Ивлева
Екатерина Викторовна,
педагог
дополнительного образования
I I квалификационной
категории ,
хореографического
коллектива "Allegro»
МОУ
СОШ № 7
г.Комсомольска-на-Амуре
Взаимосвязь традиционных и
инновационных методов в работе с хореографическим коллективом
"Аллегро"
Для создания
условий раскрытия и развития творческого потенциала детей и подростков,
формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение
ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое
значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических
подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
К традиционным
методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной
техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории
становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие
занимающихся.
Инновационные
методы
включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии
развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты
творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе;
интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального
коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Мой инновационный
опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания
танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития
танцевальных способностей воспитанников хореографического коллектива
"Аллегро".
Данный способ
включает:
ü визуальный компонент
(наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными
движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной
культуры);
ü теоретический компонент
(объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
ü практический компонент
(разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем
многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях
использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);
ü рефлексивный компонент
(предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и
сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается
установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
В своей работе
стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали
интересам и потребностям обучающихся.
Ведущей
технологией
является технология обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяет организовать обучение детей и подростков по
программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях
хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии
включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом
случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается
определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные
танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового
материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может
служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг
другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на
ошибки.
В моей
педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной
работы хореографического коллектива "Аллегро" и достижения высокого
творческого результата:
ü групповая форма (группы формируются с учетом
возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может
насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников
какого-либо танца или этюда);
ü коллективная форма (такая форма применяется для
проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,
задействовано несколько возрастных групп);
ü индивидуальная форма (работа с солистами,
наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не
усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Технология
игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети
дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного
возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период
является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных
игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том,
чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом
цели.
Мною разработана
методика проведения нетрадиционных занятий в форме сказок: для занятий с
группами дошкольного возраста. На примере такого занятия можно проследить, как
традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в
виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать
понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность,
закладывает истоки творчества.
На занятиях
использую различные подвижные игры, среди них:
ü «Чья команда длиннее?»
(шпагаты);
ü «Танцевальные импровизации»
(животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);
ü «Живая цепочка» (танцевальные
позы и движения);
ü прием «Этюдная композиция»;
ü игра «Картина» придумывают
фигуру, и принимают определенную позу.
Профессиональные
качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в
условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и
удовольствием.
Технология
проектного обучения, внедряемая мною дополнительная образовательная программа
обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в
приобретаемых знаниях. Хореографические занятия полны творческих заданий,
приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут
выполнять как в группах, так и индивидуально. С применением данной технологии
совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие
проекты:
- «Нам пять лет»
(творческий юбилейный концерт): ребята составляли программу концерта,
придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы,
подписывали пригласительные билеты и распространяли их среди сверстников;
-
«Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для воспитанников): ребята украшали
зал, готовили конкурсы и творческие задания для команд-соперников, для
болельщиков, готовили призы и подарки участникам и членам жюри, составляли
музыкальную программу для дискотеки.
Технология
здоровьесберегающего обучения
В своей работе я
придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса.
Применяя данную технологию, ставлю перед собой следующие задачи:
1) организация работы с наибольшим
эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2) создание условий ощущения у
детей радости в процессе обучения;
3) мотивация на здоровый образ
жизни;
4) формирование у детей устойчивого
понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития
тела.
Информационные
технологии мною
используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для
обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность танцевального
коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений
воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм,
соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные
технологии.
Применение
компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные
файлы;
- менять темп, звуковысотность
музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку
музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы
коллектива.
Компьютер даёт
возможность:
- активно использовать доступ в
глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и
переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами
Интернета;
- поддерживать контакты с коллегами и
осуществлять деловое общение.
В результате,
учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по
содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре
коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Хочется
надеяться, что совместными усилиями представителей всех уровней художественного
образования в сфере культуры инновационный опыт, накопленный педагогами, будет
успешно изучен, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет
импульсом для новых творческих и педагогических проектов.
Список литературы:
1. Пуляева Л.Е. Некоторые
аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное
пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
2. Пуртурова Т.В., Беликова
А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256
с.: ил.
3. Тарасенко Т.В. Положение
педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая
конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
4. Тарасенко Т.В. Импровизация
- необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная
научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр.
97-99.
5. Хореографическое искусство.
Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
6. Янковская О.Н. Учить ребенка
танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
7. Янаева Н.Н. Хореография.
Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
8. Шереметьевская Н. Танец на
эстраде. – М.: Искусство, 1985. – 260 с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.