Главная / Начальные классы / Охранять природу – значит охранять Родину (урок литературного чтения во 2 классе)

Охранять природу – значит охранять Родину (урок литературного чтения во 2 классе)

Охранять природу – значит охранять Родину

(урок литературного чтения во 2 классе,

учитель начальных классов Нестеренко Алла Дмитриевна)

Материал к уроку: «Охранять природу – значит охранять Родину» (по Н. Надеждиной), Е. Серова «Добрый великан»

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при знакомстве со стихотворением Е. Серовой «Добрый великан» посредством использования стратегий технологии развития критического мышления.

Задачи:

обучающая: формировать навыки осознанного, выразительного чтения, способствовать умению анализировать стихотворение, читать «между строк»;

личностного развития: развивать творческое воображение, критическое мышление, умение обобщать и систематизировать, обогащать словарный запас; создать условия и ситуации, способствующие воспитанию экологического поведения, гуманного отношения к окружающему миру

Обоснование:

Предмет литературное чтение является первым звеном в системе единого непрерывного образования и культурологической подготовки учащихся. Основываясь на литературно-эстетическом принципе, с элементами монографического, второклассники получают первостепенные представления о стихотворении, об авторе, учатся воспринимать героев через их поступки, а также наблюдать за изобразительно-выразительными средствами, осознавать идею произведения

Учащиеся должны знать: элементарные сведения об авторе, несколько названий его произведений или книг, стихотворение «Добрый великан»

Учащиеся должны уметь:

  • бегло, правильно, выразительно читать стихотворение в соответствии с эмоциональным состоянием героя;

  • определять главную мысль произведения;

  • устанавливать последовательную логическую цепочку событий;

  • выявлять отношение автора к герою и определять своё отношение к героям

Данный сценарий урока может быть использован любым педагогом, т.к. составлен в соответствии с требованиями программы («Литературное чтение», 2 класс)

Оборудование: статья Н. Надеждиной «Охранять природу – значит охранять Родину», стихотворение Е. Серова «Добрый великан»; карточки с заданиями, силуэты бабочек, карточки со словами: «Вежливость», «Помощь», «Трудолюбие», «Щедрость», «Скупость», «Драчун», «Улыбка», «Добрые мысли», «Ласковые слова», «Защита»

Используемые методы:

Словесный (слово учителя)

Практический (чтение текста)

Частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте)

Репродуктивный (беседа по рассказу)

Проблемно-поисковый

Сценарий урока

  1. Организационный момент

Учащиеся: С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать, всем работать, отвечать!

В мире много интересного, нас порою неизвестного.

Миру знаний нет предела… Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: Сегодня у нас много гостей на уроке, подарите им свои улыбки, а я от их имени пожелаю вам успехов, я верю, что у нас все получится, как надо, ведь «…все, что мы делаем, − нужно, так давайте трудиться честно, усердно и дружно!» (девиз урока)

На протяжении всего урока вы будете заполнять Листы самооценки, которые в конце урока отдадите мне для проверки. Я тоже вас оценю.

На этих листах определены критерии, которые помогут вам самостоятельно оценить свою работу на каждом этапе урока:

1. умение думать и рассуждать

2. умение обсуждать

3. умение слушать и слышать

4. умение читать между строк

5. работать с удовольствием

  1. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения М. Пляцковского «Слышишь песенку ручья?» (коллективное проговаривание второй строки вслед за солистом), выставка рисунков «Это Родина моя»

Учитель. Вы нарисовали замечательные рисунки. Что для вас означает слово РОДИНА? Давайте прочитаем наизусть стихотворение «Слышишь песенку ручья?» следующим образом: одну строчку – солист, вторую – хор и т.д.

Оцените, как вы подготовили домашнее задание. (здесь и далее знак «+» означает «отлично», «+_» – «можно было сделать лучше, есть ошибки, мне нужна помощь в выполнении задания», «-» – задание оказалось сложным для выполнения»)

Обобщение ответов детей: Родина и природа неразделимы для человека. Природа – это часть Родины.

Введение в тему урока, целеполагание

На доске таблицы слогов, из которых нужно составить слова, используя специальный шифр

Таблица 1


А

Б

В

1

ра



2


на


3



ох

Таблица 2


А

Б

В

1

да



2


ро


3



при

Шифр: 3В, 1А, 2Б (охрана)

3В, 2Б, 1А (природа)

На доске появляются слова: ОХРАНА ПРИРОДА

Учитель: Назовите тему нашего урока. (Охрана природы) Что значит охранять природу? (Не уничтожать, беречь, помогать сохранить то, что есть).

На доске появляются слова, поясняющие глагол ОХРАНЯТЬ:


БЕРЕЧЬ

ЗАЩИЩАТЬ

ЗАБОТИТЬСЯ

ЛЮБИТЬ

ПОМОГАТЬ


Прочитайте строчки на доске (эпиграф) сначала про себя, а потом вслух медленно:

Все дорого в природе мне, все мило,

И ты, читатель, тоже поспеши

Увидеть, как чарующая сила

Пленяет чуткий глаз моей души!

Как вы понимаете выражение «глаз моей души»? Что такое «душа»? (Внутренний мир человека, черты его характера) Может ли душа видеть? (В переносном смысле, это значит чувствовать, переживать)

Артикуляционная гимнастика. Речевая разминка. Упражнения для глаз

Учитель. Ребята, представьте, что мы оказались на летнем лугу. Здесь много животных.

Вот скачут лошади и цокают копытами: упражнение «Лошадка» (присосать язык к нёбу, щелкать языком)

А это щиплют травку индюки: упражнение «Индюк» (открыть рот, широким передним краем языка проводить по верхней губе вперёд–назад, стараясь не отрывать язык от губ, добавить голос, пока не получится бл–бл–бл)

А еще здесь много птиц: чтение скороговорки (с. 133): В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи сначала медленно про себя, раскрытие смысла (здесь говориться о птицах) потом шёпотом, затем в полный голос быстро и ещё раз очень быстро

И, конечно же, на лугу много бабочек. Бабочки похожи на пёстрые цветы. Упражнения для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, помассировать веки)

и вдруг проснулся (поморгать глазами)

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох)

Взвился ввысь и улетел (потрясти кистями, посмотреть влево–вправо, не поворачивая головы)

(Закрыть глаза, выполнить 2–3 раза круговые вращения глазными яблоками влево–вправо, представив, что в класс влетела бабочка и стала кружиться под потолком, затем открыть глаза, поморгать и посмотреть в окно − бабочка улетела)

Повторение правил выразительного чтения (задачи урока):

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим!

Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим, потому что не спешим!

Словарная работа (слова напечатаны на отдельных листах)

Учитель. На уроке сегодня нам встретятся слова, значение которых следует уточнить. Читаем слова цепочкой по одному и объясняем значение.

Великан – человек огромного роста;

Богатство – изобилие, ценности, ресурсы страны или отдельных людей;

Защитник − тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от враждебных действий;

Ураган − ветер разрушительной силы и значительной продолжительности:

Лихой − злой, злобный, мстительный; лукавый

Учитель. Оцените свою работу по подготовке к чтению

Учебно-познавательная деятельность. Работа над произведениями по теме урока

  • Знакомство со статьёй Надежды Надеждиной «Охранять природу – значит охранять Родину»

Текст читает подготовленный ученик. Учащиеся следят по учебникам (с. 130–131)

Вопросы по тексту:

Прочтите название текста и объясните его смысл;

Кто является защитником природы? Почему?

Согласны ли вы с утверждением, что являетесь великанами?

Что значит быть добрым и умным великаном?

  • Групповая работа

Игра «Добрый великан»

Учащиеся получают плакаты «Правила друзей природы» (1–я группа) и «Будь природе другом» (2–я группа) и карточки с заданиями.

Карточка 1

Внимательно рассмотрите плакат. Составьте «Правила друзей природы». Свой ответ начните словами: «Добрый великан никогда не станет…»

Карточка 2

Внимательно рассмотрите плакат. Составьте «Правила друзей природы». Свой ответ начните словами: «Добрый великан всегда…»

По материалам плакатов группы составляют рекомендации, как нельзя себя вести в природе и что можно сделать, чтобы помочь сохранить природные богатства. В результате групповой работы учащиеся повторяют основные правила поведения в природе.

1–я группа начинает свой ответ словами «Добрый великан никогда не станет…»

разрушать муравейники;

ловить бабочек;

жечь костры в лесу;

шуметь в лесу;

ловить рыбу сетью;

рвать ягодные кустики;

разрушать птичьи гнёзда;

сорить

2–я группа начинает свой рассказ словами «Добрый великан всегда…»

подкармливает животных зимой;

сажает деревья;

огораживает муравейники;

собирает макулатуру;

делает кормушки для птиц и скворечники;

собирает мусор

Учитель. Оцените свою работу в группе

  • Работа над стихотворением Екатерины Серовой «Добрый великан»

Учитель. Екатерина Васильевна Серова – детский поэт, автор более сорока поэтических книг, одна из которых называется «Наши цветы»

Вот как она сама вспоминает о себе: «Я родилась в суровом 1919 году в провинциальном городе – Вологде. От постоянного чувства голода меня спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы мне и моей старшей сестре. Поскольку сестра была на семь лет старше, я уже в годовалом возрасте слушала не "баюшки-баю", а сказки Пушкина, Андерсена, братьев Перро...

В три года мне захотелось научиться читать самой, но так, чтобы это было тайной для всех. Книга была для меня зашифрованным посланием, прочесть которое мне поможет волшебник Алфавит. Ключи к алфавиту я нашла на ближайших улицах. Это были громадные вывески, значения которых я знала. Я срисовывала их на клочки оберточной бумаги и тайком приносила домой, где тоже старательно прятала (гуляла я одна, родители были заняты, так что никто мне не мешал).

Я забиралась под стол, со свисающей почти до полу скатертью, и там, никому не видимая, наслаждалась чтением сказок, дополняя свой запас букв. Когда никого не было дома, я шла к заветному книжному шкафу... До верхних полок мне было не добраться, но на нижней полке лежал толстый том – Шекспир в роскошном издании. Какие там были "картинки"! Красавица Оливия и Титания, зловещие ведьмы у кипящего котла, прелестные эльфы, порхающие над спящими людьми, кораблекрушения... Я прочла Шекспира от корки до корки.

В 1924 году наша семья переехала в Ленинград. Там, вместе с моей подругой Верой, мы разыгрывали спектакли моего сочинения. Я была и автором, и режиссером, и костюмером. Нам приходилось быть и принцессами, и ведьмами, доводилось играть и мужские роли. Так мой детский кумир – Шекспир – продолжал вдохновлять меня. В это же время я начала сочинять стихи.

В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве Детгизе. Этот кружок дал мне больше, чем любой литературный ВУЗ. Там собирались талантливые детские писатели, ставшие потом широко известными – Радий Погодин, Святослав Сахарнов, Виктор Курочкин (его будущий фильм "На войне, как на войне" смотрела вся страна). Начали выходить мои первые поэтические книжки.

Однажды мне на глаза попало объявление о московском конкурсе "На лучшее научно-художественное произведение для детей". Ни на что не надеясь, я послала на этот конкурс только что написанную книжку о цветах, и напрочь об этом забыла. Каково же было мое удивление, когда я получила открытку с приглашением явиться для получения "Почетной грамоты". Через некоторое время Детгиз издал книжку "Наши цветы".

И тут ко мне пришел небывалый успех!

Тонкий знаток природы, талантливый писатель Виталий Валентинович Бианки написал: "Спасибо за чудесный подарок. Еще и еще раз перечитываю Вашу книжку. И – как всегда при встрече с подлинным искусством – "Цветы" Ваши доставляют мне радость. Вот уж подлинно Вы... оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали – и сделали цветок!"

Чуть позже поэт Валентин Берестов написал мне: "Ваши "Цветы" открыли дорогу стихам о природе. Они объединили и продолжают объединять множество людей".

Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Добрый великан» наизусть

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся Зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик,

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки –

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена.

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Только я не хочу!

Я – добрый великан!

Вопросы для первичного восприятия текста:

Вам понравилось стихотворение?

О ком рассказывается в этом стихотворении? (О великане и жителях Зелёной страны)

Физкультминутка

Ребята, герой произведения приглашает нас в Зелёную страну, чтобы мы немного отдохнули. (Дети выполняют движения со словами)

Вышли уточки на луг: «Кря–кря–кря!» (шагаем)

Пролетел весёлый жук: «Ж–ж–ж!» (машем руками–крыльями)

Гуси шеи выгибают: «Га–га–га!» (круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют (повороты туловища влево–вправо)

Ветер ветки раскачал: «У–у–у!» (качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал: «Р–р–р!» (руки на поясе, наклонились, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш: «Ш–ш–ш!» (поднимаем руки вверх, тянемся за руками)

И опять настала тишь: «Ш–ш–ш!» (садимся)

Упражнение по предупреждению ошибочного чтения трудных слов:


КВАРТИРКА

ВЫСОТНЫЙ

РАЗЛОМАТЬ

РАСТОПТАТЬ

ХЛОПОЧУТ

ЖИЛЬЦЫ


Решение учебно-практической задачи

Повторное чтение и подробный анализ стихотворения

Кого встретил Великан в Зелёной стране? (Улитку, жука, муравьёв, букашек)

Где поселились обитатели лужайки? Зачитайте

С кем автор сравнивает Великана? (С лихим ураганом)

Почему мальчик не стал вести себя как лихой ураган? (Потому что он добрый великан)

Нравится ли вам герой стихотворения?

Давайте составим его портрет. (На доске появляется схема):

костюм—ВЕЛИКАН (какой?) ––– образ (положительный/ отрицательный)

Для характеристики героя используйте слова на доске:


ДОБРЫЙ

ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ

ЛИХОЙ

ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

СМЕКАЛИСТЫЙ

ЧУТКИЙ

ЗЛОЙ

ЖЕСТОКИЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

РАВНОДУШНЫЙ

СКРОМНЫЙ

СЕБЯЛЮБИВЫЙ


Можем ли мы назвать героя стихотворения другом природы? Почему?

Для чего автор рассказал нам о добром великане? (Он хотел показать, как вести себя в природе, чтобы никому не навредить)

Оцените себя на этапе работы над стихотворением

Обобщая ответы, учитель акцентирует внимание на том, что добрый человек относится бережно и внимательно ко всему, что его окружает.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

Учитель. Чтобы научиться читать стихотворение красиво, нужно старательно подготовиться. Для этого мы разделим произведение на 2 части. Первая часть – до слов «Если я, великан захочу…», вторая часть – до конца. Первый ряд читает первую часть, второй ряд – вторую часть стихотворения. Будьте очень внимательны: обращайте внимание на знаки препинания, не забывайте делать паузы и логические ударения на важных словах. Интонацией передавайте предложения с восклицательным знаком.

Выразительное чтение

Учащиеся читают стихотворение парами (по желанию группы)

1 пара. Прочитайте в быстром темпе с чувством радости

2 пара. Прочитайте, в среднем темпе с чувством восхищения

3 пара. Прочитайте в медленном темпе с чувством задумчивости

Выразительное чтение учащихся

Самооценка работы над выразительным чтением

Творческое задание (по группам)

  1. Составьте задачу по содержанию стихотворения

  2. Подберите наиболее подходящую пословицу к стихотворению.

Варианты пословиц:

Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.

Не мудрено срубить, мудрено вырастить.

Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.

Одна искра целый лес сжигает

Умей охотится, умей и о дичи заботиться.

Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Учитель.

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?

- Кто сегодня научился лучше читать?

-О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

Игра «Луг доброты»

Ребята, мы много времени провели на лугу. А ведь у него есть название. Оно состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а, о (на доске таблички с буквами).

Как называется наш луг? (Доброта).

У вас на партах бабочки и полоски бумаги с разными словами — названиями качеств характера. Выберите одно качество для своей бабочки, чтобы она смогла полететь на луг Доброты. Объясните свой выбор.

Ученики выбирают бабочек и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала слово «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми». После ответа бабочка прикрепляется на доску.

Учитель. Оцените себя на этом этапе работы. Я благодарю вас за работу. Вы отлично трудились сегодня. Вы МОЛОДЦЫ!


http://img-a3.pe.imagevz.net/photo3/69/0d/00a6d0df39a3b6c39f0d8e98bdf4/1-63e65585afb339af7598a64aa88764df.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/901/69901548_1296254135_6e0d446e6e51.png

http://foto.big.az/smallupload/pictures/43311.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6608/36014149.d3/0_74ede_425e37bd_XL




Лист самооценки

Фамилия __________________ Имя _________________

2 класс

Этапы урока

Самооценка

Оценка учителя

1

Проверка домашнего задания



2

Речевая разминка. Словарная работа



3

Работа в группах. Игра «Добрый великан»



4

Выразительное чтение стихотворения



5

Игра «Луг Доброты»



Критерии оценки:

1. умение думать и рассуждать

2. умение обсуждать

3. умение слушать и слышать

4. умение читать между строк

5. работать с удовольствием


Знак «+» означает «отлично»,

«+_» – «можно было сделать лучше, есть ошибки, мне нужна помощь в выполнении задания»,

«-» – задание оказалось сложным для выполнения»


Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова

Вежливость

Драчливость

Помощь

Улыбка

Трудолюбие

Добрые мысли

Щедрость

Защита

Скупость

Ласковые слова


ПОСЛОВИЦЫ

Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.


Не мудрено срубить, мудрено вырастить.


Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.


Одна искра целый лес сжигает


Умей охотится, умей и о дичи заботиться.


Карточка 1

Внимательно рассмотрите плакат. Составьте «Правила друзей природы». Свой ответ начните словами: «Добрый великан никогда не станет…»



Карточка 2

Внимательно рассмотрите плакат. Составьте «Правила друзей природы». Свой ответ начните словами: «Добрый великан всегда…»



Д

О

Б

Р

О

Т

А


ВЕЛИКАН

БОГАТСТВО

ЗАЩИТНИК

УРАГАН

ЛИХОЙ

Охранять природу – значит охранять Родину (урок литературного чтения во 2 классе)
  • Начальные классы
Описание:

 

Материал к уроку: «Охранять природу – значит охранять Родину» (по Н. Надеждиной), Е. Серова «Добрый великан»

Цель: создатьусловиядля активной познавательной деятельности учащихся при знакомстве со стихотворением Е. Серовой «Добрый великан» посредством использования стратегий технологии развития критического мышления.

Задачи:

обучающая:формировать навыки осознанного, выразительного чтения, способствовать умению анализировать стихотворение, читать «между строк»;

личностного развития:развивать творческое воображение, критическое мышление, умение обобщать и систематизировать, обогащать словарный запас; создать условия и ситуации, способствующие воспитанию экологического поведения, гуманного отношения к окружающему миру

Обоснование:

 

Предмет литературное чтение является первым звеном в системе единого непрерывного образования и культурологической подготовки учащихся. Основываясь на литературно-эстетическом принципе, с элементами монографического, второклассники получают первостепенные представления о стихотворении, об авторе, учатся воспринимать героев через их поступки, а также наблюдать за изобразительно-выразительными средствами, осознавать идею произведения

Автор Нестеренко Алла Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 44224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓