Главная / История / Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2014 год)

Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2014 год)

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Калужской области

«Людиновский индустриальный техникум»

















ОЛИМПИАДА


по дисциплине «История»

























2014 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ:



Старший методист ______ Г.В.Ананьева

Протокол № ____ от ___________ 20___г.



Председатель ЦК __________ Е.А.Стёпина



Составил:

И.А.Свинарёв - преподаватель техникума






ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»


(Максимально 109 баллов)


1. (10 баллов) Расположите в хронологической последовательности исторические события:

А) Северная война. Б) Отмена крепостного права. В) Невская битва. Г) Принятие христианства. Д) Смутное время. Е) Отечественная война 1812 года. Ж) Опричнина. З) Крымская война. И) Стояние на реке Угре. К) Полюдье.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












2. (10 баллов) Установите соответствие нижеследующим историческим личностям перечисленные в задании №1 события:

1. Великий князь Иван III


2. Александр II


3. Пётр I


4. Княгиня Ольга


5. Борис Годунов


6. Александр I


7. Николай I


8. Александр Невский


9. Великий князь Владимир


10. Иван Грозный



3. (1 балл) Первым русским царём был:

А) Иван III,

Б) Пётр I,

В) Иван Грозный,

Г) Михаил Романов.


4. (5 баллов) Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения:

А) «Вот тебе, бабушка, Юрьев день» __________________________________________________________________________


Б) «Триада Уварова» __________________________________________________________________________


В) «Столыпинские галстуки» __________________________________________________________________________


Г) «Кровавое воскресенье» __________________________________________________________________________


Д) «Холодная война» __________________________________________________________________________


5. (4 балла) По какому принципу образованы эти ряды? Укажите лишние слова:

А) В.Блюхер, Б.Шапошников, Г.Котовский, И.Конев, И.Баграмян, Д.Язов __________________________________________________________________________

Лишнее: ___________________________________________________


Б) товар, бизнес, конкуренция, монополия, толерантность, акция, нанотехнология

____________________________________________________________

Лишнее: ___________________________________________________


6. (3 балла) На фотографии на переднем плане сидят:



C:\Users\lv\Downloads\Тегеранская конференция.jpg

1 2 3

а) Булганин; г) Рузвельт; ж) Жуков;

б) Черчиль; д) Геринг; з) де Голь;

в) Борман; е) Сталин; и) Конев

Ответ:

1

2

3





7. (1 балл) Первая мировая война была в:

А) 1914 – 1920 гг.

Б) 1913 – 1915 гг.

В) 1914 – 1918 гг.

Г) 1915 – 1920 гг.





8. (1 балл) Направления «Север», «Центр», «Юг» для наступления германских войск предусматривались в плане:

А) окружение Сталинграда

Б) взятие Курска (операция «Цитадель»)

В) «Барбаросса»

Г) «Ост»


9-А. (18 баллов) На автопортретах известные представители русской науки и искусства. Установите их соответствие и характер деятельности:



А. C:\Users\lv\Downloads\Попов.jpg

Б. C:\Users\lv\Downloads\репин.jpg

В. C:\Users\lv\Downloads\Чайковский.jpg

Г. C:\Users\lv\Downloads\менделеев.jpg

Д. C:\Users\lv\Downloads\Лобачевский.jpg

Е. C:\Users\lv\Downloads\павлов.jpg

Ж. C:\Users\lv\Downloads\пржевальский.jpg

З. C:\Users\lv\Downloads\миклухо-маклай.jpg

И. C:\Users\lv\Downloads\шаляпин.jpg




Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И











9-Б.

1. Менделеев ________________________________________________

2. Шаляпин _________________________________________________

3. Прживальский ____________________________________________

4. Попов ___________________________________________________

5. Миклухо-Маклай _________________________________________

6. Репин ___________________________________________________

7. Павлов __________________________________________________

8. Лобачевский _____________________________________________

9. Чайковский ______________________________________________


10. (12 баллов) Назовите памятники русского зодчества XVIIXIX веков в Калуге и области:

1. Монастыри:

A) ________________________________________________________

Б) ________________________________________________________

B) ________________________________________________________


2. Соборы, церкви:

A) ________________________________________________________

Б) ________________________________________________________

B) ________________________________________________________


3. Особняки:

A) ________________________________________________________

Б) ________________________________________________________

B) ________________________________________________________


4. Сооружения:

A) ________________________________________________________

Б) ________________________________________________________

B) ________________________________________________________


11. (4 балла) Верно ли что:

1) Колхозники стали получать паспорта на руки только при Брежневе?

2) За колхозниками было закреплено право на личный подсобный участок только при Брежневе?

3) Колхозники в 1930-е годы могли свободно покинуть деревню, только отправляясь на службу в ряды Красной Армии?

4. Колхозы от совхозов отличались, в том числе, и тем, что в совхозах зарплату платили с самого начала их организации?


Ответ оформите в виде таблицы:


Верно

Неверно










12. (1 балл) Кто готовил реформы в годы царствования Ивана Грозного?

А) «Избранная рада»

Б) «боярская дума»

В) «Стоглавый собор»

Г) Земский собор


13. (9 баллов) Объясните происхождение следующих названий (или терминов):

А) Чудское озеро __________________________________________________________


Б) Георгиевский кавалер ____________________________________________________


В) Николаевская железная дорога ____________________________________________


Г) Ленский расстрел ________________________________________________________


Д) Дорога жизни ___________________________________________________________


Е) Стахановцы ____________________________________________________________


Ж) Могучая кучка _________________________________________________________


З) Передвижники __________________________________________________________


И) Народовольцы __________________________________________________________


14. (1 балл) Какое произведение было создано в блокадном Ленинграде?

А) поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Б) роман К.М.Симонова «Живые и мёртвые»

В) рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»

Г) Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича


15. (16 баллов) Найдите в предложенных текстах исторические ошибки и исправьте их.

Строительство социализма в СССР (фрагменты)


А) Наконец, закончилась, начавшаяся в 1917 году, разрушительная 6-тилетняя гражданская война. XX съезд КПСС в 1921 году принял решение о переходе к НЭПу, т.е. запрещение частного предпринимательства, введение продразвёрстки и т.п. Вскоре, в 1922 году, образовался СССР, объединивший 14 автономных республик.

(7 ошибок)


Б) Пора приступать к строительству социализма. На XIV съезде партии взят курс на модернизацию экономики. В.И.Ленин излагает свою концепцию. В 1928 году началась первая пятилетка. Быстро построено 1500 предприятий, в том числе, Харьковский тракторный завод, ДнепрГЭС, Обнинская АЭС и др. За годы 2-ой пятилетки появилось ещё 4500 предприятий. СССР стал крупной высокоразвитой аграрной державой. (4 ошибки)


В) В деревне также происходили социалистические преобразования. Беднота объединялась в комунны, середняки – в колхозы, кулаки – в фермерские хозяйства, МТС – в совхозы. Коллективизация деревни в 1929 – 1935 годах в основном завершилась успешно и при добровольном энтузиазме крестьян. Правда в 1932 – 1933 годах был в деревне «голодомор» из-за засухи, а также добровольного многократного перевыполнения селянами сельскохозяйственных поставок государству (5 ошибок)




ошибка

правильно

А

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

____

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Б












________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________


________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________


В

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________


________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________



16. (10 баллов) Кроссворд «Русь Московская» (13 баллов)




















1

 

 

 

 

2

 

 

 

 










 

3

 

 

 

 

 









 

4

 

 

 

 

 

 

 

 





5

 

 

 

 

 

 

 

 

 










6

 

 

 

 

 

 




 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 

 

8

 

 

 

 









 

 

9

 

 

 

 

 

 







 

10

 

 

 

 

 

 










 

 

11

 

 

 

 

 

 

 







 

12

 

 

 

 

 

 

 

 







 

13

 

 

 

 

 






















По горизонтали:

1. Война за выход к Балтийскому морю.

3. Князь, один из первых «собирателей Руси».

4. Свод нравов XVI века.

5. Династия древнерусских князей.

6. «Земский царь».

7. Система распределения служебных мест среди феодалов по значимости их рода.

8. Льготные грамоты Золотой Орды на княжение.

9. Денежный сбор при уходе крестьян от феодалов в Юрьев день.

10. Органы центральной власти в XVI-XVII вв.

11. Город высокой древнерусской культуры.

12. Особый период внутренней политики Ивана Грозного.

13. Военно-оборонительные рубежи на юге России.


По вертикали:

2. Дайте определение выявленному понятию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ


1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К

Г

В

И

Ж

Д

А

Е

З

Б

2

1. Великий князь Иван III

И

2. Александр II

Б

3. Пётр I

А

4. Княгиня Ольга

К

5. Борис Годунов

Д

6. Александр I

Е

7. Николай I

З

8. Александр Невский

В

9. Великий князь Владимир

Г

10. Иван Грозный

Ж

3-В;

4

А) Отмена права ухода крестьян от помещика, установление на Руси крепостного права;

Б) Теория официальной народности, объединявшая понятия: самодержавие, православие и народность;

В) Виселицы, устанавливаемые по приказу Столыпина, для наказания выступающих против самодержавия и усмирения бунтующих в годы первой русской революции;

Г) 9 января 1905 г. в С-Петербурге была организована мирное шествие рабочих и жителей города к Зимнему дворцу для вручения царю петиции с требованиями. По приказу царя Николая II мирная демонстрация была расстреляна и разогнана, что вызвало крайнее возмущение в народе и привело к началу первой русской революции;

Д) Противостояние между странами социализма во главе с СССР и капитализма во главе с США за геополитическое господство в мире, установившееся после окончания II мировой войны и продолжавшееся до 90-х гг. XX в.

5

А) Маршалы СССР. Лишнее: Котовский Г.

Б) Экономическая сфера. Лишнее: толерантность

6

1

2

3

е

г

б

7-В;

8-В;

9

А)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

4

6

9

1

8

7

3

5

2

Б)

1. Менделеев – химия, периодическая система химических элементов

2. Шаляпин – оперный певец (бас)

3. Пржевальский – география, путешественник, натуралист

4. Попов – физика, изобретатель радио

5. Миклухо-Маклай – этнограф, антрополог, биолог, путешественник

6. Репин – художник

7. Павлов – физиолог, биология

8. Лобачевский – математик, создатель неевклидовой геометрии

9. Чайковский – композитор

10

1. Монастыри:

1. Крестовский мужской монастырь

2. Мещовский Георгиевский мужской монастырь

3. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Иные монастыри Калуги и области XVIIXIX веков.

2. Соборы, церкви:

1. Кафедральный Троицкий собор

2. Церковь Покрова «Что на рву»

3. Церковь святого Георгия «за верхом»

Иные соборы, церкви Калуги и области XVIIXIX веков.

3. Особняки:

1. Палаты Коробова - памятник русского гражданского зодчества XVII века

2. Усадьба купца Золотарева - памятник русской архитектуры начала XIX века

3. Усадьба Толмачевых

Иные особняки Калуги и области XVIIXIX веков.

4. Сооружения:

1. Гостиный двор

2. Каменный мост

3. Триумфальные ворота

Иные сооружения Калуги и области XVIIXIX веков.

11

Верно

Неверно

1

2

4

3



12-А;

13

А) Место, где 5апреля 1242г., состоялась битва новгородских дружин под командованием А.Невского с тевтонскими рыцарями (Ледовое побоище). В результате победы русских войск была ликвидирована опасность завоевания Северо-Западной Руси иностранными захватчиками.

Б) Военнослужащий в годы Российской империи, награждённый за доблесть и героизм орденами Св. Георгия различной степени.

В) Петербурго-Московская, с 1923 года переименована в Октябрьскую) — построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году.

Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения.

Г) Трагические события 4 (17) апреля 1912 года на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на притоке Лены реках Витиме и Олёкме. В результате забастовки и последующего расстрела рабочих правительственными войсками пострадало, по разным оценкам, от 250 до 500 человек, в том числе 150—270 человек погибло.

Д) Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

Е) Работники социалистической эпохи, которые в социалистическом соревновании добивается наивысшей производительности труда, последователи шахтёра А.Стаханова.

Ж) (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.

З) Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века.

И) Члены революционной народнической организация, возникшей в 1879 году после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть», поставившей основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор.

14-Г;

15

ошибка

правильно

А

Начавшаяся в 1917 году

Начавшаяся в 1918 году

6-тилетняя гражданская война

4-хлетняя гражданская война

XX съезд

X съезд

КПСС

ВКП(б)

Запрещение частного предпринимательства

Разрешение частного предпринимательства

Введение продразвёрстки

Введение продналога

14 республик

4 республики

Б

Курс на модернизацию экономики

Курс на индустриализацию

В.И.Ленин

И.В.Сталин

Обнинская АЭС

Не была построена в годы первой пятилетки

СССР стал крупной высокоразвитой аграрной державой

СССР стал крупной высокоразвитой индустриальной державой

В

Беднота объединялась в комунны


Беднота объединялась в колхозы

Середняки – в колхозы

Далеко не все середняки спешили вступить в колхоз

Кулаки – в фермерские хозяйства

Кулаков раскулачивали и насильно сгоняли с родных мест

Коллективизация завершилась … при добровольном энтузиазме крестьян

Коллективизация носила принудительный характер

Голодомор был из-за добровольного многократного перевыполнения селянами сельскохозяйственных поставок государству

Голодомор был из-за некомпетентной политики правительства страны в деревне, принудительного сбора зерна для проведения индустриализации


16

1. Ливонская

3. Калита

4. Домострой

5. Рюриковичи

6. Годунов

7. Местничество

8. Ярлык

9. Пожилое

10. Приказы

11. Новгород

12. Опричнина

13. Засеки


2. Самодержавие – форма правления, абсолютная, неограниченная монархия, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека и передаётся по наследству.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


1. Задание №1 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 10)

2. Задание №2 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 10)

3. Задание №3 – за правильный вариант ответа – один балл

4. Задания №4 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 5)

5. Задание №5 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 4)

6. Задание №6 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 3)

7. Задание №7 – за правильный вариант ответа – один балл

8. Задание №8 – за правильный вариант ответа – один балл

9. Задание №9-А – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 9)

10. Задание №9-Б – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 9)

11. Задание №10 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 12)

12. Задание №11 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 4)

13. Задание №12 – за правильный вариант ответа – один балл

14. Задание №13 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 9)

15. Задание №14 – за правильный вариант ответа – один балл

16. Задание №15 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 16)

17. Задание № 17 – за каждый правильный вариант ответа – один балл (максимальное количество баллов – 13)

Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2014 год)
  • История
Описание:

Материал включает в себя задания олимпиады по учебной дисциплине "История", проводимой в техникуме в 2014 году, ответы на задания олимпиады, а также критерии оценивания. Задания олимпиады разделены на части:

1) тестовые задания с выбором одного или нескольких вариантов ответа (задания №3, №7, №8, №11, №12, №14);

2) задания на установление соответствия между историческими персоналиями и их деятельностью (задания №1, №2, №9-А, №9-Б);

3) задания на проверку знаний с опорой на исторический источник (задания №6, №15, №13, №16, №20, №21);

4) задания с развёрнутым ответом (задания №4, №5, №13);

5) задания на знание истории Калужского края (задание №10);

6) решение кроссворда (задание №16).

Форма проведения олимпиады – письменная.

Время выполнения заданий олимпиады – до 90 минут.

Автор Свинарев Игорь Алексеевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 374
Номер материала 52592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓