Инфоурок Химия Другие методич. материалыОкислительно-восстановительные реакции (11 класс)

Окислительно-восстановительные реакции (11 класс)

Скачать материал

4. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Пример 4.1. Определить степень окисления хрома в молекуле К2Cr2O7 и ионе (СrО2).

Под степенью окисления (с.о.) понимают заряд элемента в соединении, вычисленный, исходя из предположения, что соединение состоит из ионов.

Степень окисления элемента в простом веществе, например, в Zn, Сa, H2, Br2, S, O2, равна нулю.

Определение степени окисления элемента в соединении проводят, используя следующие положения:

1. Cтепень окисления кислорода в соединениях обычно равна –2. Исключения составляют пероксиды H2+1O2–1, Na2+1O2–1 и фторид кислорода О+2F2.

2. Степень окисления водорода в большинстве соединений равна +1, за исключением солеобразных гидридов, например, Na+1H-1.

3. Постоянную степень окисления имеют металлы IА группы (щелочные металлы) (+1); IIА группы (бериллий, магний и щелочноземельные металлы) (+2); фтор (–1).

4. Алгебраическая сумма степеней окисления элементов в нейтральной молекуле равна нулю, в сложном ионе – заряду иона.

Решение. Чтобы рассчитать степень окисления элемента в молекуле, следует:

1) поставить степень окисления над теми элементами, для которых она известна, а искомую степень окисления обозначить через х. В нашем примере известна степень окисления калия (+1) и кислорода (-2):

К2+1Сr2хO7–2;

2) умножить индексы при элементах на их степени окисления и составить алгебраическое уравнение, приравняв правую часть к нулю:

К2+1Сr2х O7–2; 2(+1)+ 2x + 7 (–2) = 0; x = + 6.

Степень окисления элемента в ионе определяют также, только правую часть уравнения приравнивают к заряду иона:

(СrхО2−2); x + 2 (–2) = –1; x = + 3.                           

Пример 4.2. Исходя из степени окисления азота в соединениях NH3, KNO2, KNO3, определить, какое из них может быть только восстановителем, только окислителем и какое из них может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.

Решение. Возможные степени окисления азота: –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5. В указанных соединениях степени окисления азота равны: –3 (низшая), +3 (промежуточная), +5 (высшая). Следовательно, N-3H3 – только восстановитель, KN+3O2 – и окислитель и восстановитель, KN+5O3 – только окислитель.

 

 

 

 

Пример 4.3. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) HBr и H2S; б) MnO2 и HCl; в) MnO2 и NaBiO3?

Решение. а) в HBr с.о. (Br) = –1 (низшая), в H2S с.о. (S) = –2 (низшая). Так как бром и сера находятся в низшей степени окисления, то могут проявлять только восстановительные свойства, и реакция между ними невозможна; б) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная), в HCl с.о. (Cl) = –1 (низшая). Следовательно, взаимодействие этих веществ возможно, причем MnO2 является окислителем;

в) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная), в NaBiO3 с.о. (Bi) = +5 (высшая). Взятые вещества могут взаимодействовать. MnO2 в этом случае будет восстановителем.

Пример 4.4. Составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, идущей по схеме

KMnO4 + KNO2 + H2SO4 → MnSO4 + KNO3 + K2SO4 + H2O.

Определить окислитель и восстановитель. На основании электронных уравнений расставить коэффициенты.

Решение. Определяем степени окисления тех элементов, которые ее изменяют: KMn+7O4+ KN+3O2+H2SO4 → Mn+2SO4+ KN+5O3 +K2SO4+H2O.

Составляем электронные уравнения процессов окисления и восстановления, определяем окислитель и восстановитель:

N+3 – 2ē → N+5               5 окисление 10

Mn+7 + 5ē → Mn+2      2 восстановление

Уравниваем реакцию методом электронного баланса, суть которого заключается в том, что общее число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. Находим общее наименьшее кратное для отданных и принятых электронов. В приведенной реакции оно равно 10. Разделив это число на 5, получаем коэффициент 2 для окислителя и продукта его восстановления, а при делении 10 на 2 получаем коэффициент 5 для восстановителя и продукта его окисления. Коэффициенты перед веществами, атомы которых не меняют свои степени окисления, находим подбором.

Уравнение реакции будет иметь следующий вид:

2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5KNO3 + K2SO4 + 3H2O.

Пример 4.5. Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций, идущих по схемам: а) Mg + HNO3 (разб.)  Mg(NO3)2 + NH4NO3 + H2O;

б) KClO3 → KCl + O2; в) К2MnO4 + H2О →КMnO4 + MnO2 + KOH.

В каждой реакции определить окислитель и восстановитель, расставить коэффициенты, указать тип каждой реакции.

Решение. Составляем уравнения реакций:

4Mg0 + 10HN+5O3 = 4Mg+2(NO3)2 +N−3H4NO3 +3H2O (1)

в-ль ок-ль, среда

Mg0 – 2ē → Mg+2                 4 окисление             

N+5 + 8ē → N–3                     1 восстановление;

2KCl+5O3-2 = 2KCl–1 + 3O20 (2)

ок-ль в-ль

2O–2 – 4ē → O20                                    3 окисление

Cl+5 + 6ē → Cl–1                       2 восстановление;

3K2Mn+6O4 + 2H2O = 2KMn+7O4 + Mn+4O2 + 4КОН (3)

в-ль,

ок-ль

Mn+6 –1ē →Mn+7                 2 окисление

Mn+6 + 2ē → Mn+4             1 восстановление.

Как видно из представленных уравнений, в реакции (1) окислитель и восстановитель – разные элементы в молекулах двух разных веществ, значит, данная реакция относится к типу межмолекулярных окислительно-восстановительных реакций. В реакции (2) окислитель (хлор) и восстановитель (кислород) содержатся в одной молекуле, следовательно, реакция внутримолекулярная. В реакции (3) роль окислителя и восстановителя выполняет один и тот же элемент − марганец, значит, это реакция диспропорционирования.

 

Задачи и упражнения для самостоятельного решения

4.1. а). Исходя из степени окисления серы в веществах S, H2S, Na2SO3, H2SO4, определить, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какие могут быть и окислителем, и восстановителем. Ответ обосновать.

б). На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: NaI + NaIO3+ H2SO4 → I2+ Na2SO4 + H2O.

Определить тип окислительно-восстановительной реакции.

4.2. Реакции выражаются схемами:

Zn + HNO3 (разб) → Zn(NO3)2 + N2O + H2O;

SnCl2 + K2Cr2O7 + H2SO4  S→ n(SO4)2 + CrCl3 + K2SO4 + H2O.

Составить электронные уравнения, подобрать коэффициенты, указать, какое вещество в каждой реакции является окислителем, какое восстановителем.

4.3. а). Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях:

P–3 → P+5; N+3 → N–3; Cl→ (ClO3); (SO4)2− → S–2.

б). Реакция выражается схемой

KMnO4 + H2S + H2SO4 → MnSO4 + S + K2SO4 + H2O.

Определить окислитель и восстановитель, на сновании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции.

4.4. а). Могут ли протекать окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) Cl2 и H2S; б) KBr и KBrO; в) HI и NH3? Ответ обосновать.

б). На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты, определить тип окислительно-восстановительной реакции, идущей по схеме

NaCrO2 + PbO2 + NaOH → Na2CrO4 + Na2PbO2 + H2O.

4.5. а). Возможные степени окисления железа в соединениях +2, +3, +6. Определить, какое из веществ может быть только восстановителем, только окислителем и какое – и окислителем и восстановителем: FeSO4, Fe2O3, K2FeO4. Ответ обосновать.

б). На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты для веществ в уравнении реакции, идущей по схеме

CrCl3 + Br2 + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + NaCl + H2O.

4.6. а). Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях:

As+3 → As+5; (CrO4)2– → (CrO2); (MnO4)→ (MnO4)2–; Si+4 Si0.

б). На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в реакции, идущей по схеме H2S + H2SO3  S + H2O.

4.7. Реакции выражаются схемами:

NaNO3 → NaNO2 + O2;

MnSO4 + KClO3 + KOH → K2MnO4 + KCl + K2SO4 + H2O.

Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

4.8. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

KBr + KBrO3 + H2SO4 Br2 + K2SO4 + H2O;

NH4NO3 N2O + H2O.

4.9. . Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2 O;

NaBrO → NaBrO3 + NaBr.

4.10. а). Исходя из степени окисления хлора определить и дать мотивированный ответ, какое из соединений Cl2, HCl, HClO4 является только окислителем, только восстановителем и какое из них может иметь функцию и окислителя, и восстановителя.

б). На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме HNO3 + Bi → NO + Bi(NO3)3 + H2O.

4.11. . Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O;

AgNO3 → Ag + NO2 + O2.

4.12. а). Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) H2S и Br2; б) HI и HIO3; в) KMnO4 и K2Cr2O7? Ответ обосновать.

б). На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме

a)     H2O2 + KMnO4 + H2SO4 → H2S2- + Br20 = 2HBr- + S0.

б) H2O2 + KMnO4 + H2SO4 = O2 + MnSO4 + K2SO4 +  H2O

4.13. а). Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях:

(BrO4) → Br2; Bi → (BiO3); (VO3) →V; Si–4 → Si+4.

б). На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме

Al + KMnO4 + H2SO4 → Al2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O.

4.14. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

Na2SO3 + Na2S + H2SO4 S + Na2SO4 + H2O;

KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2.

4.15. а). Могут ли идти окислительно-восстановительные реакции между следующими веществами: а) PbO2 и KBiO3; б) Н2S и Н2SO3; в) H2SO3 и HClO4? Ответ обосновать.

б). На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме S + KOH → K2SO3 + K2S + H2O.

Определить тип окислительно-восстановительной реакции.

4.16. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

(NH4)2Cr2O7 → N2 + Cr2O3 + H2O;

P + HNO3 + H2O → H3PO4 + NO.

4.17. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

Ba(OH)2 + I2 → Ba(IO3)2 + BaI2 + H2O;

MnSO4 + PbO2 + HNO3 HMnO4 + Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

Pb(NO3)2 + PbSO4 + H2O.

4.18. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

AgNO3 + H2O2 + KOH → Ag + O2 + KNO3 + H2O;

Ni(NO3)2 → NiO + NO2 + O2.

4.19. На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнениях реакций, идущих по схемам

HNO2 → HNO3 + NO + H2O;

Cr2O3 + KClO3 + KOH → K2CrO4 + KCl + H2O.

Указать окислитель и восстановитель в каждой реакции, определить ее тип.

4.20. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций?

Si + O2 + NaOH → Na2SiO3 + H2O;

NH4NO2 N2 + H2O.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Окислительно-восстановительные реакции (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   В начале материала дается краткая теория, примеры выполнения разных заданий по теме "Окислительно-восстановительные реакции" не только на базовом, но и повышенном уровнях в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования, плана, кодификатора и спецификации итоговой аттестации за курс основного и среднего образования.

    Задания составлены так, что их можно использовать не только для самостоятельного решения, но и для контроля знаний, разделив их по вариантам по степени сложности (дифференцированно), объема и количества заданий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 3155
    • DOCX 26.8 кбайт
    • 65 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Матюнова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Матюнова Татьяна Петровна
    Матюнова Татьяна Петровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 211107
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе