Главная / Начальные классы / Окружающий мир на тему: «Живая и неживая природа».(2 класс)

Окружающий мир на тему: «Живая и неживая природа».(2 класс)

ТЕМА УРОКА: «Живая и неживая природа».


ЦЕЛЬ УРОКА: - познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за

явлениями живой и не живой природы;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-названия, плакаты, рисунки (не живая природа, растения

весной, животные весной).



ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ.

Сегодня я приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажете сами:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла……..

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит к нам пришла………..


- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение!

Сегодня мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.


  1. ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.


Для начала, перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь.


Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ).


Яростно река ревет,

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ).


Зеленеет даль долей

Запевает соловей

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (МАЙ).

Посмотрите кругом, что изменилось с приходом весны в неживой природе? А подсказки вы найдете на доске и по своим личным наблюдениям.

Давайте поговорим о солнце. Какое оно?

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; выше поднимается над горизонтом; дни становятся длиннее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (НЕТ).

- Какой весенний месяц самый холодный? (МАРТ)

- А самый теплый? (МАЙ).

- Почему?

(В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).


На доске появляются карточки: Солнце выше, чем зимой

Дни стали длиннее

- Ребята, а какое небо весной?

(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).


На доске появляются карточки: Небо высокое, голубое

Облака белые, легкие.

- А какие осадки выпадают весной?

(В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь).

- Бывают ли весной грозы? Когда?

(Вспомнить стихотворение Тютчева).

На доске появляются карточки: осадки – снег, дождь; первая гроза.


- Что происходит с почвой, со снегом?

(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега.

Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажность).

Поскольку становится все теплее снег тает, в марте появляются первые проталины,

в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растает.


На доске появляются карточки: оттаивание почвы,

таяние снега, льда.


- Ребята, внимательно посмотрите на картины и скажите, о каких изменениях в неживой

природе мы с вами не сказали?

(В мае когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда происходит разлив реки, который называется – ПОЛОВОДЬЕМ. Вода затапливает луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

В конце апреля на реках начинается ЛЕДОХОД; лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.

На доске появляются карточки: половодье, ледоход.


Следует помнить, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться, очень опасны шалости на реке во время ледохода. Будьте осторожны!


  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 86 – 87)


ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.


  1. ИЗМЕНЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ,


- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?

- Что мы относим к живой природе?

(растения, животные, птицы, звери и т.д.).

- Изменились ли деревья и кустарники с приходом весны?

(на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, появляются цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры и хвои).


На доске появляются карточки: набухание почек, цветение растений,

появление листьев.


- А что происходит с травянистыми растениями?

(Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

-А знаете ли вы травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Назовите?

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками? Почему?

Как только растает снег, они начинают цвести. (Книга первоцветов).


Девочки приготовили небольшие сообщения о травянистых растениях:


Медуница – Оля

Мать и мачеха – Алина

Хохлатка – Марьям.


  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 88 – 89)


ВЫВОД: Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время не достаточно. Тепла им требуется немного.


  1. Весна вносит изменения и в жизнь животных.


- Давайте поговорим о том, как меняется жизнь птиц с приходом весны?

(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Они строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).


- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

(Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары. Над землей с гудение летают шмели. Возле цветущей ивы жужжат пчелы. Оживает муравейник.

Бабочек, многих жуков и насекомых нужно охранять потому, что они украшают природу. Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло зря!

На доске появляются карточки: возвращение перелетных птиц,

Появление насекомых.


- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.




Всех перелетных птиц черней

Чистит он пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птицу – ГРАЧ.


МАРТ – время прилета грачей в родные края.


Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет – СКВОРЕЦ.


Конец марта – время прилета скворцов.


Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворение! – ЖАВОРОНОК.


Начало апреля – время прилета жаворонков.


Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец

Дни и ночи на пролет он поет – СОЛОВЕЙ.


Соловьи прилетают в середине мая.


Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины – ЛАСТОЧКА.


Время прилета в родные края – май.


- Ребята, а вы знаете как звери встречают весну? Какие изменения происходят в жизни зверей?

(просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют).


УЧИТЕЛЬ: Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм:

- ЕЖ ищет насекомых.

- МЕДВЕДЬ – в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных (лосей, оленей).

- ЛЕТУЧИЕ МЫШИ – просыпаются позже. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую, летнюю.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве.


На доске появляются карточки: изменение в жизни зверей.



- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?

Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут.

Не разорять гнезда. Не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц.

ВЫВОД: Изменение в неживой природе вызывают изменения в живой

природе.

Мне бы хотелось призвать вас

«БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»

«ПУСТЬ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ ВСЕГДА БУДЕТ ПРЕКРАСНОЙ И ЦВЕТУЩЕЙ!»


На фоне музыки чтение стихотворения.


Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою…

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.







Окружающий мир на тему: «Живая и неживая природа».(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

ТЕМА УРОКА: «Живая и неживая природа»

                                       ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями живой и не живой природы;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:  

карточки-названия;плакаты;

рисунки (не живая природа, растения весной, животные весной);

музыкальное сопровождение времён года.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ.
  2. ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
  3. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 86 – 87).
  4. ИЗМЕНЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
  5. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (стр. 88 – 89).
  6. ВЫВОД.
Автор Иргалиева Ирина Лаврентьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2070
Номер материала 42736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓