Главная / Начальные классы / окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».

окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».



ФИО автора работы – Прохорова Галина Семёновна

Должность - учитель начальных классов

Место работы - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Асбестовского городского округа

Название работы – методическая разработка урока

Предметная область – окружающий мир 4 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые».

Задачи: Проверить знания понятий о горных породах и полезных ископаемых.

Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.

Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр.



Аннотация

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.





Конспект урока окружающего мира в 4-м классе



по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых

  1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.

- Ископаемые называют полезными, так как…

- Скопление полезных ископаемых в земле называют…

- Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют…

Проверка

Слайд 2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.

2. Вступление:

Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.

- Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

Слайд 3.(Цели).

-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»

Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.

-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.

1 к.

-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.

(гранит)

-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)

2 к.

-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).

-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)

3 к.

-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)

-Что означает знак hello_html_m107472b4.png? (газ)

Слайд 4.(Кроссворд).

2)-Прочитайте полученные слова.

-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?

Назовите жидкие полезные ископаемые.

-А газ? Какое это полезное ископаемое?

Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Проверим ваши ответы.

Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).

-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)

-Кто такие геологи?

Итог: «Геологи - это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»

-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?

Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).

-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.

3). Работа по карте «Физическая карта России»

-Найдите на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .

Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ

Слайд 7.

-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.

-Ртуть - один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .

-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?

-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.

-Вот какие прогнозы дают учёные.

Слайд 8.

Иссякнут запасы:

- золота к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году

-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?

6) Творческая работа.

Слайд 9.

-Для каждой команды дана проблема.

1к.

Если на земле исчезнет нефть, то…

2к.

Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…

3 к.

Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…

-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?

Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?

- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)

VI. Итог урока.

5. Итог урока.

- Подведём итог нашей работы:

Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?

-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.

(Заслушиваются сообщения).

Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.

6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого оформить в виде презентации.









Литература

Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993

Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009

Интернет - ресурсы

6


окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».
  • Начальные классы
Описание:
Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.
Автор Прохорова Галина Семёновна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1327
Номер материала 19274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓