Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОкружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».

окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые».

Скачать материал

 

 ФИО автора работы – Прохорова Галина Семёновна

 Должность - учитель начальных классов

 Место работы  - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» Асбестовского городского округа

 Название работы – методическая разработка урока

 Предметная область – окружающий мир 4 класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и    полезные ископаемые».

Задачи: Проверить знания понятий о  горных породах и полезных ископаемых.

Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.

Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр.

 

 Аннотация

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых  для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся,  используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.

 

 

 Конспект урока окружающего мира в 4-м классе

 

 по теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых

1.      Проверка домашнего задания.  Блиц-опрос.

- Ископаемые называют полезными, так как…

- Скопление полезных ископаемых в земле называют…

- Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют…

Проверка

Слайд 2. Если ответ верный,  ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.

2. Вступление:

Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать, что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.

- Сегодня урок пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

Слайд 3.(Цели).

-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые»  и  попробуем ответить на вопрос  «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»

 Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.

-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.

1 к.

-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.

(гранит)

-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)

2 к.

-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).

-Какое твёрдое  полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)

3 к.

-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)

-Что означает знак ? (газ)

Слайд 4.(Кроссворд).

2)-Прочитайте полученные слова.

-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?

Назовите жидкие полезные ископаемые.

-А газ? Какое это полезное ископаемое?

Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Проверим ваши ответы.

Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).

-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)

-Кто такие геологи?

Итог: «Геологи - это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»

-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?

Слайд 6. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).

-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.

3). Работа по карте «Физическая карта России»

-Найдите  на карте месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .

  Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ

Слайд 7.

-Молодые сосны и пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.

-Ртуть - один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг  600г .

-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?

-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.

-Вот какие прогнозы дают учёные.

Слайд 8.

Иссякнут  запасы:

         - золота к 2020 году,   -нефти к 2025 году,   -каменного угля к 2200 году, -железной руды к 2400 году

-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?

6) Творческая работа.

Слайд 9.

-Для каждой команды дана проблема.

1к.

Если на земле исчезнет нефть, то…

2к.

Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…

3 к.

Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…

-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?

Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?

- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (экономия)

VI. Итог урока.

5.         Итог урока.

- Подведём итог нашей работы:

Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?

-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.

(Заслушиваются сообщения).

Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.

6. Дома. Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного ископаемого  оформить в виде презентации.

 

 

 

 

Литература

Кленов А. малышам о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993

Поурочные планы по учебнику «Окружающий мир»  О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009

Интернет - ресурсы

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Окружающий мир 4 класс Тема "Горные породы и полезные ископаемые»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают свою точку зрения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 059 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 439
    • DOCX 27.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прохорова Галина Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Прохорова Галина Семёновна
    Прохорова Галина Семёновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 552
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе