Главная / Русский язык и литература / Олимпиада по литературе для 10 класса. Школьный этап.

Олимпиада по литературе для 10 класса. Школьный этап.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе


Задания для 10 класса

Задание №1.

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


Владислав Крапивин

КРЫЛЬЯ

На маленьком досаафовском аэродроме мальчишку знали все: планеристы, инструкторы шоферы и хромой сторож дядя Костя. 

Первый раз его увидели весной, когда начались пробные полеты. Мальчик стоял недалеко от мотолебедки и смотрел, как длинными крыльями рассекают воздух зеленые "Приморцы". С тех пор он приходил почти каждый день. Сначала его прогоняли: просто так, по привычке, как гоняют любопытных мальчишек, чтобы не мешали серьезному делу. Потом к нему привыкли. 

Он помогал курсантам подтаскивать к старту планеры, пристегивать парашюты, расстилать и свертывать белые полотнища посадочных знаков. 

Вечером вместе со всеми мальчик сидел у костра.<…>Курсанты пекли картошку, инструктор Григорий Юрьевич рассказывал о своей службе в полярной авиации.

А мальчик ни о чем не говорил. Он только слушал и постоянно думал об одном и том же. 

Долгое время мальчик не решался попросить, чтобы его взяли в полет. Когда он, наконец, сказал о своем желании, ему, конечно, отказали. В этот день он больше ни о чем не просил. Назавтра он сказал Олегу - одному из наиболее опытных планеристов: 

- Даже собаку катаете, а меня нельзя? <>

- За собаку отвечать не придется, - ответил Олег. 

Через неделю, сломленный ежедневными просьбами, Олег сказал Григорию Юрьевичу, что хочет прокатить мальчишку. Тот разрешил.

На следующее утро мальчик пришел на аэродром так рано, что даже дядя Костя еще спал. Только через три часа появились планеристы. Еще через полчаса пришел моторист лебедки. Потом вывели из ангара недавно полученный планер. Каждый был занят своим делом, и никто не замечал, как вздрагивал голос мальчишки, когда он старался подавить волнение. 

- Сначала я полечу один, - сказал Олег, надевая парашют. - А тебя возьму во второй раз. 

На другом конце аэродрома загудела лебедка, трос натянулся, и планер взмыл по крутой траектории. 

И вдруг кто-то очень спокойно, как показалось мальчику, произнес: 

- Не может отцепиться. 

Планер был уже над самой лебедкой, но трос все еще удерживал его. Мальчик представил, как в кабине Олег судорожно дергает черный рычажок, чтобы освободиться от троса. На другом конце поля заметалась фигурка машиниста. Он хотел обрубить трос и не мог найти топор. Планер вошел в крутое пике, затем у самой земли сделал штопорный виток и как-то наискось врезался в огородные гряды за аэродромом. 

Мальчик стоял с побелевшим лицом, стоял неподвижно и слышал, как отовсюду наваливается тишина, плотная, словно ватное одеяло. И только когда, взревев, промчались мимо него мотоциклы с инструктором и курсантами, он очнулся и побежал. Впервые мальчик почувствовал, какой все-таки огромный этот маленький аэродром. Когда мальчик, задыхаясь, подбежал к упавшему планеру, Олега уже увезли в больницу. 

На следующий день мальчик не пришел на аэродром. 

Он появился через четыре дня и сказал планеристам: 

- Я в больнице был. У Олега ребра сломаны и рука. И сотрясение мозга было. А сейчас ничего... 

- Ничего? - усмехнулся Григорий Юрьевич, который тоже был в больнице. 

Мальчик потупился. Потом тронул инструктора за рукав. 

- Олег долго пролежит, - тихо сказал он. - Можно мне с кем-нибудь полететь? Можно, а? 

Григорий Юрьевич долго смотрел на мальчика, слегка наморщив лоб. Потом он сказал: 

- Ты здесь крутишься столько времени... Как хоть тебя зовут? 

- Антон, - хмуро сказал мальчик. 

- Смотри-ка ты... Совсем крылатое имя. 

- Почему? 

Он тут же понял почему: на краю аэродрома стрекотал мотором другой "Антон" - маленький АН-2. 

Григорий Юрьевич взглянул на часы. 

- Иди к Мише Крылову,- сказал он.- Пусть он даст тебе свой парашют.


Опорные вопросы:

а) почему мальчика перестали прогонять с аэродрома?

б) какие черты характера героя подчёркиваются при помощи деталей: «ни о чем не говорил», «он только слушал», «долгое время не решался попросить», «ни о чем не просил» и т.п.?

в) на какие изменения, произошедшие в герое, указывает автор, называя мальчика в конце рассказа по имени?

Задание №2.

Представьте, что вы редактор районной газеты. Вам нужно из стихотворений, пришедших от различных авторов, отобрать одно-два для номера газеты, посвящённого Дню Победы. (Тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав вашу оценку прежде всего художественному качеству стихотворений. Ваша работа (выступление, рецензия и др.) должна быть не более 200-250 слов.


1. За Победу!

За то, что нетленно,

За ту кровь, что вобрала земля…

Это то, что для нас - незабвенно,

Незабвенно…

Ведь я же - жива!


Моя жизнь - благодарность

И деду,

И отцу, Всем…

Забудут века?!

Вы не трогайте нашу Победу,

На которой смерть жизнью взошла.


Тяжело…

А причиною - время,

А причиной - бесстыдная ложь,

Разве может быть попрано семя…

Ведь не ветер случайный занёс.


Это - наша история, правда

И не лезьте, прошу, со своей,

Для меня - эта истина - Свята!

Как и Свят дух

Отцовских костей.


2. Запас прочности

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.


И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!- Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.


3. * * *

Я помню, падали солдаты,

Я помню, плавилась броня.

Теперь всё в прошлом, только даты,

И память, что сильней меня.

Ушли, как летние туманы,

Растаяв в солнечном тепле,

И так же тают ветераны -

Их так немного на земле.

Они беспомощны, как дети.

Ты их вниманием согрей.

Когда-то не было на свете

Солдат отважней и храбрей.

Не поняли уроков люди,

И разум покидает мир.

Ничто рассудок не осудит,

Когда в почёте злой кумир.



2


Олимпиада по литературе для 10 класса. Школьный этап.
  • Русский язык и литература
Описание:

Олимпиадные задания по литературе для 10 класса. Олимпиада состоит из двух частей. Первая часть представляет собой аналитическое задание. Вторая часть - творческое задание.

Аналитическое задание направлено на проверку понимания  произведения  как  «сложно  построенного  смысла»  (Ю.М.  Лотман), последовательное  и  адекватное  раскрытие    этого  смысла  в  динамике,  в  «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. 

 

Цель творческого задания  –  не  только  проверить  способность  ученика  различать тексты,  построенные  по  поэтическим  клише  (стихотворную  «гладкопись»),  и  по-настоящему  оригинальные  поэтические  произведения,  имеющие  высокое художественное качество безотносительно к фамилии автора, но и выявить творческие способности ученика, его умение создать самостоятельный литературоведческий текст –  по  сути,  небольшую  редакционную  рецензию  с  сопоставительным  разбором  трех текстов. 

Автор Самохина Марина Викторовна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 5485
Номер материала 4149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓