Главная / Русский язык и литература / Олимпиадные работы по русскому языку (5 - 8 классы)

Олимпиадные работы по русскому языку (5 - 8 классы)

Олимпиадные задания по русскому языку – 5 класс.

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.


2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.


3.Определите состав следующих слов.

Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.


4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.


5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.


На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.

День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.

Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.

Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.

Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.


6. Определите стиль и тип данного выше текста.


7. В тексте из пятого задания найдите:

А. Фразеологический оборот, объясните его значение.

Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.

8.Сочините стихотворение – одиннадцатисловие об апреле. Оно должно состоять из 11слов (как знаменательных, так и служебных), расположенных на пяти строках.

1 строка - цвет, качество (имя прилагательное);

2 строка – о чём пишу (прилагательное +существительное);

3 строка – тема расширяется (три слова);

4 строка – о себе, своих чувствах;

5 строка – результат, вывод (одно слово).


Пример стихотворения «Ивушка».

Зеленокудрая,

Тонкая ивушка,

Ты склонилась задумчиво.

Я люблю твою нежность.

Любуюсь.




Ответы к заданиям - 5 класс



1. Расставьте ударения в следующих словах.

БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.

За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.


2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 5 раз.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

За правильную отгадку – 1 балл, за каждый верно найденный звук – 0,5 балла.

Всего – 3,5 балла.

3. Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.

За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.



4.Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество, лесистый – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.

За каждое правильно названное слово – 0,5 балла, всего – 5 баллов.


5. Апрель

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн. Пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом. И все веснушки – проталинки сольются в одну большую пахучую весну.


За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).


6. Стиль текста – художественный , преобладающий тип речи – описание.

За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего - 2 балла.


7. А.Фразеологический оборот – не успеешь и глазом моргнуть. Разг.(Не успел) как следует осознать, осмыслить что – либо. Об очень быстром, моментальном действии.

За нахождение фразеологизма - 1балл, объяснение – 1 балл. Всего -2 балла.

Б. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца.

За предложение – 1 балл, за схему -1 балл. Всего -2 балла.

8.За стихотворение – 5 баллов.





Олимпиадные задания по русскому языку – 6 класс


1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.


2.Запишите транскрипцию слова. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно,3-й звук повторяется дважды в слове вокруг, 4-й – безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему 5 однокоренных слов.


3.Определите состав следующих слов.

Выносливость, двумястами, загорала, наладчик, пришкольный.


4.Даны грамматические характеристики трёх имён существительных. Найдите в одной из них ошибку.

А.Имя существительное, неодушевлённое, собственное, ср. р., 2 скл., ед.ч., П. п,

Б. Имя существительное, одушевлённое, нарицательное, ж. р., 2 скл., ед.ч., В. п,

В. Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, м. р., 2 скл., мн.ч., Им. п.


5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова « Январь». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.


Январь месяц б…льших м…лчаливых сн…гов. Пр..летают они всегда вдруг. Вдруг ноч(?)ю зашепчут(?)ся д…рев(?)я: что(то) творит(?)ся (в)л…су. (К)утру станет видно: пр…шла наст…ящ…я зима! Лес ут…нул в др…мучих сугробах. Под х…лодным сводом неба, покорно склонив т…ж…лые головы, застыли скорбные белые д…ревья.

Вместе (со)снегом нал…тели и наб…жали дикови..ые невиданные существа. Они ра(?)селись по пням и суч(?)кам в..карабкались на ёлки и сосны – стра…ые белые ф…гурки, (не)подвижные, (не)знакомые, но на что(то) очень похожие…

Тут выле… из сугроба л…сной ч…ловеч...к в огромной белой папах… Там, на п…ньке, с…дит не то белоч(?)ка, не то зайчик. Сл…жил он белые лапки на белое пузичко м…лчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: склонила голову на пл..чо по…п…рла белой ладошкой белую щ…чку. Обл…скало солнышко пр…г…рюнившуюся Алёнушку и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес дикови…ых птиц и зверей. Хочеш(?) увид..ть их – п…торопись. А то дун…т ветер – поминай как звали!


6. Определите стиль и тип данного выше текста.


7.Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательных: большой, тяжёлый.


8.Напишите сочинение – миниатюру «В гостях у заснеженного леса» (5 – 10 предложений). Используйте в нём сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.




Ответы к заданиям – 6 класс



1. Расставьте ударения в следующих словах.

БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.

За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.


2.[р’ ика] –речка, речонка, речной, речник, заречный.

За правильно записанное слово – 1 балл, за каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего – 3, 5 балла.


3. Выносливость, тремястами, загорала, наладчик, пришкольный.


За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.


4.Неверна характеристика п. Б: существительные женского рода не относятся ко 2- му склонению.


За правильно указанную букву – 0,5 балла, за объяснение – 1 балл. Всего -1,5 балла.


5.

Январь

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся деревья: что – то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что – то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузичко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнышко пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали.


За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).


6. Стиль текста – художественный, преобладающий тип речи – описание.


За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего -2 балла.


7.Большой – больше, самый большой; тяжёлый – тяжелее, более ( менее) тяжёлый, тяжелейший, самый (наиболее, наименее) тяжёлый.


За верно образованное прилагательное - 1 балл, всего – 6 баллов.


8. За сочинение – 5 баллов.





Олимпиадные задания  по русскому языку (7-8 класс)



1.Сделайте  фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля .

2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   зазеленели,   подземные,   пароходный,   соединение.

4.В древнерусском языке, кроме единственного и множественного числа, существовало двойственное число: два стола, дъвою столу, дъвема столома (а не столы) и т. д. Постепенно формы двойственного числа существительных были утрачены, и в современном языке этих форм, по существу, нет. Однако в некоторых сложных словах сохранились следы двойственного числа. Приведите примеры этих слов.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калик

6. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения заняли не свойственное им место.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к..  роны, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви ..,   вымп.. л, комб .. нат.

 8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad- значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija.  Rad donosi bolest – ne umri mlad.

9. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

     1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания; разберите по членам предложения; дайте его характеристику;

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.А.Сухомлинский)

11.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

12. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

            Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.  (По Г.А. Скребницкому)



Ответы (7-8 класс)



1. Сделайте  фонетическую запись предложения: [Туджэ  у стала стай'алъ кр'ивай'ь тур'эцкъй'ь  сабл'ь].

По 0,5 за каждое верное слово (3 б).

2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.

По 0,5 за каждое верное слово (3 б.)

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   за-зелен -е-л- и,   под-земн-ые,   пар-о-ход- н -ый,   со-един –ени -е.

Зазеленели  -  зеленели – зеленеть - зеленый

Подземные - подземный – земной -земля

Пароходный – пар и ходить - ход

Соединение - единение - единый 

По 0,5 за разбор слова и по 1 б. за словообразовательный (6 б.)

4.В современном русском языке есть целая группа слов с элементом дву-: двужильный, двубортный, двурушник и т. п. Этот элемент дву- представляет собой бывшую форму род.-местн. падежа от дъва, дъве. Более старая форма этих падежей сохранилась и в прилагательном двоюродный. Лексическим следом бывшего двойственного числа является и современное наречие воочию.

По 0,5 за каждое слово

5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса;  тетенькать – баловать, забавлять;  авоська – счастье, удача;  бударка – астрах. лодка;  калач – белый хлеб; , баить – говорить;  будень – будний день;  калика – странник – по 1 б. за слово (12 б.)

6. 1) от копыт их

2)наступательные движения оборонительным предпочитает

3) хитер зверина  

2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения.  В третьем – именная форма сказуемого хитѐр, обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.

3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи  Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐркивает разговорность высказывания.

По 3 балла за каждую позицию и её объяснение.

Общее- 9 баллов

7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово ( 6 баллов)

8. Не работай – работа убивает.  Работа приносит болезни - не умри молодым.

По 2 балла за каждую пословицу (4 балла)

9. Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б ( 8 баллов)



10.  Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

 (Если - =),  [- =].  Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух простых предложений .

Первое предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями; является придаточным условия, присоединяется союзом если.

Второе предложение : простое,  двусоставное, распространенное, полное, неосложнённое.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

В придаточном предложении два ряда однородных членов: 1-й ряд – однородные дополнения соединяются союзом и; 2-й  ряд – однородные дополнения соединяются попарно союзом или, разделяются запятыми.


По 0,5 балла: а) за разбор по членам; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждого члена предложения; г) за схему; д) за комментирование знаков препинания.

Максимальная оценка – 3 балла.

11. Не употребляется с предлогами - именительный ;   никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

12.  В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места.  Повествование:    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

             Описание: второй абзац.  В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания.  – 3 б.

 Всего – 60 баллов






Список литературы, использованный при подготовке к олимпиаде:


1.М.М. Казбек - Казиева . Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5- 11 классы.- Москва: Айрис – пресс, 2010. - 160 с.

2.М.М. Казбек - Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. –Москва: Айрис – пресс, 2010.- 160 с.

3. В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому языку. 7 – 8 классы.- Москва: «Вако», 2014 . -234 с

4. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 2004.- 160 с.

5.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Январь. Февраль // Русский язык. Первое сентября.-2013.- №2.- с. 30 – 31

6.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Март. Апрель // Русский язык. Первое сентября. – 2013. - №3. - с. 30 – 31


Олимпиадные работы по русскому языку (5 - 8 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Данные задания предложены для проведения школьного (районного) этапа  Всероссийской олимпиады по русскому языку. Задания могут быть использованы как учителями - предметниками при подготовке учащихся к школьному или районному туру, так непосредственно и самими обучающимися при самостоятельной подготовке к олимпиаде. К заданиям даны ответы, что даёт возможность убедиться в правильности выполнения заданий.

  При использовании заданий на школьном (районном) этапе существенно облегчена  работа организаторов : проставлены баллы за каждое задание, обозначено суммарное количество баллов за всю работу.

Автор Сидорова Елена Григорьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3165
Номер материала 20442
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓