Описание
инновационного педагогического опыта учителя
русского
языка, литературы
МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа»
Николаевой Светланы Николаевны
1. Тема
инновационного педагогического опыта: «Формирование у учащихся экологических
понятий на уроках русского языка и литературы»
1.1.
Актуальность и перспективность опыта
Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки
русского языка и литературы помогают решить данную проблему. Уроки русской
словесности, как никакие другие, имеют огромный потенциал для формирования
экологического мировоззрения школьников, позволяют расширить их кругозор. С
помощью текстов о природе учащиеся могут ощутить ее красоту через богатство
языка, пополняя тем самым свой словарный запас.
Работа на уроках литературы помогает им выработать навык самостоятельной
творческой работы, развить умение внимательно читать текст художественной
литературы и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать
выводы и, в конечном итоге, формировать собственные аргументы и суждения.
Уроки русского языка и литературы учат видеть красоту и значимость
художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного
образа.
Один китайский поэт сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитайте человека.
Это и есть основная цель экологического воспитания.
Наш
поселок располагается в удивительном месте – на слиянии двух красивых рек –
Яваса и Вада. Сюда едет много людей из разных уголков земли, едут полюбоваться
природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но не все готовы к культурному
отдыху. И хотя результаты насилия над природой потрясают (вырубленные леса,
загрязненные воды, погубленные озера, исчезновение редких видов животных, птиц,
горы мусора…), культура взаимоотношений с природой в нашем обществе еще не
выработана. Кому, как не нам, школе, у себя в поселке наводить порядок,
охранять природу. Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках.
Уроки русского языка и литературы не исключение.
Цели:
образовательные:
- сформировать у учащихся целостную картину
мира;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный
процесс;
-организовать проектную деятельность.
воспитательные:
-воспитывать экологически грамотного человека;
-воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,
доброжелательное отношение к ответам и рассказам других;
-через содержание учебного проекта подвести учащихся к
мысли, что человек в ответе за все, что его окружает.
развивающие:
-развивать умение мыслить, проектировать в процессе
изучения экологических проблем;
- развивать умения работать самостоятельно с дополнительной
литературой, проводить исследовательскую деятельность;
-развивать способности к самоконтролю действий по
достижению целей и рефлексии.
Задачи:
-углубить и расширить экологические знания на уроках
русского языка и литературы;
-развивать познавательную, творческую, общественную
активность;
-сформировать чувство бережного отношения к природе.
1.2.
Концептуальность
В
современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя
русского языка и литературы должна быть связана с усилением внимания к таким
важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических
норм, сформированность ценностных отношений, формирование экологических
понятий.
Уроки русского языка предполагают следующую работу:
-разработка и внедрение в учебный процесс программы по русскому языку с
экологическим наполнением
- экологический диктант;
- ведение и оформление экологического словаря и словаря природы;
-творческие работы (сочинение, эссе);
-работа с текстами о природе, об экологических проблемах;
-наблюдение за своим любимым уголком природы (творческая работа);
-оформление стенда «Природа и мы»;
-работа с картинами русских художников-пейзажистов;
- оформление классного альбома « Наши питомцы».
Уроки литературы предполагают следующую работу:
-анализ стихотворений о природе, птицах, животных;
- исследовательская деятельность;
-конференции по произведениям М.Пришвина, К.Паустовского и др.;
-проектная деятельность, защита презентации;
-творческая работа (стихи, рассказы…);
-дискуссии;
-ролевые и ситуационные игры
Экологическое воспитание, начатое на уроках, продолжается и после уроков – во внеклассной
работе. Особенностью проведения внеклассных мероприятий является то, что
учитель имеет возможность проводить их в лесу, на берегу рек и озер, т.е. в
непосредственном контакте с природой. Интерес представляют экологические
праздники, постановка мини-спектаклей ( «Эко-я. Эко-мы. Эко-мир.», «Биосуд над
расхитителями природы», «Весенние приключения Красной Шапочки» и др.)
1.3.
Наличие теоретической базы опыта
Свою работу
выстраиваю, опираясь на методические рекомендации, учебные пособия, материалы
для внеклассной работы, для проведения практических работ:
Дежникова
Н.С. и др. «Воспитание экологической культуры у детей и подростков», М:
Педагогическое общество России, 2000
Дёжкин В.
«Беседы по экологии», М, «Молодая гвардия», 1979
А.Д. Дейкина «Обучение и
воспитание на уроках русского языка» Москва,
«Просвещение», 2000г.
Журналы: «Русская
словесность»
«Русский язык в школе»
«Литература в школе»
Гусев О. «На
очарованном берегу», М, «Советская Россия», 1980г.
Захлебный А.Н.,
Суравегина И.Т. «Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе».
М., «Просвещение».
Ресурсы Интернета
1.4.
Ведущая педагогическая идея
В
связи с тем, что в настоящее время практически постоянно прослеживается экологическая
малограмотность и даже безграмотность населения, считаю очень важным улучшение
экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
1.5 Оптимальность и
эффективность средств
Задача
школы (в том числе и словесника) - вырастить культурного, грамотного человека,
готового держать в своих руках экологическое будущее своей страны. Поэтому
уроки русского языка и литературы мною проводились и проводятся в русле
экологизации предмета.
В
течение всего учебного процесса учащиеся должны усваивать культуру общения
человека с природой. Этому способствуют тексты о природе, о животных, птицах,
о бережном отношении ко всему живому, например, при изучении темы «Однородные
члены предложения».
С большим интересом дети работают с текстами, где есть творческое задание. Например,
предлагается задание: продолжить текст. В 5-7 классах на уроках русского
языка мы завели словари природы и экологические словарики. К.Паустовский писал:
«Очень
богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным
явлениям, с ними связанными».
Словарь природы 5-классники начали с «осенних» слов. Это приметы осени, о
которых ребята подбирают стихи русских поэтов, пробуют сочинять свои стихи,
пишут небольшие сочинения. Словари ведем в отдельных тетрадях, каждому слову
желательно отвести отдельную страницу, так удобнее работать, что-то нарисовать
или приклеить. На первом листе помещаем слова К.Паустовского: « Для всего, что
существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов,
болот, рек и озер, лугов и трав, в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий.» В течение всего учебного года ведем наблюдения за
приметами осени, зимы, лета. Этот материал затем используем для написания
сочинений.
На
уроках русского языка также используем карточки, где даны тексты о природе. Живой
интерес вызывает работа с картинами русских художников, где изображены пейзажи:
Пластов «Летом», И.Грабарь «Февральская лазурь», И.Левитан «Золотая осень»,
И.Шишкин «Рожь» и другие.
Многие уроки литературы проводятся с экологическим уклоном. Работая с
программными произведениями, мы обязательно обращаемся к эпизодам - пейзажным
зарисовкам, так они помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих
героев. Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток у разных
писателей (например, у Пушкина и Лермонтова, у Пушкина и Некрасова и т. д.). В
старших классах (9-11) обязательно проводятся уроки, раскрывающие характер
главных героев на фоне пейзажных зарисовок. Например, рассматривая образ Г.
Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова, мы разбираем такие эпизоды,
как: описание Койшаурской долины - «Славная эта долина! Со всех сторон горы
неприступные…» - этот эпизод нас как бы готовит к встрече с главным героем –
славным и в то же время неприступным; в Пятигорске, где поселился Печорин (гл.
«Княжна Мери») – «…Весело жить в такой земле! Воздух чист, свеж, как поцелуй
ребёнка: солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти,
желания, сожаления?» - через данный эпизод мы лучше понимаем чувства, мысли,
сложный мир Печорина, противоречивость его характера.
Таким образом, эта работа помогает учащимся понять тесную взаимосвязь человека
и природы – и если он (человек) будет чище, лучше, добрее, то и природа будет
отвечать тем же самым.
1.6. Результативность
опыта
Результатом
своей педагогической деятельности считаю:
-
стабильные результаты освоения учебных программ;
-
высокое качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме
ЕГЭ и ГИА;
-
участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по русскому
языку и литературе;
-
участие во всероссийском игровом конкурсе по русскому языку «Русский
медвежонок» на районном уровне;
-
участие и призовое место в республиканском конкурсе «Юные таланты пера»:
2014
год: Пичугина Анастасия (8 класс) – 1 место
-
участие в заочном турнире г. Киров «Осенний марафон. Литература»:
2013
год: Пичугина Анастасия (8 класс) – 3 место в районе, Холопов Денис (7 класс) –
1 место в районе
1.7. Возможность
тиражирования
Опытом работы делюсь с коллегами на районных семинарах учителей
естественнонаучного цикла в виде выступлений, проведения открытых уроков,
внеклассных мероприятий.
Разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации выкладываю в интернете
на сайтах.
Директор школы: _________/Г.В. Коблова/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.