные зоны определённой территории. Выявить их особенности, занятия людей, объяснить закономерности в данном роде деятельности. Изучить народные промыслы той или иной территории.

«Открытие и исследование Антарктиды»

Рассказ об особенностях материка, об его открытии, а далее, используя дневники экспедиций Рауля Амундсена и Роберта Скота, нужно составить таблицу вместе с учащимися причин успеха одной экспедиции и гибели другой, анализируя состав команд, опыт руководителей, выбор маршрута и снаряжение. А далее базируясь на этих знаниях, можно предложить учащимся готовую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать надежное оборудование».Задание распределяем между группами: Первой группе - снабдить экспедицию необходимым продовольствием ( предлагаем учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты и т.д.). Второй группе – подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.). Третьей группе - подобрать современные средства связи ( стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.). Четвёртой группе - обеспечить команду современными средствами передвижения (упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.). Пятой группе - обеспечить членов экспедиции обувью и одеждой (учащимся предлагаются картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые и т.д.). Учащиеся, отбирая по картинкам оборудование для своей будущей экспедиции, обнаружат знания (причины успеха экспедиции Амундсена и причины гибели экспедиции Скотта).

«Типы климатов России»

Суть проблемной ситуации состоит в следующем: ««Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Буэнос-Айресе. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации(Оймякон, Сочи, Петропавловск – Камчатский, Москва, Норильск, Мурманск, Пермь, Чита) с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на территории Росси вы не сможете, так ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома». В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?». 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: -определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город находится город; - найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится город, изучить погодные условия 4 –х времен года города; - из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям города и сложить в чемодан. Учащиеся, работая в группах, установили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Чтобы собрать чемодан вещей для проживания в незнакомом типе климате, надо знать климатические условия городов (недостающая информация). Проблемная ситуация на уроке связана с жизнью, прежде чем отправиться в незнакомую страну, каждый человек сначала находит информацию о климате территории, изучает её, а затем только пакует чемодан. Задача учащихся провести анализ и выбрать самую необходимую информацию, соответствующую климатическим условиям своего города (например, г. Казани), и в соответствии с климатическими условиями своего города собрать чемодан вещей, т.е. низким tº должны соответствовать такие виды одежды: шубы, меховые шапки, валенки, меховые рукавицы, теплое белье и т.д.

«Электроэнергетика»,

Учащимся показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городе Нижнем Новгороде», учащиеся не только изучают принципы размещения всех типов электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые знания в нестандартной ситуации, находят в таблице аргументы в пользу той электростанции, размещение которой наиболее целесообразно в данном городе.

Климатические ресурсы России

Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?

Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия

Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу. Пути решения проблемы. Возможность возвраты территории в хозяйственное использование – нестандартные решения.

Открытие и освоение территории России

Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кто и кем были первооткрыватели земли русской?

Морские ресурсы России

Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.

По следам Робинзона Крузо

Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня.

Этот известный неизвестный Христофор Колумб

Открытия Х. Колумба. Кто он – Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба.

Глобальное потепление – миф или реальность?

Причины, точки зрения, проблемы, последствия.

Тайны ледяного континента

Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь?

«Современные демографические процессы»,

Написать выступление на экологическую конференцию на тему с точки зрения демографа–оптимиста или демографа-пессимиста, привести тезисы оппонента, опровергая собственную позицию по этому вопросу.

«Моря, омывающие  Россию»

Урок-семинар, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ресурсов», «Экологические проблемы морей»

«Эта удивительная Австралия»

Даю индивидуальное задание школьникам: «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию»

«Африка – рай для туристов»

Составления эссе. Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления, при этом подтверждая или опровергая полученные сведения о материке.



6.Условия обеспечения успешной деятельности.


Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируют составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральные Государственные Образовательные стандарты. Использование проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин, в частности географии позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о родном крае, мира в целом: населении, хозяйстве, природе того или иного региона. За последние 3 года изменилось содержание учебных работ школьников, они стали более содержательными, информационными, наглядными, логично конструированными. Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации. Появление в школе новейших средств обучения (компьютерные классы, цифровые проекторы, мультимедийные учебные пособия), в максимальной степени оптимизируют учебный процесс и помогают как ученику, так и учителю в решении познавательных задач.

Описание педагогического опыта по теме: «Использование технологии проектной деятельности как одно из условий развития познавательной активности обучающихся на уроках географии»
  • География
Описание:

В своём описание опыта рассказываю о роли проектной деятельности в процессе обучения.  Его ценность заключается в том, что проектной деятельностью мы занимаемся не во внеурочной деятельности, а непосредственно на уроке. По сути, мы делаем с учащимися опорные конспекты большой темы (в данном случае информационные мини - проекты), которые выступают как  средство организации материала, а также обратной связи при проверке и повторении знаний учащихся.

 

Урочные  информационные мини – проекты, в данном случае служат своеобразным фундаментом – мостиком в системе реализации проектной деятельности на уроках географии в разных классах, но по аналогичным темам.  Мы не тратим время на повторение базовых понятий темы – у всех учащихся есть свои памятки – опорные конспекты в отдельной тетради, где всегда можно посмотреть то, что забылось. При всё более увеличивающейся с годами предметной нагрузке на ребёнка это очень удобно и актуально. Такие информационные опорные – памятки проекты мы делаем в 6, 7 классах, а затем всё более углубляем свои знания по теме,  выполняя уже аналитические, творческие и исследовательские проекты опять же в рамках одного урока. Цель работы не загрузить учащихся поиском информации дома, а вовлечь всех без исключения в работу на уроке. В результате внедрения в свою практику работы мини – проектов у учащихся повысился интерес к предмету география, лучше стали знать нашу страну и мир в целом.   В своей работе я привожу конкретные проекты, рассказываю, как реализую их на уроке, как идёт усложнение проектов от класса к классу.  

Автор Кузина Ирина Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 2951
Номер материала 2766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓