Главная / Химия / Описание деятельностного подхода в обучении химии по технологии "Кластери"

Описание деятельностного подхода в обучении химии по технологии "Кластери"

Деятельностный подход в обучении – технология «кластери»


Демина Татьяна Вячеславовна,

учитель химии

Методический день 18.12.2013


Кла́стер англ. cluster — гроздь, пучок, скопление

- объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Кластери”технология в обучении, зародившаяся в США.

Американские педагоги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою собственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу приобретения новых сведений совершенствовать эту модель.


Первоначальный вариант использования технологии «кластери».

  • Перед изучением нового материала учащийся посередине верхней строчки на листе бумаги пишет название изучаемого раздела.

  • Затем на второй строчке учащийся записывает слова, которые приходят ему на ум в связи с названием этого раздела.

  • На следующей строке (или строках) он записывает слова, ассоциированные со словами второй строки, и т.д.

  • Вся эта работа выполняется в ограниченное время, например, в течение 10 минут.

  • Затем учащемуся выдают информационный материал по изучаемого разделу (отдельный лист с текстом, учебник или др.) и предлагают внимательно изучить его.

  • Итогом этой работы должно стать подчеркивание среди написанных учащимся слов тех, которые он встретил в книгах, а также вписывание новых слов, расширяющих знания по теме.


Модификацией технологии кластери” является составление разветвленных кластеров:


  • В центре (в верхней части) листа записывается ключевое понятие, а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  • Луч означает существующую между терминами логическую связь.

  • Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.


Способы работы учащихся с кластерами:


  • Составление нового кластера.

  • Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в его состав.

  • Коррекция и совершенствование готового кластера.

  • Завершение неполного кластера:

-         без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

-         без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.





Организационные формы работы с кластерами:

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы

  • На обобщающем уроке в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.

  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

  • При выполнении контрольного задания

  • на составление кластера,

  • написание рассказа по кластеру,

  • определение термина (терминов) неполного кластера.


Пример. Цель использования технологии «Кластери»: Подготовка учащихся к восприятию новой информации

Пошаговое описание технологии

  • В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)

  • Далее предлагаем учащимся высказывать в течении 5 минут (10 минут) слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой (можно помогать наводящими вопросами).

  • Устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

  • Устанавливаем недостающие элементы в связях, т.е. «пробелы» в знаниях

  • Устанавливаем необходимость обратиться к источникам (текстам, учебникам, справочникам и т.д.) для ликвидации «пробелов»

  • По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).


Советы преподавателю

Записывайте все идеи учащихся

  • Не судите о качестве идей (не комментируйте)

  • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо

  • Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.

  • Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.

  • Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).


Описание деятельностного подхода в обучении химии по технологии "Кластери"
  • Химия
Описание:

       В тексте дается определение технологии, её изначальное использование и современная модификация, а также указаны цели, приемы, место и организационные формы деятельности в системе обучения химии.

       К выступлению прилагаются образцы развернутых кластеров, которые можно использовать в 11 классе как домашнее самостоятельное изучение темы (времени при одночасовой программе обучения катострофически не хватает), а также как проверочную работу по пройденному тематическому блоку.

        Работа с кластерами дает возможность скорректировать учебное время, осмыслить изучаемый материал.

Автор Демина Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 390
Номер материала 17546
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓