ФИО автора работы – Прохорова
Галина Семёновна
Должность - учитель начальных классов
Место работы - муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12»
Асбестовского городского округа
Название работы – методическая разработка
урока
Предметная область – окружающий мир 4
класс
Цель
урока: Обобщить и систематизировать знания по
теме «Горные породы и полезные ископаемые».
Задачи:
Проверить знания понятий о горных породах и полезных ископаемых.
Продолжить
развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте,
пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
Воспитывать
бережное отношение к богатствам земных недр.
Аннотация
Данный урок разработан в
рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация
коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются
здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под
музыку). В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране полезных
ископаемых; знакомятся с прогнозами ученых, значением полезных ископаемых для
всего живого на земле, вырабатывают правила по сохранению воды, нефти, песка и
глины. Задание на дом носит творческий характер. На уроке проводится большая
работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество
наглядного материала. Оценивание домашнего задания проводится по листу
самоконтроля в соответствии с предложенным слайдом. Оценивание достижений
планируемого результата проводится на протяжении всего урока на основании
выдаче команде конверта с буквой. В конце урока из предложенных букв составляется
новое слово, которое, в сущности, и есть итоговое оценивание работы команд на
уроке. Актуальность предложенной разработки урока состоит в деятельностном
подходе: команды самостоятельно ищут ответы на предложенные вопросы, доказывают
свою точку зрения.
Конспект
урока окружающего мира в 4-м классе
по
теме Безграничны ли запасы полезных ископаемых
1.
Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
-
Ископаемые называют полезными, так как…
-
Скопление полезных ископаемых в земле называют…
-
Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный
способ добычи называют…
Проверка
Слайд
2. Если ответ верный, ставите ” + “, если нет то “-”. Возьмите ваш листочек
самоконтроля и оцените вашу работу по пятибалльной шкале.
2. Вступление:
Наши далёкие
предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния
высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы,
которые поражают нас долговечностью, красотой. Но мы с вами должны понимать,
что полезные ископаемые не безграничны, и их надо беречь.
- Сегодня урок
пройдёт в форме соревнования, вы разделены на 3 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём.
Пожалуйста, представьте свои команды.
Слайд 3.(Цели).
-Сегодня мы
обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос «Безграничны
ли запасы полезных ископаемых ?»
Теперь перейдём к
нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать
конверт с определённой буквой, из которых в конце урока нужно составить слово.
-Каждой
команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.
1
к.
-Горная
порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.
(гранит)
-Назовите
жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)
2
к.
-Какое
съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).
-Какое
твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)
3
к.
-Сыпучее
полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)
-Что
означает знак ? (газ)
Слайд
4.(Кроссворд).
2)-Прочитайте
полученные слова.
-На какие группы
можно разделить данные полезные ископаемые?
-Какие полезные
ископаемые относятся к твёрдым?
Назовите жидкие
полезные ископаемые.
-А газ? Какое это
полезное ископаемое?
Какие способы
добычи полезных ископаемых вам известны?
Проверим ваши
ответы.
Слайд 6. (буровая
скважина, шахта, карьер).
-Прочтите ключевое
слово в кроссворде. (геолог)
-Кто такие
геологи?
Итог: «Геологи -
это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском
месторождений»
-Что используют в
своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?
Слайд 6. (приборы,
растения, нюх собак, буровые скважины).
-А мы полезные
ископаемые будем находить на карте по условным знакам.
3). Работа по
карте «Физическая карта России»
-Найдите на карте
месторождения (1к) угля, (2к) нефти, (3к) – железной руды .
Итог : Богаты
недра нашей земли полезными ископаемыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПОД МУЗЫКУ
Слайд 7.
-Молодые сосны и
пихты «открывают» следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого
учёные делают химический анализ хвои или ветвей.
-Ртуть - один из
самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не
всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .
-Как вы считаете,
есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?
-А безграничны ли
запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.
-Вот какие
прогнозы дают учёные.
Слайд 8.
Иссякнут запасы:
- золота
к 2020 году, -нефти к 2025 году, -каменного угля к 2200 году, -железной
руды к 2400 году
-Как же
человечество предполагает решать эти проблемы?
6) Творческая
работа.
Слайд 9.
-Для каждой
команды дана проблема.
1к.
Если на земле
исчезнет нефть, то…
2к.
Если на земле
исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина,
известняк и др., то…
3 к.
Если на Земле
исчезнут все запасы питьевой воды, то…
-Составьте устный
рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?
Что можно
предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?
- Молодцы, вы
собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (экономия)
VI. Итог урока.
5. Итог
урока.
- Подведём итог
нашей работы:
Что мы с вами
можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?
-Предлагаю
командам составить обращение к жителям планеты.
(Заслушиваются
сообщения).
Прочтите вывод,
данный в учебнике на странице104. Запомните его.
6. Дома.
Продолжить тему, начатую на уроке. Материал по сохранению полезного
ископаемого оформить в виде презентации.
Литература
Кленов А. малышам
о минералах. М., Педагогика – Пресс, 1993
Поурочные планы по
учебнику «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 4 класс, Волгоград, 2009
Интернет - ресурсы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.