Главная / Технология / Описание опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент на уроках технологии»

Описание опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент на уроках технологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2









Муниципальный конкурс методических материалов






Описание опыта работы по теме:

«Развитие творческих способностей учащихся

через мысленный эксперимент на уроках технологии»











Выполнил:

Фёдоров Владимир Валентинович,

учитель технологии

МАОУ СОШ №2








г. Боровичи

2012

АНКЕТА-ЗАЯВКА

Участника муниципального конкурса методических материалов



  1. Фёдоров Владимир Валентинович

  2. МАОУ СОШ №2 г. Боровичи

  3. Учитель технологии

  4. Педагогический стаж – 3 года, первая квалификационная категория.

  5. Описание опыта работа по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент на уроках технологии»




Пояснительная записка


На муниципальный конкурс методических разработок представлено описание опыта работы по теме: Развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент на уроках технологии. В работе сформулирована актуальность опыта, рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, описывается применение мысленного эксперимента на уроках технологии.























Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут обучающимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;

  • привить интерес к творчеству, поиску;

  • развить навыки созидания, самореализации.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует творческому развитию учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его



индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.

Четко определенное содержание предмета и жесткие рамки урока не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями.

Для того, чтобы на уроке создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку, а также разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности я использую метод мысленного эксперимента.

Термин «мысленный эксперимент» ввел Эрнст Мах. В своей книге «Механика» Мах утверждал, что каждый из нас обладает большим запасом полученных из опыта «инстинктивных» знаний. Эти знания могут быть недостаточно ясно сформулированы, но в подходящей ситуации они найдут свое применение на практике. Например, ребенок, не зная свойств материалов, из собственного опыта имеет представление о том, каким способом можно обрабатывать материалы. Таким образом, каждый человек в своем воображении может мысленно создавать ту или иную ситуацию, выполнять определенные умственные действия и получать результат, который, так же как и результат материального эксперимента, будет соответствовать объективной реальности.

Развитие творчества с помощью метода мысленного эксперимента в педагогике, в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лаосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.

В научной литературе недостаточно исследовано развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент. Появление новых технологий усиливает актуальность моего исследования: определение дидактических условий, соблюдение которых позволяет развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе. Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у школьника научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или «готовить к жизни»? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому развитию личности. Поэтому творческие способности многих учеников остаются нереализованными.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализовываться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированным нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Задача формирования творческих способностей личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся. Если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, который не привык действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Мыслительный эксперимент – один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов. На практике применяются два вида мыслительного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.

Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.

Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в обучении. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в следующем.

Реальный эксперимент — это метод, связанный с практическим, предметно-манипулятивным, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами, и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно.

Возможность постановки реального эксперимента определяется наличием соответствующего материально-технического обеспечения. Мысленный эксперимент такого обеспечения не требует.

В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведя его в идеализированном, «чистом» виде.

Например, ученикам 5 класса на уроке предлагаю изготовить разделочную доску. Я  никогда  не  навязываю  детям,  какую   модель  они  будут  изготавливать. Они выбирают сами, хотя я объясняю, как могут выглядеть разделочные доски. За основу может быть взят материал например, из предметов истории или географии. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии. Привожу следующую ситуацию: «Ребята, представьте, что вы оказались в ХI веке у новгородского князя в гостях. Какой бы необычной формы и красоты могла бы быть изготовленная вами разделочная доска, чтобы приятно удивила и поразила воображение новгородского князя. Подумайте и начертите эскиз доски в тетради». Поразмыслив, ученики предлагают свои варианты. Я проверяю, в некоторых случаях корректирую совместно с учеником его работу или предлагаю доработать эскиз. Если ученик доволен результатом мысленного эксперимента, спрашиваю его: «Сможешь изготовить изделие?» Он отвечают: "Я смогу". И тогда он непосредственно приступает к работе.

При выборе метода работы хорошо представляю себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.

Такая форма обучения позволяет способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.

Я должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.

Учитывая принцип толерантности, сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, должен воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затрудняется творить, то ему предлагается создать, то, что ему посильно.

Творческие способности учащихся на уроках технологии проявляются не только при изучении какого-либо одного раздела школьной программы. Все разделы программы по технологии с 5 по 7 классы отвечают реальным возможностям учащихся : технология создания изделий из древесины; технология создания изделий из металлов; декоративно-прикладное творчество. При изучении этих разделов у ребят формируется творческое мышление и развивается познавательный интерес. Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе изделия, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Доступная технология изготовления изделий, красота форм, декоративное оформление пробуждают в учащихся желание творить красоту. Ученик вкладывает все свое творческое отношение и  испытывает моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы.

Но особенно мысленный эксперимент проявляется по окончанию учебного года в 6-8 классах при выполнении проекта и изготовления изделий.

При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия.

Художественное точение на токарном станке по дереву является основой проектов в шестом классе. Точеные формы, которые дети создают на станках, используются в различных поделках, в оформлении панно, в изготовлении различных кухонных наборов и т.д. В оформлении изделий применяются накладные изделия, выполненные путем тиснения или чеканки на тонколистовом металле (фольге).
В седьмом классе проекты связаны с
художественной обработкой металла (просечной металл и др.) и резьбой по дереву. В седьмом классе мы можем увидеть изделия для кухни, оформления дома, бытовые вещи, деревянную утварь, мелкую скульптуру, игрушки, сувениры  и т.д.
Творческие проекты восьмого класса подводят итоги обучения технологии, поэтому они очень разнообразны. Учащиеся сами выбирают направление, в котором они будут работать.

Свои творческие способности, с помощью мыслительного эксперимента, учащиеся проявляют не только на уроках технологии, но демонстрируют в разнообразных конкурсах.

Ученики ежегодно участвуют в муниципальном и областном этапах школьных олимпиад по технологии и небезуспешно.

Двое учащихся 9–х классов в 2009-2010 учебном году заняли в муниципальном этапе школьных олимпиад I место (изделие «Табурет») и III место ( изделие «Скамья»), VI место в областном этапе.

В 2010-1011 году заняли I место (изделие «Канцелярский набор») и IV место (изделие «Швейный набор») в муниципальном этапе и I место в областном этапе. Также эти же ученики приняли участие в международном конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века" в г. Санкт-Петербурге защитив проект по теме: «Радиотехника и радиоэлектроника». Ребята получили сертификат участников конкурса и патент на изобретение радиотехнического устройства.

В 2011-2012 году в старшей возрастной группе ученик, проявив своё творческое воображение, изготовил изделие «Ваза», занял I место в муниципальном этапе школьных олимпиад, в младшей возрастной группе ребята – I место (изделие «Набор для специй»), II место (изделие «Канцелярский набор») и III место (изделие «Подарочный набор»).

Как показывает практика, знания, полученные с помощью данного метода обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества.

Для отслеживания результативности использования данного метода использую данные психолого-педагогической диагностики: опросные, материалы детского творчества и тестирование. Тесты позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. Обработка и интерпретация результатов психолого-педагогических диагностик всегда положительная.

Это позволило сделать вывод, что у учащихся на уроках технологи формируется достаточный творческий потенциал, который они могут эффективно применить на практике.



Описание опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через мысленный эксперимент на уроках технологии»
  • Технология
Описание:

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

 

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут обучающимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”. Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. 

Автор Федоров Владимир Валентинович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 41094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓