Главная / Биология / Описание опыта работы по программе "Мозаика экологических надежд"

Описание опыта работы по программе "Мозаика экологических надежд"

hello_html_m379058c8.gif

г. Чусовой Пермский край





«Мозаика экологических надежд»

Ярилова Галина Яковлевна

Место работы: Муниципальное бюджетное специально (коррекционное) образовательное учреждение «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида

Учитель высшей категории, «Почётный работник общего образования России»













МБС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида»

2014 г.



«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу.

Оглавление работы:

  1. Оглавление 2 стр.

  2. Краткое описание деятельности 2-3 стр.

  3. Введение: цель, задача, обоснование актуальности 3-4 стр.

  4. Описание идеи 4-6 стр.

  5. Новизна решения 6 стр.

  6. Результаты 6 стр.

  7. Практическая значимость 7 стр.

  8. Текущее состояние идеи 7 стр.

  9. Выводы 8 стр.

  10. Приложения 9 стр.

Краткое описание деятельности.

В специально (коррекционной) школе обучаются дети с особыми познавательными потребностями, попадают к нам по решению медика психологической комиссии. Чаще всего в жизни ребёнка это единственное учебное заведение, поэтому на педагогов школы лежит огромная ответственность не только за знания учащихся, но и за их воспитание. Основная цель нашей коррекционной школы - успешная социализация учащихся с дальнейшей интеграцией в общество.

Как помочь своим выпускникам в успешной адаптации в обществе? Как организовать педагогическую деятельность, чтобы социализация детей происходила успешно? Эта проблема всегда волновала меня. И я нашла для себя ответ – это экологическое воспитание. Воспитание через участие в социальных экологических проектах. Участие в проекте даёт возможность учащимся раскрыть свои таланты, проявить наклонности, увлечения.

Учащиеся за относительно короткое время видят положительный результат своего труда. Наблюдают за отношением окружающих к результатам деятельности. А так как чаще всего это слова одобрения, похвалы, восхищения – всё это не может оставить равнодушными никого. Вот мозаика экологических надежд, проектов – победителей конкурсов социальных экологических проектов: «Школа добрых волшебников», «Белокаменке в подарок», «Эко-мир моей семьи», «Праздник на улице Родника», «Доброе утро, Школьный двор», «Прикосновение кистью». Каждый проект представляет собой экологический практикум. Каждое занятие – это обучение детей и выполнение с ними конкретных практических дел экологического содержания. Отличительная особенность экологических проектов, реализованных нашей школой, в том, что они имели игровой сюжет: учащимся предлагалось быть то в роли добрых волшебников, где каждое волшебство – конкретное дело, улучшающее окружающий мир, приносящее радость людям, растениям, самим себе; то в роли группы спасателей, высадившихся на берег реки; иногда детям приходилось брать ответственность за экологически не грамотные действия взрослых людей и исправлять их последствия.

Введение: цель, задача, обоснование актуальности.

Цель программы «Мозаика экологических надежд»: экологическое воспитание - основа нравственного воспитания, воспитание гражданина.

Задачи программы:

  • Формирование у подрастающего поколения экологической культуры.

  • Привлечение внимания учащихся к природоохранной деятельности, воспитание гуманного отношения к природе, выявление и развитие творческих способностей школьников.

  • Патриотическое воспитание школьников путем привлечения их к делу сохранения природы родного края.

  • Организация индивидуального педагогического сопровождения ребёнка в образовательном пространстве и в процессе интеграции в окружающую среду.

Проанализировав свою работу над экологическими проектами, поделилась с коллегами результатами работы и мы пришли к выводу, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением всей системы обучения и воспитания, актуальным системообразующим фактором образования. И, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. В нашем микрорайоне экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в городе. Имеют место социально–экологические проблемы: в неудовлетворительном состоянии находятся дворы, они недостаточно озеленены, мало игровых площадок. Школьный двор после капитального ремонта школы тоже потерял свою привлекательность. Одним из негативных факторов является бесполезное времяпровождение подростков, рост вредных привычек, что может привести к негативным последствиям для будущего всего микрорайона. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности.

Описание идеи.

Поделюсь своим опытом работы по программе «Мозаика экологических надежд». В программе отражена экологическая деятельность, краеведческая; предусмотрен цикл бесед, игр, экскурсий, акций, а также участие в экологических конкурсах. В своей воспитательной экологической работе стараюсь максимально использовать то географическое, социальное пространство, которое нас окружает. Использую природные объекты, которые находятся рядом. Нам повезло в этом плане: город Чусовой исторически стоит на трёх реках, нас окружает удивительная природа. Рядом находится заповедник «Басеги».

Экологическая работа по программе включает различные Акции («Первоцветы», «Берёзкины слёзки», «Муравейник», «Чистый двор», «Елочка», «День птиц», «Чистая вода» и другие). Любимы детьми выставки рисунков, газет. Выставка из даров природы стала большим и зрелищным делом. Она заставляет будить фантазию детей. Экскурсии (наблюдаем за изменениями в природе, на природных объектах, у рек, обсуждаем о нашей помощи растениям, животным, реке). Экскурсии в музей, зоопарк, к реке, лес, туристический слёт. Главная задача, стоящая перед учащимися, школой: получение знаний. Стараюсь увидеть интересы ребят, увлечения, наклонности, и максимально использую их увлечение в работе. Увидев, заинтересованность Сергея Королёва в экологической проектной деятельности, предложила ему подумать о том, чему он научился за время работы над реализацией проекта, и сделать об этом сообщение на экологической конференции. Агишеву Юрию нравится работать с картой, находить географические, природные объекты. Вместе с ним мы составили карту наших путешествий. Его работа участвовала в конкурсе, о чём он получил Диплом! Кононова Галя ответственно относится к цветам, у неё и дома большая коллекция. Ей было предложено посчитать все цветы в школе, определить каких цветов в школе больше. С этим сообщением она выступила на городских экологических чтениях! Все работы наших учеников были одобрены гостями мероприятия, а это были педагоги школ №14 и №15, а также специалисты отдела по охране окружающей среды Чусовского муниципального района.

Мы учимся беречь то, что нас окружает. Традиционны у нас экологические десанты. Это уборка мусора у реки, приводим в порядок места прошлых экологических проектов, наводим порядок у городских памятников. В конце года по программе предусмотрено написание и реализация экологического проектов. Гордостью нашей школы является, что все наши проекты победители районного конкурса социальных экологических проектов! 8 проектов Победителей! Самые яркие впечатления у ребят остались о таких работах, как «Подарок Аиста». У родильного дома мы соорудили клумбу в виде улыбающегося солнышка, клумбу в виде символа медицины (проект «Школа добрых волшебников»). Пришлось попотеть в прямом и переносном смысле. Но каково было наше удивление, когда на следующий день в газете «Чусовской рабочий» ребята увидели свои фотографии и статью о себе. Значит, не зря трудились, их работу заметили, оценили! Учащиеся пережили опыт того, как приятно доставлять радость другим! Как выросла их самооценка! Эта работа была хорошим уроком становления личности. Думаю, именно поэтому дальнейшие практические занятия, цель которых была изменить себя, своё отношение к окружающим, прошли увлечённо и вызвали интерес у воспитанников.

Говоря об экологическом воспитании, социализации, нельзя не назвать работу над проектами «В подарок Белокаменке», «Праздник на улице Родника». В рамках этих проектов мы очищали русло реки Белокаменки, облагородили её исток, который служит единственным источником питьевой воды для местных жителей, оформили удобный подход для забора воды. Работа над этими проектами помогла ребятам увидеть то, о чём они не подозревали. Оказывается и они способны изменить мир к лучшему. Работа для улучшения качества жизни других людей, которых они даже не знали, изменили ребят. По результатам этих проектов было несколько публикаций, приятно, что наши воспитанники впервые проанализировали свою деятельность и приняли участие в конференции, а также в написании статьи в книгу «Малым рекам - большие заботы». Большой победой считаю, что дети стали делиться своими впечатлениями от работы не только в школе, но и в семье. Желающих попасть в экологический отряд стало больше. Поэтому следующий проект, над которым мы работали, был многоуровневый «Эко-мир моей семьи». Этот проект рассматривался мною, как часть программы сотрудничества семьи и школы в экологическом воспитании детей и представлял собой тематический цикл творческих экологически-ориентированных дел с участием родителей школьников. Экологическое краеведение, туристские умения и навыки, экологический практикум (облагораживание территории у исторического памятника при въезде в город Чусовой) - таковы направления содержания проекта. Во время реализации данного проекта родители и дети другими глазами посмотрели друг на друга. Городу Чусовому в 2013 году исполнилось 80 лет. Специально к этой дате мною был написан проект «Прикосновение кистью», он был направлен на благоустройство музея В.П.Астафьева - гордости нашего города. Кстати, проект признан лучшим мероприятием Года охраны окружающей среды от Чусовского района, вошёл в Сборник лучших мероприятий Пермского края в Год охраны окружающей среды. Вот как отозвался об этом проекте директор музея В.П.Астафьва. Маслянка В.Н.: «Проект «Прикосновение кистью» позволил в 2013 году, году 80-летия города Чусового благоустроить, озеленить территорию у Литературного музея В.П.Астафьева…. Таким образом, получается, что именно коррекционная школа даёт «фору» обычным школам – она «словом и делом» укрепляет духовное здоровье своих учеников». Для нас это очень высокая оценка! Владимир Николаевич известный краевед Чусового.

Новизна решения.

Вся школа работает по моей программе «Мозаика экологических надежд». У нас – экологизация всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. Это закреплено в своде правил поведения учащихся. Большое внимание уделяется в школе озеленению, в каждом классе своя коллекция комнатных цветов. Создан музей «Путешествие с комнатными растениями». Мы, приучаем с младшим классов ухаживать за цветами, жить в гармонии с природой. Педагоги на каждом уроке, где есть такая возможность, говорят о бережном отношении к природе: решают задачи, пишут диктанты, читают произведения, поют о природе, рисуют любимых животных. Воспитатели проводят конкурсы и викторины о бережном отношении к природе. А мне, как учителю биологии, остаётся только поддерживать работу коллег, вдохновлять их общими результатами. И всё же, главное в работе над программой – это системность. Работа не от акции к акции, от даты к дате. Это каждодневная воспитательная экологическая работа. И только такая работа даёт результаты!

Результаты .

Думаю, работа по программе не прошла даром. Участвуя в работе над проектами, ребята реализовали свои творческие возможности: кто-то рисовал, сочинял, выступал в экологической агитбригаде, собирал семена и оформлял клумбы, занимался благоустройством. Работа нашлась каждому по интересам. Участие в экологической работе создаёт условия для активной деятельности обучающихся. Одним из результатов своей работы в экологическом просвещении считаю желание учеников нашей школы участвовать в конкурсе сочинений, рисунков во Всероссийской природоохранной акции «Марш парков». Наши ученики участвуют в экологических конференциях. В этом году ученица нашей школы стала победительницей районного, а затем и регионального этапа конкурса «Зелёная планета – 2013» в номинации «Проектная деятельность». Радует, что учащиеся интересуются конкретными практическими экологическими делами, у них есть желание и дальше участвовать в экологической деятельности, в работе над экологическими проектами.

Практическая значимость.

Полученный моими воспитанниками позитивный социальный опыт пригодится им при решении жизненных задач за стенами школы. А запечатлённые в памяти ощущения, переживания, а также полученные знания, сформированные умения и навыки помогут им реализоваться в жизни, социально адаптироваться, а значит сделать свою жизнь более успешной. Проанализировав результаты проектной деятельности, пришла к выводу, что подросток, посадивший дерево, ухаживающий за цветами, проявляющий заботу о птицах, отремонтировавший скамейку, не способен это сломать в другом дворе. Напротив, у этих учащихся формируется ответственное отношение к окружающей среде, идёт активный процесс социализации: формируется личность с совокупностью экологически развитых черт сознания, эмоционально-чувственных, деятельностных сфер личности. Думаю, что выпускники нашей школы, участвовавшие в программе «Мозаика экологических надежд» по – настоящему полюбили свой город. И будут не способны навредить его лесам, рекам, улицам!

Текущее состояние идеи.

Работа по эколого-краеведческой программе «Мозаика экологических надежд» продолжается. Впереди 2 четверти работы, а значит новые экскурсии, акции, викторины, игры, беседы, новые конкурсы. Продолжится работа по проекту «Прикосновение кистью», направленная на благоустройство территории у музея В.П.Астафьева. И мы запланировали в год 90–летия нашего земляка В.П. Астафьева, много писавшего о природе нашего края, подарить музею новый экологический подарок.



Выводы по работе.

Экологическая работа нашей коррекционной школы VIII вида в этом году высоко оценена Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Мы получили от Министерства Благодарственное письмо, (приложение №1) а я, как автор программы, была поощрена Почётной грамотой Министерства.

Мы довольны результатами работы, но не останавливаемся на этом: ищем новые формы экологической работы, не забывая о традиционных. Мы открыты к сотрудничеству и диалогу. А ребятам я не устаю повторять: « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля - значит пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент- Экзюпери). Важно передать этот корабль в надёжные руки.

Пусть наш любимый город Чусовой будет самым экологически безопасным, чистым городом на планете! Сбудется?!

Приложение № 1





Описание опыта работы по программе "Мозаика экологических надежд"
  • Биология
Описание:

В программе отражена экологическая деятельность, краеведческая; предусмотрен цикл бесед, игр, экскурсий, акций, а также участие в экологических конкурсах. В своей воспитательной экологической работе стараюсь максимально использовать то географическое, социальное  пространство, которое нас окружает. Использую природные объекты, которые находятся рядом. Нам повезло в этом плане: город Чусовой исторически стоит на трёх реках, нас окружает удивительная природа. Рядом находится заповедник «Басеги».

Автор Ярилова Галина Яковлевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 20624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓