Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие
на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена
существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые
и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые
результаты: учащиеся научатся
находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию
при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные;
классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; делать
звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание.
Ход урока.
1.
Орг.момент.
2.
Актуализация
знаний.
1)
Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Сидит дед,
Многими шубами одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (капуста)
Желта, а не масло.
Кругла, а не луна.
С хвостом, а не мышь. (репа)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)
- как назвать эти имена существительные одним словом? Запишите. (овощи)
2) - Сделаем звуко-буквенный разбор слова овощи.
О\во\щи- 3 слога, 3 гласн., 2 согл.
О-[o] – гласный, ударный
В- [в] – согласный, парный звонкий, твёрдый
О- [a] – гласный, безударный
Щ- [щ] – согласный, непарный звонкий, мягкий
И- [и]
– гласный, безударный
5 б., 5 зв.
3)
Орфографическая минутка (запись под диктовку)
Повар заправил
овощной суп капустой, морковкой, картофелем.
- Проверим.
- Подчеркните
орфограммы.
3.
Самоопределение к
деятельности.
Чтение правила.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на
вопрос кто? или что?, называются именами существительными.
- Почему эта часть
речи получила такое название?
- Посмотрите на
доску. На какие две группы можно разделить эти имена существительные?
- Сегодня на уроке мы
будем учиться классифицировать слова по этому признаку.
4. Работа по теме
урока.
1) - Вспомним
правило.
2)
Игра «Кто или что?»
5.Физкультминутка.
6.Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
- Возьмите карточки. Допишите в каждую группу по два слова.
Инструменты (что?): топор, ____________, ____________.
Обувь (что?): сапоги, __________________, _______________.
Явления природы (что?): вьюга, ________________, __________________.
Звери (кто?): кот, _______________, ___________________.
Птицы (кто?): снегирь, ____________________, ____________________.
Проверка.
2) Работа со стихотворением.
- Прочитайте стихотворение. Вставьте подходящие по
смыслу имена существительные.
У _________ высокий
рост,
У _________ пушистый
хвост,
У _________ крепки
рожки,
У _________ тонки
ножки.
У _________ толсты
губы,
А у _______ остры
зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
- Красным карандашом
подчеркните
одушевлённые имена
существительные, а зелёным – неодушевлённые.
7. Рефлексия.
- Выпишите имена
существительные: 1 вариант – одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые.
Комар, одежда, снег,
картина, художник, пилот, друг, солнце, хитрец, улыбка.
8. Подведение итогов
урока.
- Что интересного вы
узнали об именах существительных?
- Какое задание показалось
трудным?
- Кто справился с
проверкой заданий?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.