Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание опыта управленческой деятельности«Управление формированием механизмов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся»« Мы не говорим педагогам – поступайте такили иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К.Д. Ушинский В этих словах великого русского педагога заложена управленческая компетентность, которая стоит во главе угла всего образовательного процесса. Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и в таком сочетании, что позволяет достичь поставленные цели. Свое управленческое кредо я бы сформулировала так: творческий поиск наиболее эффективных управленческих решений, предприимчивость, умение сочетать разумное новаторство с высокой ответственностью, ценность педагога как личности. Ориентиром для меня, как управленца, являются и слова Лао Цзы «Чтобы вести людей за собой, иди за ними». Под управлением я понимаю целенаправленную деятельность по сохранению, упорядочению и развитию управляемой системы с целью ее устойчивого, эффективного функционирования и перевода в новое, более совершенное, качественное состояние на основе использования присущих этой системе объективных закономерностей и прогрессивных тенденций.В своей управленческой деятельности опираюсь на основные теоретические принципы и закономерности классического и современного менеджмента, маркетинга в образовании таких ученых как М.М. Поташник, Г.Х. Попов, Т.И. Шамова, основные положения личностно-ориентированного, системно- деятельностного и компетентностного подходов к построению образовательного процесса. Основная идея конструирования учебно-воспитательного процесса определяется мною взаимосвязью и взаимозависимостью сознания и деятельности человека ( А.И. Леонтьев).Успешность управления – результат взаимодействия функций управления – мониторинг, анализ, контроль. Функции управления совершенствуются и «шлифуются». В деятельности : от констатации фактов к освоению проблемно-ориентированного анализа;сосредоточение на функции информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений; усиление опоры на результаты диагностики.В организации - деятельность педагогов в творческих проблемных группах, как средство совершенствования их профессионального мастерства и успешного включения в инновационные процессы. Именно здесь развиваются потенциальные возможности педагогов, активизируется процесс усвоения педагогических идей и приемов. Так мною была создана творческая группа по разработке программы «Здоровье будущего поколения». В состав этой группы вошли учителя физической культуры, классные руководители, представители родительской общественности, медицинские работники гимназии. Данная программа была актуальна и необходима для обновления здоровьесберегающего пространства учебного заведения в соответствии с современными требованиями.В концепции модернизации российского образования, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены проблемы духовно-нравственного и физического воспитания подрастающего поколения. «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», говорил известный педагог - новатор В.А. Сухомлинский. Именно с этой целью пропагандируются и внедряются здоровьесберегающие технологии, немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья ребенка в школе имеет как физиолого-гигиенические, так и собственно педагогические аспекты. Учитывая те и другие факторы, необходимо выстраивать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он не ухудшал физическое состояние учащихся, а напротив укреплял их силы и возможности. Вне сомнения, что сегодня школа – главный инструмент социализации в обществе и именно школа обеспечивает создание той здоровой образовательной среды, результат которой приведет к укреплению здоровья детей и осознанию подростком ценности человеческой жизни, формированию умения противостоять влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического, нравственного здоровья и духовной безопасности Основные направления программы предусматривают:1.Укрепление материально- технической базы школы.2.Обеспечение здоровьесохраняющих технологий.3.Сохранения и укрепление здоровья учащихся и педагогов.4.Формирование здоровьесохраняющих традиций семьи.Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлен с учетом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно –образовательного пространства малого города. Новизна программа «Здоровье будущего поколения» состоит в систематизации деятельности педагогического коллектива в решении проблемы сохранения здоровья учащихся, педагогов; в создании модели здоровьесберегающего образовательного пространства в школе. Для реализации программы был проведен мониторинг необходимые ресурсов. Было выявлено, что в школе: благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых; материальная база для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, тренажёрный зал).Но ряду с теми ресурсами наиболее важным является кадровый ресурс. Анализ кадрового состава позволил выявить, что педагоги обладают гимназии высоким творческим потенциалом и здоровыми амбициями. Это сплав мастерства и энергии. Уровень квалификации постоянно растет. Учителя школы активно повышают свой профессионализм по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно –воспитательный процесс через участие в семинарах, курсовую подготовку очную и заочную. Цель программы: создание условий для сохранения, и укрепления и восстановления здоровья школьников, обеспечение качественного образования без ущерба здоровья учащихся, формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих Задачи программы:üУкрепление материально –технической базы школы через обеспечении новыми комплектами новой мебели, технологическим оборудованием школьной столовой, специальным оборудованием медицинского кабинета.üПостоянное совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров по проблеме охране здоровья.üРазработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни и охране и укрепления здоровья.üСоздания системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровью детей, формированию у них здорового образа жизни.üУвеличения количества взросло-детских объедений спортивной направленности и вовлечение учащихся к занятиям в них.üУвеличения количества взросло-детских объедений спортивной направленности и вовлечение учащихся к занятиям в них.üВнедрение оздоровительной системы В.Ф.Базарного в классы с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. üМониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.üВ рамках аналитической и информационной деятельности, направленной на решение данных задач отчеты о деятельности творческой группы представлялись на административных совещаниях, заседаниях родительского комитета, педагогическом совете.Внедрение программы осуществляется через такие формы работы.1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.работа взросло – детских объединений;спортивные аукционы, ринги;научные исследования учащихся по спортивной тематике и теме сохранения здоровья;туристические слёты;общешкольные дни здоровья;2. Информационно - нормативное:выпуск вестников «Консультации психолога», «Санбюллетень».3. Оздоровительные мероприятия:1. Профилактика и коррекция нарушения зрения и осанки у учащихся.2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусствен ному освещению рабочих мест учащихся.2.3.Соблюдение правил посадки учащихся.3. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата: Динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для учащихся 1 класса).Индивидуальное дозирование физической нагрузки и учёт уровня работоспо собности каждого ученика на каждом уроке физкультуры. Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих мето дик5. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:встречи с медработниками; смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения; организация горячего питания для учащихся 1 -9 классов. проведение Дней здоровья в школе.6. Медико-педагогическое просвещение родителей и учащихся:Индивидуальные беседы с родителями учащихся с целью устранения трудностей в обучении и поведении.Организация лекций и бесед для родителей и учащихся 7. Исследовательская работа. Мониторинг.8. Анкетирование учащихся с целью выявления степени загруженности домашними заданиями.изучения отношения старшеклассников к своему здоровью.Оценка результативности реализации программы ведется по следующим критериям: Критерии 2014г. 2015г. 2016г. ü полнота нормативно-правовой базы, локальных актов в области здоровьесбережения учащихся; + + + ü уровень информированности педагогического коллектива о современных здоровьесберегающих технологиях; ü уровень вовлечения и заинтересованности родителей в решение задач сохранения и укрепления здоровья детей; 45% 65% 95% ü уровень вовлечения учащихся к регулярным занятиям спортом; физкультурой - 361спортом -157 Реализуя задачу вовле чения обучающихся в процесс физического развития, воспитывая стремление к постоянному самосовершенствованию, педагогический коллектив осуществлял поиск наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Успешным можно считать факт систематиче ского проведения в период каникул спортивных соревнований, под вижных игр для детей разного возраста. Традиционными стали соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу. Обучающиеся принимают активное участие во Всероссийской акции « Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Названиемероприятия Количество обучающихся, принявших участие в Акции 1. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт» (1-6 классы) 46 2.Конкурс сочинений«Со спортом дружить -здоровым быть» (7-9 классы) 25 3. Конкурс рефератов( 9 класс) 12 4. Турнир по шашкам и шахматам (3-9 классы) 28 5. Конкурс буклетов и листовок(7-8 классы) 12 6. Путешествие в город Здоровейск (1а класс) 29 7. Час общения «Здоровый образ жизни» ( 1б класс) 27 8. Информационный час «О, спорт, ты мир!» ( 2а класс) 27 9. Вредным привычкам предпочитаю здоровый образ жизни (2б класс) 29 10. Час общения «Мы хотим расти здоровыми» ( 3а класс) 20 11. «Мы выбираем спорт!» (3б класс) 20 12. Спортивные соревнования«Быстрее, выше, сильнее»(4а класс) 29 13. Конкурс презентаций «Виды спорта» (5а,5б классы) 30 14. Путешествие в замок Спорта (6а класс) 25 15. Праздник мяча (6б класс) 25 16. Интеллектуальная игра «Знатоки спорта» (7а класс) 21 17. «Гармония, красота , пластика» (7б класс) 25 18. «Молодежь против наркотиков» (8а класс) 18 19. Соревнования по баскетболу(8-9 классы) 40 20. Соревнования по пионерболу (5-6 классы) 86 21. Соревнования по теннису(7-9 классы) 84 24. Веселая спартакиада (1-4 классы) 171 25.Веселые старты(1-4 классы) 171 26. ШОУ «А мы, любим – спорт!» (9класс) 21 27. Спортивный праздник«Оранжевого мяча» (5-6классы) 86 28. Соревнования по прыжкам в высоту (7-8 классы) 64 Классные руководители активно используют инновационные формы воспитательной работы с применением ИКТ. В целях оздоровления и занятости детей и подростков, интеллектуального развития обу чающихся на базе школе успешно работает летний оздорови тельный многопрофильный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают 100 учащихся. Динамика состояния здоровья Основные виды диагностики для осуществления контроля и принятия своевременных управленческих решений осуществлялась мониторинг.:§готовность ребенка к поступлению в школу;§адаптация учащихся к условиям обучения в школу;§учет перенесенных заболеваний;§ углубленный осмотр узкими специалистами.Диагностику проводили медицинские работники, классные руководители, администрация школы. В ходе диагностики выявлены: уровень физического развития, тип работоспособности, группа для занятий по физической культуре.Диспансеризация учащихся преследует цель периодической проверки состояния здоровья, выявления нуждающихся в дополнительном осмотре и лечении у специалистов.Учет заболеваний Заболевание 2014 учебный год 2015 учебный год Нарушение опорно-двигательного аппарата 12 14 Эндокринной системы 14 15 Сколиоз 36 38 Сердечно-сосудистая система 15 23 Органов дыхания 7 5 Органов пищеварения 12 11 Снижения зрения 56 61 Хронические 45 43 Кожные заболевания 9 12 Анализ данных таблицы показывает, что по ряду медицинских параметров (эндокринной системы, органов дыхания, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы) произошло незначительное уменьшение роста заболеваемости детей. В то же время наблюдается рост числа учащихся с такими заболеваниями как опорно-двигательного аппарата, кожные заболевания, сколиоз, снижение зрения.. В школе сформирована система по оздоровлению детей и привитию навыков здорового образа жизни, охране труда, техники безопасности. Ведется профилактика вредных привычек. Спортивно-оздоровительная работа в гимназии строится с учетом интересов учащихся, их физических возможностей и состояния здоровья. Для учащихся организованы секции: баскетбол, футбол, аэробика, ритмика, хореография.Учащиеся школы регулярно участвовали в городских соревнованиях по баскеболу (4 место), волейболу ( 2 место).В городском турнире «Олимпийские надежды» среди учащихся 1-2 классов заняли 2 место в городских президентских состязаниях. Дальнейшая реализация программы предусматривает созданиемодели медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения в школе: (создание информационного банка данных "Здоровье школьников"; рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьниковмодели здоровьесберегающего образовательного пространства в школе:(достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы. Перспективность внедрения данной программы видна: ü в увеличении количества учащихся, родителей и педагогов, участвующих в создании здоровьесберегающей среды;ü в сформированности механизмов своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса на этапе создания здоровьесберегающего пространства.Надо отметить, что успешная деятельность зависит от того, кто ее организует и осуществляет управление. Поэтому я понимаю, что создание здоровьесберегающей среды немыслимо без обновления управленческих технологий. В результате мною определены основные принципы управления:ü управлять – значит побуждать других работать;ü самым эффективным повышением квалификации, считаю, внутрифирменное обучение; не бояться учиться, не бояться спрашивать и побольше мечтатьСвоевременное принятие управленческого решения позволило систематизировать деятельность педагогического коллектива в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов, создать модель здоровьесберегающего образовательного пространства в гимназии.
6 677 897 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Rusakova Natalia Viktorovna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Мини-курс
4 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.