Главная / Классному руководителю / Описание опыта работы. «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»

Описание опыта работы. «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»

Название документа Защита опыта.doc

Защита опыта

Тема: «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей это предотвращать.

Проблема, стоящая за этим, отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение родителей - это деятельность общественных институтов и структур с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей.

Обучение родителей осуществляется в обществе различными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Педагогическое просвещение родителей, т.е. информирование их в области воспитания, - это одна из функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение родителей

При работе с родителями мы, учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь. Это малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; это дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по причине получения молодыми родителями образования в высших и средних специальных учебных заведениях; это отстранение детей в семье от трудовых обязанностей, неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание; это и влияние на детей факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть дети, которых воспитывает одна мать).

В классе я веду работу с родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом и индивидуально с каждым из родителей.

Предполагаемый результат программы:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Как правило, его организатором выступает педагогический коллектив школы. При организации работы с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи:

достижения всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение классного руководителя с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.

Опираясь на опыт признанных педагогов, в своей работе я выделяю следующее:

1.Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

2.Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3.Привлечение родителей к организации работы с классом.

4.Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностной ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д. Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Задачи:

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;

  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;

  3. Коррекция семейного воспитания;

  4. Организация досуга семьи;

  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.



2.2. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

а) Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

б) Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

в) Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Основные направления в работе следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;

  • пропаганда психолого-педагогических знаний;

  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;

  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;

  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

  • анализ реальной ситуации;

  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

  • оптимистический подход к семье;

  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.



2.3.Формы воспитательной работы:

  • Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; приглашается специалист (например, по вопросам психологии).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье.

Особо важной формой является взаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей

3. Результативность опыта

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

- определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику изучения определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева.

Работая классным руководителем 5 класса, знала, что переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относится: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками. Считаю, что благодаря организации целостной системы работы с родителями, адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Уровень воспитанности учащихся 5 класса в 2007-2008 учебном году повысился:




Дата

Класс

Уровень воспитанности

23.05.2011г.

4-А класс

3,8 балла

28.09.2011г.

5-А класс

4,2 балла

27. 12.2011г.

5-А класс

4,3 балла

С целью определения познавательных потребностей учащихся, мотивации их поступков, уровня самооценки проводятся анкетирования.

Для выявления взаимоотношений в семье, влияния родителей на развитие личности ребенка, получения содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности представлениям о жизни и жизненным ценностям проводятся анкетирования с родителями учащихся.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дало возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.


Название документа Описание опыта работы.doc

Описание опыта работы.


1. Информация об опыте.


1.1.Тема опыта:

«Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»


1.2.Сведения об авторе опыта:


1.Ф.И.О.: Мельникова Наталия Валерьевна

2. Преподаваемые предметы: история, обществознание

3. МОУ « СОШ № 3»


1.3.Условие возникновения, становления опыта:

« Самые лучшие дети бывают у счастливых

родителей»

А.С. Макаренко


Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей это предотвращать.

Проблема, стоящая за этим, отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение родителей - это деятельность общественных институтов и структур с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей. Это хорошо понимали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. (Сухомлинский создал целую систему обучения родителей всех возрастов).

Обучение родителей осуществляется в обществе различными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Школа в работе с семьей имеет следующие задачи: просвещать, помогать родителям в воспитании детей, привлекать их к совместной воспитательной деятельности. Педагогическое просвещение родителей, т.е. информирование их в области воспитания, - это одна из функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение родителей.

Помощь учителей родителям состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Она оказывается в форме бесед, визитов в семью. Школа привлекает родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: проведению походов, занятий, кружков. Родительские собрания и родительские комитеты служат реализации этих задач. В родительские комитеты и в Совет школы входит актив родителей, который осуществляет связь школы с семьей, принимает участие в решении главных учебно-воспитательных вопросов.

При работе с родителями мы, учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь. Это малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; это дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по причине получения молодыми родителями образования в высших и средних специальных учебных заведениях; это отстранение детей в семье от трудовых обязанностей, неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание; это и влияние на детей факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть дети, которых воспитывает одна мать).

В классе я веду работу с родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом и индивидуально с каждым из родителей. Наиболее эффективные формы работы - проведение классных родительских собраний, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление школьных и классных уголков для родителей, привлечение членов семей к созданию различных выставок работ учащихся.

Предполагаемый результат программы:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

1.4.Актуальность опыта


Современное общество находится в состоянии нравственно-культурного кризиса. Разнообразные источники массовой информации навязывают подросткам западный образ мышления, когда семейные отношения отходят на задний план, а приоритет отдается эгоизму и ложной независимости. Однако в России всегда считались важными поддержка, уважительное отношение к старшим. «Почитай отца и матерь твою»,- этот завет передан нам предками.

Общенародный идеал – человек, уважающий своих родителей, старших родственников, оказывающий поддержку младшим. Такой человек будет с уважением относиться и к другим людям, что позволит ему в дальнейшем найти свое место в обществе. В связи с этим семейное воспитание следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и « человеческое в человеке».

Однако не в каждой семье ее члены уделяют достаточное внимание друг другу, нередко дети ограничиваются потреблением предоставляемых им благ, не интересуясь возможными проблемами родителей.

Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Как правило, его организатором выступает педагогический коллектив школы. При организации работы с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи:

достижения всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Поднять уровень ответственности старших перед подрастающим поколением и помочь семье в деле воспитания детей можно, только проводя систематическую, последовательно организуемую работу с родителями по формированию у них педагогических умений и навыков. Роль учителя в организации этого процесса очень ответственна и имеет свои педагогические тонкости. Очень важно уже с первых дней обучения и воспитания детей в школе подключить родителей к учебно-воспитательной работе, сделать их полноправными соучастниками педагогического процесса. Там, где учителя и родители действуют согласованно, лучше осуществляется как учебно-воспитательная работа в школе, так и воспитание детей в семье. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей.


1.5.Ведущая педагогическая идея опыта

« Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей»

В.А.Сухомлинский


Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение классного руководителя с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.

Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Умение «вхождения» в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.

Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И. Сухомлинского и А.С. Макаренко, Н.Е.Щурков, на методические рекомендации В.М. Коротовой « О работе классного руководителя», я выделяю:

  1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

  4. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.



1.6. Длительность работы над опытом


Над проблемой сотрудничества с родителями учащихся я работаю с начала своей педагогической деятельности. В работе с родителями использовала различные формы и методы работы. Выделяла более эффективные, на мой взгляд, для каждого детского коллектива формы и методы работы. Использовала методику как признанных педагогов, так и нетрадиционные формы сотрудничества: индивидуальные консультации, беседы, родительские чтения, встречи, вечера, тренинги и ринги.

Особое внимание уделяю неблагополучным семьям, выявляю в них источник отрицательного влияния на детей. Дальнейшую работу по воспитанию продолжаю проводить в тесном контакте с социальным педагогом и педагогом психологом.

1.7.Диапазон опыта


Опыт может быть использован в отдельной педагогической ситуации и системе внеклассной работы. Свой опыт я использую ежедневно, как индивидуально, так и с классом в целом. Данным опытом могут пользоваться учителя, классные руководители школ города, а так же родители.


1.8. Теоретическая база опыта



Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли большое внимание различные ученые. Среди них Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.

А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения

лжи и обмана.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

П.Ф.Лесгафт в книге « Семейное воспитание и его значение» хорошо описал задачи, методы и условия воспитания. Он считал, что упущения семейного воспитания должны быть исправлены в школе.

Другой отечественный педагог и психолог П.П. Блонский считал, что нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей.

В.М. Коротова в методических рекомендациях « О работе классного руководителя» выделила несколько направлений работы классного руководителя, которые являются основными в работе.

В истории образования трудовое воспитание имеет особое место. Все великие педагоги, психологи и общественные деятели (И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, Д. Дьюи и Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев и К. Маркс) особо выделяли исключительно значение труда в формировании личности.

В крестьянской (аграрной) семье исстари трудовое воспитание осуществлялось природосообразно, через контекстное включение в трудовую деятельность и обучение на примере родителей.




2.Технология опыта


2.1. Постановка целей и задач

Цель программы:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д. Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Задачи:

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;

  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;

  3. Коррекция семейного воспитания;

  4. Организация досуга семьи;

  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.



2.2. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

а) Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

б) Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

в) Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.



Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;

  • пропаганда психолого-педагогических знаний;

  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;

  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;

  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

  • анализ реальной ситуации;

  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

  • оптимистический подход к семье;

  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.



2.3.Формы воспитательной работы:

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участниками собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет, очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Собрание не сводятся к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей

  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии…

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективные обсуждения. Такой способ позволяет включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов совету дела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, одинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Особо важной формой является взаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.



3. Результативность опыта

Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

- определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику изучения определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева. Для этого предлагается индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания (сам школьник, семья, одноклассники и классный руководитель) оценивают его по каждому качеству личности: свобода личности, гуманность, духовность личности, творчество, практичность. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводятся средние баллы. Такая работа проводится два раза в год (сентябрь и май). Работая классным руководителем 5 – А класса, знала, что переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относится: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками. Считаю, что благодаря организации целостной системы работы с родителями, адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Уровень воспитанности учащихся 5-А класса в 2007-2008 учебном году повысился:


Дата

Класс

Уровень воспитанности

23.05.2011г.

4-А класс

3,8 балла

28.09.2011г.

5-А класс

4,2 балла

27. 12.2011г.

5-А класс

4,3 балла

С целью определения познавательных потребностей учащихся, мотивации их поступков, уровня самооценки проводятся анкетирования: «Что вам интересно?», «Моя семья», «Интересы и досуг», «Мы – коллектив? Мы коллектив… Мы коллектив!», (методика М.Г. Казакиной), «Какой у нас коллектив» (методика А.Н. Лутошкина), «Наши отношения» (Л.М. Фридман). Для выявления взаимоотношений в семье, влияния родителей на развитие личности ребенка, получения содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности представлениям о жизни и жизненным ценностям проводятся анкетирования с родителями учащихся: «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения», «Голос родителей» (методика А.А. Андреева), «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (методика Е.Н. Степанова). «Школа глазами родителей». Через родителей собираются сведения и уточняются более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тем или иным учебным дисциплинам, взаимоотношения со сверстниками и педагогами; выявляются сведения о влиянии родителей на своих детей.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дало возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.



























Защита опыта

Тема: «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей это предотвращать.

Проблема, стоящая за этим, отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение родителей - это деятельность общественных институтов и структур с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей.

Обучение родителей осуществляется в обществе различными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Педагогическое просвещение родителей, т.е. информирование их в области воспитания, - это одна из функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение родителей

При работе с родителями мы, учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь. Это малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; это дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по причине получения молодыми родителями образования в высших и средних специальных учебных заведениях; это отстранение детей в семье от трудовых обязанностей, неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание; это и влияние на детей факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть дети, которых воспитывает одна мать).

В классе я веду работу с родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом и индивидуально с каждым из родителей.

Предполагаемый результат программы:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей

  • реализация личностно-профессионального роста педагогов

  • раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. Как правило, его организатором выступает педагогический коллектив школы. При организации работы с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи:

достижения всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение классного руководителя с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.

Опираясь на опыт признанных педагогов, в своей работе я выделяю следующее:

1.Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

2.Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3.Привлечение родителей к организации работы с классом.

4.Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностной ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д. Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

Задачи:

  1. Оказание помощи семье в воспитании детей;

  2. Психолого-педагогическое просвещение семей;

  3. Коррекция семейного воспитания;

  4. Организация досуга семьи;

  5. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.



2.2. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

а) Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

б) Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

в) Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Основные направления в работе следующие:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;

  • пропаганда психолого-педагогических знаний;

  • активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

  • обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;

  • знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

В работе с семьёй педагоги руководствуются принципами:

  • объективный характер изучения семьи;

  • комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

  • выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

  • анализ реальной ситуации;

  • двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

  • осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

  • оптимистический подход к семье;

  • единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.



2.3.Формы воспитательной работы:

  • Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме.

Вечер вопросов и ответов производится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, который возникает в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; приглашается специалист (например, по вопросам психологии).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышения педагогической культуры.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье.

Особо важной формой является взаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей

3. Результативность опыта

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

- определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику изучения определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева.

Работая классным руководителем 5 класса, знала, что переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относится: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками. Считаю, что благодаря организации целостной системы работы с родителями, адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Уровень воспитанности учащихся 5 класса в 2007-2008 учебном году повысился:




Дата

Класс

Уровень воспитанности

23.05.2011г.

4-А класс

3,8 балла

28.09.2011г.

5-А класс

4,2 балла

27. 12.2011г.

5-А класс

4,3 балла

С целью определения познавательных потребностей учащихся, мотивации их поступков, уровня самооценки проводятся анкетирования.

Для выявления взаимоотношений в семье, влияния родителей на развитие личности ребенка, получения содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности представлениям о жизни и жизненным ценностям проводятся анкетирования с родителями учащихся.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дало возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.





Название документа Приложение.doc

Родительское собрание на тему: "У хороших родителей - счастливые дети"

Наказание и поощрение не пошли во вред ребенку, не сделали его равнодушным, послушным внешне, замкнули его душу, сделали эгоистом, признающим только материальное.

Цели:

  1. Помочь родителям овладеть культурой воспитания; учить понимать причины успехов и неудач в воспитании детей; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей;

  2. Развивать педагогическое мышление; установить взаимоотношение между родителями и учителем.

Состав аудитории: родители учащихся 5 класса.

Время проведения: 60 минут.

Оформление: 1) плакаты:

  • “Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра” - Конфуций.

  • “Из рассудительности и скромности, смешанных с мужеством, может возникнуть третья добродетель – справедливость” - Платон.

  • “Ни один злой человек не бывает счастлив” - Ювенал.

2) рисунки детей.

Материалы: 1) приглашение:

“Отложите дела ненадолго
И придите в пятницу вечером в класс.
Я готовлюсь к встрече с Вами,
Буду рада увидеть Вас!”

2) бумага, ручки, анкеты детей, книги, журналы.

План проведения лекции

  1. Беседа.
    а) выявление причины плохого воспитания
    б) советы правильного воспитания.

  2. Тестирование родителей и подведение итога.

  3. Анализ результатов анкетирования детей.

  4. Десять заповедей родителям.



Используемая литература

  1. Бим-Бад Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей – М.: Педагогика, 1999

  2. Классный руководитель //учебно-методический журнал за 1999 г.

  3. Настольная книга классного руководителя// учебно-методический журнал за 2000 г. – М.: Центр “Педагогический поиск”, - 143 с.

  4. Соловейчик С. Вечная радость. – М.:Педагогика, 1986.

  5. Торре Д. Ошибки родителей / Пер. с ит.- М.: Прогресс, 2000.












ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Добрый вечер, дорогие друзья! Я начну наше собрание с вопроса: Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться.

Юность подобна молодому дереву, ибо, куда хочет, туда может наклонить тонкое дерево. Так и век юношеский, к чему его повернешь, легко будет наклонен.

Но откуда у честных родителей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от неограничиваемого обоих воспитания. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни управляет, и с ростом сына растет.

Когда же сын вырастает в величину стойкую, вместе с ним вырастает злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится такая притча: “…если юноша и состарится на своём пути, то не сойдет с него, ибо как глиняный сосуд, если в начале обработки вареной смолой напитается, никогда не отмоется. Так человек, глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности…” Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от пеленок обучаются злословию.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь,
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Счастливы родители, у которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Итак, поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе, у детей формируются такие качества как мужественность, женственность.

В своих анкетах дети указывают, что многих бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, будто без ремня ничего хорошего их ребенка выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют детей.

Многих из них в детстве били. Они ужасно напуганы тем, что слышат от соседей и сослуживцев: дети родителей не почитают, один престарелую мать куда-то сдал, другой пьет. И вот пропадает вера в своих собственных детей. Они рассуждают: “Нельзя спускать, разбалуется, совсем от рук отобьется”.

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: “ Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать”. Это самая уродливая форма самоутверждения. Достойно ответить обидчику не каждый может. А тут дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно кричать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь, бывает, бьют, чем попало, жестоко, случаются травмы. А еще бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных. А со всех сторон говорят о возросшей ответственности родителей перед обществом за воспитание своих детей. Ужас обуревает: а вдруг не сумею выполнить почетный родительский долг.

Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Она требует постоянного самосовершенствования.

Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх.

Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.

Но дело ведь далеко не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Понимаю, что рискованное утверждение. И все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьет. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное.

Но… Если вы вдруг заметите, что ваш ребенок шарахается от вашего резкого движения, пусть это по-настоящему испугает вас.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей на смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерам отпусти их грех…
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно уже все пусто, все сгорело.

Всегда родителей волновал вопрос воспитания детей, все мы хотим, чтобы дети были хорошими, счастливыми, добрыми и хорошо учились. Вот несколько советов, которые, возможно, кому-то знакомы, а кто-то услышит их впервые, кого-то они заставят задуматься.

Эти советы дают известные психологи, педагоги.

Совет первый: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Вам очень хочется научить, покрикивать, наказать. Не так моешь посуду, не так пишешь, не так складываешь игрушки. Реакция детей на такое вмешательство разная: одни теряются, другие обижаются, а третьи вообще отказываются делать. Вспомните себя, как вам было трудно написать букву, часто подмести пол или забить гвоздь. Сейчас вам эти дела кажутся простыми. Когда годовалый ребенок учится ходить, вы же не ворчите на него, а радуетесь за каждый новый самостоятельный шаг.

Так же нелепы с психологической точки зрения критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам. Как же учить, если не указывать на ошибки? Ребенок относится к своим ошибкам более терпимо, чем взрослые. Он доволен тем, что у него уже что-то получается. Не торопите его. И если ваши взаимоотношения с ребенком позитивные – это весомая прибавка к общему результату учения. Большое значение имеет и эмоциональный след в душе ребенка: удовольствие или неудовольствие от занятия, уверенность или неуверенность в своих возможностях. И проявление интереса к занятию ребенка также способствует усвоению умений, навыков.

Совет второй: совместная раздельная деятельность – включение родителя в занятия ребенка. Эта та ситуация, когда ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и либо попросит помощи сам, либо признается в своей беспомощности.

В этой ситуации ему обязательно надо помочь.

В то же время родители должны повышать степень самостоятельности детей при выполнении уроков дома. Самостоятельность является ключевыми в решении и воспитательных и образовательных задач. Самостоятельный ребенок умеет прибрать за собой, подмести и вымыть пол, проявляя при этом заботу не только о себе, но и о других членах семьи. Самостоятельность в быту воспитывает волю, терпение, умение преодолевать трудности. Все эти качества нужны для успешной учебы. Хорошие знания получает тот ученик, который умеет их добывать самостоятельно. Учитель лишь направляет его мысль и помогает ему справиться со сложным материалом. Но эта свобода учебы приходит из семьи, где умело развивали душу и тело, действовали согласованно, терпеливо, в нужный момент проявляли волю, различали и принимали достоинства и недостатки ребенка путем постоянного общения с ним. Это нелегко, особенно в наше время, когда приходится любыми способами обеспечивать материальное существование семьи, когда нет привычки и времени разговаривать с ребенком по душам.

К сожалению, многие папы и мамы сводят свое общение с детьми к проверке домашнего задания и занятиях при их выполнении. В выходные дни многие дети спят до 10-11 часов, затем смотрят телевизор, гуляют на улице, играют с друзьями. Отсутствует совместное домашнее чтение, прогулки, посещение музеев. Течет вялая, скучная семейная жизнь, не развивающая ни детей, ни родителей. И трудные, проблемные дети, дети с комплексами, непослушные – это те дети, у которых в семье не сложилось общение, которых не понимают ребенка, невнимательны к нему, предъявляют нереальные требования.

Как же нам всем хочется иметь “образцового” ребенка, чтобы его ставили в пример, а мы краснели от гордости за него. По мнению многих психологов, “образцовый” ребенок – ребенок несчастный. Это ребенок под маской. И никто не знает того дня, когда он эту маску скинет. А скинет он ее обязательно. Вот тогда родителям не позавидуешь.

А. С. Макаренко учил, что “в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…”. Но нельзя злоупотреблять ничем. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать эгоиста. Нужно во всем чувство меры.

Ребенка нужно принимать таким, каков он есть, любить его не за то, что он отличник, а просто так. Нередко мы сообщаем ребенку, что если ты будешь хорошо учиться, закончишь четверть на 4 и 5, перестанешь лениться и т.д., то … Значит, мы его любим при каком-то условии.

А в психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из основных человеческих потребностей.

Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. И при ее отсутствии у вашего ребенка возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Можно выразить недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим. Можно осуждать его действия, но не его чувства.

Я предлагаю вам тест:“Какие вы родители?”

Поставьте себе, отвечая на вопросы, по 2 балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ “иногда”. Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

  3. Интересуются ли дети вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей своих детей?

  5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

  9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?

  10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

  12. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?

  13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

  14. Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:

  • Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.

  • Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо подумать, что можно изменить.

  • При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Я также провела анкетирование среди детей нашего класса. Дети отвечали на вопросы, как вы реагируете на оценку “5” и оценку “2”, как хвалите и как ругаете.

За отметку “5” хвалите:

- все 17 детей ответили, что вы говорите “Молодец, умница”, спокойно при этом реагируете.

За отметку “2” ругают:

  • бьют – 5 детей

  • ставят в угол – 3 детей

  • кричат громко – на 3 детей

  • наказывают просмотром телевизора – 2 детей

  • лишают прогулки – 2 детей

  • лишают сладостей – 2 детей

Никак не реагируют на отметку “2” - 3 родителей.

И лишь одна мама, воспитывающая дочь одна - помогает ребенку разобраться в проблеме.

А другая мама подбодрит ребенка и скажет “Ничего, исправишь”. Есть дети, которые учатся за похвалу, за деньги, за сладости.

Как видите, я не случайно выбрала тему нашей лекции именно такую. Вы должны понять, что опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка, пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наверное, нам всем, и родителям и учителю, есть над чем задуматься, поработать.

Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира – это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается и личное, и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен видеть мир не только глазами, но и сердцем. Ни в коем случае не навязывая, а только советуя, я вам предлагаю десять заповедей:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.

  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.

  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

  5. Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

  6. Не унижай.

  7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь.

  8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Свою лекцию я закончу стихотворением Сильвы Капутикян.

Сыну.

Ты не отличник, мой мальчик, нет,
Домой не приносишь грамот – наград,
И другие матери мне в след
С доброй завистью не глядят.
Я в глубине твоей вижу, сынок,
Под шероховатой и грубой корой,
Чистое золото, ясный поток,
Душа твоя светлая бьется порой.
Может, звездой тебе не блеснуть, -
Званий не будет, талантов нет,
Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,
Сверкни и людям отдай свой свет, -
Будь человеком, мой мальчик, будь!…

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам. Спасибо. До новых встреч!
























Внеклассное мероприятие по теме: "Дружная компания семей"

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ – ЕГО РАЗУМ ДАРИТ!

Наша школа серьезно занимается экологическим воспитанием учащихся, мы так же работаем с родителями: проводим лекции, семинарские занятия, где знакомим их с основами здорового образа жизни. Одним из основных элементов ЗОЖ является регуляция труда и досуга. В своей работе как классного руководителя я большое внимание уделяю этому направлению. Эта работа на селе имеет особое значение, так как здесь ограниченные возможности проведения досуга в общественных местах вместе с детьми. Такие мероприятия как КВН, “Отцы и дети”, “Ресторан”, вечера отдыха способствуют воспитанию в детях духовных ценностей: добра, любви к ближнему, вызывают и укрепляют интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга.

К сегодняшнему вечеру мы начали подготовку заранее. На родительском собрании я объявила о своем желании в проведении семейного вечера, родители поддержали и сразу же получили домашнее задание:

  • выпустить газету “Говорилка”;

  • составить генеалогическое древо;

  • подготовить выставку “С ремеслом весь свет пройдешь—не пропадешь”.

До проведения праздника я посетила всех детей на дому и познакомилась с бытом, интересами, традициями семьи, а так же с режимом дня ребенка. О проведении операции “Быт” сообщила родителям. Несколько семей пригласили меня в гости, где мой приход был не неожиданностью, а ожиданием чего-то необычного для ребенка, который подготовил свою комнату, альбом, рисунки. Это мне помогло составить сценарий праздника “Дружная компания семей”.

Цели:

  1. Вызвать и укрепить интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга.

  2. Расширить представления о духовных ценностях добра, любви к ближнему.

  3. Показать и расширить представления о связи поколений.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Генеалогическое древо семей, газеты “Говорилка”, выставка “С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь”.













ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, дорогие мамы, папы, дети. Добрый день, большая дружная семья.

Сегодня мы снова вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за свою и другую семьи во время конкурсов. Сегодня у нас не будет пассивных зрителей, все мы будем участниками и зрителями одновременно.

  • Итак, начинаем первый конкурс-представление семьи (рассказывают об образовании своей семьи, увлечения, досуге, знакомят с выставкой, исполняют художественные номера).

  • Второй конкурс – выбрать и написать девиз семьи.

  • Третий конкурс – “Моя родословная”.

Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить предков. Это дань благодарности, дань памяти.

Вы видите в этом зале прекрасные родословные. Каждый смог бы защитить свою родословную. Но мы попросим сделать это тех, у кого самое “глубокое” и содержательное генеалогическое древо.

(Выступления)

Ребята, ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного дерева. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

Все мы осознали, что находимся в родстве друг с другом, пусть и очень отдаленном. Мы, конечно, ветви и листочки огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Поэтому мы должны жить в дружбе и согласии.

  • Круг дружба – игра “Апельсиновый рай”.

В жизни, как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно.

  • Четвертый конкурс – задание детям написать письмо бабушке или дедушке, которые потом прочитывают.

Чаще пишите своим любимым бабушкам и дедушкам, ведь они так ждут и радуются каждой весточкой от вас.

А сейчас послушаем стихотворение Л. Николаенко “Доброта”.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты.
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют все. В ее чутком сердце никогда, не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!. . . Встаньте все!
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
“МАМА” (Р. Гамзатов)

А сейчас мы устроим салют в честь мам. Папы надувают шары, а дети лопают(все вместе)

- Песня “Колыбельная” из кинофильма “Долгая дорога в Дюнах”.

А теперь все целуем своих мам.

  • Пятый конкурс (для детей)—написать место и год рождения своей мамы и папы.

Вам нигде сейчас лентяев
Не найти среди мужчин –
Варят, моют, подметают
Все мужчины как один!

  • Шестой конкурс (для пап) — собрать в бутылку фломастеры.

(Побеждает тот, кто потом быстрее вытряхнет)

Специальный номер для пап: песня “Песенка про папу”. (Сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

  • Седьмой конкурст – переводы с детского.

  1. смеялка – (рот)

  2. алешкин – (телефон)

  3. бигудиться – (накручивать волосы на бигуди)

  4. слушалка и уколистка – (медсестра)

  5. поймал дорог у— (упал)

  6. коленки на руках – (локти)

  7. пилить гитару – (играть на скрипке)

  8. босоноги – (босоножки)

  9. дворняжка – (дворничиха)

  10. почтаник – (почтальон)

  11. всехний – (общий)

  12. мазелин – (вазелин)

  13. помесь трамвая и автобуса – (троллейбус)

  14. улиционер – (милиционер)

  15. почему комар пищит – (потому что злится)

  16. у кого одна ножка и много рук? – (у дерева)

  17. машина по голове ездила – (в парикмахерской)

  18. какой страшный спун – (соня)

  • Восьмой конкурс – “Фотомастерская”.

А сейчас, представьте, что вы пришли в фотомастерскую и хотите сделать семейный снимок. Как вы расположитесь, какие примете позы? Жюри оценит.

Ну, что же, уважаемые семьи! Мы сейчас подведем итого нашего семейного праздника, и так, слово жюри.

По итогам всех конкурсов в номинации самая… победителем стала семья…, кроме этого у нас есть победители по следующим номинациям:

  • самая дружная;

  • самая молодая;

  • самая веселая;

  • самая талантливая и др. (семьи получают медали с надписями)

Песня “Белая дорожка”, сл. Пришельца, муз. В. Ренев.

Спасибо всем! Но у нас есть еще один конкурс – “Аукцион”.

- “Какой был сегодня вечер?”

- веселый, интересный, радостный, прикольный, хороший…(приз получает семья, назвавшая последней характеристику вечера).

Большое спасибо за активное участие в нашем вечере, я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли отдохнуть, отвлечься от проблем, пообщаться друг с другом и просто посмеяться. Я надеюсь, что такие вечера станут традицией. Как сказал древнекитайский мыслитель Конфуций “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”.


















































Название документа мероприятие.doc

Тема: « Искусство жить в семье. Решение семейных проблем»


« Самые лучшие дети бывают у

счастливых родителей»

А.С. Макаренко


Оборудование:

  1. Комплекты заданий для групп

  2. Магнитная доска

  3. Фишки



Цель: Классный час направлен на развитие гармоничных отношений внутри семьи


Задачи:

  1. Воспитание чуткости, дружественности и уважения к другим членам семьи.

  2. Расширение представлений об обязанностях каждого члена семьи и возможностях решения возникающих проблем

  3. Поиск эффективных путей и методов воспитания культуры внутрисемейных отношений


Предполагаемый результат:

  1. Снижение уровня напряженности внутри класса и семьи

  2. Повышение интереса к проблемам родителей


Ход мероприятия:


Организационный момент: учащиеся сидят в кругу в центре класса

Внимание, ребята!

Обратите внимание на доску, прочитайте цитату. Давайте попробуем объяснить ее значение.

Тема классного часа: « Искусство жить в семье. Решение семейных проблем». Надеюсь, что для себя вы узнаете много нового, интересного. И сделаете соответствующие выводы.

2008 год объявлен годом семьи не случайно, потому что проблемы семьи всегда были и будут актуальны и для всей страны и для каждой семьи в отдельности. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем: не достает житейской мудрости. Этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.

Сейчас мы будем работать в группах. Для этого рассчитаемся по кругу на « Яблоко. Грушу. Виноград».

Каждая группа образуйте свой круг.

А теперь послушайте, что мы будем делать:

сейчас каждая группа получит поговорку, слова в поговорке разрезаны. Необходимо составить из них поговорку и объяснить ее значение.

1. На что и клад, коли в семье лад.

2. Детей наказывают стыдом, а не кнутом.

3. Кто родителей почитает, тот навеки не погибает.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

- Вас понимают ваши родители?

- У вас случались конфликты с родителями?

- Часто ли вы шли на мировую с родителями?

- Что чаще становится причиной конфликтов?

Сейчас каждая группа получит описание ситуации. Вам нужно прочитать, обсудить в группах и решить, как лучше поступить в этой ситуации. А особенность заключается в том, что вы будете рассуждать и принимать решения с позиции родителей.

Понятно задание?

Ситуация 1: К вам шла ваша подруга и в подъезде «подловила» вашего ребенка курящего сигарету. Они договорились, что не выдадут друг друга. (За это ребенок обещал бросить курить). Но ваша подруга вам рассказала все ( о случае и договоре). Как бы вы поступили в этой ситуации? (не забывайте, ВЫ – РОДИТЕЛИ)



Ситуация 2: Ваш сын хорошо учится в школе, но когда вы приходите домой, вас ждет гора грязной посуды и разбросанные по квартире вещи. На ваши замечания сын отвечает: « Я делал уроки». Как бы вы поступили в этой ситуации? (не забывайте, ВЫ – РОДИТЕЛИ)



Ситуация 3: Ваша дочь ходит понурая. Плачет по ночам. Стала плохо кушать. Перестала ходить на прогулки с подругами. Вы случайно услышали ( когда она разговаривала по телефону), что дочь выясняет отношения с парнем. Ваша дочь влюбилась! Как бы вы поступили в этой ситуации? (не забывайте, ВЫ – РОДИТЕЛИ)

Разбор ситуаций.

Вы разбирали ситуации, вспомнили поговорки о семье, а сейчас давайте подумаем и запишем на листах бумаги отношения, которые должны быть в каждой семье.

Составить ЦВЕТОК ( в центре – СЕМЬЯ, лепестки – написанные на бумаге отношения)

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!



Ребята, сегодня вы пробовали представить себя на месте родителей. Легко это было делать? Как вы думаете, легко ли вашим родителям принимать какие-либо решения в плане воспитания? Теперь, я думаю, вы будете лучше понимать своих родителей, и помогать им вас воспитывать.



Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!


Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!


Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!




Название документа презентация.ppt

Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся Мельнико...
Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. 	При о...
Ведущие педагогические идеи опыта Установление и поддержание постоянной связи...
Цель программы: 	Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопониман...
Задачи: Оказание помощи семье в воспитании детей; Психолого-педагогическое пр...
Организация работы с родителями: Просветительская Консультативная Коммуникати...
Основные направления в работе: изучение семей и условий семейного воспитания;...
Принципы работы: объективный характер изучения семьи; комплексный подход в из...
Формы воспитательной работы: Родительское собрание Родительский лекторий Конф...
Результативность опыта 	благодаря организации целостной системы работы с роди...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся Мельникова
Описание слайда:

Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся Мельникова Наталия Валерьевна учитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 3»

№ слайда 2 Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. 	При орга
Описание слайда:

Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс. При организации работы с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи: достижения всестороннего гармонического развития личности ребенка.

№ слайда 3 Ведущие педагогические идеи опыта Установление и поддержание постоянной связи с
Описание слайда:

Ведущие педагогические идеи опыта Установление и поддержание постоянной связи с родителями. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

№ слайда 4 Цель программы: 	Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания
Описание слайда:

Цель программы: Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д. Укрепление престижа и роли семьи в обществе.

№ слайда 5 Задачи: Оказание помощи семье в воспитании детей; Психолого-педагогическое просв
Описание слайда:

Задачи: Оказание помощи семье в воспитании детей; Психолого-педагогическое просвещение семей; Коррекция семейного воспитания; Организация досуга семьи; Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.

№ слайда 6 Организация работы с родителями: Просветительская Консультативная Коммуникативна
Описание слайда:

Организация работы с родителями: Просветительская Консультативная Коммуникативная

№ слайда 7 Основные направления в работе: изучение семей и условий семейного воспитания; пр
Описание слайда:

Основные направления в работе: изучение семей и условий семейного воспитания; пропаганда психолого-педагогических знаний; активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям; обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания; знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

№ слайда 8 Принципы работы: объективный характер изучения семьи; комплексный подход в изуче
Описание слайда:

Принципы работы: объективный характер изучения семьи; комплексный подход в изучении всех характеристик семьи; выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала; анализ реальной ситуации; двусторонний характер изучения семьи (родители, дети); осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности; оптимистический подход к семье; единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.

№ слайда 9 Формы воспитательной работы: Родительское собрание Родительский лекторий Конфере
Описание слайда:

Формы воспитательной работы: Родительское собрание Родительский лекторий Конференция по обмену опытом воспитания детей Вечер вопросов и ответов Диспут Встречи с администрацией, учителями класса Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей Взаимодействия педагогов с родительским комитетом Групповые консультации, практические занятия для родителей Взаимодействие с отцами детей

№ слайда 10 Результативность опыта 	благодаря организации целостной системы работы с родител
Описание слайда:

Результативность опыта благодаря организации целостной системы работы с родителями, адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Уровень воспитанности учащихся 5 класса в 2007-2008 учебном году повысился: Дата Класс Уровень воспитанности 23.05.2007г. 4 класс 3,8балла 28.09.2007г. 5 класс 4,2балла 27. 12.2007г. 5 класс 4,3 балла

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

Описание опыта работы. «Организация сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся»
  • Классному руководителю
Описание:

 « Самые лучшие дети бывают у счастливых  родителей»

                                                                                  А.С. Макаренко

 Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так , а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей это предотвращать.

              Проблема, стоящая за этим, отражена в педагогической и семейной культуре родителей. Обучение родителей - это деятельность общественных институтов и структур с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей. Это хорошо понимали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. (Сухомлинский создал целую систему обучения родителей всех возрастов).

Автор Мельникова Наталия Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1584
Номер материала 32736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓