Главная / Начальные классы / Окружающий мир 4 класс Тема

Окружающий мир 4 класс Тема

Лесные сообщества

Начало урока

Музыка Чайковского и стихи

  1. О люди, мыслю я –

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней на всех хватает доброты

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты-

Поля, леса, луга, моря и реки.


Какими строками из прочитанного отрывка мы можем обозначить тему урока?...

- О Природе


  1. Скажите, ребята, где так птицы поют, заливаются?

Прослушивание трелей птиц в лесной зоне.

Дети: Так птицы могут петь на лугу, в лесу, в клетке, на балконе

Кто не согласен с этим высказыванием?

Думаю, что так красиво птицы могут петь только на свободе. В клетке они тоже поют, но не так весело.


Как вы считаете, о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке.

- О Природе

Да, мы будем говорить о природе, но только об одной экосистеме.

Именно в лес нас приглашает Старичок-Лесовичок, где мы будем учиться правильно и грамотно общаться с природой, устанавливать связи между жителями леса, отличать объекты природы от других объектов окружающего мира. На уроке проведем исследование небольшое, и к концу урока вы должны дать определение: Что же такое лесное сообщество?


  1. Тесты вотум

  2. Новая тема (приклеивать картинки)

Закройте глаза. Представьте лес. Какой цвет преобладает в вашем воображении

Что же такое лес? Как вы думаете?

Давайте вместе составим лесное сообщество.

Что такое лес? Деревья.

Давайте приклеим деревья.

Будем составлять и оценивать свою работу, услышав историю о том, как один художник рисовал лес.

- Что такое лес - размышлял художник – Конечно, деревья.

Нарисовал березы, ели, сосны и осины., дубы и липы. А в углу Старичка-Лесовичка.

Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес – послышался голос Лесовичка.

Почему он увидел сухие стволы?


Чего не хватает в нашем лесу?

Правильно. Нужны кустарники, цветы и травы.

Нарисовал художник траву и цветы. , но лес опять засох.

Чего опять не хватает в этом лесу?

Комаров. Правильно. Не хватает насекомых.

Нарисовал насекомых, но облепили они все деревья

- Нужны птицы, кусты и ягоды, но лес все равно стал чахнуть.

- Чего еще не хватает в лесу?

- Правильно, зверей.


Изобразил тогда художник много разных зверей.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.


Давайте сделаем вывод: что же такое лес?

- Какие деревья вы знаете?





  1. Этажи леса

Учитель: Не мешают ли растения друг другу расти? Почему? Растения в любом лесу располагаются этажами или ярусами. Главное, они не должны мешать друг другу.

Верхний или первый ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету: дуб, липа, старая берёза.

Под ними второй ярус: рябина, черёмуха.

Третий ярус – кустарники: орешник, малина.

Четвёртый – травянистые растения.

Пятый ярус – грибы, мхи, лишайники.

- А кто из вас знает особенности лишайников? (Растут только там, где чистый воздух) Ни к одному из ярусов нельзя отнести лишайники, которые поселяются на стволах деревьев. Интересно, что они не причиняют вреда деревьям, а только используют их как место для жизни. Самым низким ярусом является почва, со всеми населяющими её живыми организмами.

В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше. В лучшем случаи под высокими деревьями растут теневыносливые кустарники черники и некоторые травянистые растения: майник, кислица.

Но чем больше ярусов в лесу, тем больше тень. Даже самые лёгкие воздушные листочки , например, у берёзы, всё же дают тень.

- Вы знаете, что растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?(Растения приспособились к разному освещению. Есть растения тенелюбивые, есть растения теневыносливые.)

В лесу тень определяет время цветения растений нижних ярусов. Ранней весной, когда только сойдёт снег, вырастают теневыносливые раннецветущие растения: медуница, гусиный лук, ветреница.

- Как вы думаете почему? (Они спешат расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.)

- Среди первоцветов есть и деревья- ива; кустарники – орешник. Жизнь растений в лесу обеспечивается условиями неживой природы. Слайд 5

Но и лес влияет на состояние неживой природы. Каким образом?

Ученик: В жаркий день в лесу прохладно. Зимой лес защищает нас от холода и сильного ветра. Значит, летом в лесу температура воздуха ниже, а зимой выше, чем на открытом месте.

Учитель: В сухую погоду возьмём комочек почвы в лесу и на открытом месте, сожмём их в кулак – и убедимся, что в лесу почва более влажная, чем на открытом месте. Лес охраняет влагу в почве. Солнечные лучи, ветер, дождь тоже несут информацию. Солнце указывает растениям, когда, надо распускать почки, а когда сбрасывать листву.

-А какой лес, по вашему мнению, выглядит «веселее», хвойный или лиственный? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее. В лиственных лесах много пищи для насекомых и поэтому больше птиц и зверей.)

В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

Так все растения в лесу образуют ярусы.

- Сколько ярусов насчитали вы? (4)

Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.

- Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост. Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

- Сколько ярусов вы насчитали? (Четыре)

- Какие растения составляют 1 ярус (самый нижний)? (Лишайники, мхи)

- Какие растения составляют 2 ярус? (Травы)

- Какие растения составляют 3 ярус? (Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина)

- Какие растения составляют 4 ярус? (Дуб, береза, осина, ель, сосна)

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения как Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.


ого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)



6. Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.


Слайд 8

Работа в группах:

  • 1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;

  • 2 группа- ведут наземный образ жизни;

  • 3 группа – обитают под землёй.

Проверка.





4. Физкультминутка.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве

- Можно ломать деревья

- Можно отдыхать в лесу

- Можно жечь костры

- Можно слушать птиц

- Можно громко говорить, кричать в лесу

- Можно ходить по тропинкам



Учитель: К середине прошлого столетия человек практически уничтожил это животное. Затем понял, что природа была мудра, придумав его. (Рассказ о волке)

- Люди нередко меняются квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные жители? Представьте, что белка захотела поменяться к5вартирой с кротом. Смогли бы они это сделать? Почему?





Учитель: У каждого человека есть семья и дом. Семья живёт дружно, сообща. А можно ли лес назвать домом? Какой вывод можно сделать? (Лес – природное сообщество и все его обитатели живут вместе)

Но в сообщество леса входит ещё и особая группа живых существ, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Что это за группа?

Слайд 12

- Каково значение грибов в жизни леса?

Учитель: Грибы, которые вы обычно видите в лесу, состоят из шляпки и ножки, а в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити – это грибница – подземная часть гриба.

- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. (Чтение статьи хорошо читающим учеником)

… В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, грибы необходимы в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб-мухомор.

А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

Учитель: А кто ещё участвует в круговороте веществ? (Насекомые и их личинки, которые живут в лесной подстилке, а также микробы.)

- Итак, мы с вами составили схему природного сообщества леса.

- Давайте впишем недостающие звенья в экологической пирамиде или пирамиде природного равновесия. Слайд 13

Учитель: Оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нём. Ведь многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой:

Дружат пчелки и цветок.

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Дружат ели и клесты…

- Каким образом они дружат? На схеме осталось не раскрыто одно звено. Как вы думаете, что это за звено? (Щелчок)

- Каково значение сообщества для человека?

Учитель: Наше время называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи., изобретены компьютеры. Но, оказывается, что ничего нового люди не изобрели. Природные сообщества миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». А ведь из покон веков лес был и остаётся верным другом и защитником человека. Взамен требует только одного – бережного отношения с ним.

Закрепление. Что же делает человек, чтобы сохранить лес?



СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?

Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. Отсчет лесных ярусов начинается не снизу, как, например, в театре, а сверху.
В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный.
ревесную породу верхнего яруса называют ле-сообразующей.

В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом -дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель, соответственно в других лесах такое же соподчинение.

Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.

Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют лещина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.

Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички.
Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, лин-нея северная, которая всегда стелется по земле,
никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками.
В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.




Окружающий мир 4 класс Тема
  • Начальные классы
Описание:

Окружающий мир 4 класс тема "Лесное сообщество" УМК "Школа России"

мы будем говорить о природе, но только об одной экосистеме.

Именно в лес нас приглашает Старичок-Лесовичок, где мы будем учиться правильно и грамотно общаться с природой, устанавливать связи между жителями леса, отличать объекты природы от других объектов окружающего мира.  На уроке проведем исследование небольшое, и к концу урока вы должны дать определение: Что же такое лесное сообщество?

Дружат пчелки и цветок.

Дружат лист и мотылек,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

Дружат ели и клесты…

Автор Хайруллина Рита Гареевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 934
Номер материала 46017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓