Здравствуйте,ребята!Садитесь!Меня зовут
Марина Андреевна и сегодня я проведу у вас урок обществознания.
Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное
путешествие по страницам всемирной истории.
-Скажите, а где вы побывали на прошлом уроке?
-Что интересного вы узнали об этой эпохе?
Откройте учебник на стр. 46, посмотрите на «Реку
времени».
- Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше
сегодняшнее путешествие?
-Какая это по счёту эпоха?
Ребята, сегодня Мы совершим путешествие во вторую эпоху
человечества.
- Тема урока: «Древний мир – рождение первых
цивилизаций».
Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, пользуемся ли мы
в современном мире этими предметами?( часы, календарь, буквы, цифры)
- Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние
или все они современные?
Итак,у нас получилось две версии.
- Как вы думаете,ребята, люди Древнего мира могли
что-нибудь изобрести?
Дак вот сегодня на уроке мы с вами узнаем, Какими
достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.
Скажите, Для чего служат нам часы, календарь, буквы,
цифры?
Давайте вспомним, что такое Древний мир?
- Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в
первобытном мире?
(Нет, например, алфавит нужен для письма, первобытные
люди не знали письменности и т.д.)
Чтобы нам узнать,какие из этих предметов появились в
эпоху Древнего мира.нам необходимо узнать, чем эпоха Древнего мира
отличается от Первобытного.
Откройте учебник на стр.52.Прочитайте ещё раз тему
урока.
- Все ли слова вам понятны?
- Где будем искать помощь?
Откройте учебник на стр. 53. Внизу есть рисунок
«Переход от первобытного общества к цивилизации».
Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить
рассказ, опираясь на план:
- Где жили люди Первобытного общества и цивилизации?
- Кто управлял людьми?
- Как передавались сообщения, знания?
Назовите те основные признаки, которыми цивилизации
отличаются от первобытного общества.
А теперь попробуйте Продолжить мою мысль: «В
государстве есть..»
В форме чего изображена сиреневая линия на рисунке-схеме?
Обсудите в паре и попробуйте дать определение
«цивилизации», закончив фразу.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ-это....
- Давайте проверим наши предположения по учебнику с.53
( 2 абзац)
- Так что же такое цивилизация?
А теперь давайте откроим словарь учебника и проверим
наши предположения.
(определ.первое)
Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города,
государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.
- Рассмотрим карту с.55-54. Её название. Легенду.
-Что обозначено на карте широкой розовой линией?
- Что находится за пределами этой границы?
Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир
древних цивилизаций?
- Что отмечено разными цветами на карте?( На карте
разными цветами обозначены Древние цивилизации.)
- Какие цивилизации расположены в Европе?( Древний Рим,
Древняя Греция.)
- Назовите цивилизации Древнего Востока?( Древний Египет , Древний
Китай, Древняя Индия, Западная и средняя Азия(междуречье))
- Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?
(Цивилизация Древней Европы разместилась по берегам
Средиземного моря.
- Цивилизации Древнего Востока – по берегам рек: Нил,
Ефрат, Тигр, Инда, Хуанхе, Янцзы)
Ребята,мы узнали, что цивилизация это новая ступень
развития человечества.
Но у слова «цивилизация» есть ещё одно определение. Для
того,что бы узнать еще одно значение,вам необходимо поработать в паре.
Вам надо будет внимательно рассмотреть иллюстрации,
которые размещены вокруг карты и стрелкой соединить цивилизацию с
памятником архитектуры, которым она прославилась.
- Похожи ли архитектурные сооружения между собой?(нет)
- Почему?( Страны ведь различны, значит и культура
различна.)
Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.
Что можете сказать об одежде? (разная)
- Сравните письменность
- Какой можно сделать
вывод?
Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность.
И к какому выводу пришли?( у каждой цивилизации была своя особая культура.)
Давайте попробуем дать второе определение слову
«цивилизация».
Для этого прочитает про себя 3 абзац на стр.53
Итак.какие предположения?
Цивилизация- это??
Давайте проверим наши предположения в словаре учебника
(опред.второе)
Итак,ребята. В начале урока мы с вами попробовали
предположить Какие из представленных предметов: календарь, цифры, буквы, часы
появились в эпоху Древнего мира.
И чтоб наконец то ответить на этот вопрос.
Рассмотрите таблицу на стр.56.
-Как она называется? «Изобретения древнего
мира»
Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего
мира?
(учитель дополняет:
- Древний Египет – Египтяне первыми создали
календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.
Древнее Междуречье. Стоя
на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно
они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60
сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.
Древняя Индия. Учёные
впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.
Древний Китай. Мастера
Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие
столетия они держали в секрете способ их изготовления.
Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных
и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.
Древний Рим. Язык римлян
– латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова:
церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название
месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс,
июль – Юлий Цезарь)
Акак вы думаете, эпоху Древнего мира идёт ли развитие
техники?
- Что же появилось в Древнем мире давайте посмотрим на
стр.57?
(перечисляют изобретения Древнего мира)
Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся
до сих пор?
ДОПОЛНИТНЛЬНО:
Тетрадь с.36(заполнение пропусков) +проверка!
Итак,ребята,скажите, с какой эпохой мы познакомились
сегодня на уроке?
Назовите отличительные признаки этой эпохи от
предыдущей.
Р.Т.с 36 № 1(п,м) посмотрите на задание. Чем оно
необычно?
Урок окончен! До свидания!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.