Главная / История / Олимпиада по истории СПО

Олимпиада по истории СПО

Задания олимпиады по истории.


1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.


Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.


2. Соотнесите понятия и определения:

1. Вотчина 3. Местничество

2. Поместье 4. Кормление

а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода

б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения

в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю

г) земельное владение, принадлежащее крестьянам

д) земельное владение, передающееся по наследству


3. Дайте краткий ответ.

А. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось…

Б. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется …

В. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось …

Г.Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле.

Д. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг.


4. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае. Максимальный балл – 18.


«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»









5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Посадник, тысяцкий, епископ, князь.

  2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

  3. Гривна, резана, куна, алтын, рубль.

  4. А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков.

  5. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.


6. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых прямо говорится или упоминается косвенно в каждом из них.

А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.

Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

8. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле.

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.


9. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

А) повинность, крепостные, продукты, натуральная, помещик, или, крестьяне, отдавать, часть, деньги

Б) дань, князь, с, земля, сбор, подвластные

В) общественная, представители, Россия, прошлое, считавшие, и, путь, должна, самобытный, идеализировавшие, развиваться, мысль, русская, что


10. Напишите правильно следующие слова:

Контр…буция

Л…берализм

Мил…таризм

Мон…полия

Протекц…онизм

С…кул…ризация

Фавор…тизм

М…троп…лит


11. О ком сказал поэт?

В Александровской слободке

Пьют, гуляют молодцы,

Все опричники лихие,

Молодые чернецы.

Посреди их царь-святоша

В рясе бархатной сидит;

Тихо псалмы распевает,

В пол жезлом своим стучит. А. Кольцов.




12. Приведите по 1-2 примера пословиц, подтверждающих, что наши предки занимались: земледелием; скотоводством; охотой; рыболовством; ремеслом.




13. Прочитайте фрагмент решений Земского собора 1649 г. и ответьте на вопросы:


Глава XI. Суд о крестьянех.
      1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископы или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.



      1. Как назывался документ, принятый Земским собором 1649 г.?

2. По документу определите, кто был владельцем крестьян?

3. Что такое «урочные лета»?

4. Что означала отмена «урочных лет»?

















Ответы

1. Ответы (последовательность не играет никакой роли):

1) разночинцы; 2) казачество; 3) мещане; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) купечество;

7) крестьяне; 8) инородцы. За каждое правильно указанное сословие – 2 балла.

2. Ответ: 1. д. 2. в. 3. а. 4. б.

3. Ответ: А. Избранная рада. Б. Мануфактура. В.Стрельцы. Г. Дмитрий Донской. Д. Никон.

4. Ответы и пояснения:

1. Нет, личную свободу крестьяне получали без каких-либо условий и выплат.

2. Да, в ходе финансовых реформ был создан Государственный банк, введена должность государственного контролера, стала публиковаться государственная роспись доходов и расходов (бюджет), отменена подушная подать для городского населения.

3. Да, крестьяне получили право избирать и быть избранными в земские гласные.

4. Нет, городское население получило избирательное право не по факту образования, а в случае владения недвижимостью или уплаты налогов с торговли.

5.Нет, образование (и высшее в частности) не было обязательным условием для участия в суде в качестве присяжного заседателя.

6. Нет. Воинская повинность распространялась и на потомственное дворянство.

По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа.

5. Ответ: должностные лица Новгородской республики; положения Жалованной грамоты дворянству; денежные единицы Руси; писатели и поэты второй половины XVIII века; стили в искусстве.

6. Ответ: А. Александр I, Екатерина II, Павел I. Б. Лжедмитрий I, Борис Годунов.

7. Ответ: да, нет, да.

8. Ответ: точить лясы; мерить на свой аршин; гроша ломаного не стоит.

9. А) оброк – натуральная часть повинностей крепостных крестьян, передаваемая помещику продуктами или деньгами; Б) полюдье – сбор дани князем с подвластных земель; В) славянофилы – представители русской общественной мысли, идеализировавшие прошлое и считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем.

10. Контрибуция, либерализм, милитаризм, монополия, протекционизм, секуляризация, фаворитизм, митрополит

11 Иван IV Грозный;

12. Примерные ответы:

Земледелие: «Первый блин – комом», «Есть калачи – не сидеть на печи», «Хлеб – батюшка, вода – матушка»; «Щи да каша – пища наша» (возможны другие ответы)

Скотоводство: «Овчинка выделки не стоит», «Пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву», «Цело стадо – пастуху радость», «И волки сыты, и овцы целы», «Пустили козла в огород»

Охота: «На охоту ехать – собак кормить», «Не убив медведя, шкуру не продают»

Рыболовство: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не учи рыбу плавать», «Не грози щуке морем»

Ремесло: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не боги горшки обжигают», «Куй железо, пока горячо», «Без топора не плотник, без иглы не портной».

13. Ответы:

1. Соборное Уложение

2. церковь, дворец, частные владельцы

3. устанавливаемые царскими указами сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет)

4. отмена означает, что сыск стал бессрочным





Пояснительная записка к заданиям олимпиады по истории.


Общее число заданий 13.


12 заданий с открытым кратким ответом (указание дат, фактов, имён; умение соотносить событие с веком, рассмотрение событий в хронологической последовательности; определение характерных черт; сравнение событий, явлений объяснение причин и следствий.)


№13 задание с открытым развёрнутым ответом (извлечение информации из исторических источников.)


К заданиям олимпиады прилагаются ответы.

Олимпиада по истории СПО
  • История
Описание:

Пояснительная записка к заданиям олимпиады по истории.

 

Общее число заданий 13.

 

12 заданий с открытым кратким ответом (указание дат, фактов, имён; умение соотносить событие с веком, рассмотрение событий в хронологической последовательности; определение характерных черт; сравнение событий, явлений объяснение причин и следствий.)

 

№13 задание с открытым развёрнутым ответом (извлечение информации из исторических источников.)

 

К заданиям олимпиады прилагаются ответы.

Автор Гордеева Марина Олеговна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2021
Номер материала 15832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓