Главная / История / Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2013 год)

Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2013 год)

Министерство образования и науки Калужской области

ГАОУ СПО «Людиновский индустриальный техникум»

















ОЛИМПИАДА


по дисциплине «История»



























2013 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин по СПО

УТВЕРЖДАЮ:



Старший методист ______ Г.В.Ананьева

Протокол № ____ от ___________ 20___г.



Председатель ЦК __________ Е.А.Стёпина



Составил: И.А.Свинарёв

преподаватель техникума





ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»


(Максимально 100 баллов)


1. (1 балл) К восточно-славянским племенам не относятся:

А) древляне

Б) кривичи

В) мурома

Г) поляне


2. (1 балл) Что в Киевской Руси называли полюдьем?

A) ополчение, состоявшее из всех мужчин племени
Б) собрание княжеской дружины

B) сбор князем дани с подвластных ему земель
Г) княжеский суд над общинниками


3. (1 балл) Боевая и общественная единица монголо-татар, состоящая из 10 000 человек – это:

А) Орда,

Б) улус,

В) тумен,

Г) курултай.


4. (1 балл) Выберите правильный хронологический порядок событий, связанных с закрепощением крестьян:

А) Юрьев день; урочные лета; заповедные лета;

Б) Юрьев день; заповедные лета; урочные лета;

В) заповедные лета; урочные лета; Юрьев день;

Г) урочные лета; Юрьев день; заповедные лета.


5. (1 балл) Теория, обосновывавшая преемственность между Римской империей, Византией и Русским государством, получила название

А) Москва – третий Рим

Б) Имперское наследие

В) Переходящее знамя

Г) Царистские иллюзии


6. (1 балл) Тарутинский марш-маневр позволил М.И. Кутузову

А) прикрыть направление на Калугу, Брянск, Тулу, угрожать коммуникациям Наполеона

Б) защитить тогдашнюю столицу России – Санкт-Петербург, резиденцию императора Александра I

В) прикрыть восточное направление – стратегически важный Урал, соединиться с резервами

Г) перегородить Наполеону путь отступления во Францию, заставить его капитулировать в Кремле вместе с предателями-боярами


7. (6 баллов) Какие из перечисленных памятников архитектуры были построены в XIX веке?

А) Каменный мост в Калуге

Б) Храм Христа Спасителя

В) Зимний Дворец

Г) Здание двенадцати коллегий

Д) Казанский собор в Санкт-Петербурге

Е) Большой Кремлёвский дворец


8. (8 баллов) Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика:

1) М. Скуратов

А) киевский митрополит

2) А. Меншиков

Б) один из активных деятелей опричнины

3) П. Милюков

В) сподвижник Петра I

4) Иларион

Г) лидер партии кадетов


Д) участник войны 1812 г.


1

2

3

4






9. (1 балл) В октябре 1917 г. II Съезд Советов принял

А) решение о роспуске Учредительного собрания

Б) Декрет об отделении церкви от государства

В) Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Г) Декрет о мире


10. (1 балл) Что послужило причиной отказа СССР от принятия плана Маршалла?

A) надежда на помощь стран Восточной Европы

Б) ожидание помощи от стран «третьего мира»

B) боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США

Г) расчет на восстановление экономики с помощью Англии и Франции


11. (6 баллов) Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

[Пропуск 1] собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. […] "Когда бы Закон Греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, [Пропуск 2], мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его".

Н.М. Карамзин

1) Укажите время (с точностью до десятилетия), когда произошло описанное историком событие.

2) Указав имя князя, заполните пропуск 1.

3) Указав имя княгини, заполните пропуск 2.

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.

12. (6 баллов)


vladimir


1) Назовите памятник архитектуры Северо-восточной Руси, который изображён на фотографии.

2) В каком веке он сооружён?

3) Кто являлся правителем княжества в период постройки?

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.


13. (7 баллов)


16-1

наикрепчайше обещаемся […] по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Ещё обещаемся […] мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:[…]

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских. так и иноземцев. без совету Верховного тайного совета не производить.[…]А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.





Перед вами документ XVIII века. Обратите внимание на то, как он выглядит.

1) Как называется этот документ?

2) Назовите монарха, с чьим именем связаны повреждения листа с текстом документа.

3) Какое название получила эпоха, в которую произошло событие, связанное с этим документом?

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.

14. (10 баллов) Перед вами – частичное изображение генеалогического древа династии Романовых. Закрашенными блоками обозначены монархи. Укажите их имена и по необходимости – годы правления.


Петр I

1682 - _______

Царевич Алексей

______________

1741 - 1761

Анна

_______________

1727 - 1730

_______________

1761 - 17___














15. (9 баллов) По какому принципу объединены ряды?

1) А.М.Горчаков, В.М. Молотов, А.А. Громыко, Е.М. Примаков

2) М.И. Кутузов, М.А. Милорадович, М.Б. Барклай-де-Толли, Д.С. Дохтуров.

3) Григорий Отрепьев, Илейка Муромец, Емельян Пугачёв

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.


16. (10 баллов) Прочтите текст и ответьте на вопросы.

И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон - одни других боялись.

1) О каком событии идёт речь в тексте?

2) В каком году оно произошло?

3) Назовите правителя нашей страны, который принял участие в этом событии.

4) Назовите имя его противника.

5) Каково историческое значение описываемого события?

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.

4)_______________________________________________________.

5)________________________________________________________ _________________________________________________________

17. (3 балла) Кто из этих людей никогда не состоял в коммунистической партии? В ответе напишите букву, под которой он значится в списке, и его фамилию.


А) 217983

Б) image1224250

В) 41342

Г) 12921822963


18. (3 балла) Какая из этих картин не принадлежит перу В.В. Верещагина? Напишите букву и её название.


А)74989027_large__apopheos

Б)74899704_3248420_25


В)izookhta7

Г) 121584314132


19. (4 балла) В первое десятилетие XX века Николай II повелел сократить расходы по содержанию императорского двора на миллион рублей.

1) Назовите страну, на войну с которой планировалось потратить освободившиеся средства.

2) Назовите годы, в которые война шла.

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.


20. (6 баллов) Прочитайте отрывок из документа начала 1920-х гг. Ответьте на вопросы.

Тов. [Пропуск 1], сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. [Пропуск 2], как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. […] 

Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно. […]

Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся случайностью[…]

В.И. Ленин

1) Заполните пропуск 1.

2) Заполните пропуск 2.

3) Что имеет в виду Ленин, говоря об «октябрьском эпизоде»?

Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


21. (14 баллов) Посмотрите на карту. Ответьте на вопросы.



5293228


1) Название какого города мы скрыли от вас чёрным прямоугольником?

2) Как называется маршрут, обозначенный двумя отрезками, на которые указывает знак вопроса?

3) Когда началось событие, описанное на карте?

4) Когда оно закончилось?

5) Как вы считаете, в чём состоит историческое значение этого события?


Ответ:

1)_______________________________________________________.

2)_______________________________________________________.

3)_______________________________________________________.

4)_______________________________________________________.

5)________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ


1-В; №2-В; №3-В; №4-Б; №5-А; №6-А; №7-Б, Д, Е;

8

1. Б

2. В

3. Г

4. Г

9-Г, №10-В

11

1. 80-е гг X в.; 2. Владимир (Владимир I); 3. Ольга

12

1. Храм Покрова (Пресвятой Богородицы) на Нерли

2. XII в.

3. Андрей Боголюбский

13

1. Кондиции (на фото видно, что они разорваны)

2. Анна Иоанновна

3. эпоха дворцовых переворотов

14

1. 1725

2. Елизавета I Петровна

3. Пётр II

4. Пётр III

5. 1762

15

1. министры иностранных дел

2. участники войны 1812 года

3. самозванцы (XVIIXVIII вв.)

16

1. Стояние на Угре

2. 1480 г.

3. Иван III (Великий)

4. хан Ахмат

5. освобождение русских земель от ордынского ига

17- Г, (Фёдор Иванович) Шаляпин

18-В, «Тройка»

19

1. Япония; 2. 1904-1905 гг.

20

1. Сталин

2. Троцкий

3. Каменев и Зиновьев возражали против курса на вооружённое восстание в Петрограде осенью 1917г. Каменев свою позицию изложил в газете Горького «Новая жизнь»

21

1. Ленинград

2. Дорога жизни

3. 08.09.1941

4. 27.01.1944

5. Оценивать как эссе

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


1. Задания №№1 – 6 – один балл за каждый правильный ответ

2. Задание №7 – за каждый правильный вариант ответа – два балла (максимальное количество баллов – 6)

3. Задание №8 – за каждое правильно установленное соответствие – два балла (максимальное количество баллов – 8)

4. Задания №9, №10 – один балл за каждый правильный ответ

5. Задание №11 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 6)

6. Задание №12 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 6)

7. Задание №13 – три балла за правильный ответ на первый вопрос, по два балла за правильные ответы на второй и третий вопросы (максимальное количество баллов – 7)

8. Задание №14 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 10)

9. Задание №15 – три балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 9)

10. Задание №16 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 10)

11. Задание №17 – один балл за правильно названный вариант ответа, два балла за правильно указанную фамилию человека (максимальное количество баллов – 3)

12. Задание №18 – один балл за правильно названный вариант ответа, два балла за правильно указанное название картины (максимальное количество баллов – 3)

13. Задание №19 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 4)

14. Задание №20 – два балла за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов – 6)

15. Задание №21 – по два балла за правильные ответы на первый, второй, третий и четвёртый вопросы (максимальное количество баллов – 8); ответ на пятый вопрос оценивается как эссе по трём критериям: постановка проблемы (1 балл), выделение нескольких аспектов (2 балла), уровень аргументации (2 балла), умение подводить итоги (1 балл) (максимальное количество баллов – 6)


Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2013 год)
  • История
Описание:

Материал включает в себя задания олимпиады по учебной дисциплине "История", проводимой в техникуме в 2013 году, ответы на задания олимпиады, а также критерии оценивания. Задания олимпиады разделены на части:

1) тестовые задания с выбором одного или нескольких вариантов ответа (задания №1 – №6, №7, №9, №10);

2) задания на установление соответствия между историческими персоналиями и их деятельностью (задания №8, №14, №15, №17, №18);

3) задания на проверку знаний с опорой на исторический источник (задания №11, №12, №13, №16, №20, №21).

Форма проведения олимпиады – письменная.

Время выполнения заданий олимпиады – до 90 минут.

Автор Свинарев Игорь Алексеевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 52558
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓