Описание
опыта работы.
1.
Информация об опыте.
1.1.Тема опыта:
«Организация
сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»
1.2.Сведения об авторе опыта:
1.Ф.И.О.:
Мельникова Наталия Валерьевна
2.
Преподаваемые предметы: история, обществознание
3. МОУ « СОШ
№ 3»
1.3.Условие возникновения, становления опыта:
« Самые лучшие дети бывают у счастливых
родителей»
А.С. Макаренко
Все родители воспитывают детей в
меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в
определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в каждой семье
бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И
родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить
родителей это предотвращать.
Проблема, стоящая за этим,
отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение родителей
- это деятельность общественных институтов и структур с целью формирования
у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей. Это хорошо понимали А.С.
Макаренко и В.А. Сухомлинский. (Сухомлинский создал целую систему обучения
родителей всех возрастов).
Обучение родителей осуществляется
в обществе различными институтами: школой, средствами массовой информации,
специальными службами. Школа в работе с семьей имеет следующие задачи:
просвещать, помогать родителям в воспитании детей, привлекать их к совместной
воспитательной деятельности. Педагогическое просвещение родителей, т.е.
информирование их в области воспитания, - это одна из функций учителя,
классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение
родителей.
Помощь учителей родителям
состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных
действиях. Она оказывается в форме бесед, визитов в семью. Школа привлекает
родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: проведению походов,
занятий, кружков. Родительские собрания и родительские комитеты служат
реализации этих задач. В родительские комитеты и в Совет школы входит актив
родителей, который осуществляет связь школы с семьей, принимает участие в
решении главных учебно-воспитательных вопросов.
При работе с родителями мы,
учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь. Это
малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; это дефицит
общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по причине
получения молодыми родителями образования в высших и средних специальных
учебных заведениях; это отстранение детей в семье от трудовых обязанностей,
неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание; это и влияние
на детей факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть дети, которых
воспитывает одна мать).
В классе я веду работу с
родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом и
индивидуально с каждым из родителей. Наиболее эффективные формы работы -
проведение классных родительских собраний, коллективные и индивидуальные
консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление
школьных и классных уголков для родителей, привлечение членов семей к созданию
различных выставок работ учащихся.
Предполагаемый результат программы:
- повышение психолого-педагогической культуры
родителей
- реализация личностно-профессионального роста
педагогов
- раскрытие личностного потенциала учащихся в
воспитательной системе школы.
1.4.Актуальность
опыта
Современное общество находится в
состоянии нравственно-культурного кризиса. Разнообразные источники массовой
информации навязывают подросткам западный образ мышления, когда семейные
отношения отходят на задний план, а приоритет отдается эгоизму и ложной
независимости. Однако в России всегда считались важными поддержка, уважительное
отношение к старшим. «Почитай отца и матерь твою»,- этот завет передан нам
предками.
Общенародный идеал – человек,
уважающий своих родителей, старших родственников, оказывающий поддержку
младшим. Такой человек будет с уважением относиться и к другим людям, что позволит
ему в дальнейшем найти свое место в обществе. В связи с этим семейное
воспитание следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если
мы хотим сохранить страну, общество, человека и « человеческое в человеке».
Однако не в каждой семье ее члены
уделяют достаточное внимание друг другу, нередко дети ограничиваются
потреблением предоставляемых им благ, не интересуясь возможными проблемами родителей.
Воспитание учащихся в школе и семье
– это единый неразрывный процесс. Как правило, его организатором выступает
педагогический коллектив школы. При организации работы с семьями учащихся школа
исходит из общей для всех задачи:
достижения всестороннего гармонического
развития личности ребенка.
Поднять уровень ответственности
старших перед подрастающим поколением и помочь семье в деле воспитания детей
можно, только проводя систематическую, последовательно организуемую работу с
родителями по формированию у них педагогических умений и навыков. Роль учителя
в организации этого процесса очень ответственна и имеет свои педагогические
тонкости. Очень важно уже с первых дней обучения и воспитания детей в школе
подключить родителей к учебно-воспитательной работе, сделать их полноправными
соучастниками педагогического процесса. Там, где учителя и родители действуют
согласованно, лучше осуществляется как учебно-воспитательная работа в школе,
так и воспитание детей в семье. Единые согласованные требования семьи и школы -
одно из условий правильного воспитания детей.
1.5.Ведущая
педагогическая идея опыта
« Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей»
В.А.Сухомлинский
Классный руководитель должен
обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение классного руководителя
с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях.
Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это
обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.
Установление контактов с родителями
учащихся - начало всех начал. Умение «вхождения» в семью позволяет родителям
увидеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно
доверить самое дорогое.
Опираясь на опыт признанных
педагогов – В.И. Сухомлинского и А.С. Макаренко, Н.Е.Щурков, на методические
рекомендации В.М. Коротовой « О работе классного руководителя», я выделяю:
1.
Установление и поддержание постоянной связи с
родителями.
2.
Выработка единства требований семьи и школы к
воспитанию личности ребенка.
3.
Привлечение родителей к организации работы с
классом.
4.
Педагогическое просвещение родителей, повышение
уровня их педагогической культуры.
1.6. Длительность работы над опытом
Над проблемой сотрудничества с
родителями учащихся я работаю с начала своей педагогической деятельности. В
работе с родителями использовала различные формы и методы работы. Выделяла
более эффективные, на мой взгляд, для каждого детского коллектива формы и
методы работы. Использовала методику как признанных педагогов, так и
нетрадиционные формы сотрудничества: индивидуальные консультации, беседы, родительские
чтения, встречи, вечера, тренинги и ринги.
Особое внимание уделяю
неблагополучным семьям, выявляю в них источник отрицательного влияния на детей.
Дальнейшую работу по воспитанию продолжаю проводить в тесном контакте с
социальным педагогом и педагогом психологом.
1.7.Диапазон
опыта
Опыт может быть использован в
отдельной педагогической ситуации и системе внеклассной работы. Свой опыт я
использую ежедневно, как индивидуально, так и с классом в целом. Данным опытом
могут пользоваться учителя, классные руководители школ города, а так же
родители.
1.8.
Теоретическая база опыта
Каждая историческая эпоха
характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе
личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в
различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди
них Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.
А.С. Макаренко считал,
что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем
семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на
ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки
этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия,
ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения
лжи и обмана.
В.А. Сухомлинский считал,
что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.
П.Ф.Лесгафт в книге «
Семейное воспитание и его значение» хорошо описал задачи, методы и условия
воспитания. Он считал, что упущения семейного воспитания должны быть исправлены
в школе.
Другой отечественный педагог и
психолог П.П. Блонский считал, что нельзя воспитывать ребенка, не
воспитывая его родителей.
В.М. Коротова в
методических рекомендациях « О работе классного руководителя» выделила
несколько направлений работы классного руководителя, которые являются основными
в работе.
В истории образования трудовое
воспитание имеет особое место. Все великие педагоги, психологи и общественные
деятели (И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, Д. Дьюи и Ж. Пиаже, А.Н.
Леонтьев и К. Маркс) особо выделяли исключительно значение труда в формировании
личности.
В крестьянской (аграрной)
семье исстари трудовое воспитание осуществлялось природосообразно, через
контекстное включение в трудовую деятельность и обучение на примере родителей.
2.Технология
опыта
2.1.
Постановка целей и задач
Цель программы:
Создание
благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности
стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения,
ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и
т.д. Укрепление престижа и роли семьи в обществе.
Задачи:
- Оказание помощи семье в воспитании детей;
- Психолого-педагогическое просвещение семей;
- Коррекция семейного воспитания;
- Организация досуга семьи;
- Знакомство с нормативно-правовой
документацией по защите прав ребёнка.
2.2. Деятельность
педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в
соответствии со следующими целями:
а) Просветительская
- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
б) Консультативная –
совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на
ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
в) Коммуникативная – обогащение
семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия
ребенка и родителей.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются
следующие:
- изучение семей и условий семейного
воспитания;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- активизация и коррекция семейного воспитания
через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная
помощь родителям;
- обобщение и распространение опыта успешного
семейного воспитания;
- знакомство с правами и обязанностями
родителей и детей.
В работе с семьёй педагоги
руководствуются принципами:
- объективный характер изучения семьи;
- комплексный подход в изучении всех
характеристик семьи;
- выявление специфических особенностей семьи и
использование их для усиления её воспитательного потенциала;
- анализ реальной ситуации;
- двусторонний характер изучения семьи
(родители, дети);
- осуществление изучения воспитательной
деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его
воспитанности;
- оптимистический подход к семье;
- единство изучения с практической реализацией
воспитательных возможностей семьи и общества.
2.3.Формы воспитательной работы:
Формы взаимодействия педагогов и родителей –
это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно
сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так,
обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно
продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых
консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее
распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы
с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского
коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе
его подготовки и является рядовым участниками собрания. Первые собрания, давая
образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в
дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет,
очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают
ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
Собрание не сводятся к монологу учителя, а
принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного
поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников
собрания – включение их совместную исследовательскую деятельность. Так,
например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением
детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого
педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению
выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Рекомендации по проведению родительских
собраний:
- Родительское собрание должно просвещать
родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные
особенности детей
- Собрание должно носить как теоретический,
так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии…
- Собрание не должно заниматься обсуждением и
осуждением личностей учащихся.
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению
их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей.
Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции.
Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как
пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в
обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
В определении тематики лектория участвуют
родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы
для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся
методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
Целесообразно подготовку занятий
осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от
сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают
специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если
приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг
волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации
участников занятий.
Конференция по обмену опытом воспитания
детей может быть тематической. Ее проведение
целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного
воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает
внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается,
воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять
несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический
интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении
каких проблем они достигли положительных результатов.
Вечер
вопросов и ответов производится после опросов
родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и
взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на
другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового
воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для
обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.
Диспут – размышление
по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения
педагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяет
всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения
всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,
пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами,
разбившись по группам, могут сформировать наиболее интересные вопросы, а затем
отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на
коллективные обсуждения. Такой способ позволяет включить в поиск наиболее
правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию,
предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов совету
дела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное
сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные
ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.
Встречи
с администрацией, учителями класса целесообразно
проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями,
выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление
программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного
поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами
или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании,
обучении отдельных групп детей.
Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности
родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной
деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы
класса, одинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными
особенностями учащихся, трудностями семейного общения.
Особо важной формой является взаимодействия
педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским
собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и
заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все,
распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов,
и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского
комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители
вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании.
Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации
рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с
отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремиться привлечь
родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Учителя и родительский комитет пытаются
сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и
интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными
группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь,
консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Учителя, классные руководители проводят групповые
консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию
помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и
классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые
испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся
построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда
уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости
детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и
родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями
организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие
с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе,
повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители
организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции,
консультации-размышления.
3. Результативность
опыта
Воспитанность
– это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе,
природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру
поведения, этикет, культуру общения. Оценка результатов воспитания через
качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и
карьера человека невозможны без соответствующих качеств, что именно в школьные
годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности
личности.
Изучение и
анализ уровня воспитанности дает возможность:
- определить цели
воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
- дифференцированно
подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой
гражданской позиции.
С
целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости
проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику
изучения определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева. Для этого
предлагается индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания (сам
школьник, семья, одноклассники и классный руководитель) оценивают его по
каждому качеству личности: свобода личности, гуманность, духовность личности,
творчество, практичность. По тому или иному качеству личности и показателю
воспитанности выводятся средние баллы. Такая работа проводится два раза в год
(сентябрь и май). Работая классным руководителем 5 – А класса, знала, что переход
от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе
сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним
относится: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся,
возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с
учителями-предметниками. Считаю, что благодаря организации целостной системы
работы с родителями, адаптационный период прошел успешно, дети
адаптировались. Уровень воспитанности учащихся 5-А класса в 2007-2008 учебном
году повысился:
Дата
|
Класс
|
Уровень воспитанности
|
23.05.2011г.
|
4-А класс
|
3,8 балла
|
28.09.2011г.
|
5-А класс
|
4,2 балла
|
27. 12.2011г.
|
5-А класс
|
4,3 балла
|
С целью определения познавательных потребностей учащихся, мотивации их поступков, уровня самооценки проводятся анкетирования:
«Что вам интересно?», «Моя семья», «Интересы и досуг», «Мы – коллектив? Мы коллектив…
Мы коллектив!», (методика М.Г. Казакиной), «Какой у нас коллектив» (методика
А.Н. Лутошкина), «Наши отношения» (Л.М. Фридман). Для выявления взаимоотношений
в семье, влияния родителей на развитие личности ребенка, получения
содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности
представлениям о жизни и жизненным ценностям проводятся анкетирования с
родителями учащихся: «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью
образовательного учреждения», «Голос родителей» (методика А.А. Андреева),
«Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
(методика Е.Н. Степанова). «Школа глазами родителей». Через родителей
собираются сведения и уточняются более подробные сведения об учащихся: их
отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам,
взаимоотношения со сверстниками и педагогами; выявляются сведения о влиянии
родителей на своих детей.
Хорошо
налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дало возможность
родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и
развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи
в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими
родителями.
Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и
внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит
педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы
с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.
Защита
опыта
Тема:
«Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»
Все родители
воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о
том, почему в определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в
каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в
тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить
родителей это предотвращать.
Проблема, стоящая
за этим, отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение
родителей - это деятельность общественных институтов и структур с целью
формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей.
Обучение
родителей осуществляется в обществе различными институтами: школой, средствами
массовой информации, специальными службами. Педагогическое просвещение
родителей, т.е. информирование их в области воспитания, - это одна из
функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое
просвещение родителей
При работе с
родителями мы, учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь.
Это малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; это
дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по
причине получения молодыми родителями образования в высших и средних
специальных учебных заведениях; это отстранение детей в семье от трудовых
обязанностей, неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание;
это и влияние на детей факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть
дети, которых воспитывает одна мать).
В классе я веду
работу с родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом
и индивидуально с каждым из родителей.
Предполагаемый результат
программы:
- повышение
психолого-педагогической культуры родителей
- реализация
личностно-профессионального роста педагогов
- раскрытие
личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Воспитание
учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Как правило, его
организатором выступает педагогический коллектив школы. При организации работы
с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи:
достижения
всестороннего гармонического развития личности
ребенка.
Классный
руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией.
Общение классного руководителя с родителями должно позволять им выразить все их
желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами
формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей,
условие понимания самих родителей.
Опираясь на опыт
признанных педагогов, в своей работе я выделяю следующее:
1.Установление
и поддержание постоянной связи с родителями.
2.Выработка
единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
3.Привлечение
родителей к организации работы с классом.
4.Педагогическое
просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для
обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в
развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностной ориентации, раскрытия
его индивидуальности, творческого потенциала и т.д. Укрепление престижа и роли
семьи в обществе.
Задачи:
- Оказание помощи
семье в воспитании детей;
- Психолого-педагогическое
просвещение семей;
- Коррекция
семейного воспитания;
- Организация
досуга семьи;
- Знакомство с
нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.
2.2.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями
строится в соответствии со следующими целями:
а) Просветительская - научить родителей видеть и понимать
изменения, происходящие с детьми.
б)
Консультативная – совместный психолого-педагогический
поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им
общественных и учебных навыков.
в)
Коммуникативная – обогащение семейной жизни
эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Основные направления в работе следующие:
- изучение семей и
условий семейного воспитания;
- пропаганда
психолого-педагогических знаний;
- активизация и
коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом,
дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- обобщение и
распространение опыта успешного семейного воспитания;
- знакомство с
правами и обязанностями родителей и детей.
В работе с семьёй педагоги
руководствуются принципами:
- объективный
характер изучения семьи;
- комплексный
подход в изучении всех характеристик семьи;
- выявление
специфических особенностей семьи и использование их для усиления её
воспитательного потенциала;
- анализ реальной
ситуации;
- двусторонний
характер изучения семьи (родители, дети);
- осуществление
изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением
личности ребёнка, его воспитанности;
- оптимистический
подход к семье;
- единство изучения
с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
2.3.Формы воспитательной работы:
- Родительское
собрание – основная форма работы с родителями,
где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению
их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей.
Конференция по обмену
опытом воспитания детей. Ее проведение целесообразно,
если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной
проблеме.
Вечер вопросов и ответов
производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который
возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; приглашается специалист
(например, по вопросам психологии).
Диспут – размышление по
проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения
педагогической культуры.
Встречи с администрацией,
учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят
родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей.
Групповые формы
взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью
подготовленности родителей к воспитанию детей в семье.
Особо важной формой является взаимодействия
педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским
собранием на весь учебный год.
Учителя, классные
руководители проводят групповые консультации, практические занятия для
родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками быстрого
чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер.
Особую заботу у педагогов
вызывает взаимодействие с отцами детей
3.
Результативность опыта
Изучение и анализ уровня
воспитанности дает возможность:
- определить цели воспитательной
работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
- дифференцированно подойти к
учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской
позиции.
С
целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости
проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику
изучения определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева.
Работая
классным руководителем 5 класса, знала, что переход от младшей ступени
образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно
резкими переменами в жизни школьников. К ним относится: повышение требований к
самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность
предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками.
Считаю, что благодаря организации целостной системы работы с родителями,
адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Уровень воспитанности
учащихся 5 класса в 2007-2008 учебном году повысился:
Дата
|
Класс
|
Уровень
воспитанности
|
23.05.2011г.
|
4-А класс
|
3,8 балла
|
28.09.2011г.
|
5-А класс
|
4,2 балла
|
27. 12.2011г.
|
5-А класс
|
4,3 балла
|
С целью определения познавательных потребностей учащихся,
мотивации их поступков, уровня самооценки проводятся анкетирования.
Для выявления
взаимоотношений в семье, влияния родителей на развитие личности ребенка,
получения содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности
представлениям о жизни и жизненным ценностям проводятся анкетирования с
родителями учащихся.
Хорошо
налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дало возможность
родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и
развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи
в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими
родителями.
Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и
внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит
педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы
с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.