Олимпиада по литературному чтению 4 класс 2014-2015
уч. г.
МОУ СШ №
____ Класс 4___ Фамилия, имя ______________________________________
I. Блиц-турнир.
1. В каком учебном заведении учился
А. С. Пушкин?_________________________________________
2. Сказка
немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как
называется русская сказка с похожим сюжетом? Кто ее автор? (Автора этой сказки часто
называют «солнцем русской поэзии».) ______________________________________________________________
3. В
предисловии к первому изданию этой сказки было сказано, что она адресована юным
барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в
неприятности. Автор этой сказки известный французский писатель. Кто этот автор?
Как называлось произведение, и куда держала путь эта
барышня?_______________________________________________________________
4. Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для
маленькой дочурки своего друга по имени Алиса. Под какими названиями были
изданы эти сказки? Кто автор? _______________________________________________________________________________________
5. Ученик школы чародейства и волшебства
«Хогвартс» из сказочных романов Дж.К.Роулинг известен во всем мире. Назови его.
________________________________________________________________
II. Из жизни
писателей.
1. Этот поэт
служил на Кавказе. Дважды его представляли к награде за отвагу, но царь Николай
I отклонял ходатайства
командования. Этот поэт был смертельно ранен на дуэли. Он создал стихотворения « Парус», « Бородино», «Узник» и другие. В 2014
году мы отметили его 200 –летний юбилей __________________________________
2. Этот автор родился в семье мастера, работавшего на
горном заводе под Екатеринбургом. Он мог стать священником, но стал учителем
русского языка. Смолоду интересовался уральским фольклором. Свои литературные
произведения он назвал сказками. Это...
____________________________________
3. Известный детский писатель К.Н. Чуковский на самом
деле имел другие имя и фамилию, но все же псевдоним и настоящее имя очень
похожи. Назови настоящее имя Чуковского.______________________
4.
Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных.
И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и
многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого
писателя. ______________________________
5.Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним
Нави Волырк.____________________
6. Под каким псевдонимом мы знаем
автора произведения о двух озорных мальчишках Тома и Гека? _______________________________________________________________________________________
III. В каких странах жили эти писатели?
Ш. Перро _________________________
С. Михалков
___________________________
Д. Родари ______________________________
Г. -Х. Андерсен
_________________________
А. Линдгрен
____________________________
IV. Продолжи названия произведений:
Сказка Ш.
Перро ― Красная _______________________
Рассказ В.
Бианки ― Оранжевое ______________________
Рассказ В.
Осеевой ― Синие ______________________
Рассказ А.
Куприна ― Белый _________________________
Сказка -.повесть
А. Волкова ― Желтый ____________________
Сказка Ш.
Перро ― Синяя _______________________
V. По началу произведения определите его жанр:
а) Мы противные микробы, мы во рту
у вас живем.
И нечищеные зубы мы грызем,
грызем, грызем. _______________________________________
б) Жила – была в одной дальней
лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел
умелая.
________________________________________
в) Вырос Добрыня до полного
возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.
_____________________________________________________________________________________
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только
мука. ________________________________________
д) Трудно солдатам в походе. На
мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.
_____________________________________________________________________________________
VI.Каждое
выражение соедини с его значением:
1)
Стоит по горло в воде, а пить просит. а)
трудолюбие
2)
Уплыли годы, как вешние воды. б) старость
3)
Дома как хочу, а на людях как велят. в) зависть,
жадность
4)
Чему быть, того не миновать. г) приличие
5)
Всякое умение трудом дается. д) судьба
________________________________________________________________________________________
VII.Узнайте сказочных героев, назовите из какого они
произведения и кто автор произведения.
а) Как зовут шаловливого мальчика
в кожаных штанах, жилетке, клетчатой рубашке с большими пуговицами, ходившего
в деревянных башмаках? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Кто носит яркую голубую шляпу,
оранжевую рубашку с зелёным галстуком и жёлтые, канареечные
брюки?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
в) Как зовут героя, ростом только
в три вершка, да на спине с двумя горбами? Несмотря на свою неказистую
внешность, он мог встряхнуться, встрепенуться, захрапеть и стрелою
полететь.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Как зовут маленького, хрупкого
человечка, которому пришлось преодолеть много трудностей? Наряд его был
необычен: большой тюрбан на голове, широкий пояс, пышные шаровары, синий халат
(с дамасским кинжалом за поясом) и огромные, широкие туфли.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
VIII.Вспомни
русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.
1) Пика не кладется в мешок. (
Польша)_____________________________________________________
2) Молчаливый рот – золотой рот.
(Германия) _______________________________________________
3) Прежде чем сказать, поверни язык
семь раз. (Вьетнам) ______________________________________
4) Бойся тихой реки, а не шумной.
(Греция)___________________________________________________
IX. Дай толкование
устаревшим словам
ланиты
____________________
супостат
________________________
челом бить
______________________
горница_________________________
яства
_____________________
перст
_________________________
Ответы на олимпиаду по литературному чтению 4
класс 2014-15 уч. г.
I. Блиц-турнир. (
по 3 б. Всего 15 б. )
1. В каком учебном заведении учился
А. С. Пушкин?____________________ Царскосельский лицей
2. Сказка немецких писателей братьев
Гримм называется «Белоснежка и Семь гномов». А как называется русская сказка с
похожим сюжетом? Кто ее автор? (Автора этой сказки часто называют «солнцем
русской поэзии».) _________«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
А.С.Пушкин
3. В предисловии к первому изданию
этой сказки было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны
разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Автор этой
сказки известный французский писатель. Кто этот автор? Как называлось произведение,
и куда держала путь эта барышня?___________________ Шарль Перро «Красная
шапочка», шла к бабушке
4. Английский
математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочурки своего
друга по имени Алиса. Под какими названиями были изданы эти сказки? Кто автор? ______________________________«Алиса
в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл.
5.
Ученик школы чародейства и волшебства «Хогвартс» из сказочных романов Дж.К.Роулинг
известен во всем мире. Назови его. ___________________________________________________Гарри
Поттер
II. Из жизни
писателей. (
по 3 б. Всего 18 б. ) 1. Этот поэт служил на Кавказе. Дважды его представляли к награде за
отвагу, но царь Николай I отклонял ходатайства
командования. Этот поэт был смертельно ранен на дуэли. Он создал стихотворения « Парус», « Бородино», «Узник» и другие. В 2014
году мы отметили его 200 –летний юбилей ________________________________________________________________ М.Ю.Лермонтов
2. Этот автор
родился в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Он
мог стать священником, но стал учителем русского языка. Смолоду интересовался
уральским фольклором. Свои литературные произведения он назвал сказками. Это... ____________________ П.Бажов
3. Известный
детский писатель К.Н. Чуковский на самом деле имел другие имя и фамилию, но все
же псевдоним и настоящее имя очень похожи. Назови настоящее имя Чуковского. ____________________ Николай
Васильевич Корнейчуков
4. Этот
писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И
даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и
многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого
писателя. _Виталий Валентинович Бианки
5.Русский писатель, придумавший себе анаграммный
псевдоним Нави Волырк.________ Иван
Крылов
6. Под каким псевдонимом мы знаем
автора произведения о двух озорных мальчишках Тома и Гека? _____________________________________________________________________
Сэмюэл Клеменс
III. В каких странах жили эти писатели?
( по 2 б. Всего 10 б. )
Ш. Перро _________________________
Франция
С. Михалков
___________________________ Россия
Д. Родари
______________________________ Италия
Г. -Х. Андерсен
_________________________ Дания
А. Линдгрен
____________________________ Швеция
IV. Продолжи названия произведений: (
по 2 б. Всего 12 б. )
Сказка Ш.
Перро ―Красная ________________________ шапочка
Рассказ В.
Бианки ―Оранжевое__________________ горлышко
Рассказ В.
Осеевой ―Синие ______________________ листья
Рассказ А.
Куприна ―Белый _________________________ пудель
Сказка - повесть
А. Волкова ―Желтый ____________________ туман
Сказка Ш.
Перро ―Синяя _______________________ борода
V. По началу произведения определите его жанр: (
по 2 б. Всего 10 б. )
а) Мы противные микробы, мы во рту
у вас живем.
И нечищеные зубы мы грызем,
грызем, грызем. __________________ стихотворение
б) Жила – была в одной дальней
лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел
умелая.
________________________________________ сказка
в) Вырос Добрыня до полного
возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.
_________________________________________________________________
былина
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только
мука. ___________________________ басня
д) Трудно солдатам в походе. На
мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.
_______________________________________________________________________
рассказ
VI.Каждое
выражение соедини с его значением: (
по 1 б.Всего 5 баллов)
1)
Стоит по горло в воде, а пить просит. а)
трудолюбие
2)
Уплыли годы, как вешние воды. б) старость
3)
Дома как хочу, а на людях как велят. в) зависть,
жадность
4)
Чему быть, того не миновать. г) приличие
5)
Всякое умение трудом дается. д) судьба
Ответы: 1 –в, 2 – б, 3 – г, 4 – д, 5 –
а
VII.Узнайте сказочных героев, назовите из какого они
произведения и кто автор произведения.
( по 3 б. Всего 12 б. )
а) Как зовут шаловливого мальчика
в кожаных штанах, жилетке, клетчатой рубашке с большими пуговицами, ходившего
в деревянных башмаках? _____________________________________________ _________________________Нильс.
«Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф
б) Кто носит яркую голубую шляпу,
оранжевую рубашку с зелёным галстуком и жёлтые, канареечные брюки?_____________________________
Незнайка. «Приключения Незнайки и
его друзей» Н. Носов
в) Как зовут героя, ростом только
в три вершка, да на спине с двумя горбами? Несмотря на свою неказистую
внешность, он мог встряхнуться, встрепенуться, захрапеть и стрелою
полететь._____________________________________ Конёк – Горбунок. «Конёк-Горбунок» П. Ершов
г) Как зовут маленького, хрупкого
человечка, которому пришлось преодолеть много трудностей? Наряд его был необычен:
большой тюрбан на голове, широкий пояс, пышные шаровары, синий халат (с
дамасским кинжалом за поясом) и огромные, широкие туфли.
_______________________________________________ Маленький Мук. «Маленький Мук» В. Гауф
VIII.Вспомни
русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.
( по 3 б. Всего 12 б. )
1) Пика не кладется в мешок. (
Польша)__________________ Шила в мешке не утаишь.
2) Молчаливый рот – золотой рот.
(Германия) ____________ Слово – серебро, молчание - золото.
3) Прежде чем сказать, поверни язык
семь раз. (Вьетнам) ___ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4) Бойся тихой реки, а не шумной.
(Греция)_______________ В тихом омуте черти водятся.
IX. Дай толкование
устаревшим словам (
по 1 б.Всего 6 баллов)
ланиты
____________________ щёки
супостат
________________________ противник, враг
челом бить
______________________ низко кланяться
горница _________________________
комната
яства
_____________________ еда, кушанья
перст
_________________________палец
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.