Главная / Начальные классы / Окружающий мир. Урок - защита проекта Птичья столовая.

Окружающий мир. Урок - защита проекта Птичья столовая.

МБОУ «Подгорновская средняя общеобразовательная школа»

Окружающий мир, 1 класс.

Тема: Как зимой помочь птицам?

Цель: защита проекта «Птичья столовая».

Задачи:

  • научить различать птиц, зимующих в наших краях, подбирать корм для птиц, понимать важность заботы о зимующих птицах;

  • развивать наблюдательность и внимание, коммуникативные навыки обучающихся;

  • воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой, бережное отношение к природе.

Обучение УУД: научатся понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц,

правила наблюдения за птицами и правила подкормки птиц; отвечать на вопросы и уметь оценивать свои достижения; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Тип урока: ИНЗ.

Оборудование: мульти - медийная презентация, фотографии, иллюстрации, образцы кормушек, виды корма для птиц.

ФОУД: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приемы: наблюдение, проблемная ситуация, доказательство, инструктаж, работа с презентацией, иллюстрациями, сравнение, самооценка.


Ход урока.

  1. Включение в учебную деятельность.

Снится ночью паучку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали?

Это…(птица).

2.Актуализация знаний.

-Сегодня мы будем говорить о птицах, которые проводят с нами зиму, о том, как им помочь.

-Как называют таких птиц? ( Зимующие птицы).

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? ( Они создают красоту природы, являются санитарами леса, помогают растениям).

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми зимующими птицами нашего края.

3.Работа по теме урока.

(Стихи и сообщения о птицах читают подготовленные учащиеся. Работа в паре)

Спозаранку скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетают в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек».


Синицы.

Назвали их так за песенку: «скинь кафтан -скинь кафтан».

Синицы - красивые птички, ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

Летом синицы питаются насекомыми, уничтожая большое количество вредителей сада и огорода. Зимой охотно поедают семена ели, сосны и других растений. Зимой синицы прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.

-Воробьи-воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Воробей.

В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. В городах живут деревенские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее. Оперенье его скромное, серенькое.

Деревенский воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора – бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как птички уничтожают посевы. Своё гнездо воробей сооружает рядом с жильем человека.

- «Тук-тук-тук!» - поутру носом долбит он кору.

Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!

Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.

Много времени потратил на своё жилище дятел.

Дятел - лучший друг леса. Вся его жизнь проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаёт их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. язык у него липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. За всю свою жизнь дятел выдалбливает десятки дупел: и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются другие полезные птицы.

- Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи,

И замарашки – вороны снова заметными стали.

Занятное очень обличье, осмысленное выраженье.

И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях.

То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди,

То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде.

Всю зиму живем бок о бок и рады уже, как другу:

Не испугалась сугробов, не улетела к югу.

А когда прогорланит в марте: «кар-кар, прошла зима!» -

Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.



Ворона.

В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно встретить на помойке или городской свалке. Весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

- На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженных яблоки клюют.

Снегирь.

Зимой в наших лесах появляются снегири. Сюда они прилетели из северных лесов. Появление снегирей всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся на дерево- будто яблоки красные. Птицы не терпят одиночества и поминутно перекликаются, оповещая отставших собратьев о месте нахождения стайки. Ведь снегири – неутомимые путешественники. Всю зиму они странствуют в поисках мест с богатым урожаем ягод рябины и бузины, семян берёзы и ольхи, репейника, конского щавеля. Снегири – кочующие птицы. Как только подтает, птицы улетают.

Свиристели, дрозды.

Гостями наших лесов можно назвать и свиристелей и дроздов. Очень любят эти птицы ягоды калины, рябины, клюквы. Как только ягод становится меньше, эти птицы собираются в стаи и летят южнее, где ещё можно найти корм. Это так же кочующие птицы.

4.Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы».

5.Работа по теме урока (продолжение).

- Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной Бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится, заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

Зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съедать больше, чем летом. Но зимний день короткий и не успевают птицы найти себе корм. А голодным им трудно пережить мороз и нередко птицы погибают от голода.

В это время нужно помочь птицам, поддержать их.

- Как вы, ребята, можете помочь птицам?

Вейтесь русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?


6.Защита проекта «Птичья столовая»

(Презентация).


  1. Расскажи, почему вы выбрали такую форму кормушки, из какого материала изготовлена ваша кормушка.

  2. Как ты думаешь, какие птицы прилетят к твоей кормушке?

  3. Меню (корм) для гостей на твоей кормушке.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

7.Наблюдение.

- Давайте познакомимся с правилами наблюдения за птицами на кормушке.

  1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество каждого вида.

  2. Понаблюдайте, какие птицы прилетают раньше к кормушке, какие дольше кормятся на ней, в какое время дня птиц больше всего.

  3. Определите, влияют ли погодные условия на видовой и количественный состав птиц.

  4. Определите, какой корм предпочитают различные виды птиц, как и где они его едят (на кормушке, на ветке соседнего дерева).

- Исходя из наблюдений, составьте список кормов для разных видов птиц, а так же определите лучшее место и вид кормушки для организации подкормки птиц.

8.Меню для птичьей столовой.

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку семена лучше подавить.

Овёс или овсяная крупа – охотно съедят воробьи, чечётки, синицы.

Просо или пшено – любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

Арбузные и дынные семечки – любят синицы, поползни, дятлы.

Кедровые орешки – лакомство для поползней и дятлов.

Ягоды рябины, черёмухи – любят снегири и свиристели.

Хлебные крошки – порадуют всех птиц.

Несолёное сало- лакомство для синицы.

Игра «Определи корм».

9.Занимательная страничка.

- На этой страничке, мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.

- Наблюдая за птицами, народ определил для себя приметы погоды. Мы и сейчас ими пользуемся.

Не веришь – проверь.

Воробьи собирают возле курятника пух и перья – жди через несколько дней сильных морозов.

Вороны вьются в воздухе – пред снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру.

Снегирь за окном чирикает – к оттепели.

Воробьи дружно расчирикались к оттепели.

Загадки.

Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

(Дятел).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица).

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

Знать, недаром галстук красный

Дан с рожденья …(снегирю).

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает …(сова).

Он щебечет: «Чик-чирик!»

Серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке,

Ищет зёрнышки и крошки.

(Воробей).

10. Рефлексия.

- Как мы можем помочь зимующим птицам? Почему необходимо заботиться о птицах?

-Хорошо будет птицам, если каждый из нас повесит у себя в саду кормушку. Небольшая горстка зерна спасет от голода десятки птиц. На улице мороз и вьюга, а птицы знают, что в их птичьей столовой всегда ждёт вкусное угощение. Рядом с птицами и человеку веселее пережить долгую зиму. Вдруг неожиданно раздастся за окном весёлая песенка синицы или громкое чириканье воробья. Так благодарят они вас за заботу. А впереди весна …

В долгу у нас птицы не останутся.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

11.Итог урока.

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем беречь неспроста,

Любя и Европу, и Азию, и наши родные места!

- Что хотел сказать автор?

Прочитайте первые буквы строк этого стихотворения.(Сохраним природу Земли).

-Об этом мы должны помнить всегда!









7

Гартман Надежда Ивановна, учитель начальных классов
Окружающий мир. Урок - защита проекта Птичья столовая.
  • Начальные классы
Описание:

Окружающий мир, 1 класс.

Тема: Как зимой помочь птицам?

Цель:  защита проекта «Птичья столовая».

Задачи:

·        научить различать птиц, зимующих в наших краях, подбирать корм  для птиц, понимать важность заботы о зимующих птицах;

·        развивать наблюдательность и внимание, коммуникативные навыки обучающихся;

·        воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой, бережное отношение к природе.

Обучение УУД: научатся понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц,

 правила  наблюдения за птицами и правила подкормки птиц; отвечать на вопросы и уметь оценивать свои достижения; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Тип урока: ИНЗ.

Оборудование: мульти - медийная презентация, фотографии, иллюстрации,  образцы кормушек, виды корма для птиц.

ФОУД: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приемы: наблюдение, проблемная ситуация, доказательство, инструктаж, работа с презентацией, иллюстрациями, сравнение, самооценка

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 22643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓