Главная / Другое / ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»








ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ»





Методист Парачук А.В.






г.Гомель

Содержание


1.

Информационный блок


3

1.1.

Название темы опыта


3

1.2.

Актуальность опыта


3

1.3

Цель опыта


5

1.4

Задачи опыта


5

1.5

Длительность работы над опытом, этапы


5

2

Описание технологии опыта


7

2.1

Ведущая идея опыта


7

2.2.

Описание сути опыты


7

2.3

Результативность и эффективность опыта


11

3

Заключение


12


Список использованных источников


13


Приложение 1


14


Приложение 2


16


Приложение 3


19


Приложение 4


21


Приложение 5


22















  1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Совершенствование практических навыков учащихся при выполнении столярных работ с деревом.

1.2 Актуальность опыта

Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой личности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. В отличие от других учебных предметов, в трудовом обучении центральное место занимает организация практической деятельности учащихся по изготовлению определенных предметов.

С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Одним из традиционных народных художественных ремесел белорусов является художественная обработка древесины. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. На занятиях объединения по интересам «Столяр- конструктор» ребята приобретают и совершенствуют практические навыки работы, создавая подлинные произведения искусства – разделочные доски, шкатулки, рамки, деревянные игрушки и многие другие изделия.

Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время, подавляющее большинство учащихся увлекается компьютерными играми, проводя почти все свободное время за компьютерами. Это не может не сказаться на их общем развитии. Ребята становятся замкнутыми, раздражительными, имеют проблемы в общении со сверстниками, не знают, как себя вести в реальном мире. И, самое печальное, ничего не умеют делать руками.

Другая категория детей, предоставленных самим себе, уходит на улицы, в подъезды. Основные их занятия направлены не на созидание, а на разрушение.

На своих занятиях я пытаюсь расширить интересы учащихся, переключить внимание на другие сферы деятельности, увлекая ребят различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Так появляется мотивация к приобретению практических навыков работы, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.

При создании резных композиций сходятся эстетическое и историческое, трудовое и физическое, экологическое и технологическое воспитание, что, несомненно, способствует формированию всесторонне и гармонично развитой личности.

1.3 Цель опыта

Создание условий для совершенствования практических навыков и творческой самореализации учащихся при обучении геометрической резьбе по дереву.

1.4 Задачи опыта

  1. Обучить практическим навыкам столярного дела, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла.

  2. Обучить владению инструментом для резьбы по дереву.

  3. Развить художественный вкус, общую культуру личности.

  4. Приобщить к истокам народного декоративно-прикладного искусства.

1.5 Длительность работы над опытом

Отличительная особенность программы - преемственность. Программма не дублирует материал школьных программ, а расширяет, дополняет его, давая возможность учащимся совершенствовать практические навыки.

Процесс обучения разделяют на три основных этапа:

  • Азбука резьбы

  • Поисковые (эвристические) работы

  • Творческие работы (проекты)

Азбука резьбы предполагает усвоение необходимых технико-технологических сведений для выполнения практических работ, в основу которых положено овладение различными способами действий при повышении самостоятельности школьников (Приложение 1).

Одним из видов самостоятельной работы являются воспроизводящие работы, требующие от учащегося главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых образцов.

Данный вид деятельности предполагает работу с учебным пособием, предлагаемыми образцами, произведениями народного творчества; способствует формированию у учащихся умений добывать знания из различных источников по ознакомлению с технологией геометрической резьбы.

Поисковые (эвристические) работы – виды деятельности, побуждающие к активному осмыслению материала; поиску вариативных решений задачи; анализу проблемных ситуаций под руководством учителя; самостоятельному выполнению алгоритма действий.

В процессе применения знаний, когда учащийся не связан с готовыми образцами, он определяет свою композицию, свой алгоритм выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.

Для выполнения поисковых работ я провожу практические занятия, которые служат ориентиром для детей.

Творческие работы требуют интенсивной самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с полученными заданиями.

Практика обучения учащихся технологии художественной обработки древесины свидетельствует о том, что учащиеся, последовательно осуществляя воспроизводящие, поисковые и творческие работы, не только успешно овладевают практическими навыками резьбы, но и привносят элементы новизны (творчества) в создаваемые композиции (Приложение 3).

  1. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Столярное дело является эффективным средством для формирования и совершенствования практических навыков учащихся, развития художественно-творческих способностей, воспитания уважения к культурно-историческому наследию.

Специфика геометрической резьбы как вида деятельности, а именно: красота геометрического орнамента, строгость линий, четкая организация рисунка, - делает ее близкой, доступной детскому восприятию и творческим проявлениям.

Доступная сложность работ позволяет использовать на занятиях методику «успеха», когда запрограммированный положительный результат подвигает к новым успехам и переходу на более сложный уровень обучения.

2.2 Описание сути опыта

Художественная обработка древесины – самый древний способ украшения изделий из древесины. Она выполняется в виде выемок: двух-, трех– и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины. Этот вид резной работы не требует сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из пород древесины.

На занятиях ребята знакомятся с видами резьбы, материалами, применяемыми для обработки древесины, осваивают приемы работы с инструментами и приспособлениями.

Несмотря на простоту исполнения художественной обработки древесины, готовые резные работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют учащимся совершенствовать определенные практические навыки.

Приемы выполнения геометрической резьбы: подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Готовый рисунок переводят на доску через копировальную бумагу. Техника геометрической резьбы одинакова. В работе чередуются два этапа: накалывание и подрезка.

В процессе создания своих изделий школьники решают следующие проблемы:

  • эскизная разработка изделия;

  • подбор материала;

  • столярная подготовка заготовки (пиление, строгание);

  • разработка рисунка;

  • перенос рисунка;

  • подготовка инструмента;

  • выполнение резьбы;

  • отделка изделия (опиливание, шлифование, лакирование, чеканка, морение).

Помимо совершенствования практических навыков, ребята получают общее представление о флористике, учатся собирать материал, выполнять его предварительную обработку, зачистку, шлифовку, выполнять простейшие поделки без изменения фактуры материала.

Задача педагога – ориентировать детей на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно–прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

Реализация программы предполагает применение различных форм и методов работы. Теоретические знания даются в форме лекций и бесед. Практическая часть программы осваивается учащимися на базе мастерской.

Для успешного усвоения материала в объединении по интересам необходимо иметь:

  • справочно-информационную литературу;

  • альбомы с рисунками для первых учебных работ;

  • укладки с наборами инструментов для художественной резьбы;

  • выставку работ учащихся прежних лет;

  • методические плакаты;

  • методические стенды с образцами материалов;

  • инструкции по технике безопасности [1, с.8].

Учебный процесс в объединении по интересам во многом зависит от первого задания. Оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему.

Занятия по резьбе начального периода лучше выполнять на осине. Педагог должен направлять процесс отбора возможных композиций, лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и образцы работ, выполненных профессионалами.

В процессе обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

В моей педагогической практике одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

  • информировать детей о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

  • организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

  • позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

  • стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

  • позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

При демонстрации трудовых приемов я применяю следующую методику:

  • показ трудового процесса;

  • показ его в замедленном темпе;

  • показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости изолированный показ отдельных сложных движений;

  • заключительный показ трудового процесса (проводится в рабочем ритме);

  • проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Формирование и совершенствование практических умений и навыков – особая педагогическая задача. Этот процесс является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека [3, с.46].

В учебном процессе в рамках данной образовательной программы, учитываются следующие педагогические принципы:

  • обучение от простого к сложному;

  • обучение в практической деятельности;

  • сочетание доступности обучения с исторической и научной обоснованностью получаемых сведений и практических действий;

  • преемственность и системность на всех стадиях обучения и т.д.

В дальнейшем приобретенные учащимися навыки и умения помогают легче освоить более сложные виды художественной обработки древесины, пробовать их комбинировать, используя более разнообразные инструменты.

2.3 Результативность и эффективность опыта

Совершенствуя навыки столярного дела, ребята учатся, как сделать красивую вещь, изделие. Конструируют, выполняют чертежи, проектируют технологический процесс или последовательность получения из заготовки готового изделия, контролируют его качество, проверяют, а затем находят новую идею, как сделать ещё лучше.

Оценить цифрами или баллами результативность опыта довольно проблематично. Результатом совместной работы ученика и учителя являются оригинальные работы ребят, которые характеризуются индивидуальностью, эстетичностью, хорошим уровнем качества, конкретной функциональностью (Приложение 3). Неповторимые работы учащихся остаются запечатленными на фотографиях выставок творчества учащихся (Приложение 4).

Показателем результативности своей работы я считаю высокие достижения учащихся в олимпиадном движении, победы в конкурсах декоративно-прикладного творчества учащихся (Приложение 5).

Увлечение столярным делом приносит ребятам и практическую пользу. Собственными руками они создают декоративные предметы для украшения интерьера своего дома: разделочные доски, шкатулки, лопатки.

Занятия геометрической резьбой создают у учащихся положительную мотивацию к практической деятельности, дают возможность реализовать себя в общении с педагогом и со сверстниками, формируют устойчивый интерес к выбору будущей специальности.

Даже если в дальнейшем ребята не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Ребята начитают понимать и ценить красоту, т.к. именно она является самым главным критерием в работе над изделием. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

3. Заключение

Занятия в объединении по интересам - это предмет о познании мастерства, создающий положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности и формирующий у них устойчивый интерес к резьбе по дереву и выбору будущей специальности. Именно объединение по интересам имеет возможность и должно формировать у учащихся потребность и способность к самостоятельной, творческой, активной деятельности.

Занимаясь резьбой, учащиеся приобщаются к интересному делу, которое обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения.

Художественная обработка древесины и столярное дело, как один из немногих видов художественной обработки материалов, является эффективным обучающим, развивающим и воспитательным средством, отвечающим педагогическим требованиям, обладающим высокими эстетическими качествами, доступностью по затрате физических сил. Это и определяет педагогическую целесообразность ее использования на занятиях.


Список использованных источников

  1. Алексеев, Е. В. Организация технического творчества учащихся [Текст] / Е. В. Алексеев. - М. : Просвещение, 1984. - 186 с.

  2. Березнев, А.В. Резьба по дереву [Текст] / А. В. Березнев, Т.С.Березнева. – Ростов-н /Д : Проф-Пресс, 2000. - 608 с.

  3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для

учителей . – 3-е изд. / Н.И. Запрудский . – Минск, 2006. – 288 с.

  1. Карабанов, И.А. Трудовое обучение. Технический труд: Для мальчиков: Учебное пособие для 7 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / Под ред. И.А.Карабанова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2004. – 256 с.

  2. Сухомлинский, В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.

  3. Чупахин, В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву. С-Пб,

Издательский дом «Литера», 2004. - 152 с.

  1. Яворская, Л.М. Трудовое обучение. Современные технологии обучения: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М.Яворская. –Минск: Местный литературный фонд: Пэйпико, 2008. – 99 с.
















Первый год занятий объединения по интересам «Столяр- конструктор» Тематический план

Вводное занятие

Знакомство с объединением по интересам. Цели и задачи объединения по интересам. Обсуждение плана работы. Деревообработка одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства.

2. Древесные материалы

Основные породы древесины, применяемые в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах, яхта - и планера строении. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Практическая работа. Изготовление стенда "Древесные пороки" или "Деревья родного края" (радиальный срез, семя, лист, внешний вид и т.д., пороки древесины). Заготовка материалов для выполнения плана работа кружка.

3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление с ним

Практическая работа. Отработка примеров работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление остнастки и приспособлений.

4. Изготовление деталей из древесины

Чернова обработка поверхности материалов из древесины перед их разметкой. Разметк'.. Припуск на юрцевание и усушку. Распиливание по лекальным линиям. Приёмы изготовления гнутых деталей типа шпангоута (кольца).

Практическая работа. Чтение чертежа и изготовление по нему деталей. Технологи/i изготовления деталей. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление деталей вращения.

5. Сборка изделий из древесины

Соединения деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями. Усиление деревянных конструкций металлическими накладками. Соединение на шипах.

6. Отделка изделий из древесины

Чистовая обработка поверхности материалов. Приёмы, инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка. Отделка в зависимости от условий эксплуатации. Безопасность труда при отделочных ботах.

Практическая работа. Отделка ремонтируемого оборудования.

7. Художественная обработка древесины

Сквозная резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов.

Практическая работа. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

8 Клей

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Практическая работа. Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками.

9. Экскурсии

Организуются на местные деревообрабатывающие предприятия во вспомогательные цехи машиностроительных заводов, в лесничество, в музей народного прикладного искусства.

10. Заключительное занятие

Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе в пионерских лагерях и лагерях груда и отдыха. Составление плана работы на будущий год.

Второй год занятий

На второй и третий год занятий план целесообразно занять исходя из интересов кружковцев, возможностей материальной базы и подготовки руководителя.

Перечень возможных направлений работ:

Помощь школе. Оборудование: учебных кабинетов, школьного музея и изготовление для него экспонатов; спортивного и военного кабинета; пришкольного участка площадкой для малышей и т. д.

Создание кружков местных народных промыслов. Интеллектуальных игр, например шахмат, игрушек. Постройка макетов военной игры "Зарница".

Постройка деревянных малых судов или планеров по просьбам местного комитета ДОСААФ.

Литература Вуланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. _ М.: Лесная продукция 1981.

Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей. Сост. A.M. Гукасова. -М.: Просвещение.

Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ. кружков / В.А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и другие под редакцией В.А. Бородулина. -М.: Просвещение 1979.

Прекрасное - своими руками. Сост. С.С. Газарян. - М.: Детская литература, 1980

Преторов П.Е..КБ спортивных самоделок. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ. - М.: Высшая школа. 1978.

Рейнке К., Лютьен Л., Мус И. Постройка яхт. - Л.: Судостроение, 1982.

Цель занятий данного объединения по интересам — удовлетворить интерес обучающихся к столярной работе и развить его до сознания потребности участвовать в общественно полезном труде по оформлению и оборудованию школы, пришкольной территории интересными игровыми и спортивными сооружениями.

Занятия объединений по интересам «Столяр-конструктор» проводятся на базе мастерских школы.

Программа объединения по интересам столяров-конструкторов первого года разработана с учётом интересов учащихся, подготовки педагога и возможностей материальной базы (постройка деревянных малых судов, планеров или движущихся образцов военной техники для игры "Зарница".




Количество часов


ТЕМА

Всего

На творческие занятия

На практические' занятия

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Древесные материалы

8

2

6

3.

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной

14

4

10

4.

Изготовление деталей из древесины

36

4

32

5.

Сборка изделий из древесины

26

4

22

6.

Отделка изделий из древесины и фанеры .

24

2

22

7.

Художественная обработка древесины

20

18

18

8.

Клеи

4

2

2

9.

Экскурсии

8

8

-

10.

Заключительное занятие

2

2

-


Итого

144

32

112













Пояснительная записка.

Труд столяра-конструктора играет важную роль в развитии творческого мышления, художественного вкуса, а также формирует общие трудовые навыки — аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Объединение по интересам «Столяр-конструктор» может вести интересную работу и летом. Занятия объединения рекомендуется проводить в занимательной, игровой форме, в виде конкурсов, викторин, игр и т.д.

Работа в объединении по интересам должна удовлетворять разнообразные вопросы учащихся, и прежде всего их желание делать что-то полезное своими руками, приложить на практике знания, навыки и умения, полученные на протяжении учебного года.

Неотъемлемой характеристикой данной программы на летний период является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках, а также интересно провести летние каникулы.

В программе на летний период большое место отводится обработке древесины, вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, обозначающие технику изготовления изделий. В этом случае, у учащихся появляется возможность расширить знания по данному предмету, научиться изготовлять более сложные изделия, заниматься декоративной обработкой древесины. При изготовлении моделей педагог обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обуславливающих эти свойства.

Работы, предлагаемые учащимся, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному условию работы, по собственному замыслу, из любых материалов и в любой технике. Широко используется комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии. Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

Изучение всего материала проходит в форме сотрудничества и сотворчества педагога и ученика.

Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы педагогу в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед.

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы и кратких бесед, предшествующих выполнению каждого задания и указывающих методов его выполнения.


Цель реализации программы:

- удовлетворить интерес учащихся к столярной работе и развить его до
сознания потребности участвовать в общественно полезном труде.

Задачи программы: Образовательные:

развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

  • способствовать освоению культурных ценностей человечества;

  • развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;

  • формировать практические умения и навыки плотника и столяра;

  • формирование национального самосознания, гармонии в отношении с
    природой;

  • первоначальное сведение о природных материалах;

  • развитие творческого воображения, наблюдательности, значительной
    памяти;

- сформировать навыки работы с инструментом.
Развивающие:

  • развивать политехнический кругозор и художественное мышление
    учащихся;

  • формировать ценности технической деятельности;

  • развивать познавательную активность учащихся;

- помочь ребенку открыть самого себя.
Воспитательные:

  • формировать профессиональную ориентацию и практическую подготовку
    для работы в различных отраслях промышленности;

  • совершенствовать коммуникативные умения и опыт сотрудничества в
    группе в процессе совместной работы;

  • обеспечить условия для формирования гражданской позиции;

  • воспитание уважения к людям труда, полезному труду;

Для реализации поставленных задач имеются следующие условия: организационно-педагогические

  • учебный класс;

  • сформированы группы по возрастным категориям;

  • расписание занятий в соответствии с учебной программой;

  • доминирование основного принципа дидактики - обучение от простого к сложному, взаимосвязь теории и практики.

  • материально-технические

  • древесина, «пороки древесины», пиломатериалы, фанера, шпон, щепа,
    ДСП, ДВП;

рубанок, фуганок, полуфуганок, шерхебель, шлифтик, зензубель, горбач, фальцгобель, металлическая линейка, угольник, транспортир, ерунок, рейсмус, пилы, ножовка, лобзик, сверло, коловорот, дрель, столярное долото, стамески, прессы, струбцины, молоток, гвозди, шурупы;

  • клей, лаки (спиртовые, масляные, синтетические), нитролаки (НЦ-216, НЦ-218, НЦ-222, НЦ-228), нитроэмалевые краски;

  • хорошо освещенное помещение с рабочими столами непосредственно
    для занятий;

  • медицинская аптечка.
    методические

  • учебные пособия по обработке древесины;

  • дидактический материал по темам занятий;

  • методические разработки занятий;

  • материалы воспитательных мероприятий;

  • подборка иллюстраций и образцы изделий из древесины

Формы проведения учебных занятий: групповая, индивидуальная, звеньевая; Методы обучения: беседа, диспут, инструктаж, консультация, конкурсы, игровые ситуации, разбор ситуаций;

Образовательный процесс рассчитан на летний период. Количество часов -78. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Для более эффективной работы и учитывая состояние материально-технической базы кружка, занятия с учащимися проводятся по подгруппам и с переменным составом учащихся.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной

4

2

2

3.

Изготовление деталей из древесины

40

4

36

4.

Художественная обработка древесины

8

2

6

5.

Работа с фанерой, деревянными заготовками и проволокой

8

2

6

6.

Работа с природным материалом

30

2

28

7.

Экскурсии

2

2.

-

8.

Заключительное занятие

2

2

-


ИТОГО

74

14

56







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

1. Вводное занятие

Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы кружка на летний период. Ознакомление кружковцев с правилами техники безопасности, организационные вопросы.

2. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.

Пилы. Нож. Рубанок. Стамеска. Топор. Клинки. Фуганок. Дрель. Сверла. Металлический шаблон для контроля углов заточки столярных инструментов: стамесок, долот и железок рубанков и фуганков. Приспособления для запресовывания склеенных деталей.

Практическая работа. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.

3. Изготовление деталей из древесины.

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевые и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Приемы изготовления гнутых деталей типа шпангоута (кольца).

Практическая работа. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление деталей вращения.

4. Художественная обработка древесины

Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов.

Практическая работа. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

5. Работа с фанерой, деревянными заготовками и проволокой.

Клеевая фанера, её строение и свойства. Лобзик. Приёмы работы лобзиком. Перевод рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Обработка фанерных деталей напильником, наждачной или стеклянной бумагой. Деревянные заготовки: рейки, бруски, планки. Разметка и пиление заготовок. Обработка деталей. Проволока, употребляемая для самоделок: железная, латунная, медная.

Практическая работа, изготовление щитков для объявлений, ящиков для цветов, коллекций. Выпиливание из фанеры контуров кораблей, самолетов и т.д.

6. Работа с природным материалом.

Работа с сосновой и березовой корой, мхом, шишками, желудями, веточками, сучками, корнями деревьев. Способы заготовки и обработки






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

1. Вводное занятие

Цели и задачи обьединения по інтересам . Обсуждение плана работы кружка на летний период. Ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности, организационные вопросы.

2. Инструменты, приспособления и станки для работы с

древесиной.

Пилы. Нож. Рубанок. Стамеска. Топор. Клинки. Фуганок. Дрель. Сверла. Металлический шаблон для контроля углов заточки столярных инструментов: стамесок, долот и железок рубанков и фуганков. Приспособления для запрессовывания склеенных деталей.

Практическая работа. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.

3. Изготовление деталей из древесины.

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевые и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям. Приемы изготовления гнутых деталей типа шпангоута (кольца).

Практическая работа. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление деталей вращения.

4. Художественная обработка древесины

Сквозная (пропильная) резьба или выпиливание. Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева. Обжиг и гравировка. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов.

Практическая работа. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

5. Работа с фанерой, деревянными заготовками и проволокой.

Клеевая фанера, её строение и свойства. Лобзик. Приёмы работы лобзиком. Перевод рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Обработка фанерных деталей напильником, наждачной или стеклянной бумагой. Деревянные заготовки: рейки, бруски, планки. Разметка и пиление заготовок. Обработка деталей. Проволока, употребляемая для самоделок: железная, латунная, медная.

Практическая работа, изготовление щитков для объявлений, ящиков для цветов, коллекций. Выпиливание из фанеры контуров кораблей, самолетов и т.д.

6. Работа с природным материалом.

Работа с сосновой и березовой корой, мхом, шишками, желудями, веточками, сучками, корнями деревьев. Способы заготовки и обработки природных материалов: резание, очистка, распаривание, сушка, способы засушивания растений. Аппликации и мозаика.

Практическая работа. Изготовление игрушек и сувениров.


7. Экскурсии

Организуются на местные деревообрабатывающие мероприятия, в лесничество, в музеи и выставочные залы.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов за прошедший год. Обсуждение планов на текущий год. Задания на лето.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • назначение, производство и применение древесины и фанеры.

  • профессии плотника и столяра;

  • свойства древесины: прочность, воспламеняемость, отношение к влаги.

  • породы деревьев, используемых для производства древесины, их
    применение;

  • строение, назначение, применение фанеры;

  • свойства фанеры: толщина, твердость, прочность;

  • понятия: технический рисунок, параллелепипед, пиление;

  • понятия: многослойный материал, шпон, щелевой замок;

  • общие принципы современного производства;

  • виды различных материалов, их свойства, технологию их изготовления,
    обработки и применения;

  • требования гигиены и техники безопасности при работе с древесиной;

  • устройство, назначение, правила безопасной работы с ножовкой,
    шлифовальной шкуркой, молотком, гвоздями, лобзиком, буравчиком;

  • приёмы окрашивания фанеры;

  • требования к качеству готового изделия;

  • способы соединения деталей;

  • правила техники безопасности и противопожарной защиты;
    владеть:

  • умением создания цветовой и объёмной композиции;

  • навыками грамотного оформления выставочных работ;

  • навыками работы со специальной литературой.
    уметь:

  • выбирать заготовки из древесины по пространственным характеристикам,
    твердости, прочности.

  • подбирать гвозди;

  • соблюдать требования гигиены и технику безопасности во время работы;

  • размечать детали из фанеры с помощью копировальной бумаги, по
    шаблону, с помощью линейки и угольника;

  • распиливать деревянный брусочек и заготовки из фанеры ножовкой по
    линиям разметки;

  • выпиливать лобзиком детали сложной формы из фанеры по линиям
    разметки;

  • зачищать шлифовальной шкуркой;

  • собирать детали на клею и на гвоздях, детали из фанеры на щелевом
    замке;

  • окрашивать изделия;

-производить контроль формы изделия с помощью линейки и угольника;

  • читать и составлять схемы, чертежи, изготовляемых изделий;

  • проводить соединение деталей, выполняемых из различных материалов;

  • разработать эскиз изделия на заданную тему;

  • самостоятельно подготовить материалы для работы;

  • самостоятельно выполнить работу по эскизу.

Литература:

  1. Буланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. - М: Лесная
    промышленность, 1981.

  2. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы
    объемного конструирования.

  3. Лежнева С.С., Булатова И.И. Сказка своими руками

  4. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе./ авт.-сост. О.Н.Маркелова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 184 с.

5. Барадулин В.А. "Основы художественного ремесла". М."Просвещение", 1979.

  1. "Псторыя беларускага мастацтва" (пад. рэд. С.В. Марцэлава. Мн."Навука i тэхніка", 1994.

  2. Барадулин В.А., Коромыслова Б.И.Основы художественного ремесла: Прак. пособие для руководителей школ, кружков. - М.: Просвещение, 1979.

  1. Народныя мастацкія рамёствы Беларусі. Укл. Я.М. Сахута. Мн."Беларусь", 1996.

  2. Газарян С.С. Прекрасное - своими руками. - М.: Детская литература,
    1980.

  1. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий: Учебник
    для профтехучилищ. — М.: высшая школа, 1978.

  2. Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980.

  3. Техническая энциклопедия. - М., 1931.

  4. Техническое творчество уачщихся. - М.: Просвещение, 1989.

  5. Федотов Г.Я. Школа мастерства. Древесная пластика. - М.: ЭКСМО,
    2006.-240 с.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТОЛЯРНЫХ РАБОТ»
  • Другое
Описание:

Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой личности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. В отличие от других учебных предметов, в трудовом обучении центральное место занимает организация практической деятельности учащихся по изготовлению определенных предметов.

Автор Парачук Андрей Валентинович
Дата добавления 19.05.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 283
Номер материала MA-067009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы