Главная / История / Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)

Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)

Министерство образования и науки Калужской области

ГАОУ СПО «Людиновский индустриальный техникум»

















ОЛИМПИАДА


по дисциплине «История»



























2012 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин по СПО

УТВЕРЖДАЮ:



Старший методист ______ Г.В.Ананьева

Протокол № ____ от ___________ 20___г.



Председатель ЦК __________ Е.А.Стёпина



Составил: И.А.Свинарёв

преподаватель техникума





ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»


(Максимально 47 баллов)


1. (1 балл) Вирой называли:

А) штраф за убийство и нанесение увечий;

Б) превращение крестьян из свободных в зависимых;

В) работу зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

Г) народное собрание у древних славян.


2. (1 балл) В Галицко-Волынской земле, в отличие от Новгородской:

А) большую роль играло вече;

Б) отсутствовали крупные города;

В) природные условия благоприятствовали земледелию;

Г) отсутствовало противоборство между боярами и князьями.


3. (1 балл) Что из названного характеризует развитие русской культуры в XV-XVI вв.?

А) формирование национальной живописной школы;

Б) начало строительства каменных храмов;

В) зарождение летописания;

Г) открытие первых высших учебных заведений.


4. (1 балл) Ближайшее по времени событие (явление) предшествовавшее венчанию Ивана IV на царство:

А) правление Елены Глинской;

Б) взятие Казани русскими войсками;

В) введение опричнины;

Г) присоединение Новгорода к Москве.


5. (1 балл) Социально-экономическое развитие России

в XVII в. характеризует:

А) преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным;

Б) ослабление торговых связей между экономическими районами;

В) начало аграрного переворота;

Г) усиление хозяйственной специализации районов.


6. (1 балл) Какое из перечисленных ниже понятий относится к развитию русской культуры в XVIII веке?

А) шатровый стиль;

Б) модерн;

В) парсуна;

Г) барокко.






7. (1 балл) По решению Венского конгресса Россия получила территорию:

А) Восточной Пруссии;

Б) Литвы и части Латвии;

В) Правобережной Украины;

Г) Центральной части Польши.


8. (1 балл) Общей чертой как революционного, так и либерального народничества является признак:

А) представление о том, что русский крестьянин всегда готов бунтовать против помещиков и власти;

Б) представление о возможности Росси перейти к социализму, минуя капитализм;

В) приверженность тактике революционного террора;

Г) стремление опереться на наёмных рабочих.


9. (1 балл) Какая из названных политических партий начала XX века стала преемницей народнической идеологии?

А) кадеты;

Б) октябристы;

В) социал-демократы;

Г) эсеры.


10. (1 балл) Прочтите документ и укажите название художественного метода в нём охарактеризованного:

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», - вы скажете правду. Но эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как

строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».

А) постмодернизм;

Б) соцреализм;

В) псевдоклассицизм;

Г) эгофутуризм.


11. (1 балл) В период 1953-1964 гг., в отличие от периода 1945-1953 гг.:

А) больше внимания уделялось повышению уровня жизни населения;

Б) были распущены творческие союзы, контролировавшиеся КПСС;

В) антисемитизм стал составной частью государственной политики;

Г) поощрялась индивидуальная трудовая деятельность.


12. (1 балл) В 1970-е – первой половине 1980-х гг. могло быть произнесено высказывание:

А) «Уж если покупать компьютер, то обязательно с принтером и сканером».

Б) «Возьми почитать «Раковый корпус» Солженицына, но только на одну ночь – мне самому дали всего на два дня».

В) «Цены растут чуть ли не каждую неделю, денег нет на самые необходимые вещи».

Г) « Где вы так загорели этим летом? – Купил путёвку на две недели в Египет».


13. (10 баллов) Установите соответствие между служителями русской церкви и их деятельностью. Ответ запишите в таблицу.


1. Илларион

А. Отец царя Михаила Романова, некоторое время фактически правитель государства

2. Филарет

Б. Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва

3. Тихон

В. Первый русский патриарх

4. Никон

Г. Инициатор церковных реформ, приведших к расколу

5. Иов

Д. Первый митрополит русского происхождения

6. Пётр

Е. Автор декларации о признании церковью Советской власти, в годы Великой Отечественной войны избран патриархом

7. Сергий

Ж. Патриарх Русской Православной церкви в настоящее время

8. Гермоген

З. Противник церковных реформ, духовный лидер раскольников

9. Кирилл

И. Патриарх в годы Смуты, выступал с призывом к борьбе против интервентов

10. Аввакум

К. Митрополит, перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



14. (7 баллов) Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату, или имя, или термин, необходимые в этом месте текста).

Уже в первые годы №1 войны Петру I стало ясно, что государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не соответствовал уровню поставленных задач. Пётр провёл №2 (название) реформу – создание новых административных образований №3, объединявших несколько уездов. Прежняя система «приказ – уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) – №3№4 – уезд». Следующим уровнем бюрократизации управления явилось создание №5 с постоянным составом его членов; элементами коллегиальности, личной присягой, программой работы на длительный период. Этот орган постепенно стал основным помощником царя в вопросах законодательных и управления. Все сферы государственной жизни управлялись специальными органами под названием №6. Даже над церковью был поставлен орган, который назывался №7.


1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.



15. (5 баллов) Заполните пропуски в тексте (в таблице рядом с номером поставьте дату, или имя, или термин, необходимые в этом месте текста).

В своём развитии промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой производства в средние века была №1. В стенах этого предприятия постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название №2. В 1830-х гг. в России начинается №3. Это событие привело к появлению первых №4. Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные пережитки. К концу XIX в. ещё не была завершена №5. Это усилило противоречие между относительно развитой капиталистической промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством.


1.

4.

2.

5.

3.



16. (8 баллов) Прочтите отрывок из труда Н.М.Карамзина и ответьте на вопросы.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных на службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя соперников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»


  1. К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

  2. Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

  3. Используя источник и ваше знание истории, объясните почему Борис Годунов, не смотря на все его заслуги, оставил в истории России недобрую память. Приведите не менее трёх объяснений.

17. (5 баллов) Назовите основные причины поражения белых в Гражданской войне 1918-1920 гг. Назовите произведения отечественной литературы, в которых осмысливаются эти причины.



ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ


1-А; 2-В; 3-А; 4-А; 5-Г; 6-Г; 7-Г; 8-Б; 9-Г; 10-Б; 11-А; 12-Б


13

1. Д

2. А

3. Б

4. Г

5. В

6. К

7. Е

8. И

9. Ж

10. З


14

1. Северная

2. административная

3. губерния

4. провинция

5. Сенат

6. коллегии

7. Синод


15

1. ремесленная мастерская

2. мануфактура

3. промышленный переворот

4. фабрика

5. аграрная революция


16

1.

- Конец XVI – начало XVII вв.

- Борис Годунов был избран на царство решением Земского собора. Борис Годунов был первым выборным царём.

2.

- Попытка развивать систему образования в стране «завести школы и даже университеты,… посылал молодых боярских людей обучаться за границу».

- Приглашение иностранных специалистов на службу в Россию.

- На время благоустроил державу, возвысил её во мнении Европы.

3.

- Устранял соперников и врагов.

- Народная молва о причастности Годунова к убийству царевича Дмитрия (Угличская драма) и прекращении правления династии Рюриковичей.

- Народная молва о незаконности царствования Годунова и как следствие бедствия (голод, нищета, смута) появлявшиеся в этот исторический период.


17.

1.

- Политическая слабость белого движения.

- Организационная слабость белого движения.

- Возврат к старым порядкам, насаждаемым белыми, заставил значительную часть населения отказаться от поддержки контрреволюции.

2. М.А. Шолохов – «Тихий Дон», М.М. Булгаков – «Белая гвардия», А.А. Фадеев – «Разгром», И.Э.Бабель – «Конармия» и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


1. Задания №№ 1 – 12 – один балл за каждый правильный ответ.

2. Задание №13 – за каждое правильно установленное соответствие – один балл (максимальное количество баллов – 10)

3. Задания №14, №15 – за каждый правильно заполненный пропуск в тексте – один балл (максимальное количество баллов: №14 – 7, №15 – 5)

4.Задание №16 (максимальное количество баллов – 8):

Первый вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Даны правильные ответы на два ответа.

2

Дан правильный ответ на один вопрос

1

Ответ неправильный или отсутствует

0


Второй вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены три положения

3

Правильно приведены два положения

2

Правильно приведено одно положение

1

Ответ неправильный или отсутствует

0


Третий вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены три объяснения

3

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено одно объяснение

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

5. Задание №17 (максимальное количество баллов – 5):

Первый вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно названы три причины

3

Правильно названы две причины

2

Правильно названа одна причина

1

Ответ неправильный или отсутствует

0


Второй вопрос:

Содержание ответа

Баллы

Правильно приведены два и более примера

2

Правильно приведён один пример

1

Ответ неправильный или отсутствует

0


Олимпиада по учебной дисциплине "История" (2012 год)
  • История
Описание:

Материал включает в себя задания олимпиады по учебной дисциплине "История", проводимой в техникуме в 2012 году, ответы на задания олимпиады, а также критерии оценивания.

Задания олимпиады разделены на части:

1) тестовые задания с выбором ответа (задания №1 – №12);

2) задание на установление соответствия между историческими персоналиями и их деятельностью (задание №13);

3) задания на выявление причинно-следственных связей, характерных для определённой исторической эпохи (задания №14, №15, №17);

4) задание на проверку умения работать с историческим источником (задание №16).

Форма проведения олимпиады – письменная.

Время выполнения заданий олимпиады – до 90 минут.

 

Автор Свинарев Игорь Алексеевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 51731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓