Рогозина Надежда
Валерьевна, учитель
начальных классов
МОУ «Никольская средняя
общеобразовательная школа»
село Никольск Архангельской
области, Вилегодского района.
Предмет: Окружающий
мир, 4 класс.
Тема: «Рыцари
Средних веков».
Учебно-методическое обеспечение: учебник
«Окружающий мир» 4 класс, автор А. Плешаков, рабочая тетрадь 4 класс, автор
А.Плешаков.
Время реализации занятия: 45
минут
Триединая дидактическая цель:
Образовательный
аспект :
создать условия для формирования представлений о рыцарях средневековья.
Развивающий аспект: создать
условия для развития логического мышления, творческих способностей, речи,
памяти, развивать умение планировать свою деятельность, расширение кругозора.
Воспитательный
аспект: создать
условия для воспитания уважительного отношения к товарищам, способствовать
формированию умения сотрудничать.
Тип
урока: Урок введения нового материала.
Структура
урока:
Этапы
урока
|
Временная
реализация
|
1. Организационный
момент.
2. Актуализация
знаний.
3. Постановка
учебной проблемы.
4. Поиск
решения (выдвижение гипотез, проверка гипотез, открытие нового знания).
5.
Выражение решения (работа со словарём, литературными текстами, схема-рисунок
на доске).
6.
Подведение итогов, реализация продукта (творческое домашнее задание).
7. Рефлексия.
|
2 мин.
8 мин.
5 мин.
15 мин.
8 мин.
5 мин.
2
мин.
|
Форма организации
познавательной деятельности: фронтальная, парная,
групповая, индивидуальна.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый,
проблемное изложение изучаемого материала.
Средства обучения:
учебник,
тетрадь, словари, карточки с текстами для групповой и парной работы, магнитная
доска, иллюстрации рыцарей и замков.
Техническое оснащение: компьютер и мультимедийный проектор.
(Презентация).
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
Прозвенел у нас звонок
Начинаем наш урок.
- Давайте
улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с
вами в течении всего урока.
2.Актуализация знаний.
- Давайте вспомним то, о чём говорили
и что узнали на прошлом уроке.
1).Как
называется эпоха о которой мы говорили на прошлом уроке? (средневековье)
2). Сколько лет
продолжались средние века? (1000лет)
3). Какие религии
возникли в средние века? (христианство, буддизм, ислам)
4). Как учёные
узнали о жизни людей в средневековье?
5). Какие вещи,
ставшие нам привычными появились в то время? (очки, пуговицы, мыло, порох, мех,
часы)
3.
Постановка учебной проблемы.
- Как вы считаете, мы достаточно много уже
знаем о Средневековье?
- А кто хочет ещё поговорить об этой
эпохе?
Эпоха Средневековья скрывает много тайн,
которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.
- Будем работать в группах. Каждая
группа получает разрезанную картинку. Надо составить её детали так, чтобы
получился рисунок.
- Кого вы видите на составленной
картинке? (воин, рыцарь)
Вы
догадались, о ком мы будем говорить на уроке? (тема урока записывается на
доске)
Рыцари
Средних веков.
- Какая задача
возникла у нас? (Узнать кто такие рыцари)
4. Поиск
решения (выдвижение
гипотез, проверка гипотез, открытие нового знания).
- Кто знает, кто
такие рыцари?
- Где мы можем об
этом узнать? (Дети работают со словарём ).
Слово рыцарь в русском языке
происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и
есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно
владелец феодал.
- Достаточно ли
много мы узнали из словаря о рыцарях? Словарь не даёт нам полную информацию о
них.
- Вспомните
задачу, которая возникла у нас в начале урока. Узнать кто такие рыцари. Что бы
вы хотели узнать о рыцарях? (Вопросы фиксируются на доске)
1.Кто мог стать
рыцарем?
2.Как одевались
рыцари?
3. Где жили?
4. Чем
занимались?
5. Существуют
рыцари в наше время?
- Давайте
сами попытаемся предположить, дать ответ на эти вопросы. (Говорят дети).
- Это лишь ваши
предположения, а как и где мы можем узнать, правы ли мы? (спросить у взрослых,
прочитать в книге, найти в интернете).
- Мы попытаемся
узнать это из книг. Будем работать в парах. Каждая пара получит текст, в
котором можно найти ответ на эти вопросы.
1.Сначала
рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести
боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения,
потомок рыцарей.
2.Для
того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил.
А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Но зато
они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе.
Это наука геральдика. Очень разнообразные гербы рыцарей. На
войне, лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по
гербу; на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или
тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.
- А вот
сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть эту древнюю науку
“геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать,
что он может рассказать о своём хозяине? Хочу обратить ваше особое внимание на
форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.
3. Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни
возвышались по всей Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев,
служили им надёжной защитой. И сегодня эти каменные крепости поражают наше
воображение. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на
высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились
двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. Замок
был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных
цепях. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход
в замок преграждала и металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри
замка находились главная башня и другие по стройки.
Это было безопасное, но не
очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах: замка! Стекла не
знали, окна закрывали ставнями Для обитателей этой каменной громады были
привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам.
Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылавшего камина.
4.Основным занятием рыцарей в
Средневековье была война.
Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?
Турнир
Охота Пир
5. Выражение
решения
(работа со словарём, литературными текстами, схема-рисунок на доске).
- Мы с вами
создали образ рыцаря средних веков. Какие были рыцари? (Смелые, выносливые,
сильные, ловкие….)
- Существуют ли
рыцари в наше время?
- Какого человека
мы можем назвать рыцарем в наши дни? ( Идёт работа в группах. Предложить детям
текст для самостоятельного чтения и ответа на поставленный вопрос)
- Оказывается ещё
с рыцарских времён к нам пришли и некоторые рыцарские манеры .
- Какие? (Обычай
снимать шляпу; здороваясь , снимать перчатку).
6. Подведение
итогов, реализация продукта (творческое домашнее задание).
- Вспомните,
какая задача возникла у нас в начале урока? (Узнать, кто такие рыцари).
- Смогли ли мы
это сделать? Что нам помогло? (книги,словари)
- Попробуйте
дома на машине времени переместиться в эпоху средних веков и написать рассказ о
своём путешествии по средневековью.
7. Рефлексия.
В течение урока
мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в
средние века.
- Понравилось ли
вам работать на уроке? (показ ладошки)
- Что запомнилось
и понравилось больше всего?
- Какие сделали
для себя открытия?
- Какое желание у
вас возникло?
Список
использованной литературы:
1.
Шпаковский
В.О. «Рыцари.З амки. Оружие». Москва, РОСМЕН, 2006 год.
2.
Болоболичева
Л. «Великие князья» Москва, 2005 год.
3.
Майорова
Н. «Русская история» Москва, 2006 год.
4.
Персидская
И.В. Классные часы в 1 – 4классах. Издательство «Учитель» 2006 год.
5.
Плешаков
А.А. «Окружающий мир» 4 класс Москва «Просвещение» 2009 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.